Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация и критерии возрастного развития. Основные теоретические подходы.





Возрастная психология- это раздел психологии в, к-м изуч-ся вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода псих-го развития к др-му на основе смены типов ведущей Д-ти.

Рост - это количественное изменение объекта, без изменения внутренней структуры, элементов и процессов.

Развитие - это качественное изменение, существенное изменение, другие образования механизмов, процессов, структурах, свойствах компонентов.

Психологи в онтогенезе психического развития выделяют несколько периодов. Критерии по которым выделяют эти периоды различны. Большинство отечественных психологов поддерживают концепцию Леонтьева, который предложил критерий ведущая деятельность. С его т.зр. личностью не рождаются, а становятся в совместной деятельности с др людьми. Ведущая деятельность – это деятельность которая оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка или его интеллект.- деятельность, котор. в определенном возрасте человек уделяет наибольшее внимание и которая оказывает серьезное влияние на сферы: интеллектуальную, личностную. - деятельность, внутри которой зарождаются и проявляются этапы новых типов деятельности, которые станут ведущими на более поздних этапах.

Название периода Ведущая деятельность

Кризис новорожденного

Младенческий от рождения до 1 года Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми (влияние на личность)

Кризис 1 года (малый кризис)

Предшкольные (раннее детство) Предметно-орудийная деятельность (умение одеваться и т.д.) (интеллектуальная сфера)

Кризис 3-х лет (большой кризис)

Дошкольный Ролевая игра (личностная сфера)

Кризис 6-7 лет (малый кризис)

Младший школьный (6-7 -11 лет) Учебная деятельность. Развивается интеллектуальная сфера

Кризис подросткового возраста (большой кризис)

Подростковый (11,12- 15,16 лет) Интеллектуально-личностнаое общение со сверстниками. Влияние на личностную сферу.

Кризис ранней юности

Старший возраст (15,16-17,18 лет) Учебно – профессиональная деятельность (интеллектуальная сфера)

 

Кризисы возраста выделил Выготский. Переход от одного возраста на другой неравномерно. На стыке возрастов – называется кризисным, означает, что закончился один период и начался другой.

Понятие уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Выготский вводит два понятия:- зона ближайшего развития (когда ребенок с подсказкой может решить данное ему задание)- актуальный уровень развития (без помощи взрослого ребенок справляется с поставленной задачей) Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определенное с помощью задач, решаемых под руководством взрослых – потенциальные возможности ребенка. Их можно определить совместной деятельностью, помогая ему, с чем он пока не может справиться (наводящие вопросы, объясняя принципы решения, предложить продолжить, алгоритм). Уровень актуального развития – характеризует уровень трудностей задач, решаемых самостоятельно ребенком без участия взрослых. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. В то же время обучение не должно искусственно забегать вперед. Оно должно соответствовать возможностям ребенка.

Эльконин развил учение Выготского и предложил свою периодизацию, в кот использовал 3 критерия: вед деятельность, соц. ситуация развития (система отн-й м\у ребенком и соц действит-тью, не равна соц среде), центральное психол новообр-е (обобщ рез-тат психич и соц изменений, возникающий на дан ступ развития и опр-щий сознание ребенка).

2 группы видов деят-ти:

1-виды деят-ти, оказывающие влияние на личность реб-ка, ориентирующие на нормы общ-ва (ч-к – ч-к)

2-виды деят-ти, оказывающие влияние на интеллект ребенка, т.е. реб-к усваивает общественно выработанные способы действия с предметами (ч-к - вещь)

Ребенок поочередно осваивает системы этих отношений и происходит их чередование. Закон периодичности – к каждой точке своего развития ребенок подходит с расхождением между тем, что он усвоил из системы ч-к – ч-к и тем, что он усвоил из сист ч-к – вещь. Когда расхождение сильное происходит кризис, после которого идет развитие той сферы, кот отставала.

Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см.Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

ВОЗРАСТ Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Психологические новообразования
0-1 месяц - новорожденность Не определена Не определена Комплекс оживления – свидетельство появления первой соц потребности в общении. Сосредоточение, улыбка, вокализации.
0-1 год - младенчество «Пра-Мы» - осн путь деят-ти через взрослого, зависимость от него, в условиях невербального общения Непосредственно-эмоциональное общение Хождение, говорение, представления типа хочу-не хочу, нравится – не нравится. Представление о перманентном (постоянном) существ-и объекта, базовое доверие к миру.
1-3 года- предшкольное раннее детство Ребенок-предмет-взрослый. Совместная деят-ть с взрослым, направл-я на усвоение обществ выработанных способов употребл-я орудий Предметно-орудийная деят-ть Способность к общению, грамматическая речь, наглядно-действенное мышление, появление самосознания (выделение собств Я, гордость за достижения)
3-6 лет – дошкольное детство Взаимоотношения со сверстниками по поводу отношений взрослых людей Сюжетно-ролевая игра Преодоление эгоцентризма, знаково-символическая ф-ция, произвольность. Наглядно-образное мышление, переход на стадию конкрет операций: обратимость, пространственные представления. Дифференциация и обобщение переживаний, открытие внутр мира. Устойчивая самооценка. Соц позиция школьника.
6-10 лет – младший школьный возраст Ребенок-взрослый (родитель+учитель), ребенок - сверстники Учебная деятельность Формирование ВПФ. Теоретическое сознание и мышление, способность к рефлексии, анализу, мысленному планированию, учебная мотивация. Сформированная учебная деятельность.
11-15 лет – подростковый возраст Взаимоотношения в группе сверстников (собственные отн-я) Интимно-личностное общение Логическое мышление на уровне формальных операций, метапознават процессы, рефлексия. Формирование самосознания (эго-идентичность) в общении со сверстниками. Формирование временной перспективы. Творчество.
16-20 лет- юношеский возраст Отождествление со взрослыми и равенство Учебно-профессиональная (общественно значимая) деят-ть Формирование чувства взрослости. (объективная взрослость=физическая взросл (пубертатный скачок) + интеллектуальная взросл (формально-логический интеллект) + социальная взросл (освоение соц ролей и деятельностей))

 

Теория развития личности Фрейда. Основные психо-сексуальные стадии развития личности (Фрейд).В основе развития личности по Фрейду лежит преобразование и перемещение либидо по разным эрогенным зонам.Основные стадия сексуального развития личности.

  Возраст Название Эрогенная зона
1. С момента рождения до 1,5 лет Оральная Рот
2. От 1,5 до 3 лет Анальная Анус
3. От 3 до 5 лет Фаллическая Половые органы
4. От 6 до 12 лет Латентная -----------
5. От 12 до 18 лет Генетальная Половые органы

Оральная – получает удовольствие от раздражения ротовых полости. Сосание груди, жевание, глотание, обследование объекта. Анальная – получение наслаждения от испражнения каловых масс (удержание или испражнение). От раздражения в области ануса. Фаллическая – в этом возрасте ребенок проявляет особый интерес к половым органам. Любит раздеваться. Впервые дети начинают либидоносную привязанность к родителям.Привязанность мальчика к матери – комплекс Эдита.У девочек к отцу – комплекс Электры.Лишь страх кастрации заставляет ребенка отказаться от любви к родителям.Завершается стадия идентификацией с родителем своего поля.Но подражая, преследуется цель понравиться родителю. Латентая стадия – либидо спит, сублимируется.Генитальная стадия – гетерасексуальные отношения. Активный процесс полового созревания.Процесс поступательного движения либидо может нарушаться. Нарушение возникает в следствии фиксации, задержка либидо в какой-либо зоне. 1. Фиксация происходит, если потребности полностью удовлетворяются. 2. Нарушается и при регрессии, т.е. возврат. Когда потребности не удовлетворяются. Длительная фиксация либидо в области какой-то конкретной зоне приводит к формированию типа характера.

 

 

Date: 2016-11-17; view: 652; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию