Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика для определения уровня умственного развития детей7-9 лет





Данный текст состоит из четырех субтестов, включающих в се­бя вербальные задания, подобранные с учетом программного ма­териала начальных классов:

субтест I - исследование дифференциации существенных при­знаков предметов и отвлечений от несущественных, а также запа­са знаний испытуемого;

субтест II - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явле­ний;

субтест III - исследование способности устанавливать логиче­ские связи и отношения между понятиями;

субтест IV - выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испы­туемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

Текст методики

I. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое пра­вильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году...(24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкус­ная).

6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

7. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

П. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых че­тыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить:

тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

река, озеро, море, мост, болото;

кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата;

Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса;

тополь, береза, орешник, липа, осина;

окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат;

Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей;

курица, петух, лебедь, гусь, индюк;

9) число, деление, вычитание, сложение, умножение;

10) веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между со­бой (например, лес / деревья). Справа - одно слово над чертой (например, библиотека) и пять слов под чертой (например, сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пя­ти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья).

Примеры:

лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги.

бежать/стоять = кричать/ молчать, ползать, шуметь, звать, пла­кать.

Значит, нужно сначала установить, какая связь существует ме­жду словами слева, а затем - справа:

1огурец _____________ георгин ____________

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

2 учитель ____________________ врач ____________________

ученик ~ кочки, больные, палата, больной, термометр

3 огород ___________________ сад __________________

морковь забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

4. цветок птица

ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. перчатка _______________ сапог ______________

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. темный ____________________ мокрый ___________________

светлый ~ солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7.__часы __________________ термометр __________________

время стекло, температура, кровать, больной, врач

8. машина ______________ лодка _____________

мотор река, моряк, болото, парус, волна

9. ___стул______________________ игла ___________________

' деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. стол пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Эти пары слов можно обозначить одним названием, на­пример:

брюки, платье... - одежда; треугольник, квадрат... - фигура.

Придумай название к каждой паре:

1) метла, лопата... 6) шкаф, диван...

2) окунь, карась... 7) день, ночь...

3) лето, зима... 8) слон, муравей...

4) огурец, помидор... 9) июнь, июль...

5) сирень, шиповник.,. 10) дерево, цветок

Оценка и интерпретация результатов (по Л. И. Переслени)

Субтест I

Если ответ на первое задание правильный, спрашивают: «Почему не шнурок?» При правильном объяснении оценка равня­ется 1 балу, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибоч­ный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стиму­лирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6-й и 10-й проб того же субтеста. При решении следующих проб субтеста I уточ­няющие вопросы не задаются.

Субтест II

Если ответ на первое задание правильный, уточняют: «Поче­му?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибоч­ном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после вто­рой попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, так как дети млад­шего школьного возраста еще не могут сформулировать прин­цип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы субтеста II дополнительный вопростакже не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими по­нятиями, как «имя» и «фамилия».

Субтест III

За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки -0,5 балла.

Субтест IV

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении субтестов III и IV уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребен­ка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтес­та в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недоста­точный уровень произвольного внимания, импульсивность от­ветов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР (задержкой психического развития) относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов опре­деляется по формуле

0у-Х-100%

где X - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4-й уровень успешности- 32 балла и более (80 - 100% ОУ);

3-й уровень - 31,5-26,0 балла (79,9-65%);

2-й уровень - 25,5-20,0 балла (64,9-50%);

1-й уровень - 19,5 балла и менее (49,9% и ниже).

Протокол обследования Юли С., 8 лет

1.1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремеш­ки, пуговица). 1

2. В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). 1

3. В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев. 1

4. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 0,5

5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 0,5

6. У дерева всегда есть... (листья., цветы, плоды, корень, тень). 0,5

7. Город России... (Париж, Москва. Лондон, Варшава, София). 1

5,5 балла.

П. 1) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 1

2) река, озеро, море, мост, болото. 0,5

3) кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 0,5

4) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 1

5) тополь, береза, орешник, липа, осина. 0,5

6) окружность, треугольник, четырехугольник, указка. квадрат. 1

7) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 0,5

8) курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 0,5

9) число, деление, вычитание, сложение, умножение. 1

10) веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 0,5

7 бал.

огурец _____________ георгин ___________

овощ ~ сорняк, роса, садик, цветок, земля I

учитель ____________________ врач ___________________

ученик ~ кочки, больные, палата, больной, термометр

огород =_________________сад_________________

морковь забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы 0,5

цветок ______________ птица _____________

ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 0,5

перчатка _______________ сапог ______________ 0,5

рука ~~ чулки, подошва, кожа, нога, щетка

 

темный __ мокрый __

светлый ~ солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

часы __ термометр _

время ~ стекло. температура, кровать, больной, врач

машина __ лодка _

мотор река, моряк, болото, парус, волна _

стул __ игла _ ^

деревянный ~ острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 0,5

стол пол 0,5

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

6,5 бал.

IV. 1) метла, лопата -инструменты 0,5

2) окунь, карась - рыбы 0,5

3) лето, зима - времена года 0,5

4) огурец, помидор - овощи 1

5) сирень, шиповник - кустарник 0,5

6) шкаф, диван - мебель 0,5

7) день, ночь - время суток 0,5

8) слон, муравей - животные

9) июнь, июль - месяцы 0,5

10) дерево, цветок -растения 1

6,5 бал.

По субтесту I девочка получила 5,5 балла, следовательно, она умеет отличать существенные признаки предметов от несущест­венных. Запас знаний в норме.

По субтесту II - 7 баллов, значит, обобщает и исключает лиш­нее слово с трудом, не с первой попытки.

По субтесту III - 5 баллов: логические связи устанавливать может. Особенно это ей удается при индивидуальной работе с учителем. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, указывает на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсив­ность ответов.

С субтестом IV на обобщение не справилась: набрала 6,5 балла и в норму не уложилась. Обобщает с трудом, при помощи педагога.

Оценка успешности:

5,5-100% 40

В этом возрасте нормально развивающиеся дети имеют 32 бал­ла. Результаты говорят о том, что формирование мыслительных операций идет по типу задержки.

Норматив

Обследуемые дети Возраст детей Субтесты Общее число баллов Оценка успешности, %
    I II III IV    
ЗПР 8- 10 лет 5,2 7,1 5,6 7,7 25,6  
Норма 8- 10 лет 7,8 8,5 7,4 8,3    

 


Приложение 5

Date: 2016-11-17; view: 2180; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию