Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные роли психолога





Социальная роль Деятельность
Защитник инте­ресов Защищает право каждого, человека быть уникаль­нойи неповторимой личностью
Духовный на­ставник Содействует личности в контактах с соответствую­щими специалистами, помогая разрешать конф­ликтные ситуации
Фасилитатор Заботится р формировании гуманистических, обще­человеческих ценностей в социуме, создает бла­гоприятные психологические условия для развития личности и ее самовыражения и самореализации
Участник сов­местной деятель­ности, партнер Эксперт Мотивирует деятельность, побуждает социально-психологическую активность человека, способствует развитию субъектных свойств личности Отстаивает права подопечного, определяет методы допустимого, компетентного педагогического вме­шательства в решение его проблемы
     
Посредник Связующее звено между личностью и ее микросо­циальным окружением  
Собеседник Обладает способностью выслушать, понять и при­нять любого человека, осуществить культурную и психологическую эмпатию по отношению к нему  
Психотерапевт Оказывает психоэмоциональную поддержку лич­ности в трудных, кризисных и критических ситуа­циях, развивает способность Личностик самостоя­тельному решению собственных проблем  
       

Выбор позиции влияет на технику взаимодействия с клиентом и определяет меру активности специалиста и степень его ответ­ственности за результаты работы. С одной стороны, он зависит от индивидуальных особенностей психолога и установок клиента, с другой — диктуется концептуальной «школой» психолога и тех­ническими особенностями используемых методов.

Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации по­веденческих и суггестивных методов, а авторитарная позиция «ма­тери» — для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной терапии, нейтральная позиция «зерка­ла» — психодинамическим методам, позиция директивного «бра­та» — позитивной психотерапии.

Авторитарная позиция «сверху», подразумевает отношение к клиенту как к объекту психологических манипуляций, сопровож­дается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвы­шающийся над своим пациентом) и подкрепляется имиджем «все­знающего мудреца». Более современный партнерский подход ба­зируется на видении пациента в качестве равноправного субъек­та, на пространственном расположении «лицом к лицу» или «пле­чом к плечу в кругу», на демократичном образе психолога («про­стого парня» или «затейника»).

В групповых формах работы выделяют альфа-позицию эмоцио­нального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции психолог занимает сознательно соответственно фазе развития психотера­певтической группы, ее динамике.

Показатель профессионализма психолога — его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов.

1.3.4. Особенности организации практической деятельности

психолога

Организация практической деятельности — сложный процесс, требующий наличия не только профессиональных знаний и уме­ний, но и определенных социально-психологических, материаль­но-технических и других условий. В числе общих трудностей прак­тических психологов фигурирует проблема профессионального са­моопределения при недостаточно качественной профессиональной информации, проблема обретения своего лица и создания адекват­ной конкретным условиям авторской модели психологической служ­бы при отсутствии надежной методической помощи со стороны администрации школы и специалистов профильных центров.

В этой ситуации многие психологи нуждаются в определении общих принципиальных подходов в организации школьной служ­бы, которые предостерегали бы их от излишних крайностей.

Основные формы организации практической деятельности пси­холога образования. При большом разнообразии форм работы чаще всего психологу приходится использовать консультативную бесе­ду, консилиум, тренинг, деловую игру и урок психологии.

Особенности организации •

Крайности Золотая середина Крайности
Ограниченная, узкая специализация Многообразие форм и методов работы пси­холога Хаос, бессистемность, ловерхностность
М орал изаторство Застой, идеализация старого опыта Нравственность Преемственность в работе Без н ра встве н ность Разрушение, отрица­ние прошлого,' старо­го опыта
Внутренняя пассив­ность Самоакти визация творческого начала Сгорание на работе
Самоизоляция Профессиональное содружество Потеря профессиональ­ного самоощущения
Ригидность, психоло­гическое самодурство Гибкость, готовность к компромиссу Приспособленчество, угодничество, преда­тельство
Трудности эмоцио­нального характера Последовательность в работе Трудности логическо­го характера, непо­следовательность
Пессимизм, отчаяние Действующий опти­мизм, разумная само­ирония Эйфория, излишняя самоуверенность
Акцентирование на единичных принци­пах Взаимосвязь принци­пов как основа си­стемности в работе Перемешивание прин­ципов, утрата специ­фики

Консультативная беседа используется с различными целями: для установления контакта с испытуемым и введения его в ситу­ацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследо­вательских гипотез (экспериментальная беседа); как метод получе­ния данных о свойствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Е. Е.Да­нилова).

Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая из них начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологи­ческого воздействия на клиента. Консультативная беседа прово­дится по определенному плану. При этом степень ее стандартиза­ции может быть различной: от жестко запрограммированного ин­тервью по типу анкеты до разговора, протекающего в свободной форме, с определенйой стратегией, но свободной тактикой.

Полностью стандартизированная беседа чаще применяется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае психолог в строгой последо­вательности предъявляет каждому испытуемому заранее состав­ленные вопросы. Такая форма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и не требует от психолога высокой квалификации. Однако регламенти­рованная беседа ограничивает и не позволяет учитывать непо­средственные реакции испытуемого и существенно уменьшает кон­такт с ним. Поэтому при индивидуальном обследовании, когда требуется проникнуть во внутренний мир личности, понять ее за­труднения, такая форма беседы обычно не используется.

Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естествен­ность ситуации и тем самым-облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать ситуацию опроса. Такая организация беседы требует большего про­фессионального мастерства, умения ориентироваться в ситуации клиента и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств.

В большинстве случаев беседа является управляемой. Однако плодотворной может оказаться и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный характер. В данном случае психолог занима­ет позицию активного слушателя, т.е. осуществляет так называе­мое эмпатическое слушание.

Беседа с детьми обладает определенной спецификой и являет­ся несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие ее состоит в том, что детей на беседу приводят обычно педагоги или родители, заметив какие-либо отклонения в их раз­витии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо моти­вация общения с психологом, и требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Особенно это касается трудных детей, имеющих негативный опыт общения со

взрослыми. В этих случаях полезным средством для приобщения ребенка к сотрудничеству является игра.

Основным элементом консультативной беседы является воп­рос. Обычно вопросы разделяются на три группы:

прямые, т. е. непосредственно относящиеся к исследуемому пред­мету («У тебя есть друзья?»);

косвенные, помогающие опосредованно получить информацию («Что ты подаришь другу на день рождения?»);

проективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие ребенка на спонтанные высказывания («У всех ли детей есть друзья?».).

Использование вопросов второго и третьего типов необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию, а также в тех случаях, когда ответ может обладать высокой соци­альной желательностью.

Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение по­лярных позиций: позволить говорить ребенку совершенно свобод­но или проверить свою собственную гипотезу, управляя беседой.

Содержание беседы меняется в"зависимости от целей (диагно­стическое интервью, экспериментальная, консультативная, кли­ническая беседа).

Все виды бесед предваряются контактной беседой, содержа­ние которой обусловлено стремлением к доверительным отноше­ниям с клиентом. В ней осуществляется следующая содержатель­ная цепочка: интерес к личности, ее интересам, нахождение ней­трального общего интереса, принятие личности.

Диагностическое интервью содержит вопросы, целенаправленно раскрывающие те психологические особенности ребенка, кото­рые фигурируют в локусе жалобы взрослых. Они необходимы для постановки психологического диагноза и подтверждения диагно­стической гипотезы психолога. Поэтому в ход беседы могут вклю­чаться другие психодиагностические методы.

Экспериментальная беседа включает отвлеченный анализ труд­ных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей их поведения, анализ способов его саморегуляции, разработку сове­тов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источ­ников получения информации детьми.

Консультативная беседа в зависимости от используемой моде­ли может содержать вопросы, направленные на выяснение сути психологической проблемы педагогов и родителей, касающейся ребенка, и рекомендации по ее разрешению.

Клиническая беседа направлена на осознание проблем взрос­лыми на основе вербального (словесного) общения с психологом либо носит исповедальный характер.

Урок психологии. На уроках психологии ученик может получить знания о самом себе, научиться применять полученные знания на

практике: в собственном поведении, общении и деятельности. Эти знания и умения помогут ему стать социально адаптированным; будут способствовать личностному росту, самоопределению и по­иску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия твор­ческого потенциала; дадут некоторые сведения о психологических функциях, психических процессах и состояниях; будут содейство­вать развитию культуры общения и обогатят поведенческий по­тенциал.

Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти задачи. На уроках психологии рекомендуется использовать лекции, психодиагностические прак­тикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, со­циально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкрет­ных ситуаций, игровое моделирование, иммитационные игры.

По своей форме уроки психологии напоминают социально-психологические тренинги, техника которых довольно эклектич­на. Несмотря на наличие конкретного плана, урок нельзя ограни­чивать четкими рамками программного ведения, так как в наме­ченный замысел могут вноситься изменения по ходу занятия.

Особо следует сказать о роли преподавателя психологии. Она достаточно сложна, так как включает в себя функции педагога, психолога, руководителя малой группы и ее участника одновре­менно. Как учитель преподаватель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуж­дению различных психологических проблем. Как психолог он гра­мотно осуществляет все психологические процедуры, их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это и служило целям обу­чения, и способствовало созданию обстановки доверия на заня­тии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функ­цию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психо­лог осуществляет руководство всем процессом, творчески меняя стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами при­нимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях (М.А.Подво.йская).

КОНСПЕКТ УРОКА (1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ, 8-й КЛАСС)

Цель: знакомство с психологией — наукой о душе, о внутреннем мире человека. Ход урока: 1. Приветствие.

Какие предметы вы изучаете?

— Есть ли предмет, где изучается.человек?

— Есть ли предмет, где бы вы узнали себя?

— Почему вводится предмет «Психология»? Его цель — изучение че­ловека, получение знаний о себе, своем внутреннем мире и применение этих знаний к собственной жизни.

2. Давайте познакомимся (игра).

За 3 — 5 мин предлагается описать в свободной форме свое впечатле­ние о психологе и отношении к нему. Желательно отразить как положи­тельные, так и отрицательные впечатления анонимно. Затем психолог зачитывает ответы, доброжелательно их комментируя и систематизируя (внешность, личностные качества, манера поведения, стиль преподава­ния). Проводится анализ первого впечатления о человеке и его особен­ностей у разных людей. Самопрезентация учащихся (фамилия, имя и характерные качества).

3. Беседа о психологии.

Психология — наука о душе. Что такое душа? Есть ли душа у челове­ка? Что такое «душевный человек», «болит душа», «душа ушла в пятки», «задушевный разговор»?

4. Пятиминутка о психологии (в течение 5 мин написать слова, кото­рые относятся к психологии).

5. Демонстрация психологических опытов: «хромая обезьяна», «маятник».

6. Диагностика (шкала самооценки: параметры здоровья, ум, харак­тер, счастье, память, внимание, воля, воображение, речь, общение, доброта, самоуважение).

Итоги: о чем говорили сегодня.

Домашнее задание: объяснить слова «душевный друг», «душевная бо­лезнь», «бездушный».

Консилиум. В задачи консилиума входят:

выявление характера и причин отклонений в поведении и уче­нии;

разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;

консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Принципы организации работы консилиума — уважение к лич­ности и опора на положительное; «не навреди»; интеграция пси­хологического и методического знания.

Систематически действующий, с постоянным составом участ­ников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, кон­силиум может рассматриваться как самостоятельная форма кол­лективной мыслительной деятельности со специфическим кру­гом реализуемых функций: •

диагностическая функция заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития потенци­альных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;

воспитательная функция включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер;

реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребен­ка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспита­тельные условия.

Состав консилиума формируется с учетом его цели (руководи­тель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИНД, специалист-консультант, педагоги, члены родительского коми­тета, желательные для ребенка референтные лица).

Способы подготовки заседания консилиума могут быть разны­ми. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог используются, на подготовительном пер­вом этапе, когда составляется диагностическая карта учащегося.

На заседание приглашаются учащиеся и их родители. Проце­дурная схема заседания: оргкомитет, заслушивание характери­стики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с ро­дителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, вы­работка рекомендаций.

Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по его организации и составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал конси­лиума заполняется психологом и'содержит примерно следующие графы:

Ф.И.О. Класс Состав консилиума Основные отклонения в поведении, деятельно­сти и общении ученика Рекомендуе­мые меры
         

Психолого-педагогический консилиум может рассматривать широкий круг проблем", связанных с дифференциацией обуче­ния, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, с вопросами профотбора и проф-консультации и др. Примерами могут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональ­ные намерения и возможности учащихся класса».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ПО ТЕМЕ «ТРУДНЫЙ КЛАСС»

Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания уча­щихся конкретного класса с помощью школьной психологической служ­бы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитательных ^управленческих мер по устранению этих причин.

Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, учителя, Работающие в данном классе, классный руководитель, представители классного актива.

Рекомендации консилиума по теме «Трудный класс»

Содержание Ответственные
I. Изучить межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных, определить референтные группы, дать ре­комендации по формированию классного коллектива и организации КТД Психолого-педагогиче­ская служба школы
2. Привлечь к занятиям психологической гимнастикой трудных учащихся этого класса Психолого-педагогиче­ская служба школы
3. Провести корригирующие занятия с учениками Психолого-педагогиче­ская служба школы
4. Оказать помощь классному руководите­лю. Дать сильного наставника из референт-ныхлиц — учителей класса. Контролиро­вать его деятельность Администрация
5. Тщательно готовиться к внеклассным ме­роприятиям, продумывать тему, содержа­ние, план работы, а также способы приоб­щения трудных ребят, спланироватьорга-низационные моменты Классный руководитель
6. Взаимопосещение. Разработка единых требований. Ориентация на контактных учителей. Обогащение методики, содер­жания, перестройка стиля общения, ис­ключение случаев нарушения педагогиче­ской этики Учителя класса
7. Решить вопрос о замене учителя русско­го языка и литературы Администрация

Date: 2016-11-17; view: 271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию