Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории социального обменаГлавный признак любого взаимоотношения состоит в том, что люди влияют друг на друга, т.е. они взаимозависимы. Термин «взаимозависимость» означает, что результаты, которые получает в процессе социального взаимодействия один человек, хотя бы частично зависят от поведения другого и наоборот. Принципы социального обмена сформулированы на основе работ, посвящённых процессам научения и принятия решений. Теория социального обмена анализирует взаимодействие между людьми с точки зрения выгод и затрат, которыми индивиды обмениваются друг с другом. В качестве выгод могут выступать финансовая поддержка, получение нужной информации, одобрения, чувство успешности и привлекательности для другого, чувство любви и пр. В качестве затрат или издержек - негативные эмоции, чувство непонимания со стороны другого, осознание непринятия другим и пр. При этом то, что представляет высокую ценность для одного человека, может быть малоценным для другого. Выгоды и издержки, получаемые в процессе взаимодействия, могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Теория социального обмена анализирует межличностное взаимодействие на основе затрат и выгод каждого человека, которые определяются теми способами, при помощи которых человек вступает во взаимодействие. Обычно люди стремятся организовать своё взаимодействие таким образом, чтобы максимизировать свои вознаграждения и минимизировать свои затраты. Но для того, чтобы получать вознаграждения, человек должен сам вознаграждать других. С детства, в процессе социализации человек знакомится с правилами социального обмена. Обычно человек вознаграждает тех, кто вознаграждает его. Если люди помогают ему, он чувствует себя обязанным помочь им. Фэу и Фэу (Foa) выделили 6 основных типов вознаграждений: любовь, деньги, статус, информация, блага, услуги. Их можно классифицировать по 2-м измерениям: измерение специфичности и измерение конкретности. Измерение специфичности предполагает зависимость вознаграждения от того, кто его предоставляет. П: любовь, признание, одобрение – специфические вознаграждения. Деньги – не специфическое, а универсальное вознаграждение. Их ценность чаще независима от того, кто их предоставил в качестве вознаграждения. Конкретность отражает различие между материальными вознаграждениями (вещи, деньги) и неконкретными, символическими (совет, одобрение). Взаимоотношения могут быть затратными, если требуют много времени и энергии, вызывают конфликты, неодобрение других, мешают осуществлять другое вознаграждаемое поведение. Люди обычно отслеживают вознаграждения и затраты конкретных взаимодействий. Они подводят общий их итог: «Мне эти отношения много дали», «Наши отношения не стоят усилий». Для оценки отношений используются определённые стандарты. Тибо и Келли наиболее важными считают в качестве таких стандартов уровень сравнения и уровень сравнения альтернатив. Теория социального обмена полезна при анализе ситуаций, связанных с заключением сделок, когда две стороны должны прийти к соглашению, несмотря на наличие у них собственных интересов. В разработку данной теории внесли свой вклад Д. Хоманс, Гарольд Келли и другие учёные, которые применяли её положения к личностным отношениям между друзьями и членами семьи. Теории диадического взаимодействия (Д. Тибо, Г. Келли, Г. Хоманс) Данные теории рассматривают “человеческое поведение как функцию его платежа. Сумма и вид человеческого поведения зависят от суммы и вида вознаграждения и наказания, которые оно приносит во взаимодействии с другими индивидами”. Подход Д.Тибо и Г.Келли (“теория взаимодействия исходов”) – бихевиористская теория о диадическом взаимодействии людей, где качество их взаимоотношений зависит от суммы “вознаграждений”, получаемых каждым из участников. Главное внимание авторы уделяют фактору “взаимного обмена вознаграждениями и наказаниями” в контексте взаимодействия. Основное содержание подхода сводится к следующему. Всякое межличностное отношение – взаимодействие. Всякое взаимодействие приводит к “исходу”: вознаграждению или потере. Взаимодействие повторяется, если сумма вознаграждений больше суммы потерь. Взаимодействующие стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов. Факторами, влияющими на качество взаимодействия, являются: по отношению к этому взаимодействию. Внешние (экзогенные) детерминанты определяют пределы достижения позитивных исходов и включают: индивидуальные потребности и способности участников; сходство и различия в их установках, ценностях; ситуационный контекст их межличностного контакта. К экзогенным характеристикам взаимодействия авторы относят также: Внутренние (эндогенные) детерминанты – возникают в ходе взаимодействия, а также как его продукт. Они определяют, будут ли действительно достигнуты позитивные исходы. К ним относятся, например, соперничающие, конфликтные стратегии поведения, которые увеличивают взаимные издержки (в форме раздражения, смущения, тревоги). Исход взаимодействия может оцениваться человеком с помощью: б) уровня сравнения альтернатив – наивысший исход, который может получить в свете наилучшей возможной для него альтернативы. Основным техническим приемом в представлении социального взаимодействия является матрица исходов (рисунок), характеризуемая следующими допущениями: Матрица исходов Читается матрица следующим образом: если участник А избирает во взаимодействии линию поведения А1, а участник В – линию В1, то А получает, например, 6 единиц позитивного исхода, а В – 2 единицы, то есть в данном случае имеются позитивные исходы у обеих сторон. Власть в диаде определяется как функция способности одного участника влиять на качество исходов, достигаемых другими. Авторы выделяют два типа контроля: а) фатальный, когда один участник полностью определяет исход для другого независимо от того, что предпримет этот другой; б) поведенческий, а когда каждый из участников не может полностью определить исход другого, но имеет средства в виде своих стратегий влиять на эти исходы. Теория социального обмена Г. Хоманса – бихевиористская теория, объясняющая качество взаимодействия людей в диаде от соотношения “вознаграждения” и “издержек”. Теория диадического взаимод-я.(Тибо, Хомманс, Келли) Основаны на принципах гедонизма, рассмат-т повед-е ЧК. Как ф-ю платежа, повед-е ЧК. Зависит от суммы и вида вознагр-я и наказ-я, к-е оно приносит во взаимод-е с др. индивидами. 1. Теория взаимод-я исходов(Тибо и Келли) Качество взаимод-я людей зависит от суммы вознагр-й получаемых кажд. Участником. Всякое взаимод-е приводит к исходу(вознагр-ю или наказ-ю) Исход- шаг резюмирующий получ-е вознагр-я и понесенные потери. Взаимод-е повтор-ся если сумма вознагр-й больше суммы потерь, взаимод-е стороны зависят др. от др-га. Факторы влияющие на взаимодействие: 1. независимые переменные: взаимод-й контроль,опосредованный способностью влиять на исход др-го(вознагр-е, подкрепл-е, полезности) 2. зависимые переменные-продукты чК. Отнош-й(нормы, роли, власть) Позитивные платежи м.б. материальными или психолог-ми. Вознагр-е или потери опр-ся факторами внутренними или внеш-ми по отн-ю к взаимод-ю. Внеш-е формы вкл-т: А) инд-е потребности и способности участников Б) сходство и разл-е в установках и ценностях участников В) ситуационный контекст Г) дистантность Д) комплементарность – дополнительность. Образование диады легче, если стороны способны вознагр-ть др. др-га без значительных издержек для себя. Внутр-е факторы возникают в ходе взаимод-я и опр-т будут ли действительно достигнуты позит-е исходы. Исход взаимод-я м. оцениваться с помощью: 1. Ур-нь сравнения – сред-я величина полож-х исходов, к-е ЧК. Имел в предшевствующих отнош-х с другими. Исход взаимод-я будет позит-м если выше средней величины взаимод-й. Ур-нь сравнения варьируют в завис-ти от Л-ти и сит-ии 2.Ур-нь сравнения альтернатив- наивысший исход, к-й м. получить. Основной технич-й прием – предст-е соц-го взаимод-я – матрицы исходов. Она служит для того, чтобы в абстрактной форме описать взаимод-е в диаде. Особенности матрицы: 1. В ней содержатся все возмож-ти вознагр-я и издержек в данном взаимод-ии 2. Представлены все линии повед-я участников 3. Ценность издержек и вознагр-й измен-ся во времени 4. Матрица не известна участникам до взаимод-я По мере взаимод-я участники непрерывно делают открытия относительно возможных исходов и повед-я партнера. В момент начала взаимод-я стороны сталкиваются с большой степенью неопред-ти исходов, причина- недостаточность знаний и отношений. Исходы первичного контакта оцениваются по критериям уровня сравнения и Ур-ня сравнения альтернатив. Важно предвидеть останутся ли положительные исходы таковыми со временем, особенно, когда речь идет о долгосрочных отнош-х. Этот подход к отношениям власти, взаимозависимости, ежличностного приспособл-я и др. способам соц-го взаимод-я. Такая матрица помогает для оценки взаимозависимости членов диады, процессов влияния и контроля, возмож-ть власти одного участника над др-м состоит в возможности контролировать его исходы. Тибо и Келли выд-т 2 вида контроля: 1. фатальный 2. поведенческий - в тех случаях когда кажд. Из участников не может полностью определить исход для др-го, но он м. влиять на эти исходы. Стратегия, к-я ведет к стабильному взаимному вознагр-ю: изменить свое повед-е, после получения издержек и сохр-ть его если оно сопровожд-ся вознагр-м. Кажд. Участник имеет альтернативу: дать вознагр-е или наказать. Соц. Взаимод-е зависит от характеристик соц. Системы в рамках к-й межличностное взаимод-е протекает. Недостатки теорий: 1. анализ межличностных отн-й, протек-х в «соц-м вакууме» 2. неправомерная универсализация принципа вознагр-я – издержек 3. не решен вопрос о переносе принципов выдел-х в анализе диад-го взаимод-я на гр-пу 4. использование матрицы исходов при анализе гр-х отношений затруднено 5. игнор-е роли коммуникаций 6. рассмотр-е участников, стремящихся к мах выигрышу 7. опускаются действия игроков в рефлексивном плане 8. трудность использования языка матриц для описания сит-й реального взаимод-я. Были проведены исслед-я посвящ-е сит-ии торга Теория элементарного соц. Поведения(Хомманс) Основное ВН. Уделяется взаимод-щим обменам вознаграждениями и издержками в диадическом контакте «лицом к лицу». Чк-е повед-е – ф-я его платежей Основные понятия: Д-ть(оперант), сентимент(особый класс Д-ти, знаки, аттитюдов и чувств, к-е ЧК. Использует по отн-ю к др-м людям(кивок, поцелуй, рукопожатие)), интеракция – это обмен оперантами и сентиментами. Положения Хомманса аналог-ны теории Скиннера, напр.: о взаимосвяз-м влиянии на повед-е лишения или насыщения, частоты и кач-ва подкрепления, «распред-й справедливости» - ожид-е пропорциональности м\у получ-м выигрышем и понесенными потерями. Различия м\у удовлетворяющей и неудовл-й сит-й понимся в эконом-м смысле. Недостатки: 9. недостат-е число эмпир-х исследований 10. неудовл-е опр-е базовых понятий 11. непослед-ть реализ-ии принципов Скиннеровской психологии 12. психол-й редукционизм(упрощ-е) 13. невозм-ть объяснить и док-ть свое, чужое повед-е 14. претензия рассматривать свою теорию, как универс-ю модель соц-го взаимод-я. Аналог- торговая сделка
41. Понятие социальной группы, виды групп. Самое Первое понимание группы связано с тем что многие соц. ψ – ги воспринимали их как простая совокуп-ть индивидов, интересы кот совпадают и приводят к единообразной реакции. Группы – это искусственные теоретические конструкции, объясняющие некоторые соц явления, т.к. в материальн форме, физиол форме группа представлена в виде отдельных индивидов. (Аш, Оллпорт). Затем группы начали восприниматься как нечто совокупность индивидов. Самое распространенное определение группы – совокупность индивидов включенных в общую для них активность и связанных системой отношений, которое регулируется общими нормами и правилами. Гипотезы о причинах формир-я групп: -биологические причины (инстинкт стадности, чувство страха в опасном окружении) -психологические (потребность в валидности знаний, т.е. проверке их на истинность. Т.к. нет абс критериев истинности ч-к включается в группы, проверяя насколько другие члены группы придерживаются тех же мнений) Группа необходима для кооперации и разделения труда. Ч-к объединяется в группы благодаря эффекту фасилитации – приливу индив энергии в группу (в пятером тащить груз легче, чем каждому свой кусок груза) В истории социальной психологии было выдвинуто несколько гипотез о глубинных причинах формирования групп (факторы группообразования): 1. Инстинктивная природа формирования - стадный инстинкт (Мак Даугалл) 2. Потребность в безопасности – чувство страха в угрожающем окружении 3. Необходимость в кооперации – разделение труда (выдвинута в теориях социального обмена) 4. Гипотеза фасилитации – присутствие других дает прилив энергии, ↑продуктивность деятельности 5. Социальная леность человека – человек включается в группы, чтобы облегчить себе жизнь 6. Гипотеза о группе, как необходимом инструменте валидизации знаний и в какой-то степени верификации (выдвинута в рамках когнитивных процессов) Критерии истинности знания – реакция людей, которые входят в ту же соц группу. Все гипотезы исходят из индивидуальных потребностей. Эволюционный анализ показывает что сначала появились соц. группы и только потом сформировался рефлексирующий индивидуальный субъект. Группа – лишь форма, в пределах которой протекает индивидуальная жизнь. Групповые переживания животным недоступны. Виды соц групп 1. Условные (которые искусственно выделяются по какому – либо признаку) Более точно определяются понятием «Соц категория» чаще применяется социологами. С ψ т.з соц. группами не являются 2. Реальные (Со всеми ψ-ими механизмами) По размеру: Большие группы(Сравнимы с обществом иногда совпадают), Малые(до 200-300 чел.) Самые типичные 15-20 человек. Самое малое – 3 человека. Среди малых групп выделяют естественные(спонтанные), включенные в реальный процесс жизни и лабораторные, созданные в исследовательских целях. Официальные(сформированные какими то институтами) и неофициальные(складываются сами собой). Первичные(далее делятся на отдельных индивидов) и вторичные (из нескольких подгрупп). Контактные (взаим. лицом к лицу) и неконтактные Референтные (Холлмен 1942) – группы в которые индивид м.б реально не включен, но нормы этой группы он принимает, они важны для него.
|