Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация или виды Я-концепции





Классификация К. Роджерса

1. Я-реальное.

2. Я-идеальное входит в структуру ценностных ориентаций личности и показывает, каким человек хочет стать.

Рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным может привести к развитию невроза, может порождать мотив самосовершенствования или к снижению уровня самоуважения.

Классификация Ч. Кули

1. Я-реальное – представление человека о себе в реальный момент жизни.

2. Я-идеальное – личностные идеалы.

3. Зеркальное Я – представление человека о том, как его воспринимают другие люди.

Классификация Розенберга

1. Настоящее Я – каким человек видит себя в данный момент своей жизни (Я-реальное).

2. Динамическое Я – каким человек хочет стать (Я-идеальное).

3. Фантастическое Я – представления человека о том, каким ему следует быть, исходя из норм морали.

4. Будущее Я (возможное Я) – представления о том, каким человек может стать (не обязательно хорошим).

5. Идеализированное Я – каким приятно видеть себя – может включать в себя элементы всех рассмотренных ранее элементов Я.

6. Изображаемое Я – каким я стараюсь казаться в глазах других людей, какое впечатление я пытаюсь произвести на окружающих – ряд образов и масок, которые мы надеваем на себя при общении с другими людьми.

Классификация Оффера

1. Физическое Я – это представление человека о состоянии своего здоровья, физической силе, выносливости, физических внешних данных.

2. Сексуальное Я – это представление человека о тех качествах, которые проявляются у человека в сфере сексуальных отношений.

3. Социальное Я – представление человека о способностях к совместной деятельности с другими людьми.

4. Психологическое Я – представление личности о своем внутреннем мире.

5. Семейное Я – представления человека об успешности или неуспешности выполнения своих семейных ролей.

6. Преодолевающее конфликты Я – представление личности о своих способностях к творческому преодолению и разрешению конфликтов.

Индивидуальные особенности Я-концепции (формальные характеристики):

© Степень когнитивной сложности и дифференцированности Я-концепции – число и характер осознаваемых личностью собственных качеств. Чем больше качеств человек в себе осознает и чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень развития самосознания личности.

© Степень субъективной значимости Я-концепции.

© Степень внутренней цельности, т.е. непротиворечивости и последовательности образа Я. Цельность Я-концепции определяет развитие цельной или интегрированной личности. Противоречивая Я-концепция составляет основу развития диссоциированной (внутренне противоречивой) личности. Она также является барьером для самореализации, создает внутреннюю напряженность. Такой человек не способен к подлинному существованию.

© Степень устойчивости или стабильности Я-концепции. У некоторых людей Я-концепция сохраняется, даже если опыт противоречит ей. У некоторых людей Я-концепция постоянно изменяется под влиянием нового опыта. Эта неустойчивость связана с гибкостью Я-концепции (ее изменчивостью).

© Степень адекватности – насколько сложившееся представление человека о себе соответствует реальности. Может иметь место формирование фальшивого Я, когда Я-концепция отличается предельной неадекватностью.

© Индивидуальная иерархия основных элементов образа Я.

Крайние полюса этих характеристик наблюдаются только при патологическом развитии личности. Чрезмерно низкая внутренняя согласованность, высокая противоречивость Я-концепции наблюдается при расщеплении самосознания и является основой раздвоения личности при шизофрении. Чрезмерно низкая устойчивость и такая же низкая адекватность приводит к деиндивидуализации личности – утрате человеком собственного Я (снижение моральной ответственности). Чрезмерная неадекватность способствует формированию фальшивого Я, что порождает отчуждение личности от самой себя и активное формирование механизмов психологической защиты.

Критерием личностной зрелости является конгруэнтность между Я-концепцией и опытом, которая обуславливает самоидентичность личности и ее аутентичное существование.

Функции Я-концепции:

1. Мотивирующая функция: Я-концепция – основа целеполагания. Рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным порождает специфические мотивы саморазвития и самосовершенствования. Я-концепция включается в структуру направленности личности.

2. Регулирующая функция: образ Я выполняет функцию саморегуляции. Я-концепция – основа для прогноза собственного поведения, действий, достижений в различных ситуациях. Это основа для интерпретации собственного опыта.

3. Формирующая функция: сформировавшаяся у человека Я-концепция, сложившаяся самооценка, уровень самоуважения способствуют формированию и закреплению определенных характерологических качеств.

Механизмы формирования самооценки личности

1. Результаты собственной деятельности.

У. Джемс предложил следующую формулу:

Самооценка = (Результат деятельности / Уровень притязаний) + Каузальная атрибуция

Для самооценки имеет значение личностная атрибуция, а не ситуативная. Тип атрибуции зависит от:

ü стабильности результатов;

ü согласованности наших результатов с результатами других людей;

ü особенностей целевого объекта;

ü качества достижений (провал или неудача);

ü мотивации достижения;

ü пола.

2. Социальное сравнение. Следовательно, наше представление о самих себе зависит во многом от того, с кем мы себя сравниваем.

3. Интроекция (перенесение вовнутрь) социальных оценок.

4. Рефлексия (самоанализ), самоатрибуция.

Типы самооценки:

-устойчивая и неустойчивая

- адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная)

Факторы, влияющие на адекватность самооценки:

- интеллект, высокий уровень развития мышления,

- возраст- способность достаточно точно оценивать себя. Появляется в подростковом возрасте,

- широта индивидуального опыта. Чем шире опыт, тем адекватнее самооценка

- свойства личности, свойства темперамента (экстраверсия - тенденция к завышению самооценки; интроверсия - более точная, глубокая, самоанализ, но тенденция к занижению).

- патология личности - при истерии - -завышение, при неврозе - занижение, при психопатиях (аномалиях характера) - завышение.

- идеалы личности - чем выше идеалы, тем ниже самооценка.

Влияние самооценки в развитии личности

Уровень притязания личности - это степень сложности тех целей и задач, которые ставит перед собой человек и достижение которых доставляет удовлетворение.

Если цели равны способностям, тогда самооценка адекватная. Адекватный уровень притязаний - ставит реальные цели, соответствующие способностям и потенциалу. Неадекватный — цели либо очень трудные, либо очень легкие.

 

28. Общая психологическая характеристика деятельности. Виды деятельности и их значение в разные периоды жизни человека.

Деятельность – целенаправленная активность, ориентированная на преобразование предметного или внутреннего мира человека.

Деятельность - те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности.

Т.о.деятельность - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая мотивами и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Всякая деятельность организма направлена на тот или иной предмет, непредметная деятельность невозможна.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных усло­виях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процеду­ре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; иско­мое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельно­сти чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо спе­циальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. ре­шить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятель­ности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возмож­ным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуаль­ными особенностями людей.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам со­циальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый че­ловек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

 

Различные деятельности, осуществляющие многообразные жизненные отношения организма к окружающей действительности, существенно определяются их предметом, поэтому Леонтьев различает отдельные виды деятельности по различию их предметов. Так же Леонтьев говорит о том, деят-ти отличаются одна от другой по признаку мотива.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:

1.уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности);

2.уровень действий;

3.уровень операций;

4.уровель психофизиологических функций.

Действие - это основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Стоит сразу заметить, что здесь имеется ввиду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие. Цель всегда осознаваема.

Характеризуя понятие "действие" можно выделить следующие 4 момента:

1. действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержании цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала У сознания, а "раскрывается" в действии.

2.действие - это одновременно и акт поведения, следовательно, теория деятельности сохраняет так же достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - активный целенаправленный процесс (принцип активности).

4.понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Действия человека предметны, они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Деятельность представляет собой последовательность действий, которые могут делиться на действия более низкого порядка.

Выделяют следующие виды действий:

1.внешние, которые выполняются с помощью внешнего двигательного аппарата. Эти действия предметны и направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира; "

2.внутренние (умственные), которые выполняются в уме, во внутреннем плане, в плане сознания. Среди умственных действий выделяют:

a) перцептивные (те, которые формируют целостный образ восприятия предметов и явлений);

b) мнемические (те, которые обеспечивают фиксацию, хранение и воспроизведение информации);

c) мыслительные (те, которые обеспечивают решение задач);

d) имажитивные (те, которые обеспечивают процессы воображения в процессах творчества).

Классификация видов деятельности: предметно-манипулятивная, игровая, учебная, общение, трудовая.

Леонтьев: "деятельность не носит аддитивный характер", т.е деятельность не есть простая сумма отдельных действий, т.е. одно и тоже действие может относиться к разным деятельностям, оно может переходить из одной деятельности в другую. Одна и та же деятельность состоит из разных действий. Один мотив порождает много разных действий.

Перейдем к тому, как, каким способом совершается действие. Соответственно мы обращаемся к операциям, которые образуют следующий, нижележащий уровень.

Операция - способ выполнения действия. Это уровень автоматич.действий и навыков. Они либо не осознаются, либо мало осознаются (в отличие от действий).

От чего же зависит характер используемых операций? Обобщенный ответ таков: от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

Перейдем к психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. По существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками.

Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания, другие возникают из действий путем их автоматизации. Причем операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознание даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми.

Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя "подстилающих" их операций. Граница, отделяющая слой действий от слоя операций подвижна, причем движение этой границы вверх обозначает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы.

Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности - психофизиологическим функциям.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и т.д. соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся так же врожденные механизмы, закрепленные в морфологии НС, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.

Понятно, что граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна. Однако, несмотря на это, психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Они достаются субъекту от природы, он ничего не должен делать, чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию.

Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности. Они составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий, но и постановка самих задач.

Date: 2016-11-17; view: 698; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию