Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории социального обмена





Главный признак любого взаимоотношения состоит в том, что люди влияют друг на друга, т.е. они взаимозависимы. Термин «взаимозависимость» означает, что результаты, которые получает в процессе социального взаимодействия один человек, хотя бы частично зависят от поведения другого и наоборот. Принципы социального обмена сформулированы на основе работ, посвящённых процессам научения и принятия решений. Теория социального обмена анализирует взаимодействие между людьми с точки зрения выгод и затрат, которыми индивиды обмениваются друг с другом. В качестве выгод могут выступать финансовая поддержка, получение нужной информации, одобрения, чувство успешности и привлекательности для другого, чувство любви и пр. В качестве затрат или издержек - негативные эмоции, чувство непонимания со стороны другого, осознание непринятия другим и пр. При этом то, что представляет высокую ценность для одного человека, может быть малоценным для другого. Выгоды и издержки, получаемые в процессе взаимодействия, могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Теория социального обмена анализирует межличностное взаимодействие на основе затрат и выгод каждого человека, которые определяются теми способами, при помощи которых человек вступает во взаимодействие. Обычно люди стремятся организовать своё взаимодействие таким образом, чтобы максимизировать свои вознаграждения и минимизировать свои затраты. Но для того, чтобы получать вознаграждения, человек должен сам вознаграждать других. С детства, в процессе социализации человек знакомится с правилами социального обмена. Обычно человек вознаграждает тех, кто вознаграждает его. Если люди помогают ему, он чувствует себя обязанным помочь им. Фэу и Фэу (Foa) выделили 6 основных типов вознаграждений: любовь, деньги, статус, информация, блага, услуги. Их можно классифицировать по 2-м измерениям: измерение специфичности и измерение конкретности. Измерение специфичности предполагает зависимость вознаграждения от того, кто его предоставляет. П: любовь, признание, одобрение – специфические вознаграждения. Деньги – не специфическое, а универсальное вознаграждение. Их ценность чаще независима от того, кто их предоставил в качестве вознаграждения. Конкретность отражает различие между материальными вознаграждениями (вещи, деньги) и неконкретными, символическими (совет, одобрение).

Взаимоотношения могут быть затратными, если требуют много времени и энергии, вызывают конфликты, неодобрение других, мешают осуществлять другое вознаграждаемое поведение.

Люди обычно отслеживают вознаграждения и затраты конкретных взаимодействий. Они подводят общий их итог: «Мне эти отношения много дали», «Наши отношения не стоят усилий». Для оценки отношений используются определённые стандарты. Тибо и Келли наиболее важными считают в качестве таких стандартов уровень сравнения и уровень сравнения альтернатив.

Теория социального обмена полезна при анализе ситуаций, связанных с заключением сделок, когда две стороны должны прийти к соглашению, несмотря на наличие у них собственных интересов. В разработку данной теории внесли свой вклад Д. Хоманс, Гарольд Келли и другие учёные, которые применяли её положения к личностным отношениям между друзьями и членами семьи.

Теории диадического взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли, Г. Хоманс)

Данные теории рассматривают “человеческое поведение как функцию его платежа. Сумма и вид человеческого поведения зависят от суммы и вида вознаграждения и наказания, которые оно приносит во взаимодействии с другими индивидами”.
Выделяются следующие подходы (теории): взаимодействия исходов (подход Д. Тибо и Г. Келли);социального обмена Г. Хоманса.

Подход Д.Тибо и Г.Келли (“теория взаимодействия исходов”) – бихевиористская теория о диадическом взаимодействии людей, где качество их взаимоотношений зависит от суммы “вознаграждений”, получаемых каждым из участников. Главное внимание авторы уделяют фактору “взаимного обмена вознаграждениями и наказаниями” в контексте взаимодействия. Основное содержание подхода сводится к следующему. Всякое межличностное отношение – взаимодействие. Всякое взаимодействие приводит к “исходу”: вознаграждению или потере. Взаимодействие повторяется, если сумма вознаграждений больше суммы потерь. Взаимодействующие стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов.

Факторами, влияющими на качество взаимодействия, являются:
а) независимые переменные – взаимный контроль, опосредованный способностью влиять на исходы другого (такие, как платежи- вознаграждения, платежи-подкрепления, полезности);
б) зависимые переменные – продукты человеческих отношений (нормы, роли, власть).
Позитивные платежи могут быть материальными или психологическими (например, выигрыш в статусе, власти и т.п.). Получаемые участниками вознаграждения или потери детерминируются факторами внутренними (эндогенными) или внешними (экзогенными)

по отношению к этому взаимодействию.

Внешние (экзогенные) детерминанты определяют пределы достижения позитивных исходов и включают: индивидуальные потребности и способности участников; сходство и различия в их установках, ценностях; ситуационный контекст их межличностного контакта.

К экзогенным характеристикам взаимодействия авторы относят также:
дистантность (отношения на расстоянии представляют меньше возможностей для позитивных исходов, так как требуют больше усилий для их поддержания, а, следовательно, и больше издержек); комплементарность (дополнительность); образование диады облегчается сторонами, которые способны вознаграждать друг друга ценой низких для себя издержек.

Внутренние (эндогенные) детерминанты – возникают в ходе взаимодействия, а также как его продукт. Они определяют, будут ли действительно достигнуты позитивные исходы. К ним относятся, например, соперничающие, конфликтные стратегии поведения, которые увеличивают взаимные издержки (в форме раздражения, смущения, тревоги).

Исход взаимодействия может оцениваться человеком с помощью:
а) уровня сравнения – средней величины позитивных исходов, которые индивид имел в своих предшествующих отношениях с другими;

б) уровня сравнения альтернатив – наивысший исход, который может получить в свете наилучшей возможной для него альтернативы.

Основным техническим приемом в представлении социального взаимодействия является матрица исходов (рисунок), характеризуемая следующими допущениями:
1)в ней содержатся все возможности вознаграждений и издержек в данном взаимодействии;
2)представлены все возможные линии поведения участников;
3)ценность издержек и вознаграждений изменяются с течением времени;
4)Матрица не известна участникам до взаимодействия.

Матрица исходов

Читается матрица следующим образом: если участник А избирает во взаимодействии линию поведения А1, а участник В – линию В1, то А получает, например, 6 единиц позитивного исхода, а В – 2 единицы, то есть в данном случае имеются позитивные исходы у обеих сторон.

Власть в диаде определяется как функция способности одного участника влиять на качество исходов, достигаемых другими.

Авторы выделяют два типа контроля:

а) фатальный, когда один участник полностью определяет исход для другого независимо от того, что предпримет этот другой;

б) поведенческий, а когда каждый из участников не может полностью определить исход другого, но имеет средства в виде своих стратегий влиять на эти исходы.
Недостатком данной теории можно считать универсализацию авторами такого важного (но далеко не единственного) регулятора межличностных отношений, как принцип вознаграждения – издержек. Кроме того, достаточно сложно количественно измерить и оценить полезность (или вредность) взаимодействия людей в диаде, и еще труднее оценить возможные типы стратегий в зависимости от психологических реакций собеседника (партнера).

Теория социального обмена Г. Хоманса – бихевиористская теория, объясняющая качество взаимодействия людей в диаде от соотношения “вознаграждения” и “издержек”.
В центре внимания Г. Хоманса – взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями), который имеет место в диадическом взаимодействии. Суть человеческого поведения в диаде, по его мнению, сводится к интеракции, в процессе осуществления которой люди обмениваются деятельностями (activity) и “сентиментами” (sentiment). Сентименты составляют особый класс деятельностей, репрезентирующих отношения и чувства человека к собеседнику (поцелуй, рукопожатие, похлопывание по плечу и т.п.). Они же (сентименты) подкрепляют – негативно или позитивно – поведение собеседника. В связи с этим основной смысл взаимодействия, по мысли Хоманса, сводится к пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издержками. Если выигрыш непропорционален вкладу, то это приводит к чувству вины у участника взаимодействия.
Таким образом, необихевиористская ориентация сводит всю активность человека в основном к пассивному приспособлению к существующим условиям. Собственно человеческая деятельность исключена из теоретического анализа и противопоставлена реакциям приспособления человека к внешним условиям.

Теория диадического взаимод-я.(Тибо, Хомманс, Келли)

Основаны на принципах гедонизма, рассмат-т повед-е ЧК. Как ф-ю платежа, повед-е ЧК. Зависит от суммы и вида вознагр-я и наказ-я, к-е оно приносит во взаимод-е с др. индивидами.

1. Теория взаимод-я исходов(Тибо и Келли)

Качество взаимод-я людей зависит от суммы вознагр-й получаемых кажд. Участником. Всякое взаимод-е приводит к исходу(вознагр-ю или наказ-ю)

Исход- шаг резюмирующий получ-е вознагр-я и понесенные потери. Взаимод-е повтор-ся если сумма вознагр-й больше суммы потерь, взаимод-е стороны зависят др. от др-га.

Факторы влияющие на взаимодействие:

1. независимые переменные: взаимод-й контроль,опосредованный способностью влиять на исход др-го(вознагр-е, подкрепл-е, полезности)

2. зависимые переменные-продукты чК. Отнош-й(нормы, роли, власть)

Позитивные платежи м.б. материальными или психолог-ми. Вознагр-е или потери опр-ся факторами внутренними или внеш-ми по отн-ю к взаимод-ю. Внеш-е формы вкл-т:

А) инд-е потребности и способности участников

Б) сходство и разл-е в установках и ценностях участников

В) ситуационный контекст

Г) дистантность

Д) комплементарность – дополнительность. Образование диады легче, если стороны способны вознагр-ть др. др-га без значительных издержек для себя.

Внутр-е факторы возникают в ходе взаимод-я и опр-т будут ли действительно достигнуты позит-е исходы.

Исход взаимод-я м. оцениваться с помощью:

1. Ур-нь сравнения – сред-я величина полож-х исходов, к-е ЧК. Имел в предшевствующих отнош-х с другими. Исход взаимод-я будет позит-м если выше средней величины взаимод-й. Ур-нь сравнения варьируют в завис-ти от Л-ти и сит-ии

2.Ур-нь сравнения альтернатив- наивысший исход, к-й м. получить.

Основной технич-й прием – предст-е соц-го взаимод-я – матрицы исходов. Она служит для того, чтобы в абстрактной форме описать взаимод-е в диаде.

Особенности матрицы:

1. В ней содержатся все возмож-ти вознагр-я и издержек в данном взаимод-ии

2. Представлены все линии повед-я участников

3. Ценность издержек и вознагр-й измен-ся во времени

4. Матрица не известна участникам до взаимод-я

По мере взаимод-я участники непрерывно делают открытия относительно возможных исходов и повед-я партнера. В момент начала взаимод-я стороны сталкиваются с большой степенью неопред-ти исходов, причина- недостаточность знаний и отношений. Исходы первичного контакта оцениваются по критериям уровня сравнения и Ур-ня сравнения альтернатив.

Важно предвидеть останутся ли положительные исходы таковыми со временем, особенно, когда речь идет о долгосрочных отнош-х.

Этот подход к отношениям власти, взаимозависимости, ежличностного приспособл-я и др. способам соц-го взаимод-я. Такая матрица помогает для оценки взаимозависимости членов диады, процессов влияния и контроля, возмож-ть власти одного участника над др-м состоит в возможности контролировать его исходы. Тибо и Келли выд-т 2 вида контроля:

1. фатальный

2. поведенческий - в тех случаях когда кажд. Из участников не может полностью определить исход для др-го, но он м. влиять на эти исходы.

Стратегия, к-я ведет к стабильному взаимному вознагр-ю: изменить свое повед-е, после получения издержек и сохр-ть его если оно сопровожд-ся вознагр-м. Кажд. Участник имеет альтернативу: дать вознагр-е или наказать. Соц. Взаимод-е зависит от характеристик соц. Системы в рамках к-й межличностное взаимод-е протекает.

Недостатки теорий:

1. анализ межличностных отн-й, протек-х в «соц-м вакууме»

2. неправомерная универсализация принципа вознагр-я – издержек

3. не решен вопрос о переносе принципов выдел-х в анализе диад-го взаимод-я на гр-пу

4. использование матрицы исходов при анализе гр-х отношений затруднено

5. игнор-е роли коммуникаций

6. рассмотр-е участников, стремящихся к мах выигрышу

7. опускаются действия игроков в рефлексивном плане

8. трудность использования языка матриц для описания сит-й реального взаимод-я.

Были проведены исслед-я посвящ-е сит-ии торга

Теория элементарного соц. Поведения(Хомманс)

Основное ВН. Уделяется взаимод-щим обменам вознаграждениями и издержками в диадическом контакте «лицом к лицу». Чк-е повед-е – ф-я его платежей

Основные понятия: Д-ть(оперант), сентимент(особый класс Д-ти, знаки, аттитюдов и чувств, к-е ЧК. Использует по отн-ю к др-м людям(кивок, поцелуй, рукопожатие)), интеракция – это обмен оперантами и сентиментами.

Положения Хомманса аналог-ны теории Скиннера, напр.: о взаимосвяз-м влиянии на повед-е лишения или насыщения, частоты и кач-ва подкрепления, «распред-й справедливости» - ожид-е пропорциональности м\у получ-м выигрышем и понесенными потерями.

Различия м\у удовлетворяющей и неудовл-й сит-й понимся в эконом-м смысле.

Недостатки:

9. недостат-е число эмпир-х исследований

10. неудовл-е опр-е базовых понятий

11. непослед-ть реализ-ии принципов Скиннеровской психологии

12. психол-й редукционизм(упрощ-е)

13. невозм-ть объяснить и док-ть свое, чужое повед-е

14. претензия рассматривать свою теорию, как универс-ю модель соц-го взаимод-я.

Аналог- торговая сделка

 

 

41. Понятие социальной группы, виды групп.

Самое Первое понимание группы связано с тем что многие соц. ψ – ги воспринимали их как простая совокуп-ть индивидов, интересы кот совпадают и приводят к единообразной реакции. Группы – это искусственные теоретические конструкции, объясняющие некоторые соц явления, т.к. в материальн форме, физиол форме группа представлена в виде отдельных индивидов. (Аш, Оллпорт). Затем группы начали восприниматься как нечто совокупность индивидов. Самое распространенное определение группы – совокупность индивидов включенных в общую для них активность и связанных системой отношений, которое регулируется общими нормами и правилами.

Гипотезы о причинах формир-я групп:

-биологические причины (инстинкт стадности, чувство страха в опасном окружении)

-психологические (потребность в валидности знаний, т.е. проверке их на истинность. Т.к. нет абс критериев истинности ч-к включается в группы, проверяя насколько другие члены группы придерживаются тех же мнений)

Группа необходима для кооперации и разделения труда. Ч-к объединяется в группы благодаря эффекту фасилитации – приливу индив энергии в группу (в пятером тащить груз легче, чем каждому свой кусок груза)

В истории социальной психологии было выдвинуто несколько гипотез о глубинных причинах формирования групп (факторы группообразования):

1. Инстинктивная природа формирования - стадный инстинкт (Мак Даугалл)

2. Потребность в безопасности – чувство страха в угрожающем окружении

3. Необходимость в кооперации – разделение труда (выдвинута в теориях социального обмена)

4. Гипотеза фасилитации – присутствие других дает прилив энергии, ↑продуктивность деятельности

5. Социальная леность человека – человек включается в группы, чтобы облегчить себе жизнь

6. Гипотеза о группе, как необходимом инструменте валидизации знаний и в какой-то степени верификации (выдвинута в рамках когнитивных процессов)

Критерии истинности знания – реакция людей, которые входят в ту же соц группу.

Все гипотезы исходят из индивидуальных потребностей. Эволюционный анализ показывает что сначала появились соц. группы и только потом сформировался рефлексирующий индивидуальный субъект. Группа – лишь форма, в пределах которой протекает индивидуальная жизнь. Групповые переживания животным недоступны.

Виды соц групп

1. Условные (которые искусственно выделяются по какому – либо признаку) Более точно определяются понятием «Соц категория» чаще применяется социологами. С ψ т.з соц. группами не являются

2. Реальные (Со всеми ψ-ими механизмами) По размеру: Большие группы(Сравнимы с обществом иногда совпадают), Малые(до 200-300 чел.) Самые типичные 15-20 человек. Самое малое – 3 человека. Среди малых групп выделяют естественные(спонтанные), включенные в реальный процесс жизни и лабораторные, созданные в исследовательских целях. Официальные(сформированные какими то институтами) и неофициальные(складываются сами собой). Первичные(далее делятся на отдельных индивидов) и вторичные (из нескольких подгрупп). Контактные (взаим. лицом к лицу) и неконтактные

Референтные (Холлмен 1942) – группы в которые индивид м.б реально не включен, но нормы этой группы он принимает, они важны для него.

Date: 2016-11-17; view: 1395; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию