Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные технологии в правоохранительной деятельности. Автоматизированные информационные дактилоскопические системы.





Государство должно обеспечить максимально быстрое развитие всех систем связи, прежде всего телекоммуникационной, на основе прогрессивной информационной технологии. Развитие современных систем связи – оптоволоконной, спутниковой, радиорелейной, и т.д. – необходимое условие совершенствования государственного управления, развития рыночных структур, нормальной кредитно-финансовой системы и т.д. В условиях огромных размерах территории России наличие хороших систем связи является первым условием экономического развития. Создание телексной системы, электронной почты и т.д. могло бы позволить с минимальными потерями решить огромное количество транспортных, энергетических, управленческих и других проблем.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты.

Например, всемирная информационная паутина – Internet. В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения: возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок; технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды; электронная почта в компьютерной сети РЕДКОМ и другие. Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов: информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы и обеспечивающие их информационные технологии. Их юридическая поддержка является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством. Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:

— обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

— создание и поддержание необходимого для устойчивого развития;

— предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

— повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно – политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.

Формирование и развитие единого информационного пространства России предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектами гражданам.

Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой, телеграфом и пр.

Для координации усилий всех органов государственный власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать комплекс организационных мероприятий, который должен предусматривать установление порядка определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, очередность разработки законодательных актов и нормативных документов, в том числе стандартов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов. В комплексе мер должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам информационной грамоты. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.

Формирование информационного пространства России в интересах органов государственной власти должно быть направлено на объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения их эффективной управленческой деятельности. Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности личности, общества, государства.

В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях – держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания: районной организации (центра) для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных; региональных и межрегиональных государственных и коммерческих организаций для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц. Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимают: создание развитой системы информационной поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления; создание единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.

Информационные технологии Министерства юстиции РФ

Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства.

Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных «Правотворчество».

Как указывает А.В. Морозов, «автоматизированная информационная подсистема «Правотворчество» представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы данных знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России».

За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

Помимо функций контроля и согласования развития нормативного правового массива Российской Федерации (включая информационно-правовые аспекты) Министерство юстиции РФ ведет учет нормативных правовых актов Российской Федерации, а также, в силу возложенных на него функций, обладает чрезвычайно развитой системой правовой информации и активно участвует в процессах информатизации правовой системы России.

Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных «Фонд», «Эталон», фонд правовых актов на бумажных носителях. Как указывает А.В. Морозов, «Отличительной чертой баз данных правовой информации «Фонд» и «Эталон» является качественная обработка правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям по телекоммуникационным каналам как актуальной редакции текста правового акта, так и нужной пользователю версии на любую дату». Все эти особенности имеют весьма существенное значение для повышения оперативности и качества информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одной из важных особенностей, обеспечиваемых базой данных «Эталон», является то, что наряду с обычным набором услуг «Эталон» предоставляет статистические данные о работе судов, информацию о деятельности Министерства юстиции РФ, сведения о зарегистрированных в данном Министерстве общественных и религиозных объединениях и др. Вообще, в системе правовой информации Министерства юстиции РФ особое место принадлежит информационным ресурсам судебной практики и правовой статистики, данные, которых во многом отражают результативность функционирования всей правоохранительной системы и позволяют законодателю работать с оперативной информацией и вести информационно-аналитические исследования состояния правопорядка с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое регулирование либо оценить эффективность существующего правового регулирования в данной области.

Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информации в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ.

В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network – GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

Еще одним важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ в области информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ.

Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

Информационные технологии Прокуратуры РФ

В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).

Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему: 1 уровень – Генеральная прокуратура РФ; 2 уровень – прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей; 3 уровень – прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

В рамках создания АСИО-Прокуратура Программой предусматривается решение следующих основных задач:

— организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);

— объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;

— объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;

— обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах.

В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ функционируют: отдел писем (12 рабочих станций) для решения задачи «Жалоба»; управление кадров (5 рабочих станций); отдел статистики (5 рабочих станций); отдел по законодательству Российской Федерации (объединяет 35 рабочих станций) для информационного обслуживания сотрудников Генеральной прокуратуры РФ.

На региональном уровне действуют:

— АСИО «Надзор за следствием и дознанием», включающая подсистемы обработки информации по уголовным делам с продленными сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей, по делам о преступлениях, совершенных организованными группами;

— АСИО о кадровом составе органов прокуратуры, где существует персональный учет кадров, контроль за проведением аттестации сотрудников прокуратуры и реализацией результатов ее проведения;

— АСИО по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;

— АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;

— автоматизированная система обработки статистически информации о работе прокурора, отчета о следственной работе, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях;

— автоматизированные системы информационного обеспечения расследования преступлений;

— автоматизированная система учета нераскрытых убийств.

Компьютерная база органов прокуратуры сосредоточена в основном на центральном и областном уровнях. В последнее время персональные ЭВМ стали устанавливаться также в районных и городских прокуратурах.

Информационные технологии в таможенных органах

Разработка, создание и использование информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осуществляются таможенными органами в соответствии федеральным законодательством. Внедрение информационных систем и информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и международными стандартами.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности. Использование таможенными органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе.

Информационные ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций. Порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов, требования к документированию информации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает требования, которым должны отвечать информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые: 1) лицами при применении специальных упрощенных процедур; 2) владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов, таможенными брокерами, иными лицами по их желанию для представления документов и сведений.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатации средств защиты информации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система (АДИС) — это программно-технический комплекс, предназначенный для ведения дактилоскопических учетов и осуществления проверок следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений, по массивам дактилокарт лиц, состоящих на дактилоскопическом учете.

За последние годы разработано и апробировано несколько АДИС, наиболее совершенной из которых признана система «Папилон», использующая самое полное топологическое описание гребневой структуры папиллярного узора и автоматический кодер высокой точности и надежности, не требующий участия оператора при кодировании узора. Эта система уже внедрена в большинстве регионов страны.

АДИС «Папилон» — единственная отечественная компьютерная система, обеспечивающая гарантированные характеристики на любом массиве дактилокарт без их предварительного отбора по качеству. Участие оператора исключено даже из процесса нахождения мелких особенностей узора. Это достигается за счет применения очень детального иерархического описания структуры папиллярного узора каждого отпечатка.

На самом верхнем уровне иерархии находится тип узора, затем следует положение дельт и центров, гребневой счет дельта-дельта и дельта-центр, затем направление потоков папиллярных линий, расположение мелких особенностей и их взаимосвязанность.

Такая структура описания гарантирует очень высокую эффективность системы, ибо значительная часть сравнений между отпечатками завершается уже на верхних уровнях, а на конечный, наиболее емкий по затратам времени уровень приходится весьма небольшая часть сравнений. Так, при поиске среднестатистического следа с 15-17 особенностями в массиве из миллиона отпечатков количество ложных сигналов будет не более 15 либо они вообще не пройдут.

Система надежна, проста в эксплуатации и обеспечивает:

ввод и хранение в базе данных дактилокарт, фотоизображений лиц, особых примет и словесного описания людей;

ввод и хранение следов пальцев рук и ладоней, изъятых с мест нераскрытых преступлений;

автоматический поиск «карта-карта» для установления личности проверяемого субъекта; «карта-след» и «след-карта» для выявления лица, оставившего следы пальцев на месте происшествия либо нескольких таких местах; а также «след-след», чтобы установить факт совершения нескольких преступлений одним и тем же человеком, на момент проверки неизвестным;

поиск и идентификацию следов и отпечатков ладоней;

автоматизированное определение дактилоформулы;

удаленный ввод дактилоскопической информации, удаленный доступ к центральной базе данных.

С ее помощью уже раскрыто несколько десятков тысяч преступлений, в том числе тяжких, имеющих межрегиональный характер.

АДИС «Папилон», работающая в конкретном субъекте Российской Федерации, имеет центральную компьютерную систему и связанную с ней сеть станций удаленного доступа, охватывающих весь регион. В центральной АДИС, полностью аккумулирующей дактилоскопическую информацию, производятся все проверки и выдаются результаты.

На станциях удаленного доступа вводится информация оперативного учета (дактилокарты, следы, словесные описания, фотографии), передаваемая в центр для выполнения проверок. Она сразу же вливается в базу данных и становится доступной всем другим удаленным пользователям.

Дактилоскопирование преступников производится на «живом» сканере Папилон, являющемся уникальным оптоэлектронным устройством бескраскового дактилоскопирования. Он формирует изображение прокатанного пальца, контрольных оттисков, отпечатков ладоней. Папиллярный узор фиксируется точно, возможна многократная прокатка для получения оптимального результата.

Порядок следования и расположение отпечатков и контрольных оттисков контролируется автоматически. Получаемые таким образом электронные дактилокарты сжимаются и за считанные минуты передаются в любую другую АДИС.

«Живой» сканер Папилон позволяет быстро получить высококачественные дактилокарты, проверить подозреваемого за 1-3 часа после задержания по всем следам с мест нераскрытых преступлений, установить его личность и т.д. Благодаря специальному эластичному покрытию и инфракрасной подсветке телекамера точно фиксирует рельеф кожи, а формируемое электронное изображение отпечатка передается в АДИС.

Актуальность такой системы существенно возрастает еще и в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», поскольку массивы дактилоскопической информации многократно увеличатся за счет дактилокарт лиц, обязанных пройти такую регистрацию (военнослужащие, сотрудники МЧС России и др.).

Криминалистические возможности использования большой ЭВМ можно проиллюстрировать на примере аналитической системы «Квадрат», разработанной в информационном центре УВД Свердловской области. Система дает общую картину преступности в городе, ее распределение по территории как в целом, так и по конкретным видам преступлений.

Анализ помогает выявлять места, где преступления чаще всего совершают лица без определенного места жительства, показывает, откуда на территорию данного района приезжали преступники конкретных возрастных категорий для реализации преступного замысла либо куда с той же целью выезжали проживающие в данном районе правонарушители.

Выяснилось, что значительную часть преступлений, регистрируемых в центральных районах города, совершают жители других административных единиц. От этого, конечно, весьма зависит степень трудности раскрытия неочевидных преступлений.

Система «Квадрат» дает возможность установить зависимость между возрастом преступников и выбором места совершения преступления, причем по конкретным видам правонарушений. Сопоставляя с помощью ЭВМ результаты анализа за ряд лет, удалось констатировать, что преступность на территории города распределяется, подчиняясь объективным закономерностям, имеет постоянные «горячие точки» (зоны относительной интенсивности совершения правонарушений). Она зависит от сезонных факторов и времени суток, а картина расселения и передвижения лиц, совершающих преступления, остается в основном неизменной.

Результаты анализа преступности по системе «Квадрат» чрезвычайно полезны. Выявление корреляции между местом жительства (работы) правонарушителей и местом совершения ими преступлений, различной транспортной доступностью и притягательностью микрорайонов города весьма информативно для установления преступника, скрывшегося с места происшествия. В частности, поисковые матрицы по системе «Квадрат» позволяют на карте города с вероятностью 0,7 определить квадрат места жительства лица, совершившего расследуемое преступление.

Таким образом, система «Квадрат» как комплекс аналитико-статистических компьютерных программ позволяет глубоко, всесторонне и на научном уровне анализировать состояние преступности, что создает информационные предпосылки для выработки оптимальной стратегии и тактики следственной деятельности при расследовании различных преступлений.

Другими словами, только применение ЭВМ делает доступной всю информацию о преступности, позволяет анализировать ее сразу, а не через такой промежуток времени, когда актуальность полученных результатов в значительной мере утрачивается.

В частности, машинный анализ нераскрытых преступлений позволяет установить перечень возможных подозреваемых, выделить ряд преступлений, которые, видимо, совершены одним лицом (арестованным или осужденным за другие преступления), обобщить разрозненные приметы преступника, полученные от очевидцев, при осмотре места происшествия и из других источников.

Доведение результатов такого анализа до исполнителей позволяет централизованно руководить расследованием нераскрытых преступлений, давать рекомендации о наиболее целесообразном построении и проверке версий, планировании дальнейшей работы.

 

Date: 2016-07-05; view: 1166; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию