Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура интеллекта





В психологии нет единства знаний по этому вопросу.

Структурные модели интеллекта:

ü Двухфакторная теория интеллекта Спирмена. Все интеллектуальные тесты (ментальные тесты) в действительности измеряют одну базовую интеллектуальную способность. Это базовая способность или G-фактор. Его функцию выполняет уровень ментальной или умственной энергии, присущий конкретному человеку. Успешность любого интеллектуального акта или любой интеллектуальной работы определяют 2 фактора: общий G-фактор или генеральный фактор и специфический фактор или S-фактор. S-факторы специфичны для каждого вида деятельности. Успешность выполнения деятельности зависит от комбинации G-фактора и S-фактора. G-фактор максимально полно проявляется при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальная роль этого фактора при решении простейших, в частности, сенсомоторных задач. Для диагностики G-фактора лучше использовать сложные задачи на выявление структурных отношений.

Иерархическая модель Спирмена: G-фактор ® А-факторы (арифметический или математический фактор), М-факторы (механический или пространственный фактор), Л-факторы (лексический или вербальный фактор) ® S-факторы (тестовые задания).

Все последователи Спирмена ставили вопрос об определении G-фактора.

Барт предложил на роль G-фактора внимание, потому что внимание является необходимым условием для выполнения любого вида деятельности и является чисто психологическим понятием. Сюда он включал и мотивацию.

Айзенк предположил, что роль G-фактора должна выполнять скорость переработки информации нервной системой.

ü Мультифакторная теория интеллекта Терстоуна. Любой интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества факторов. Отрицается факт существования общего фактора. Терстоун выделил 12 факторов интеллекта, но подробно описал только 7 факторов:

ü Словесное понимание проявляется в понимании текстов, словесных аналогий, при интерпретации пословиц, поговорок, афоризмов. В целом, его можно было бы назвать вербальным мышлением.

ü Речевая беглость проявляется в скорости поиска и нахождения речевых формулировок, в нахождении рифмы, подборе названий.

ü Числовой фактор проявляется в скорости и точности арифметических вычислений.

ü Пространственный фактор разделяется на 2 подфактора: мысленное манипулирование зрительными представлениями (объектами) в трехмерном пространстве, успешность и скорость восприятия пространственных отношений.

ü Ассоциативная память проявляется в скорости и прочности механической памяти.

ü Скорость восприятия – это скорость и прочность восприятия отдельных деталей или установление сходства и различия в любых образах.

ü Индуктивный фактор – это способность к обобщению, установлению закономерностей и т.д.

Выделенные Терстоуном факторы оказались, на самом деле, связанными друг с другом. А это свидетельствует о существовании общего G-фактора.

ü Трехмерная структурная модель интеллекта Гилфорда. Интеллект человека содержит 3 основных измерения: содержание задачи (информация, которой оперирует человек при решении различных задач), операции (что конкретно мы делаем с исходной информацией), результаты решения исходной задачи.

ü Содержание задачи представлено 4 типами информации: образная информация, символы (буквы, числа, какие-либо знаки), семантическое содержание (слова, смыслы), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах их поведения).

ü Операции подразделяются на 5 типов: познавательные функции (мыслительные операции), память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание.

ü Результаты могут быть представлены в 6 основных вариантах: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, применение.

Модель интеллекта была представлена в графической форме.

ü Структурная модель интеллекта Кетелла. Он выделяет 3 вида интеллектуальных способностей: общие факторы (связанный или кристаллизованный интеллект и свободный или текучий интеллект), порциальные факторы и фактор операций. Под связанным интеллектом понимается совокупность знаний и интеллектуальных навыков, приобретенных человеком в процессе социализации. Проявлениями связанного интеллекта являются способность к вербальной логике (словарный запас, понимание текстов), способность к количественной невербальной логике (операции с числами). Свободный или текучий интеллект не зависит от социализации, от приобщенности человека к культуре. Это природные или биологически обусловленные способности. Уровень свободного интеллекта определяется общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга. Этот уровень проявляется при решении разного рода перцептивных задач, прежде всего, задач на выявление пространственных отношений. Свободный интеллект напоминает пространственный фактор у Спирмена. Порциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры полушарий головного мозга. Разновидность порциальных факторов является визуализация, т.е. оперирование зрительными образами. Фактор операций – приобретенные человеком навыки для решения конкретных задач (S-фактор).

ü Теория интеллекта М.А. Холодной – ментальная теория интеллекта. Исходным понятием является понятие ментального опыта. Это особая психическая реальность, определяющая свойство или особенности интеллектуальной деятельности человека, а также его личные качества и особенности социального взаимодействия. Интеллект – это особая форма организации ментального опыта. Структура интеллекта соответствует структуре и организации ментального опыта.

Четырехуровневая модель структуры интеллекта:

Ø Когнитивный опыт – это понятийные и смысловые структуры, т.е. самые общие когнитивные образования человека (вербальное мышление).

Ø Метакогнитивный опыт представлен разными формами контроля над своим поведением: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль и общая познавательная активность. Метакогнитивный опыт выполняет функцию саморегуляции интеллектуальной активности.

Ø Интенциональный опыт представлен предпочтениями человека, системой его убеждений, умонастроениями.

Ø Интеллектуальные способности: конвергентная способность, креативность, обучаемость, когнитивный стиль. Конвергентные способности отражают уровневые свойства интеллекта – уровень развития у человека основных познавательных функций (внимание, память, вербальное и невербальное мышление). К конвергентным способностям относятся комбинаторные свойства интеллекта – способность человека к выявлению разного рода связей и отношений; процессуальные свойства интеллекта – конкретные приемы интеллектуальной деятельности. Креативность проявляется в беглости (скорость и легкость возникновения новых идей), оригинальности, восприимчивости (открытость новому опыту), обучаемости (имплицитная и эксплицитная обучаемость) и познавательном стиле (индивидуально своеобразные способы и приемы восприятия и переработки информации).

Критическое замечание Дружинина: очень широкая трактовка интеллекта (метакогнитивный интеллект относится к регуляторной сфере психики, а интенциональный опыт – к мотивационной сфере психики).

Основные направления исследований в области психологии интеллекта (М.А. Холодная):

ü Феноменологический подход: интеллект трактуется как способность человека к использованию индивидуальной базы знаний.

ü Генетический подход: интеллект рассматривается как средство адаптации к условиям окружающей среды.

ü Социо-культурный подход: интеллект рассматривается как продукт или следствие социализации, как результат различных культурных влияний.

ü Процессуально-деятельный подход: интеллект рассматривается как особый вид мыслительной деятельности, основное внимание уделяется изучению его процессуально-динамических характеристик, прежде всего, мышления (распространен в отечественной психологии).

ü Образовательный подход: интеллект рассматривается как результат целенаправленного обучения.

ü Функционально-уровневый подход: интеллект рассматривается как система разноуровневых познавательных процессов (мышление, память, ощущения, восприятия).

ü Регуляционный подход: интеллект рассматривается как средство самоконтроля и саморегуляции.

Для диагностики интеллекта во всех подходах используются тестовые методы. Прогностические возможности тестирования достаточно низкие. Тестовые показатели не коррелируют с реальной продуктивностью. Сверхпороговые значения IQ приводят к тому, что человек испытывает личностные проблемы, связанные с его эмоциональными способностями, коммуникативными качествами и ценностными ориентациями.

Природа интеллекта

Психогенетика интеллекта

Лоэлин и Николса (1960-70е гг.) провели массовые близнецовые исследования (830 близнецовых пар). Возраст испытуемых был однороден и составлял 17 лет. В этом возрасте близнецы получили высокую степень корреляции. Вывод: на 50 % уровень развития общего интеллекта генетически обусловлен.

Данные психогенетических исследований по проблеме порциального интеллекта были противоречивыми: в одних случаях обнаруживались связи между монозиготами (особенно в области невербальный интеллект), в других не обнаруживались вообще. Егорова обнаружила противоположные факты, проверяя исследования. Т.о. по порциальным фактам картина менее однозначная.

В обзоре Николса были обобщены результаты 211 близнецовых исследований. Общий вывод: на 50 % интеллект обусловлен генотипически, на 30 % уровень развития интеллекта обусловлен средовыми факторами, и на 20 % интеллект имеет двойную детерминацию, т.е. обусловлен взаимодействием среда и наследственности.

Роль среды в развитии интеллекта. Истоки и предпосылки развития интеллекта лежат в условиях семейного воспитания. Наиболее важным средовым фактором в развитии интеллекта детей является интенсивность интеллектуального взаимодействия со значимыми для него взрослыми, например, родителями. Дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях, т.е. интернатах, имеют низкие интеллектуальные показатели по сравнению с детьми, воспитывающимися даже в неблагоприятных семьях. Интеллект старших детей в семье обычно выше, чем у младших, и он тем выше, чем больше разрыв во времени между рождением первого и второго ребенка. В среднем, уровень интеллекта в многодетных семьях, где детей меньше или ребенок единственный.

Психофизиология интеллекта

Основа этого вопроса – работы Теплова, Небылицына, Голубевой и Русалова.

Голубева: исходными физиологическими факторами в развитии интеллекта являются общая активность (уровень активированности) нервной системы и саморегуляция. Однако монозиготные близнецы, обнаруживающие высокую степень сходства по показателям интеллекта, не обнаруживает таковой по показателям активированности.

Баланс в уровне активации правого и левого полушария головного мозга (ассиметрия больших полушарий головного мозга) влияет на показатели интеллекта

Правое полушарие Левое полушарие
1. Высокая активация нервной системы в целом и лабильность нервной системы (сильный тип нервной системы). 2. Преобладание возбуждения над торможением. 3. Непроизвольный тип регуляции. 4. Активность непроизвольной сферы (высокий уровень развития всех непроизвольных психических функций). 5. Наглядно-действенное мышление.   6. Невербальный интеллект. 7. Когнитивный стиль: А. синтетичность (обобщенное восприятие).   8. Экстраверсия. 9. Эмоционально фокусированный стиль совладания со стрессом. 1. Низкая активация и инертность нервной системы (слабый тип нервной системы).   2. Преобладание торможения над возбуждением. 3. Произвольный тип регуляции. 4. Активность произвольной сферы психики.   5. Уровень развития вербального мышления. 6. Вербальный интеллект. 7. Когнитивный стиль: А. аналитичность (склонность к глубокому анализу информации). 8. Интроверсия. 9. Рационально фокусированный стиль совладания со стрессом

Личность и интеллект или личностные аспекты интеллекта

У экстравертов были обнаружены более высокие результаты по невербальным показателям, а интроверты – по вербальным тестам. По уровню общего интеллекта между интровертами и экстравертами особых различий обнаружено не было. Связи с нейротизмом так же не было обнаружено.

Русалов попытался выяснить характер связи между интеллектом и свойствами темперамента. При этом он провел масштабное исследование. В младшей выборке, т.е. у детей, была обнаружена связи между интеллектом и темпераментом. У взрослых эта связь не была обнаружена, но не у всех взрослых она отсутствовала. У взрослых с менее высокими показателями интеллекта существует связь между интеллектом и некоторыми свойствами темперамента. В ходе интеллектуального развития наблюдается дифференциация между интеллектом и темпераментом, и они начинаю образовывать независимые друг от друга факторы.

Творческие способности (креативность)

Date: 2016-11-17; view: 475; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию