Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовно – нравственные ценности как смыслы жизни.

(лекции)

Тема: Духовно – нравственные ценности как смыслы жизни.

Все, что существует, развивается и изменяется по вселенским законам.

Актуальность проблемы обусловлена серьёзными противоречиями:

1) Между требованиями и нормами мирового развития и их личностного осмысления (в плане «моего Я»);

2) Между разработанными и определенными ценностями жизни в государстве и системой освоения их в общеобразовательной школе.

Цель педагогики – вразумить человека в его жизни и деятельности, обеспечить способность человека анализировать, рассуждать, размышлять о позитивных смыслах жизни и деятельности.

Итогом размышлений должно быть освоение социального опыта, имеющего целенаправленное решение, ценностную значимость и выражение в ценностных отношениях, кто и как определяет приоритетные ценности нашей жизни, имеют ли наши ценности первичную значимость или они не первичны.

Онтология – наука о бытии, т.е. о всем сущем.

Ценности, как понятие, анализируются сегодня в силу необходимости формировать сознание и поведение подрастающего поколения, чтобы вырабатывать у каждого «Я» ценностные ориентиры в русле эволюции мира и человека.

Актуализация ценностных подходов к образованию объясняется не только утратой традиционных ценностей, но и кризисным состоянием современного образования. Это требует его научного осмысления с философских позиций и целей образования и содержания образования и системы образования в целом.

 

МИР: ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК КАК РОД – КУЛЬТУРА – ОБЩЕСТВО

Ген (код) - Организм (тело) – Психика (душа) - Разум (дух)

       
   
 
 


 

ВСЕЛЕННАЯ

 

ЧЕЛОВЕК: ГЕНОТИП – ФЕНОТИП – СУБЪЕКТ – ЛИЧНОСТЬ

Индивидуум Фенотип

 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

Сократ писал, что самопознание человека есть путь к достижению блага. В самопознании человека велись споры. Ученые доказывали каждый свою точку зрения. Важная позиция ученого высказана Платоном, он спорит с другим философом – Зеноном. Платон записал: «Все, что возникло, возникает ради всего целого, ради присущего этому целому блаженного бытия и бытие это возникает не ради тебя, а ты ради него».

 

 

Тема: Феномен понятия «ценность» и его исследования в психолого – педагогической литературе.

Ценности рассматриваются в философском энциклопедическом словаре, как явления духовного и материального характера, обладающие положительной значимостью и способные удовлетворить человека, общество, служить их интересам и целям.

1) Потребности человека развиваются беспредельно (Ян Амос Коменский).

2) Потребности необходимо воспитывать, развивать, культивировать и облагораживать.

3) В силу их стремительного развития, воспитывать потребности необходимо изначально, с самого раннего возраста.

Ценности в педагогическом и психологическом плане исследовались на протяжении тысячелетий. И, тем не менее, до сих пор выявляется актуальность данной проблемы в силу того, что меняется общество, отношения между человеком и человеком, человеком и культурой, человеком и природой, человеком и обществом.

Изменение отношений способствует пересмотру ценностей и их значимости. Так, например, в современной педагогической литературе отмечается, что сегодня в нашем обществе утрачены традиционные ценности, что обуславливает необходимость исследования ценностей на новом этапе общественного развития.

Патриотизм, коллективизм, гуманизм и интернационализм были важнейшими принципами морали советского человека. Мораль определяла важнейшие принципы жизни, а нравственность отражала практическую направленность жизнедеятельности человека. Так, гуманизм ориентировал на необходимость формирования уважения человека к человеку, на воспитание человечности, на устремленность к самосовершенствованию как индивида, как субъекта, как личности, как индивидуальности.

Ценности современного общества рассматриваются и анализируются в психолого - педагогических исследованиях Ш. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, М.Г. Казакиной, Н.С. Щурковой.

 

В педагогической литературе подчеркивается, что толкование ценностей рассматривается на двух уровнях:

1) Ценность соотносится с ценой и поэтому рассматривается понятие «стоимости».

2) Ценность как важность, нужность, значимость, как идеал, как смысл жизни, как цель жизнедеятельности человека.

Сегодня понятие «ценности» рассматривается в философской, психологической, педагогической литературе. И сегодня, в связи с понятием ценности возникают и разрабатываются новые науки. Разрабатывается наука аксеология – наука о ценностях, их значимости, об их видах и классификации, об их направлении на развитие, воспитание, образование человека. Разрабатывается наука акмеология – наука о совершенствовании человеческой сущности, об ориентировании на высшие достижения в жизни и деятельности человека.

Разработка ценностей и ценностных результатов обусловлена сегодня определенными сложностями. В концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников подчеркивается основная позиция в становлении подрастающего поколения, обозначенная двумя понятиями – гражданин и патриот. В данном документе подчеркивается, что необходимо определить ценности, в основе современной государственной политике, которые выстраданы и выверены за века отечественной истории. В данной концепции вскрываются причины утраты традиционных ценностей.

В 1990 годах социальное переустройство привело к девольвации ценностей старшего поколения и размытости жизненных ориентиров молодежи. В силу чего современная Россия названа среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, по количеству разводов, самоубийств и уровню смерти от потребления алкоголя и наркотических средств. В демократическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

Причины утраты традиционных ценностей, ученые объясняют: 1) распадом идеологической системы; 2) поспешным копированием западных форм жизни; 3) агрессивным вторжением ценностей рыночной экономики.

В концепции обусловлены цель, обоснование общечеловеческих ценностей как созидательных смыслов жизненных ориентиров.

В ценностях современные ученые пытаются систематизировать не только общечеловеческие ценности, но и национальные. Это стремление ориентировано на воспитание активной жизненной позиции человека, воспитание чувства ответственности за свою страну.

В концепции духовно – нравственного воспитания перечисляются базовые национальные ценности:

1) Патриотизм – это любовь к России, к своему народу и служение отечеству;

2) Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, к институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3) Гражданственность – правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, свобода совести и вероисповедания;

4) Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

5) Труд и творчество – творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость;

6) Наука – познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;

7) Традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школами в виде системных, культурологических представлений о религиозных идеалах;

8) Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

9) Природа – жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;

10) Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Эта система определяет самосознание российского народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни.

1. В данной системе не определяется и не отражается понимание целостности мира как универсума.

2. В данной системе ценностей отводится приоритет общественной их значимости. Данная позиция нуждается в обосновании для осмысления приоритетности общественных ценностей как смыслов жизни.

В христианской религии отмечается наличие средств для распознавания добрых дел и худых (злых и дурных):

1) Закон Божий – внутренний или свидетельство совести.

2) Закон Божий – внешний или заповеди Божьи:

1. Я есть Господь Бог твой и не будет у тебя Бога иного, кроме меня.

2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия.

3. Не поминай имени Господа Бога твоего в суе.

4. Помни день субботний – шесть дней делай все дела твои, день же седьмой – суббота – Господа Бога твоего.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле.

6. Не убий.

7. Не прилюбо сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушуствуй на друга своего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села, ни раба, ни рабыни, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего суть ближнего твоего.

Ценности как смыслы жизни осознаются и истолковываются не только в религии, но и в философии, искусстве, науке. В материалах данных форм познания действительности, мыслители пытаются объяснить, обосновать ценности, которые необходимо осваивать человеку в условиях его самосовершенствования.

Известный философ А.А. Гусейнов в своих философских заметках высказывает значительные мысли. Ученый полагает, что умным человеком можно назвать того, кто увидит умом, а умом видит тот, кто видит, что или пока нельзя увидеть глазами. В этом плане философ адресуется к вере и рассуждает – вера – это не знание, которое может быть доказано в определенном рассуждении или эксперименте, а знание, которое доказывается всей жизнью.

Гусейнов подчеркивает, что человек сегодня в своем становлении лишается своей глубины. Из этого возможны разные выходы. Один – антропологическое возвышение человека, когда нормы человеческой стыдливости и порядочности станут органическими свойствами индивидов, но и не исключен (и пока даже берет верх) другой вариант, когда эти нормы будут отброшены и люди деградируют в природное состояние (ведь животные ничего не скрывают друг от друга и поведение людей станет «естественным», к чему, начиная с Руссо, так тянется западная культура).

В философском анализе рассматривают фундаментальные понятия и их толкование. Так, например, «истина» определяется как такое содержание утверждений, которое не зависит от того, кто делает эти утверждения. Здесь речь идет о соответствии сознания и бытия, а вот про моральные утверждения никто не скажет, что они зависят от тог, кто их делает. Напротив, их добротность проверяется тем, в какой мере они обладают обязывающей силой того, кто их делает. И здесь речь идет о соответствии бытия сознанию.

В историческом плане вопросы нравственных ценностей были всегда самыми актуальными и поэтому все великие ученые и Запада и Востока пытались на них ответить. К примеру, Ф. Ницше пытается раскрыть в своих произведениях двусмысленность, амбивалентность, противоречивость сущности бытия. И его произведения привлекают внимание в силу противоречивости его суждений. Философ ставит ряд вопросов и на некоторые дает ответы. Ницше вопрошает, что же такое, в конце концов, человеческие истины? И отвечает, что это неопровержимые человеческие заблуждения. В рассуждениях философа есть и определенные призывы к нравственности. Автор указывает, что доброта и любовь – целебнейшие травы и силы в общении между людьми. А в другом сочинении, Ницше оценивает сущность человека, выражая его в классической позиции – человеческое слишком человеческое, и в связи с этим автор пишет: «Надо учиться любить, учиться быть добрым и притом с юных лет».

Автором предлагаются четыре обязательных добродетели: «быть честным относительно себя и друзей, храбрым с врагами, великодушным к побежденному, вежливым всегда..». Свое видение будущего, Ницше выражает в пророческом предчувствии торжества человечности.

В истории педагогической литературы задача предметного анализа смыслов жизни была поставлена Н.И. Пироговым в его статье «Вопросы жизни». В ней раскрывается та тесная связь, которая существует между воспитанием и философией. Н.И. Пирогов в данной статье поднимает глубочайший вопрос человеческого духа, его содержательность. В размышлениях Пирогова обозначены и ряды проблем, которые обусловливают необходимость сущностного познания человека в сфере его бытия, организацию педагогического влияния на его истинно человеческое воплощение.

В размышлениях Пирогова сформулированы вопросы:

1) В чем состоит цель нашей жизни?

2) Какое наше назначение?

3) К чему мы призваны?

4) Чего должны искать мы?

Н.И. Пирогов предостерегает, что если воспитание, начавшись для меня слишком поздно, не будет соответствовать склонностям и темпераменту, развившимся у меня слишком рано, то, как бы и чтобы оно мне не говорило о цели жизни и моем назначении, мои рано развившиеся склонности и темперамент будут мне все – таки нашептывать другое. От этого сбивчивость, разлад и произвол.

Вывод Н.И. Пирогова подчеркивает наличие резко выраженного материального, почти торгового стремления к счастью и наслаждения жизнью здешней. Ученый предостерегает, что «не зная, откуда взялись, вы умрете, не зная, зачем жили».

В нравственном воспитании утверждается «золотое правило», как показатель воспитанности человека. В религиозной заповеди оно сформировано как «Возлюби ближнего своего как самого себя».

М.Н. Эйштейн подчеркивает особенности проявления данного «золотого правила».

 

 

Тема: СЛОВО и его функции в развитии и становлении человека человеком.

Взаимосвязи человека с окружающим миром осуществляются посредством следующих компонентов: безусловных рефлексов – первой сигнальной системы – условных рефлексов – второй сигнальной системы – доминантности.

Все эти компоненты взаимообусловлены.

В сфере сознания функционирует вторая сигнальная система, которая воспринимает как сигнал слово.

Слово позволяет человеку осмысливать мир, используя опыт жизни многих поколений, отраженный в источниках печатных и средствах познания.

Функции слова фундаментальны в миросотворении жизни человека.

Современные молодые люди ортодоксальны. Они считают, что все уже знают о жизни и о себе, но настораживает ограниченная содержательность речи некоторой части молодежи, не выраженность в ней мысли, волнует отсутствие понимания философской значимости слова в языковом фонде молодого человека, в его самоосуществлении как человека мыслящего, разумного. Можно предполагать, что именно мысль является связующим звеном в реализации со – бытия, т.е. совместного бытия разных поколений, их сосуществования.

Глубоко проницательным было утверждение Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», открывающее возможности осознания вечности жизни.

Американские ученые расшифровали ген человека. Обнаружено, что 5% ДНК образуют белок, следовательно, обеспечивают развитие организма, а 95% ДНК кодируют белок. Ученые выдвинули гипотезу лишней ДНК. Использовались ее названия – эгоистическая, паразитическая, мусорная и т.д. наш отечественный биолог Б.М. Медников отметил, что возникает вопрос, в чем логика структуры гена и откуда среди генов берутся такие эгоисты. В своей статье «Аналогия» ученый высказывает гипотезу о сравнении структурности генома со структурностью языка. По его мнению, любой человеческий язык можно трактовать как состоящий из двух категорий (частей слова). Первая категория – слова, за которыми стоят какие – то объективные реалии (корни, существительные, глаголы). Вторая категория – это приставки, артикли, флексии, что придает смысл корням, но без них самого смысла не имеет. С другой стороны, и один корень без соответствующих добавок становится невразумительным. Структуру генома ученый рассматривает на примере английских слов, но замечает, что сейчас, русскоязычные слова дали бы намного большую картину за счет флексий. В этом, возможно, и проявляется недосказанность и незавершенность в познании гена человека.

Генотип человека в его структурности можно полагать соотносится со структурой слова в родном языке. И тогда будет понятно, как ген предопределяет национальные различия и единение наций: «Вначале было слово».

Проблема духовно – нравственных ценностей как смыслов жизни сегодня актуальна и для каждого человека, в плане осознанного приобщения к ним и для общества, в свете ее предметного понимания и для мира, в русле ее приоритетного осмысления.

Духовно – нравственные ценности осмысливаются в их двойственности и противоречивости, но, тем не менее, необходимо предметное их название и обоснованность их перечислений, т.е. обоснованность их структурности, их классификаций.

Духовно – нравственные ценности анализируются и философами и историками, и психологами, и педагогами. Актуальность исследований данных ценностей усиливается необходимостью формирования ценностных ориентаций молодежи в сложных и неоднозначных условиях социума.

С педагогических позиций в этом плане проблема исследуется Н.Д. Никандровым, Н.Е. Щурковой, В.А. Караковским и т.д.

Ценностные ориентации получили отражение в работах психологов, например, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна и др. Ценностные ориентации личности изучались не только в теории воспитания, но и в теории обучения на основе изучаемости содержательности в системе образования.

В исследовании философа Здравомыслова, Тугаринова ценности жизни рассматриваются в разграничении их с понятием «цена» и указывается, что духовно – нравственные ценности бесценны в выборе смысла жизни и образа жизни каждого человека.

Есть философские классификации, где указано, что термин «ценность» широко используется для обозначения человеческого, социального и культурного значения определенных явлений действительности.

Рассмотрение понятия «ценность» может включать три значения:

1) Вещественно – предметные свойства явлений;

2) Нравственные категории, обозначающие характеристики человека;

3) Социальные явления, которые характеризуют отношения между людьми.

В педагогическом плане понятие «ценность» рассматривается в смысле награды: родителями, учителями, одноклассниками и т. д.

По убеждению М. Монтеня, нравственность более ценна, чем ценность, и в своем труде «Опыты» основным наивысшим качеством называет нравственную чистоту.

В педагогических воззрениях в эпоху Просвещения становятся значимыми идеи о ценностях свободы, справедливости, добра, истины, веры, разума, нравственности, отечества (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, А.Н. Радищев и другие известные деятели того времени).

В данный период проблемы воспитания пронизаны духом гуманизма и демократизма. Так, Ж.-Ж. Руссо является сторонником развития у детей самостоятельного мышления, активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом, где важную роль играет труд.

Френсис Бэкон важнейшее значение в познании и окружающего мира и своего «Я» отводил чтению и убедительно обосновывал. Он писал: «Читай не для того, чтобы спорить и опровергать и не для того, чтобы все принимать на веру, не для того, чтобы найти предмет для беседы, но, чтобы мыслить и рассуждать».

В качестве ценностей в эту эпоху выдвигались: любовь, уважение, воспитание доброго сердца, доброй воли, добрых суждений. В данных ценностях отчетливо просматривается идея гуманизма, как проявление любви к человеку и его устремленность к воспитанию.

На Руси в период с XIV по XVII вв. рассматривались ценности: правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, кротость, честность, доброта, уважение к старшим, а порицались: клевета, воровство, пьянство. Главными ориентирами были призваны: нравственные совершенствования личности и идеи защиты русской земли.

В XVIII и особенно в XIX вв. начала разрабатываться аксеология, как наука о ценностях. Аксеология утверждала важность активного начала, высокой духовности и эстетической ценности жизнедеятельности человека. Немецкий ученый Гегель принципиально утверждал, что основой ценностных ориентаций человека является любовь, как нравственное чувство, ибо в этом чувстве отсутствует отчуждение человека от человека, а наоборот, в любви проявляется вершина нравственного отношения к человеку. Гегель дал такое определение любви, которое никто не оспаривает, но некоторые ограничивают собственным пониманием.

Гегель утверждал, что любовь выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту и выражается, во – первых, в любви к Богу и относится ко всем без исключения видам любви к детям, родителям, Родине, жизни, делу и т.п. Во – вторых, человек создан на земле как создатель, как творец и собственной жизни и окружающего мира. В – третьих, человек в сопряжении с окружающим миром осваивает свободу мира. Все в мире двойственно и человеку необходимо выбирать свет или тьму, добро или зло и т.д. В – четвертых, в своем выборе человек ориентируется на определенные ценности в жизни и деятельности, на основе которых формируются его ценностные потребности, ценностные отношения, ценностный опыт жизни как цель жизни и ценностный смысл жизни. В ценностных ориентациях и раскрывается сущность человека, которая характеризуется определенными поступками, действиями, отношениями и смыслами жизни. В – пятых, в выборе ценностей человеку необходимо ориентироваться в их содержательной значимости.

Человеческие отношения раскрываются в русле нравственных законов. Закон – это такая организация жизни, которая требует обязательного его исполнения. Законы жизни определены, прежде всего, в принципах соотношения или сопряженности мира и человека, человека и мира: это принципы целостности – двойственности – структурности – системности и доминантой является синергетиум, т.е. саморазвитие.

1) Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других.

2) Делай то, в чем нуждаются другие и что на твоем бы месте не смог бы сделать никто другой.

3) Лучший поступок тот, в котором наибольшая способность одного отзывается на наибольшие потребности других.

4) Делай то, что каждый должен был бы сделать на твоем месте, но чего не может сделать вместо тебя.

Личностные ценности: рождение – здоровье – опыт – познания (доминанта – жизнь).

Духовные ценности: любовь – вера – надежда – совесть (доминанта – счастье).

Родовые ценности, как средства жизни: семья – обычаи – традиции – нация (доминанта – Родина).

Духовные ценности: долг – честь – ответственность – достоинство (доминанта – патриотизм).

Высшие ценности, которые предопределяются миросотворением. Компонентами высших ценностей являются материальные ценности:

Вода – Огонь – Земля – Воздух (доминанта – Энергия).

Духовные ценности: Мудрость – добро – красота – истина (доминанта – справедливость).

 


<== предыдущая | следующая ==>
Реабилитация при сердечной недостаточности | Дела добрые и дела недобрые

Date: 2016-11-17; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию