Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции креативности





1. Концепция редукции творчества к интеллекту. Представители: Айзенк, Термен. Айзенк считал, что креативность это компонент общей умственной одаренности. Существует корреляция между IQ и тестом Гилфорда на дивергентное мышление. Было проведено лонгитюдное исследование с 1926 г. Отобрано 1500 детей от 8 до 12 лет с интеллектом >135. Также был контрольная группа с обычным интеллектом. Было проведено 3 замера и было обнаружено, что 800 мужчин к 50 годам опубликовали 67 книг, 150 патентов, 126 стало докторами наук, 47 вошли в справочник лучшие люди Америки. Эти показатели превысили в 30 раз показатели контрольной группы

2. Концепция креативности Гилфорда и Торренса.. Гилфорд разделил 2 мышления

- конвергентное (активизируется когда нужно найти единственно верное решение)

- дивергентное (предполагает бесчисленное множество вариантов решения проблемы – основа креативности)

Тэрстоун говорил, что важнейшую особенность в творчестве играет темперамент, быстрое усвоение идей и не критич отношение. Были созданы тесты для изучения дивергент. продукт. (словоупотр, использ предметов, тест на составл изобр). Дальнейшее развитие данная концепция получила в работах Торренса. Он код креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов знаний, дисгармонии. Он разработал программу для развития креативных способностей детей. Он разработал диагностическую батарею для изуч креат. состоящую из вербальной, изобразительной, слуховой шкал.

Торренс предложил несколько характеристик креативности

- легкость (подсчитывается кол-во вариантов)

- гибкость (число переключений с 1 типа объекта на другой)

- оригинальность (минимальная частота встречаемости ответа в однородной группе)

- точность

- сопротивление замыканию (вместо точности)

Эту концепцию критиковали за использовании скоростных характеристик и соревн. момента

3. Концепция Воллаха и Когана – они критиковали перенесение тестовых моделей изучения интеллекта на изучение способностей. Нужна свободная атмосфера. Соревновательный момент блокирует самоактуализацию личности. Они убрали лимиты времени, создали игровую ситуацию. Они выделили 4 группы детей с разными сочетаниями креативности и интеллекта

- Высокая креативность и высокий интеллект (дети уверены в своих способностях, высокая самооценка, внутренняя свобода и самоконтроль)

- Высокий интеллект и низкая креативность (группа риска, стремятся к школьным успехам в виде выскоих оценок, тяжело воспринимают неудачи)

- Низкий интеллект и низкая креативность – они могут иметь высокий социальный интеллект

4. Концепция Медника – в творческом процессе присутствуют дивергенция и конвергенция. При конвергенции происходит увязывании е элементов семантического пространства которое опирается к проблеме и относится к единому мышлению. Чем из боле отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более творческое мышление. Суть творчества в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительной проблемы. Чем более мышление отличается от стереотипов, тем выше креативность. На основе работ медника был разработан тест отдаленных ассоциаций

5. Теория инвестирования Стенберга и Лаверна – креативный человек это человек который способен в малоизвестных, непопулярных идеях находить потенциал, находить способ применения и продавать ее. Человек не сможет реализовать свой творческий потенциал если высказывает идеи преждевременно.

Творческие проявления определяются

1. Интеллектом

2. Знаниями

3. Стилем мышления

4. Индивидуальными чертами

5. Мотивацией

6. Внешняя среда

Самая важная – интеллектуальная. Особенно важны

1. Синтетические

2. Аналитические

3. Практические

Психологические особенности творчества

1. Бессознательность, спонтанность. Существуют 2 версии атрибуции причин творчества: демоническая и божественная. Посттворческая сатурация – отрицание продукта своего труда.

2. Неподконтрольность воле. Человек не может произвольно управлять потоком образов и переживаний. Образы возникают спонтанно, они могут бороться с первоначальной идеей. Сознание в момент творчества – пассивный экран, на котором бессознательное отображает себя. Пономарев выделяет 2 вида опыта: интуитивный и логический

3. Измененное состояние сознания. Измененное состояние сознания – вариант нормы. В течение дня человек может несколько раз быть в измененном состоянии сознания, в трансе.

Различия творчества и деятельности:

Деятельность возникает вследствие действия внешних или внутренних рациональных причин, а творчество спонтанно, непланируемо. Деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема. Творчество нецелесообразно, непроизвольно, иррационально, не поддается сознательной регуляции. Деятельность функционирует по принципу отрицательной обратной связи, а творчество – по принципу положительной обратной связи (творческий продукт подстегивает процесс).

Деятельность предполагает функционирование сознания. Здесь доминирует активное сознание, а бессознательное пассивно. Творчество – феномен бессознательного. Механизм творчества – взаимодействие активного доминирующего бессознательного с более пассивным сознанием.

Date: 2016-11-17; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию