Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль конфликта в общении





Долгое время в психологии конфликт рассматривался как негативное явление. Анализ конфликтов показывал, что конфликт трудно оценить с положительной точки зрения. В последнее время отношение к конфликту изменилось. Конфликт – это обязательное явление, поэтому в нем есть и позитивная сторона: в процессе конфликта при правильном разрешении решается возникшая проблема, что приводит к восстановлению отношений. Т.о. оценка конфликта зависит от его последствий.

В зависимости от последствий и от роли конфликта в общении выделяют 2 вида конфликтов:

1. Функциональные или конструктивные конфликты, когда нарушенные отношения восстанавливаются.

2. Дисфункциональные конфликты, когда проблема не решается, отношения портятся.

Оценка конфликта определяется позицией человека в конфликте. Если человек является стороной, победившей в конфликте, то конфликт имеет положительную оценку. Для стороны, проигравшей в конфликте, он оценивается негативно (понижение самооценки).

Виды конфликтов

1. Внутриличностный конфликт – это столкновение между двумя примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями, мотивами и т.д. Борьба мотивов является проявлением внутриличностного конфликта. Основные варианты конфликта:

a. Конфликт реакций.

b. Познавательный конфликт.

c. Ролевой конфликт.

2. Межличностныйконфликт – это столкновение между людьми в силу несовместимости их интересов, целей, ценностей или личностных качеств. Это ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели.

3. Межгрупповой конфликт – это противодействие двух или нескольких групп в силу несовместимости их целей, интересов, потребностей.

4. Конфликт между личностью и группой возникает, когда сталкиваются интересы группы и ее отдельных представителей.

 

I. В зависимости от сфер жизнедеятельности:

· семейные

· трудовые

· бытовые

· производственные

· политические

· прочие

2. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов:

· конструктивные

· деструктивные

3. В зависимости от способов разрешения:

· институционализированные – для низ разработаны нормативные механизмы разрешения

· неинституционализированные - для низ не разработаны нормативные механизмы разрешении

4. В зависимости от характера и иерархических отношений:

· по вертикали

· по горизонтали – конфликты между ровесниками

· по диагонали – студент социального факультета не здоровается с преподавателем психологического факультета

5. По силе

· Слабо выраженный

· средне выраженный

· Сильно выраженный

6. В зависимости от этапа социализации личности:

· дошкольный

· школьный

· подростковый

· взрослый

· пожилой

7. Отношения в группе:

· межличностные

· внутриличностные

9. Классификация Анцупова

· Внутриличностные

· Социальные

· Зооконфликты

Основные формальные характеристики межличностных конфликтов:

Глубина конфликта определяется предметом возникшего противоречия и степенью вовлеченности партнеров в конфликтную ситуацию. Выделяют крупные и мелкие конфликты.

Длительность конфликта обуславливается предметом (глубиной) конфликта и характером партнеров. Выделяют кратковременные и затяжные конфликты.

Частота конфликта, в свою очередь, может влиять на глубину и длительность конфликта: частые конфликты могут привести к более глубокому и затяжному конфликту.

Характер проявления конфликта в поведении конфликтующих. Выделяют скрытые или мысленные конфликты (существует противоречие, но люди открыто не предъявляют друг другу претензии) и явные или открытые конфликты (проблема обсуждаются, возникают ссоры, люди открыто выказывают свое недовольство). В результате скрытого конфликта отношения становятся более холодными, недовольство проявляется на невербальном уровне.

Статус конфликтующих сторон. Конфликты могут возникать между людьми с одинаковым статусом (горизонтальные конфликты) и между людьми с разным статусом (вертикальные конфликты).

Причины конфликтов:

1. Объективные причины – это объективные, не зависящие от субъекта конфликта, обстоятельства, предрасполагающие к разного рода противоречиям и столкновениям:

Нарушение принципа дистрибутивной справедливости.

Нарушение принципа делегирования – это отсутствие четкого распределения обязанностей между взаимодействующими людьми.

Взаимозависимость функций.

Нарушение коммуникаций.

Несоответствие поведения одного партнера ролевым ожиданиям другого.

Ограниченность ресурсов.

Объективные причины не всегда приводят к конфликтам. Для того, чтобы произошел конфликт, они должны выступать в совокупности с субъективными причинами.

2. Субъективные причины – индивидуально психологические особенности общающихся, которые могут стать источником конфликта:

Различия между людьми в целях, представлениях, ценностях, манере поведения, уровне образования, стаже, возрасте и нетерпимости к этим различиям.

Отсутствие у партнеров по общению навыков общения и поведения в конфликтных ситуациях.

Степень конфликтности личности.

Структура конфликта

I Объективные составляющие конфликта

1. участники

- основные участники (оппоненты, противостоящие стороны)

- группы поддержки

- другие участни

2. предмет конфликта. Обычно существующая или воображаемая проблема служащая основой конфликта. Это противоречие из – за которого стороны вступают в противоборство.

3. объект конфликта. Это причина конфликта которая не всегда сразу удаётся видеть.

4. микро и макросреда. Условия в которых находятся и участвуют участники конфликта.

II Субъективные составляющее конфликта

1. мотив – определяют активность и направленность оппонентов предупреждение к выступлению в конфликт. Мотив конкретизируется в целях (это осознанный образ представляемого результата). На достижение цели направлена деятельность человека.

2. Конфликтное поведение – состоит из противоположных действий участников конфликта.

Выделяют принципы, стратегии, тактики конфликтного поведения:

3. Восприятие конфликта оппонентами:Образ конфликтной ситуации – это субъективная картина которая складывается у каждого участника

Этапы динамики конфликта:

I. латентный период

1. объективная проблемная ситуация,

осознание проблемной ситуации

II. Открытый период (Собственно конфликт)

1. инцидент – первое столкновение, проба сил

2. эскалация конфликта – резкая интенсивность борьбы оппонента

3. Сбалансированное противодействие. Противодействие продолжается, а интенсивность понижается.

4. Завершение конфликта. Поиск решения конфликта. Формы:

1. разрешение противоречия

2. урегулирование (с участием третьей стороны)

3. затухание (т.к. заканчиваются ресурсы)

4. устранение (предмет конфликта)

5. переход в другой конфликт (замена одного лица, мотивы, цели меняются).

III. Послеконфликтный период.

1. частичная нормализация отношения.

2. полная нормализация отношения

Date: 2016-11-17; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию