Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В связи с отмеченным ограничение контактов творческой личности часто оказывается вынужденным.





Разные состояния характерны для творческой личности (см. рис. 7 - 9). Они должны быть разделены на разных стадиях творчества. Для творчества необходима динамика состояний, желательны психологические перевоплощения.

Наилучшее состояние то, которое несет гармонию, открывает новое, создает состояние целостности, душевности. Духовности, согласия с самим собой и с внешним миром, кульминация

творчества - среднее состояние (см. рис. 8). Хотя доступны, приемлемы, желательны все, но в умеренной степени, не достигающей пределов односторонности и западания в крайность.

У человека, получившего творческое решение, возникает желание поделиться результатами творчества с окружающими, и это включено во Вдохновение, об этом говорили, в частности, Г. Селье и М. Пришвин. Если он делится полученными результатами и одновременно как бы переживает процесс их получения вновь, а слушатель, не различает эти состояния и находится в крайнем состоянии, слушатель может поддаваться обаянию ТЛ или «наваждению», но затем «дает откат назад», возвращается в свое состояние (см. рис. 8, 9 - крайнее слева или крайнее справа) и в той мере, в какой был контакт (т. е. присоединение), переводит в соответствующее крайнее состояние и того, кто делился с ним «тонким самовыражением» (см. рис. 5).

Причем «возврат» к односторонней норме (или просто проявление односторонней нормы) обычно, вследствие неразличения того, о чем идет речь, возникает непроизвольно, автоматически, инстинктивно, неумышленно, без осознания происходящего. Это возврат к своей психологической норме, к одностороннему гомеостазу, и именно этот возврат травмирует ТЛ.

Чем более радостно ТЛ чем-то делится, тем большую травму получает со стороны людей, которые не могут находиться «в равновесии между подсознанием и сознанием».

Все это в сущности просто. Но это происходит на самом деле и потому доставляет страдания и ТЛ, а также по причине следующего за этим отталкивания, раздражения, гнева - окружающим. Тем более что ТЛ обычно чем-то авторитетна для окружающих. ТЛ, защищаясь, травмирует окружающих. Окружающие тоже сильно травмируют ТЛ, поскольку выводят из состояния транса. Страдают обе стороны.

Из приведенных рассуждении вытекает следствие: обучать различению состояний транса и умению общаться с ТЛ людей, психологически односторонних (по преимуществу односторонних), бесполезно, поскольку они травмируют ТЛ самим своим обликом, травмируют вследствие неразличения состояний, о которых идет


речь, а неразличение основано на отсутствии динамики соответствующих внутренних состояний. У односторонних людей нет (или не хватает) собственных субъективно-психологических примеров указанных состояний, на основе которых они могли бы «понять», о чем идет речь, или в достаточной степени считаться с этими состояниями, придавать им значение; если даже догадываются, о чем идет речь, то не могут удержаться в соответствующем равновесии.

Творческим личностям не следует общаться близко и открыто (и тем более делиться лучшими мыслями, переживаниями) с людьми психологически односторонними или с людьми, имеющими акцентуированные черты. Или, если пользоваться другой терминологией, не стоит общаться открыто с людьми, характеризующимися сильно выраженным преобладанием какой-либо из сигнальных систем.

Творческим личностям следует искать таких же перевоплощающихся и разных в разные периоды времени, как и они сами. А. Маслоу (1999) отмечал, что самоактуализирующиеся личности чрезвычайно избирательны в общении. Что здесь причина, что следствие - не ясно: или самоактуализация обусловливает строгую избирательность в общении или лишь при условии общения с похожими людьми возможна самоактуализация, но в любом случае избирательность общения, умение найти себе подобных, по-видимому, важнейшее условие реализации творческих способностей личности.

Обучать различению трансов и умению общаться с ТЛ можно (или, точнее, стоит на это тратить силы) людей близких к равновесию (см. рис. 7). Или, иначе говоря, близких к творчеству, таких, которые не имеют черт акцентуаций характера в ярко выраженной степени, достаточно уравновешенных в плане развития первой/второй сигнальных систем, соотношения возбуждения/торможения в нервной системе, активности подсозн ания/сознания.

Влияние односторонних окружающих на творческую личность можно пояснить с помощью метафоры «метроном» (рис. 37).

Механический метроном с заводной пружиной устроен так, что в зависимости от установки регулятора, щелкает с различной частотой.

Пусть колебания верхушки метронома символизируют переключения ТЛ из состояния наблюдателя (I) в состояние мыслителя (II) с проходом через состояние Вдохновений или состояние получения новых решений (ill). Тогда действие односторонних окружающих на ТЛ можно сравнить с «магнитом», который притягивает к себе верхнюю часть металлической «линейки» метронома и не дает ему переключаться, работать. Темная полусфера возле магнита символизирует то, что у окружающих преобладает одна сторона мышления в крайней форме (светлая проявляется, затемненная нет).

Творческая личность может подстраиваться под состояние одностороннего собеседника, односторонний последовать за ТЛ и произвольно перевоплощаться не может.

Рис. 37. Блокирование психологических перевоплощений

Состояние творческой личности оказывается заблокированным. Молодой физик-теоретик, доктор наук обычно работал дома, чел внешне праздный образ жизни, дни проводил в одиночестве (•жена уехала к родственниками), при этом работал очень Результативно.


Его отправили в санаторий: те же условия, живет в отдельной комнате, еще и кормят, оплата за счет института, кроме того, проверят здоровье. Работай, сколько хочешь!

Через три дня он из санатория сбежал: «Обстановка невыносимая! Работать не могу!»

Существует вероятностное прогнозирование особенностей среды, в том числе и особенностей интеллектуального настроя среды.

В санатории многие были ориентированы на столь конкретное, приземленное мышление, что творчество прекратилось. Уменьшение бытовых забот не помогло.

Наблюдения показывают, что, если сбалансированный человек попадает в одностороннюю среду, «притягивающую» его к одному состоянию, в ответ на это, как правило, проявляется крайнее поведение по типу ассимиляции или контраста. Либо человек подчиняется действию среды и не может уйти от него, либо сразу же принимает на себя поведение, противоположное поведению среды, уходит в психологическую оппозицию к среде. В этом случае он принимает на себя роль человека, компенсирующего односторонность среды, что напоминает народную игру -перетягивание каната.

Если несколько человек тянут в одну сторону, противодействие этому влиянию создает отклонение в другую сторону. В жизни это проявляется в подчеркивании поведения, психологически противоположного поведению среды, по типу бездумье среды -жесткая логика или, наоборот, излишний рационализм среды -иррациональное поведение отдельного человека.

У творчески работающего человека появляется выход, когда он находится «между двух огней» - среди людей разного склада (желательно не самой крайней степени выраженности) или между двумя односторонними сообществами.

Используя обращения по очереди, можно выходить из состояния застоя.

Хотя этот выход иногда весьма относителен. Ведь нельзя же человеку, испытывающему жажду, предлагать вместо воды

подышать сначала кислородом, а потом - водородом. По той причине, что вода - лишь соединение того и другого.

Рис. 38. Умеренные переключения и их ограничение от крайностей

Представление о состояниях творческой личности, о сбалансированных отношениях и об избирательности общения выражено графически на рис. 38.

Линия, обрисовывающая треугольник, отмечает необходимую динамику состояний творческой личности, психологические перевоплощения, включенные в творчество, и, кроме того, символизирует отделение от крайних состояний: от состояния бездумья с увлечением чувственными образами и ощущениями (слева) и от состояния постоянной, предельной рассудочности (справа).

Date: 2016-11-17; view: 263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию