Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление как процесс (см. билет 13).





Сущность процесса - Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи и совершается в соответствии с определенной логикой.

1. Осознание проблемной ситуации (затруднение, удивление от чего-то необычного).

2. Постановка задачи: выделяется известное и неизвестное, проблема стан-ся задачей.

3. Ограничение зоны поиска.

4. Построение гипотезы.

5. Проверка гипотезы.

6. Рефлексия действий и результатов (ещё раз продумывает решение задачи, резюмирует своё итоговое решение).

 

15. Основные мыслительные операции.

Мыслительные операции:

Сравнение – это операция, которая вскрывает тождество и различие вещей, установление сходства или различия между предметами или явлениями между отдельными признаками. Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными.

Операцию сравнения мы всегда можем осуществить двумя путями; непосредственно или опосредованно. Когда мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, мы используем непосредственное сравнение. В тех случаях, когда мы осуществляем сравнение путем умозаключения, мы использу­ем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки. Например, ребенок для того чтобы определить, насколько он вырос, сопоставляет свой рост с отмет­ками на косяке двери.

Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Нельзя останавливаться на поверхностном сравнении предметов и явлений. Объективное сравнение все­гда возможно лишь при глубоким анализе существенных признаков. Но сравнение – это скорее внешняя операция. Раскры­тия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств вещей выполняется при помощи анализа и синтеза.

Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Суть данной операции состо­ит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д. Таким образом мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринима­ем. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволя­ет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Наряду с выделением существенных частей предмета анализ позволяет мыс­ленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма предмета, скорость процесса и др. Следует обратить внимание и на то, что анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, но и тогда, когда мы воспроизводим его образ по памяти

Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей, это мыслен­ное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Когда мы смотрим на лежащие перед нами от­дельные части механизма, мы можем понять, как выглядит этот механизм и как он работает. Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное оперирование свойствами предмета. Слушая описание человека, мы можем воссоздать его образ в целом. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. Прочитав отдельные фразы какого-либо вы­сказывания или логического утверждения, мы можем воссоздать эту фразу или утверждение в целом.

Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспри­нимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рас­сматривать выделенную часть или свойство независимо от данного предмета. Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информа­ции, т. е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами инф-ции (белизна, феодализм).

Сформированные нами конкретные понятия в дальнейшем используются при образовании и усвоении так называемых абстрактных понятий, которые суще­ственно отличаются от конкретных понятий

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация (обратная обобщению) - из общего определения выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. Например, кон­кретизацией понятия «стол» являются понятия «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол» и т. д

Категоризация – отнесение предмета к определенному классу на основании наличия признаков, существующих для данного класса.

Индукция и дедукция. В мыслительных операциях принято различать два ос­новных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию.

Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Г. Эббингауз, изучая процессы забывания ин­формации у отдельных людей, обнаружил общую закономерность и сформулиро­вал один из законов памяти, описывающий процесс забывания полученной чело­веком информации.

Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего поло­жения.

Классификация - это объединение предметов и явлений в один класс на основании общего признака. Основанием для научных классификаций являются существенные признаки.

Систематизация - более сложная, чем классификация операция, так как осуществляется иерархизация в ходе установления зависимостей между классами и подклассами изучаемых предметов и явлений.

Например, части речи: существительное, глагол, прилагательное; существительные - женского рода, мужского и среднего рода.

На основе сказанного можно сделать вывод, что мышление – это процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними. В этот процесс, изменяя его, вмешиваются эмоции. Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление.

 

Date: 2016-11-17; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию