Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение к объекту познания и к самонаблюдению





Предположим, что человек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательное поведение и внимание движениям подсознания.

Поскольку известно, что большинство людей отмечают у себя тенденции к экстраверсии или интроверсии (хотя бы выраженные слабо), то следующая задача освоения творчества: дозировать внимание - внешнему, объекту исследования, изучения, познания, на который направлено творчество, и внимание - самому себе, своим

внутренним состояниям, самонаблюдение. Следующая группа совершенствуемых отношений представлена на рис. 19.

I. Иногда говорят, что больше всего надо думать о результате творчества, об объекте познания, а не о себе. «Чем сильнее захвачен объектом, чем больше забываешь о себе, тем скорее получишь

результат».

Однако, если думать только об объекте, отвлекаясь от своих состояний, от самонаблюдения, создание условий творчества, приводящих к результату, может выпасть из внимания, в итоге новые результаты будут получаться вследствие совпадения тех условий, которые не контролируются и возникают в значительной степени случайно.

II. Другой вариант - интерес к процессу творчества, попытки разобраться в состояниях творчества, с тем чтобы лучше ими управлять, интерес к трансформациям состояний у себя, самонаблюдение, самоанализ.

Рис. 19. Варианты отношений к объекту познания, субъективным состояниям, связанным с творчеством

Однако соотношение интереса к объекту познания и самонаблюдения можно иллюстрировать с помощью рис. 20.

Если гипертрофировать самонаблюдение, фиксировать внимание на процессе творчества, то можно попасть в замкнутый

' 81


Объею]

Рис. 20. Внимание объекту познания и самонаблюдению

круг наблюдения субъективно-психологических состояний, не связанных с внешней реальностью

III. Объединение противопо­ложных подходов достигается, например, так' сначала преобладает интерес к объекту познания, затем, когда результат

достигается, человек анализирует свои состояния, приведшие к результату. Знание этих состояний позволяег создать более благоприятные условия для творчества, следовательно, способствует получению новых результатов.

Новые результаты способствуют изучению процесса творчества у себя, шлифовке творческого поведения и т. д.

Общение и уединение

Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения самоанализ, самонаблюдение невозможны. Да и само выражение результатов творчества требует времени, взаимодействие с другими при этом обычно не предполагается.

Поэтому следующая группа «выясняемых» отношений - баланс общения и уединении (рис. 21).

I. Человек - член общества, и без окружающих людей он не выжил бы. Человек приспосабливается к природе и выдерживает конкурентную борьбу с остальной частью природы, принадлежа к массе людей, к обществу. Он работает для себя и для других людей.

Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческой деятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важные вопросы. Говорят о «живительных связях с людьми».

Общение помогает чувствовать историческое время, проблемы, волнующие людей.

Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить все получаемое разнообразие знаний и впечатлений. Оно отвлекает от погружения в собственный внутренний мир.

II. Известно, что гипостимуляция, например, в условиях Крайнего Севера резко активизирует воображение, делает почти всех людей похожими на творческих. Человек как бы вынужден жить за счет внутренних источников информации, а не за счет внешних. Подобное влияние оказывает на человека длительное уединение. Времени для того, чтобы привести в порядок имеющиеся представления, предостаточно.

Рис. 21. Варианты отношения к общению и у единению

Однако в чрезмерном уединении - обеднение внутренней жизни, обеднение мотивов деятельности, скука, однообразие.

III. Важно не только восприятие информации, что осуществляется, в частности, в общении, важна и качественная переработка воспринятого, а также выражение результатов этой переработки, что предполагает уединение. Таким образом, одно Дополняет другое.

Пример объединения противоположностей: А. С. Пушкин волей обстоятельств был задержан в Болдино, при этом влюблен, жаждал встречи, к тому же общение с друзьями накануне было достаточно активным, отсюда - ожидание встреч. На какое время задержат - было неизвестно. Это породило феномен Болдинской осени (к тому же еще и осень!) - самый творчески продуктивный период его жизни или один из самых творчески продуктивных.

Оценка и самооценка

Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого.

Здесь тоже возможны варианты, в общем смысле подобные отмеченным ранее.

I. Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: «ребенок».

Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности не чуждо и творческой личности.

После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими.

Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева (1997, с. 90), заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них.

Отвергая эту позицию, можно вспомнить детские стихи:

- Где ты была, киска?

- У королевы, у английской.

- Что ты видала при дворе?

- Видала мышку на ковре.

Восприятие некоторых людей так устроено, что даже на приеме у королевы они могут заметить «мышку на ковре», т. е. несущественные детали, - главное в королевской жизни пройдет мимо них. Подобным образом они могут воспринимать любой творческий результат. Поэтому оценки со стороны окружающих важнь! не всегда.

II. Протест против значения оценок окружающих звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Поэту».

Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты парь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуй плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай точпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

III. Слова А. С. Пушкина: «Ты сам свой высший суд...» -отражают обиду на оценку, обращение к самооценке (слово «суд» от слова судить, рассуждать), но по каким критериям судить о себе, себя оценивать?

Вряд ли человек может быть удовлетворен только своей оценкой. Самооценка не должна быть оторванной от реальности, в том числе и от оценок окружающих.

В прямую зависимость от отзыва самооценку тоже ставить не стоит, даже если в отзыв вносить поправки: кто сказал, что сказал и почему - все равно будешь зависеть от отзыва.

В то же время самооценка включена в структуру воли {Щербаков Е. П., 1990, с. 76).


Рис. 22. Варианты отношений к оценке со стороны окружающих и к самооценке

Р. М. Грановская (1997, с. 466) отмечает: «По мере формирования и укрепления самооценки возрастают способности к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции».

Как же объединить независимость от оценок окружающих с признанием значения их оценок? Возможно ли это?

Один из вариантов - оценивать свой труд по достижениям специалистов в твоей области деятельности, или, если ты учишься, оценивать свои достижения по достижениям тех, кто учится вместе с тобой. В этом случае самооценка строится с учетом внешней реальности.

Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.

Отношение к достигнутому

Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов. В этом тоже возможны варианты (рис. 23).

Рис. 23. Варианты отношений к достигнутому в творчестве

I. Крайняя позиция: можно с восторгом принимать малейший отблеск истины, отбрасывая от себя всякую критику. Действительно, всякие там критики, «проницательные читатели» -весьма скучные люди и слушать их не стоит!

II. Все, что сделано, может быть раскритиковано; оно имеет недостатки. Все можно переделать. Поэтому лучше свои работы не показывать и даже не говорить о них. Не хотелось бы, чтобы критиковали. Лучше работать над собой, для себя и с самим собой, совершенствуясь...

Художественная иллюстрация крайнего поведения в этом плане дана в рассказе О. Бальзака «Неведомый шедевр». Художник, мастер своего дела, так долго переделывал свою замечательную картину, что от нее ничего не осталось.

III. Работы никогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они «сталкиваются» с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются.

Любой автор прекрасно знает: стоит провести семинар по той теме, о которой он пишет, и его представления несколько изменятся, уточнятся. Своей работой он не до конца удовлетворен, понимает, что что-то можно сделать лучше. Но тем не менее считает необходимым зафиксировать промежуточный результат. Подобным образом могут относиться к своей работе актер, музыкант, живописец, архитектор, организатор, рабочий и др.

Человек способен радоваться достигнутому, это поддерживает его усилия, при этом он способен двигаться и дальше.

Г. С. Альтшуллер (1973 и др.), автор теории решения изобретательских задач, считал, что обязательное наличие в деятельности промежуточных результатов - одна из черт творческой личности.

Если иметь в виду изложение новых представлений в тексте как особенный вид творчества (подразумевается соотношение общего и особенного), можно отметить, например, и такой баланс: полнота выражения мысли (чувств) или лаконичность, краткость. Впрочем, нечто подобное может проявляться в устной речи и в любой деятельности.

Отношение к изложению представлений:

Date: 2016-11-17; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию