Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свободное самовыражениеБаланс в работе сигнальных систем необходим, но он недостаточен, это предпосылка творчества, но не оно само. Баланс в работе сигнальных систем находит свое выражение завершается в творчестве, лишь через творчество он (в области отражения данного явления) становится устойчивым. Наблюдения показывают, что в обычной жизни чаще всего встречаются следующие формы свободного самовыражения, с помощью которых с большей или меньшей эффективностью осуществляется перевод информации из подсознания в сознание: 1. Через устную речь. Человек стремится «выговориться», выразить то, что «у него на душе накипело». 2. Через свободный рисунок, к которому невольно, зачастую обращаются школьники и студенты. 3. Через импульсивные, слабо контролируемые поступки, действия, свободное, спонтанное поведение. 4. Через восприятие разнообразных впечатлений и слов, представляемых средствами массовой информации и узнавание в них своего, значимого. Это можно назвать переводом информации из подсознания в сознание лишь условно, чаще это смутное, фрагментарное угадывание того, что волнует и беспокоит. 5. Через специализированные способы самовыражения, например письменную речь. Этот способ самовыражения является заметно более редким, чем предыдущие, и может быть отнесен к категории профессиональных, таких, как свободное самовыражение через музыку, через скульптуру, через живопись, через изобретение и другое, требующее специальной подготовки. Все способы свободного самовыражения имеют свои достоинства и недостатки. Так, устная речь хороша тем, что звучит в общении с собеседником, но она обычно не фиксируется. Если собеседник явно отличается по стилю мышления или не чувствует интуитивные движения, то неосторожным словом, действием он может самовыражение нарушить. Самовыражение через устную речь нередко связано с многословием. Свободный рисунок ближе, чем слово, правому полушарию мозга. Замечено, что при активной работе левого, «логически мыслящего» полушария у школьников часто возникает тяга к рисованию. Рисунок, если он не искажается вмешательством сознания, может выражать то, что «застряло» в подсознании наиболее близким ему языком образа. Но рисунок с точки зрения интерпретации, смысла и значения обычно многозначен. Даже прямую линию разные люди интерпретируют по-разному: электрический провод, дорога, гипотенуза треугольника, линия, по которой склеен конверт, склон горы, след летящего самолета и т. д. Нередко рисунки остаются не расшифрованными и сознанием недопонятыми. Свободное поведение легко путается с произволом, объясняется еще меньше. В качестве способа выражения интуитивных движений оно может быть наиболее рискованным, поскольку обычно не включает в себя «репетиции», проверку правильности решений. Восприятие подсказок, значимых для подсознания из средств массовой информации, это обычно полуперевод, поскольку подсказки часто сцеплены с наносным, поверхностным и ненужным. Интересно свободное самовыражение через письменную речь. Выражение интуитивных движений через письменную речь может объединять художественно-образное и понятийно-логическое в жизни личности. Записи - это слова, т. е. то, что «устраивает» левое полушарие, в них - смысл, их можно анализировать. Записи отражают при самовыражении интуитивного то, что человек чувствует, актуальное для него, они соответствуют требованию «здесь и теперь». Свободные записи, начинающиеся с воспоминаний, могут объединять прошлое, настоящее и будущее. Они, если пользоваться терминологией Д. Н. Овсянико-Куликовского (1989, с. 29 - 65), могут отражать действительную интеграцию «двух душ» — «мыслящей души» и «чувствующей души». Не только «моральные чувства» - «скрепы души», но пульсации новых представлений, создаваемых в стиле синтеза знаний, значимых для личности (в этом «заинтересованность» одной сферы психики) и общезначимых (в этом «требование» другой сферы психики), тоже - «скрепы души». Жизнь идет вперед и содержание интегративных представлений постоянно обновляется. Это символизируется, например, тем, что биография поэта отражается в его стихах. Записи в стиле синтеза знаний, значимые для личности, не могут быть только «правильными», «строгими», «аналитичными», «точными», последовательными, потому что все эти требования -требования «логического рассудка», т. е. одной стороны отражения мира. Работы в стиле синтеза знаний должны отражать текущий момент времени, быть «актуальными» в смысле сегодняшнего дня, отвечать на сильные эмоции и впечатления, передавать душу наблюдаемых картин, событий, действий других людей и своих собственных. Они «должны» включать в себя и дополнительное, характерное для «правого полушария», связанное с «актуальным» или текущим отражением видимого, слышимого и чувствуемого. Одного рассудочного и одного понимания мало, хотя для качественного отражения чувствуемого оно необходимо в роли дополнения, порождающего третье. Хорошие стихи включают в себя ритм, рифму, хорошее звучание, отражают актуальное, выражают чувства, отвечают моменту (I), но также точны, последовательны с точки зрения мысли. Они есть «сумма» размышлений или их итог или «квинтэссенция» размышлений (It). Иначе говоря, они, пользуясь выражением Д. Н. Овсянико-Куликовского (1989), отвечают «запросам» или «чаяниям» «обоих душ»: и «мыслящей души» и «чувствующей души» (III). Когда С. Т. Аксаков (1987) пишет о рыбалке, он тоже объединяет свой опыт с общезначимым, то же делает Дж. Даррел (1998) когда пишет о ловле животных для зоопарка и т. п. Если взрослый человек развивается, творчество в стиле синтеза, рассматриваемое не только с точки зрения объединения различных соображений в едином представлении, но и синтеза - в смысле объединения сторон внутренней жизни - становится для него жизненно необходимым. Интеграцию сторон внутренней жизни человека можно сравнить с потоком, причем потоком пульсирующим или с двумя потоками, сливающимися в одно целое. И то, что это поток, но не одно состояние, определяется сменой событий дня. изменением соотношений в мире, развитием всех его частей, взаимодействием этих частей и его развитием на этой основе далее. Работы в стиле синтеза - основа психологического здоровья, поскольку они «примиряют» стороны души, точнее, объединяют их или дают возможность выразиться им в одном, едином представлении, ощутить гармонию и единство в себе, согласие внутренних сил, сосредоточение на одном хотя бы временно. Затем все в душе опять «разъединяется». Через некоторое время синтез, объединение отыскивается снова. Разъединение необходимо для двух частей души, они разные и более полно развиваются каждое в своем направлении. Но и объединение тоже необходимо, периодически, регулярно, в лучшем случае, по-видимому, проявляется мера того и другого. Пример: Н. К. Рерих - художник; его картины прекрасны; их много; в них - одухотворенное видение природы и, следовательно, они - выражение Духовных движений, они же - Духовное обращение художника к зрителю, они стимулируют Духовную жизнь зрителя. В чем-то, наверное, и Н. К. Рериха не до конца удовлетворяет живопись, если он обращается к слову, пишет литературные произведения. Письменная речь позволяет многое отразить четче и °пределеннее, она же позволяет передавать и образы ^Дожественные. Чтобы художник жил Духовно, его творчество должно быть Регулярным, вновь и вновь возрождающимся.
|