Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности любовной тематики Платона





Содержание

 

Введение. 3

1 Особенности любовной тематики Платона. 4

2 Любовь и ее ценности в произведениях мыслителя. 8

Заключение. 11

Список использованных источников. 12

 


Введение

 

Любовь, вероятно, — самая вековечная, важная тема и она же является основой бытия человека. Проблема любви в человеческой жизни по праву считается не только наиболее древней, но и во все времена актуальной, не решенной до сих пор. Да и может ли она быть однозначно решена, раз и навсегда? Любой человек стремится ее решить для себя и для любого она глубоко индивидуальна. Природа ее таинственна и пути неисповедимы. Без любви у людей появляется большое количество проблем в общественных отношениях, в личной жизни, в истории государств и народов. Без любви невозможно существование человека. Человек оказывается без любви просто бездушным животным, возможно, даже наиболее опасным из земных, и ум его без любви не есть разум. Любовь существенна вследствие того, что она человеку дарует его собственное «Я». Это сильное психологическое потрясение, испытав которое, человек в своем эстетическом самоопределении и нравственном развитии поднимается на порядок выше. Кроме того, под внешней жаждой единства с любимым человеком скрывается великий источник душевных и жизненных сил, счастья, успеха и вдохновения человека.

Исследованием указанного вопроса человеческого существования, уходящего в глубину лет, занимались различные мыслители, и в рамках данной работы будут рассмотрены духовные основы любви в философии древнегреческого мыслителя Платона.

Таким образом, целью данной работы выступает исследование духовных основ любви в философии Платона.


Особенности любовной тематики Платона

 

Существенное значение в учении Платона имеет тема любовного влечения (иными словами, эроса). За свой вклад в философию любви мыслитель даже назван был «философским первоапостолом Эроса». В действительности, Платон, вероятно, вопросом любви занимался более всех. Имеется также и мнение о том, что любовная аналитика – чуть ли не наиболее впечатляющее из всего, чем занимался и о чем писал Платон.[1]

Само понятие любви в античную эпоху редко становилось предметом исследования (хотя таковое и случалось). Но по поводу того, какая она бывает, была построена целая классификация. Для античных философов любовь как космическая сила была фундаментом, объясняющим все миросоздание и мироустройство. Это находит отражение в мифологических образах, прежде всего, Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура).

Эрос рассматривается у Платона как стремление души к благу. Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая в существенной мере сужает кругозор и, во-первых, стремится только к удовольствию, во-вторых, приводит в отношениях к собственнической установке, желая по сути поработить, а не сделать свободным. При этом свобода является безусловным благом, которое может в человеческих отношениях дать именно любовь.

В наиболее простой форме она может выражаться в страсти к прекрасному человеку и стремлении к бессмертию, которого можно достичь путем рождением совместно с таким человеком детей. Более высокая форма любви подразумевает духовный союз и стремление к созданию общественного блага, возвышенности. Высшей формой платонической любви является любовь к мудрости, или философия, и ее вершиной Платон считал постижение мистического образа идеи блага.

Платон полагал, что «идти в любви» нужно самому либо под чьим-то руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, все время необходимо, как будто по ступенькам, подниматься вверх ради самого прекрасного - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а впоследствии к прекрасным нравам от прекрасных тел, а уже от прекрасных нравов к прекрасным учениям, до тех пор, пока не удастся подняться от прекрасных учений к тому, что и является учением о самом прекрасном, и наконец не познать, что же есть прекрасное.[2]

Любовь дает возможность пройти быстрее на философском пути первые шаги:

- здесь люди испытывают удивление (оно ведь начало философии), заставляющее остановиться и в каком-либо человеке, из многих одном, узнать единственного и неповторимого;

- она дает возможность узнать, почему личное переживание и глубокое чувство не могут выражаться словами, или, по крайней мере, словами обыденными;

- она показывает, дает понять то, что означает стремиться к любимому предмету, думая лишь о нем и это считая наиболее важным, обо всем ином забывая. [3]

Такие уроки чувственной любви помогают в любом случае понять лучше философские метафоры Платона, которые связаны с устремлением, истинным познанием, сосредоточением на главном и отрешении от того, что не является важным.

Мыслитель считал, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к бессмертию и благу, сохранение посредством продолжения рода себя в вечности. Речь при этом идет не только о деторождении как таковом. Помимо «беременных телом» Платон выделяет специально «духовно беременных», иными словами рождающих творения, открытия, добродетели. Именно это «потомство» философ и считал бессмертным.

Как считал философ, если любовь является всегда любовью к благу, то те, кто стремится к нему, к тому, чтобы их рвение и пыл можно было любовью назвать, должны в прекрасном родить как духовно, так и телесно. Он говорил, что все люди беременны как духовно, так и телесно, и, по достижении определенного возраста, человеческая природа требует разрешения от бремени.[4]

Платон, которые земную любовь считал ступенью на пути к небесной любви, не отвергая так называемый «низший эрос», приводил такой пример: у Аристотеля (который являлся его учеником) от гетеры Герпеллиды был сын Никонах, и он ее любил до самой смерти, вследствие того, что у нее находил полное удовлетворение собственных нужд.[5]

Обретая мудрость, человек начинает красоту душевную ценить выше телесной и «созревает» до любви более высокого порядка, являющуюся творчеством. Именно от этого и возникло название «платонической любви» - от теории эроса, выдвинутой Платоном.

Одной из сложных задач философского взгляда Платона является рассмотрение в мире единого принципа, который есть именно благо, и решение его аналогично теме личной любви человека к человеку. Однако, согласно взглядам Платона, трагедия личной любви будет всегда в том, что часто она заслоняет важнейшее: тело заслоняет душу, отдельный человек и красота его - красоту бытия и истины.

Правда любви же будет всегда в том, чтобы путем любви пройти как путем философии и за телом видеть душу, за красотой преходящей - непреходящую красоту идеи и добродетели, что не может в свою очередь не привести к богу и благу.

Теория Платона о любви не могла не оказать существенного воздействия на общество. Оно проявляется в понятии возвышенной любви, весьма популярной у трубадуров в раннем Средневековье. Некоторые склонны даже рассматривать в понимании эроса Платоном «ранний набросок» весьма в свое время шокирующих взглядов Фрейда.[6]

В настоящее время платоническая любовь сведена до весьма узкого смысла, которое означает практически исчезнувшую между противоположными полами форму влечения. Даже теория эйдосов Платона, нацеленная на мистическое постижение Блага, Истины и Красоты, на сегодняшний день лишилась существенной доли части своего величия. Она гласит, что мир также устроен, как и язык с его понятиями и абстракциями, в основу которых положены абстракции еще более высокие. Такое положение может оказаться и спорным, однако одновременно с этим и опровергнуть его непросто.

 


Date: 2016-11-17; view: 1412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию