Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню освоения содержания дисциплины





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

по дисциплине «ГЕОЛОГИЯ», часть 1

для подготовки дишюмированных специалистов заочного обучения

по направлению 130400 (650600) «Горное дело»

специальности 130403 (090500) «Открытые горные работы» и

130404 (090200) «Подземная разработка месторождений полезных

ископаемых»

 

Красноярск - 2006


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания курса «Геология» состоит в ознакомлении студентов с геологией, как средой горного производства. Курс лекций охватывает фундаментальные основы геологии: строение Земли как планеты, состоящей из ряда внутренних и внешних оболочек, с более детальным изучением верхней оболочки Земли - земной коры. Цель лабораторных занятий - ознакомить студентов с основными минералами и горными породами.

Основная задача студентов освоить современные теоретические представления о строении Земли и земной коры; химическом, минеральном и петрографическим составе земной коры, её основные структурны, а также особенности и результаты важнейших эндогенных и экзогенных геологических процессов их роль в формировании месторождений полезных ископаемых. Изучить формы залегания горных пород и руд в земной коре, тектонические нарушения и их типы. Познав природу и механизмы действия природных геологических процессов, научиться прогнозировать техногенные изменения геологической среды, происходящих при ведении горных работ.

Задача лабораторных занятий студентов заключается в приобретении навыков и умений макроскопического определения важнейших рудных и породообразующих минералов, а также наиболее распространенных горных пород.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса «Геология» студент должен знать весь лекционный материал и четко представлять взаимосвязь в природе химических элементов, минералов, горных пород и основных элементов земной коры, знать суть геологических процессов постоянно происходящих на Земле.

Студент должен уметь читать геологическую карту и макроскопически определять минералы и горные породы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

    Количество учебного времени, час  
Наименования разделов дисциплины   Занятия с преподавателем   Самост. работа студента   Формы контроля  
    Лекций   Лаб.   Всего          
        Занят.              
           
1. Вводная лекция. Определение                      
Геологии. Оболочечное строение           5 •      
планеты Земля. характеристика                      
оболочек.                      
2. Строение и состав земной                      
коры. Понятие о минералах.                   Контрол  
рудах. горных породах и МПИ.           ьная  
Время в геологии. история                   работа  
развития Земли.                      
3. Эндогенные геологические                      
процессы. Магматизм.                
Землетрясе-ния. Метаморфизм.                      
Тектоника.                      
4. Экзогенные геологические                      
процессы.                      
Выветривание. Деятельность ветра. Работа поверхностных           Контроль ная  
текучих и подземных вод. Деятельность рек. Геологическая                   работа  
работа моря, озер, болот.                      
Осадочные горные породы.                      
ВСЕГО: по курсу «Геология»,           Зачет /  
часть 1                   экзамен  

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

4.1. Определение Геологии как науки. Оболочечное строение Земли. Внутренние (земная кора, мантия, ядро), внешние (атмосфера, гидросфера) и наложенная (биосфера) оболочки Земли. Физические поля Земли (гравитационное, магнитное, тепловое).

4.2. Строение и состав земной коры. Земная кора (материковая, океаническая, переходная). Главные составные части земной коры -геологические тела, горные породы, минералы, химические элементы. Понятие о горных породах их генетическая классификация (магматические, осадочные, метаморфические), Понятие о минералах, принципы их классификации. Распространенность химических элементов в земной коре, кларк элемента.

4.3. Время в геологии. Понятие об относительном и
абсолютном возрасте горных пород. Относительная геохронология: палеонтологический и стратиграфический методы. Абсолютная геохронология: уран-торий-свинцовый, калий-аргоновый, радиоуглеродный, рубидий-стронциевый; их сравнительные достоинства и недостатки. Международные геохронологическая и стратиграфическая шкалы.

4.4. Эндогенные геодинамические процессы

Геологические процессы и их классификация. Магматизм. Понятие о магме и лаве, ее составе, причинах возникновения и разнообразия магм. Интрузивный и эффузивный магматизм. Наиболее распространенные группы магматических пород и полезные ископаемые, связанные с ними. Формы интрузивных магматических тел (батолиты, штоки, дайки, лополиты, лакколиты, силы).

4.5 Эффузивный магматизм. Вулканы и их строение -конус, жерло, кратер, подводящий канал, кальдера. Продукты извержения - жидкие, твердые, газообразные. Типы лав по химизму и их различия в свойствах. Категории и типы вулканов. Поствулканическая деятельность (фумаролы, сольфатары, мофетты, гейзеры, термальные источники, грязевые вулканы). Закономерности распределения вулканов в структурах земной коры.

Землетрясения, понятие о гипоцентре, эпицентре и силе землетрясения, сейсмограммы, шкала М5К-64 и шкала Рихтера. Моретрясения и цунами.

4.6. Метаморфизм. Классификация процессов метаморфизма (динамометаморфизм, региональный, контактовый метаморфизм, метасоматоз), их главные факторы. Метаморфические горные породы. Полезные ископаемые метаморфических пород.

4.7 Тектонические движения земной коры и их результаты. Медленные колебательные движения земной коры. Первичное и нарушенное залегание горных пород. Складчатые дислокации и их элементы. Механизм образования складок. Основные типы складок (антиклинали и синклинали, складки прямые и наклонные, опрокинутые и ныряющие). Разрывные нарушения и их элементы. Типы разрывных нарушений - сбросы, взбросы, надвиги. Глубинные разломы, рифты.

4.8. Экзогенные процессы.

Экзогенные процессы, связанные с активностью атмосферы. Их общая характеристика и роль в формировании МПИ. Разрушительный, транспортирующий и созидательный характер экзогенных процессов. Осадочные горные породы.

Выветривание, его типы (физическое, химическое, биохимическое), агенты и продукты. Элювий и кора выветривания. Работа поверхностных текучих вод. Денудация, склоновые процессы. Плоскостной смыв. Делювий. Геологическая деятельность временных потоков. Образование конусов выноса (пролювий). Селевые потоки.

4.9 Геологическая деятельность ветра. Корразия и дефляция, перенос и отложение. Эоловые формы рельефа. Образование пустынь, их типы - песчаные пустыни, гаммады, солончаки, такыры. Значение учета эоловой деятельности.

4.10 Геологическая деятельность озер и болот. Типизация озер по происхождению озерных впадин. Разрушительная и созидательная деятельность озер. Озерные отложения. Болота и их происхождение. Болотные осадки.

4Л1 Геологическая деятельность рек. Общие понятия о реках, речные бассейны, речная долина, русло, пойма, живое сечение русла. Продольный профиль и уклоны реки. Общие закономерности гидрологических процессов. Донная и боковая эрозия, базис эрозии. Пойма и надпойменные террасы, их типы (аккумулятивные, эрозионные, цокольные). Стадии развития речных долин. Меандры, дельты, эстуарии, лиманы. Аллювиальные отложения, россыпи.

4.12 Геологическая деятельность подземных вод. Виды воды в горных породах. Классификация подземных вод по условиям залегания: грунтовые, артезианские, подземные трещинные воды, карстовые воды, воды районов многолетней мерзлоты, районов современного вулканизма, минеральные, термальные и промышленные воды.

4.13 Геологическая деятельность моря. Абразия. Береговые формы рельефа (ниши, клиффы, террасьг, косы, пересыпи, лагуны). Рельеф дна мирового океана (шельф, континентальный склон, ложе мирового океана, глубоководные желоба, срединно-океанические хребты). Трансгрессии и регрессии моря. Типы морских осадков (терригенные, органогенные, хемогенные). Диагенез. Образование осадочных горных пород. Техногенез, как экзогенный геологический фактор.

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

5.1 Морфология минералов и их физические свойства. Класс самородных элементов: золото, медь, графит, алмаз, сера. Класс сульфидов: пирит, халькопирит, пирротин, пентландит, галенит, сфалерит, антимонит, киноварь, молибденит,

5.2 Класс оксидов: кварц, корунд, гематит, магнетит, хромит, пиролюзит, касситерит. Класс гидрооксидов: лимонит, боксит. Класс галоидов: флюорит, галит, сильвин. Класс карбонатов: кальцит, магнезит, доломит, сидерит, малахит. Класс сульфатов: гипс, барит. Класс фосфатов: апатит, фосфорит. Класс вольфраматов: вольфрамит, шеелит.

5.3 Класс силикатов: островные (оливин, гранаты, берилл, турмалин): цепочечные (пироксены); ленточные (амфиболы); слоистые (тальк, слюды, хлориты, каолинит); каркасные (калиевые полевые шпаты, плагиоклазы, нефелин).

5.4 Контрольная работа по определению минералов.

5.5 Магматические горные породы их структуры (полнокристаллические. скрытокристаллические, равномерно и неравномерно-зернистые) и текстуры (массивная, полосчатая, пятнистая: плотная и пористая). Классификация магматических пород на группы перидотита-пикрита, габбро-базальта, диорита-андезиха, сиенита-трахита, гранита-риолита, нефелиновые сиениты.

5.6 Осадочные горные породы. Структуры: обломочные, зернистые, биоморфные. Текстуры: слоистые, массивные, конкреционные (оолитовые). Обломочные породы (конгломераты, брекчии, песчаники, алевролиты, аргиллиты); биохимические породы (известняки, кремнистые породы, железные, марганцевые руды, бокситы. фосфориты, соли).

5.7. Метаморфические породы. Структуры: зернистые, чешуйчатые, неравномерно-зернистые; текстуры: сланцеватые. полосчатые, массивные. Кристаллические сланцы, гнейсы, кварциты, мраморы, скарны, грейзены, серпентиниты, роговики, катаклазиты.

5.8 Контрольная работа по определению горных пород.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Студент заочной формы обучения согласно учебному плану по курсу «Основы геологии» должен выполнить две контрольные работы общим объемом около 15 страниц рукописного или 8 страниц печатного текста с рисунками и таблицами.

Контрольная работа № 1 состоит из двух теоретических вопросов, отражающих суть эндогенных и экзогенных геологических процессов. В контрольной работе № 2 три вопроса, посвященные теоретическим основам минералогии и применению минералов в промышленности.

При выполнении контрольных работ необходимо указать номер варианта, который соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента. Остальные девять вариантов рекомендуется использовать в качестве вопросов для самопроверки по соответствующим разделам курса. Текст ответов на поставленные вопросы нужно писать разборчиво, сопровождая его рисунками и схемами. Ответы должны быть самостоятельными, достаточно полными и четкими. Цитаты, взятые из книг, заключают в кавычки и указывают ссылку на название книги, из которой они взяты. В конце контрольных работ обязательно прилагается список используемой литературы.

Date: 2016-11-17; view: 223; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию