Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 5: Повседневность как мир поведения, овладения чувствами и аффектами1. Повседневность как психологическая проблема. 2. Повседневное поведение в работах З. Фрейда. 2.5.1 Повседневность как психологическая проблема Исследование повседневного поведения связано с исследованиями человека в самых различных областях знания. Это исследование социального характера (Э.Фромм), изучение национального характера в личностно-центрированном (А.Инкельс, Д.Левенсон) или культуро-центрированном подходе (М.Мид, Р.Бенедикт, Г.Горер). Поведение человека рассматривалось в ценностном (К.Клакхон, Ф.Клакхон, Р.Стродбек) и адаптационном подходе (М.Спиро), исследовании картины мира (Р.Редфильд), изучению распределительной модели культуры (Т.Шварц), в рамках психологической антропологии (Ф.Хсю, Дж.Хонигман). При изучении культуры повседневности необходимо учитывать современные антропологические теории культуры в которых культура рассматривалась как ткань значений (К. Гирц); в ее связи с психологией (М. Спиро); в опытно-процессуальная модели культуры (Т. Шварц); как система значений, и ее связь с социальной системой и “потоком материала” (Р. Д’Андрад) и др. В культурной психологии проблема повседневного поведения рассматривается в российской культурно-исторической школе (Выготский, Лурия, Леонтьев). Все современные подходы к исследованию повседневности учитывают ближние планы бытия, рассматривается природа существования человека. Идеям и идеальным планам бытия свойственна всеобщность, всеобщность соотносится с ясностью логики, а логика понятна каждому. Не всеобщее, субъективное, свойственное самому человеку (человеческая особенность) на рубеже 19 – 20 веков стала соотноситься с его психической сущностью и связанной с ней способностью человека воспринимать мир. Психологизм стал ведущей тенденцией в трактовке бытия. Однако, культура всегда за пределами человеческой субъективности, её ведущие планы характеризуют, прежде всего, всеобщность социальной природы человека. Культура базируется на социальности, исток которой в традиции народа. Психологизм, таким образом, оказывается погруженным в традиционные, соединенные с природностью основания. Поиск природности в самом человеке привел основателей психологических парадигм, З. Фрейда и К.-Г. Юнга к пониманию начал человеческой культуры в его психике. Если З. Фрейд основывался на исследовании глубин индивидуальной психики, то К. Г. Юнг уделил внимание коллективным базисам культурного бытия. Тенденция психологизма оказалось близкой общей тенденции индивидуализации (субъективации) в понимании бытия. Это произошло на пути перехода от цивилизационных форм индустриальной эпохи к универсуму формирующейся культуры эпохи постмодерна.
2.5.2 Повседневное поведение в работах З. Фрейда
З. Фрейд, выдающийся австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа. Начало XX века - это повышение «интеллектуальных скоростей», скрещивание траекторий и сближение различных, возможно, противоположных сфер бытия (искусство, наука, жизненные планы человека). Новое направление исследования бытия позволяет сравнить принципы нового подхода с принципами входящего в мир нового литературного жанра – детектива. Для этой новой формы родившейся в Новое Время характерно: 1. Нарушение естественной последовательности жизни человека (личные и социальные катастрофы, психозы). 2. Уверенность героя в том, что видимая картина не соответствует действительности. 3. Наличие преступника (необходимость разгадать принципы действия и мотивы). С 1898 года З. Фрейд заинтересовался принципами человеческих ошибок, описок, оговорок (то, что в статье 1900 года он назовет парапраксисом). Повседневность выдает такие факты, мы не придаем им значения, но именно в них и кроются зачатки последующих катастроф. В лекциях по «Введению в психоанализ» З. Фрейд пишет: «Если вы, будучи криминалистом, участвуете в расследовании убийства, разве рассчитываете вы на самом деле, что убийца оставит вам на месте преступления свою фотографию с адресом, и не вынуждены ли вы довольствоваться более слабыми и не столь явными следами присутствия личности, которую вы ищете?»[43] Ошибка заставляет человека вести себя так, как ведет себя преступник (извиняться, таить ошибку). Есть сферы, где Вы защищены от случайности: в молитве, любви, войне в достаточно жестких схемах, оформленных каноном, уставом, законом. Проблемы психологизма и индивидуализма в межкультурном понимании и диалоге заняли ведущее место и сохраняют его. Угадывание перспективы развития культуры на рубеже ХХ века стало родственно режиссуре и уподоблялось авторской работе. Если в направлении идей и стилей (как четко выраженных оснований) такая авторская работа соотносилась с романтической парадигмой, то в русле психологизма она напоминала детектив или боевик. Картина мира демонстрировала катастрофу – крушение предыдущей, культурной формы, но причина была неявна, и её форму (как и направление её развития) З. Фрейд и К. Г. Юнг угадывают по знакам, скрытым в проявлениях индивидуальной (и социальной) психики. З. Фрейд устанавливает глубинный факт психической и культурной обусловленности сексуальной жизни. Выдающиеся советские этнографы В.В.Богораз, Д.К.Зеленин, российские филологи – М.М.Бахтин, В.Я.Пропп, О.М.Фрейденберг начинают исследовать половой символизм и роль психологических факторов в оформлении «индивидуальных половых различий и социальных ролей, в контексте общих закономерностей формирования личности и ее самосознания (И.С.Кон). Фрейд указывает на ошибку человека, оговорку или очитку и определяет её как знак последующей трагедии. Самое бытие в этом случае, несёт отпечаток трагизма, в бытии автор концепции усматривает преступление, в его итоге – трагедию, в принципе организации жизни – необходимую осторожность. В индивидуальном и социальном бытии обязательно присутствие строгих правил, законов, нарушение которых недопустимо (иначе трагедия неизбежна). Все это знаки новой эпохи, эпохи, несущей след рушащейся культуры, её надлома, перестройки. Запреты – это знаки грядущих перемен, равно как смешение и утрата ориентиров – знак назревающего строительства нового. Психический план нового подхода к познанию бытия раскрывает новые проблемы и необходимость их прочтения. З.Фрейд трактует проблему «забывания», очитки, описки или оговорки. Забывание имени в его подходе – это вытеснение неугодного индивиду мотива (смысла), это симптом болезни. Прочесть этот симптом, значит узнать, как вылечиться. В оговорке явно читается скрываемый смысл, в воспоминаниях и забывании участвуют «блуждающие» словесные образы, лежащие за порогом сознания и не предназначенные для произношения, скрывающие истинные мысли человека. В трактовке З. Фрейда, например, образование подстановок и контаминаций есть начало работы подсознательного, рождение скрытых, психических планов бытия.[44] Душевный аппарат – это одна из инстанций архитектоники бытия. Такие инстанции находятся в определенной иерархии, одна над другой, в которой высшие инстанции руководят низшими слоями.[45] Все, связанное с психологией, таким образом, выходит за пределы случайного. Как неслучайность сфера психического имеет упорядоченность и складывается в систему. Как закономерность эта система является определяющей в организации жизни человека и общества, формирует его культуру. Проявляется все это многообразие психических форм на самых ближних планах бытия, в повседневности и обыденности. С этими планами бытия человек и общество сталкиваются ежедневно и ежечасно. Забота о контроле за подобными проявлениями остается «на плечах» врача, ежедневно наблюдающего больной мир (общество, семью, человека) современной эпохи. Психология этого периода завоевала признание у философии, сформировалась как раздел философской науки. Повседневность с ее психологизмом стала рассматриваться как сущностное основание бытия. В содержании повседневности стали усматривать и психологические смыслы. В спонтанном (обыденном, не каноничном) действии ошибки неизбежны. Оперирование «ошибками» постоянно, неизбежно - в игровой сфере и области творчества. Обыденный человек (по Фрейду) это «невинный преступник». Он разрушает свою жизнь, и важная роль в этом принадлежит ошибке. Жених, спотыкающийся перед алтарем, в этой концепции выдает свое отношение к браку. Ошибки не случайны, это маркёры поступка, которые расставляет бессознательное предсказывая будущие трагедии бытия. 1.5.3 Литература по теме: 1. Георгиева, Т.С. Культура повседневности: учебное пособие для вузов в 3 кн. Кн.3 Частная и общественная жизнь в современном мире / Т.С.Георгиева. – М.: Высшая школа, 2007.-551с. - ISBN 978-5-06-005297-8. 2. Фрейд, З. Психопаталогия обыденной жизни /З.Фрейд. - СПб.: «Алетейя»,1997.-191С. - ISBN 5- 89329-029-1 3. Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования в 2-х т. - Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада / Н.Элиас. - М.: СПб.: Университетская книга, 2001.- 332с. - ISBN 5- 94483-011-5
2.5.4 Практическое занятие 5: Смех и ирония в культуре повседневности России
|