Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






З. Логика и мышление





Здра­во­мыс­ля­щий че­ло­век сти­хий­но при­ме­ня­ет основ­ные при­емы умс­тво­ва­ния, ко­то­рые на­уч­но объ­яс­ня­ет ло­ги­ка: суж­де­ния, умо­за­клю­че­ния, сил­ло­ги­змы, эн­ти­ме­мы и эпи­хей­ре­мы. Так что Мо­ль­ер мог ука­зать и этот факт в сво­ей ко­ме­дии: не то­ль­ко про­за, но и ло­ги­ка - нор­ма че­ло­ве­ка со здра­вым рас­суд­ком. И ло­ги­ка ма­ло что да­ет по­ле­зно­го для ста­но­вле­ния рас­су­доч­но­сти (здра­во­го смыс­ла). Од­на­ко без ло­ги­ки не­ль­зя осво­ить бо­лее раз­ви­тые при­емы умс­тво­ва­ния, пре­жде всего, стро­ить до­ка­за­те­льс­тва как сис­те­му сил­ло­ги­змов, то есть мыс­лить диа­лек­ти­че­ски. Их час­то под­ме­ня­ют бра­нью, эмо­ци­ями, что пре­крас­но по­ка­за­но Лу­ки­аном в его «Пи­ре». В на­уке по­след­ние средс­тва не ре­ша­ют про­блем.

Тра­ди­ци­он­ная за­пись сил­ло­ги­змов ве­сь­ма слож­на, а по­это­му да­же ис­сле­до­ва­те­ли обыч­но от­ка­зы­ва­ют­ся от по­стро­ения их це­по­чек, за­ме­няя вы­ра­же­ни­ем «как из­ве­ст­но...». Дав­но на­зре­ла не­об­хо­ди­мость пе­ре­хо­да к фор­ма­ли­зо­ван­ной за­пи­си це­по­чек сил­ло­ги­змов, что с древ­но­сти, из­ве­ст­но как по­стро­ение со­ри­тов по­ня­тий и дру­гих ло­ги­ко-диа­лек­ти­че­ских мо­де­лей. В це­лом, про­цесс раз­ви­тия мыш­ле­ния мож­но свес­ти к трем сту­пеням:

РЯДЫ ®СОРИТЫ ®КЛАДОГРАММЫ

┌──────────
┌────────┘
┌──────┘

Ря­ды ка­те­го­рий дав­но ста­ли нор­мой на­уч­но­го по­ни­ма­ния. Ча­ще все­го они яв­ля­ют­ся эво­лю­ци­он­ны­ми по­сле­до­ва­те­ль­но­стя­ми. Это и есть ра­цио­на­ль­ная фор­ма за­пи­си со­ритов.

И. СОРИТЫ ПОНЯТИЙ

Ис­ход­ным для раз­ви­тия спо­соб­но­сти са­мо­сто­яте­ль­но­го мыш­ле­ния сле­ду­ет счи­тать ря­ды ка­те­го­рий. Со­вре­мен­ная на­ука ши­ро­ко по­ль­зу­ет­ся ими, не по­яс­няя их функ­ции в тео­ре­ти­че­ском объ­яс­не­нии объ­ек­тов. Мо­жет быть то­ль­ко И. Кант по­ка­зал адек­ват­но их зна­че­ние в на­уке [17,с.159 и др.]. Важ­но на осно­ве со­вре­мен­ных учеб­ных по­со­бий по­пы­та­ть­ся осо­знать их зна­чи­мость для ста­тич­но­го по­ня­тий­но­го (ка­те­го­ри­аль­но­го) вы­ра­же­ния ди­на­ми­ки про­цес­сов. Ря­ды - ис­ход­ное для по­стро­ения со­ри­тов по­ня­тий и про­яв­ля­ют со­ри­ты при опре­де­лен­ных усло­виях.

Со­ри­ты - сис­те­ма со­кра­щен­ных сил­ло­ги­змов, в ко­то­рых ска­зу­емое пре­ды­ду­ще­го пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся под­ле­жа­щим по­сле­ду­юще­го пред­ло­же­ния. Их обыч­но за­пи­сы­ва­ют формализовано. И вся про­бле­ма мыш­ле­ния сво­дит­ся к то­му, что­бы по­стро­ить со­рит ин­те­ре­су­емо­го по­ня­тия. Ги­по­те­за со­ри­та по­лу­ча­ет свое обо­сно­ва­ние в сис­те­ме сил­ло­ги­змов. Но сам со­рит яв­ля­ет­ся осно­ва­ни­ем ря­дов ка­те­го­рий и к не­му до­ступ ра­цио­на­лен от ря­дов ка­те­горий.

 


Ря­ды ® со­ри­ты ® сил­ло­ги­змы ® до­ка­за­те­льс­тва ® тео­рии

 


Не пы­тай­тесь по­нять сущ­ность со­ри­тов с по­мо­щью со­вре­мен­ных по­со­бий по ло­ги­ке. Ес­ли за­хо­ти­те, то по­том раз­бе­ри­тесь с ни­ми. Средс­твом для по­стро­ения со­ри­тов яв­ля­ют­ся вы­шеп­ри­ве­ден­ные рас­су­жде­ния Со­кра­та, ком­мен­та­рии Аль­би­на, пя­тое пра­ви­ло для ру­ко­водс­тва ума Р. Де­кар­та. На осно­ве по­след­них лег­ко по­стро­ить эво­лю­ци­он­ные ря­ды ка­те­го­рий, от ко­то­рых лег­ко пе­рей­ти к со­ри­там, а по­том и к слож­ным сил­ло­ги­змам, до­ка­за­те­льс­твам и тео­риям.

Ли­ней­но­го мыш­ле­ния со­ри­тов не до­ста­точ­но для объ­яс­не­ния слож­ных объ­ек­тов, а по­это­му на их осно­ве на­до пе­рей­ти к по­стро­ению иерар­хи­че­ских мо­де­лей (кла­до­грамм). В то же вре­мя сле­ду­ет осо­знать осо­бен­ность кла­до­грамм для био­ло­гии и воз­мож­ность ис­по­ль­зо­вать си­но­ни­мич­ные гра­фи­че­ские мо­де­ли дру­гих на­ук [см. да­лее ги­пер­тексты]. Эволюционные ря­ды фак­ти­че­ски про­яв­ля­ют выс­ший спо­соб сис­те­мной трак­тов­ки форм объ­ек­тов на осно­ве кла­ди­зма — кла­до­грамм. Этот при­ем ис­сле­до­ва­ний био­ло­гии, пре­жде всего па­ле­он­то­ло­гии, се­го­дня сле­ду­ет счи­тать выс­шим до­сти­же­ни­ем тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния объ­ек­тов [127]. Эти ме­то­до­ло­ги­че­ские при­емы сле­ду­ет счи­тать все­об­щим про­яв­ле­ни­ем прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния ло­ги­ки и диа­лек­ти­ки при по­ни­ма­нии объ­ектов.

К. ТЕОРИИ

При­ве­ден­ное ра­нее раз­ли­чие зре­ния и ви­де­ния, дан­ное Со­кра­том, ука­зы­ва­ет на то, что не­об­хо­ди­мо обес­пе­чить че­ло­ве­ку умо­по­сти­же­ние, умоз­ре­ние или тео­ре­ти­че­ское по­ни­ма­ние объ­ек­та, что и обес­пе­чи­ва­ют ря­да­ми, со­ри­та­ми и кладограмами. Ес­ли че­ло­век не мо­жет по­стро­ить их, то он не тео­ре­тик и, ста­ло быть, не ин­тел­лек­ту­ал, не ин­тел­ли­гент.

зна­ния ® уче­ния ® тео­рии

┌──────

┌───────────┘ сис­те­мность
┌───────────┘ ком­плекс­ность

прак­тич­ность

Зна­ние - пер­вая фор­ма на­уки и сви­де­те­льс­тву­ет о прак­тич­но­сти вы­ска­зы­ва­емых мне­ний. Они воз­ни­кли в древ­но­сти и по­ро­ди­ли про­фес­си­она­лизм во­об­ще. Уче­ние - ком­плекс­ное от­ра­же­ние ми­ра, до­стиг­ну­тое ре­ли­ги­ями. Для нее характерна прак­тич­ность, которая обыч­но ужи­ва­ет­ся с фан­то­мны­ми, пре­де­ль­ны­ми и про­чи­ми заблуждениями. В ме­ру сис­те­ма­ти­за­ции уче­ния с по­мо­щью ло­ги­ки, диа­лек­ти­ки и дру­гих ин­тел­лек­ту­аль­ных средств оно ста­но­вит­ся тео­рией.

Как же до­стиг­нуть по­сти­же­ния ра­зу­мом и рас­суд­ком, но не зре­ни­ем [«Государство», 529д]? Для это­го на­до раз­вить свою диа­лек­ти­че­скую спо­соб­ность [«Государство», 511б]. «... Один лишь диа­лек­ти­че­ский ме­тод при­де­ржи­ва­ет­ся пра­ви­ль­но­го пу­ти: от­бра­сы­вая пред­по­ло­же­ния, он под­хо­дит к пер­во­на­ча­лу с це­лью его обо­сно­вать» [«Государство», 533е]. В ре­зу­ль­та­те это­го син­кре­ти­че­ские уче­ния при­об­ре­та­ют сис­те­мность и ста­но­вят­ся тео­рией.

Л. ДИАЛОГИ

Диа­ло­ги воз­ни­кли в древ­но­сти. Они мно­го­об­ра­зны и ди­на­мич­ны. Не лю­бая бе­се­да - диа­лог. И не лю­бой об­мен мне­ни­ями - диалог.

Раз­го­вор ® бе­се­да ® спор ® диа­лог

Для диа­ло­га ха­рак­тер­на бе­се­да на од­ну те­му, в ко­то­рой учас­тву­ют не­ско­ль­ко лиц. Он име­ет по­зна­ва­те­ль­ный ха­рак­тер, его участ­ни­ки стре­мят­ся к ис­ти­не. Ис­ти­ну вы­яс­ня­ют се­ри­ей во­про­сов и от­ве­тов на них. При этом во­про­сы долж­ны быть чет­ки­ми и пред­по­ла­гать од­но­знач­ные от­ве­ты на них «да» или «нет». Для это­го на­до "рас­чле­нить вы­ра­же­ния" [«Ев­ти­дем»]. Вы­де­лим сле­ду­ющие основ­ные фор­мы диа­логов:

диа­логи ╔══════╩═══════╗ со­фис­ти­че­ские ®диа­лек­ти­ческие ╔══════╩════╗ обыч­ные ®сис­темные

Пла­тон не иде­али­зи­ру­ет диа­ло­ги. Он по­ка­зы­ва­ет их огра­ни­чен­ность и те усло­вия, ког­да к ним сле­ду­ет при­бе­гать. Бес­смыс­ле­нен диа­лог там, где про­ти­во­ре­чи­вы ин­те­ре­сы лю­дей, ког­да один стре­мит­ся к ис­ти­не, а дру­гой - к вы­годе.

СОФИСТИЧЕСКИЕ диа­ло­ги - ис­ход­ная их фор­ма. Со­фис­ты учи­ли то­му, как с по­мо­щью раз­лич­ных при­емов, ухищ­ре­ний до­ка­зать оп­по­нен­ту лож­ность его мне­ния, да­же ес­ли он прав. Зная ис­ти­ну, со­фист вы­стра­ивал та­кой ряд во­про­сов, что­бы в их кон­це оп­по­нент при­шел к мне­нию об оши­боч­но­сти свое­го ис­ход­но­го мне­ния. Со­фист ло­вил от­вет­чи­ка «в сло­ве­сные сил­ки» [«Евтидем», 295д]. Та­кой тип диа­ло­га час­то встре­ча­ет­ся в спо­рах и используется в су­дах. Его по­ка­зал Пла­тон в диа­ло­ге «Ев­ти­дем». В нем Со­крат взял­ся про­де­мон­стри­ро­вать слу­ша­те­лям па­губ­ность со­фис­ти­ки, про­во­ка­ци­он­но про­воз­гла­сив свое на­ме­ре­ние учи­ть­ся у со­фис­тов. По­ра­зи­те­ль­но, что и се­го­дня не по­ни­ма­ют этой функ­ции Со­кра­та в данном диа­ло­ге. При­ки­ну­вшись ту­пи­цей [«Ев­ти­дем», там же], Со­крат до­стиг сво­ей це­ли. Слу­ша­те­ли по­лу­чи­ли до­ста­точ­ное по­ни­ма­ние то­го, что со­фис­ти­ке не сле­ду­ет учи­ть­ся. К со­жа­ле­нию, не все из них осо­зна­ли эту функ­цию Со­кра­та в дан­ном диа­ло­ге и осуж­да­ли его за же­ла­ние учи­ть­ся у та­ких людей.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ диа­ло­ги об­ла­да­ют опре­де­лен­ной струк­ту­рой, ком­по­зи­ци­ей. Воз­мож­но вы­де­лить их фор­мы. Они со­сто­ят из ря­да дви­же­ний мысли.

Date: 2016-11-17; view: 228; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию