Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12. Семантика взросления 3 page





Для юношей — это время колебаний между кипучей деятельностью и душевным равнодушием, и / или полной апатией, между неуемной радостью и / или унынием и даже отчаянием, между дерзостью и боязливостью, между отвагой и трусостью, между идеализмом и прагматизмом. Как уже говорилось, в этом возрасте появляются и первые сексуальные переживания (красный цвет бесознания), достаточно отдаленные от аналогичных переживаний (сине-голубые цвета подсознания) у девушек[cmlxxxvii].

Так, Крэйг констатирует, что девушки значительно превосходят юношей в вербальных навыках и уверениях, что интимность важнее секса, тогда как юноши — в пространственном воображении и твердой убежденности, что сексуальные отношения несравнимо важнее интимности[cmlxxxviii] В 14–15-летнем возрасте время реакции на звуковые и световые стимулы у девочек немного больше, чем у мальчиков мальчиков (f/m 310/240 мсек). При этом у представителей обоих полов время реакции на звук становится меньшим, чем на свет[cmlxxxix].

По данным Е. С. Аграновича, голубые образцы выбрали 71%, оранжевые лишь 12%, зеленые 10% и желтые 7% испытуемых 14–15-летнего возраста[cmxc]. Вместе с тем А. А. Журкин приводит литературные данные, согласно которым для 14 летних подростков, по Циммерман, характерен выбор: зеленый, желтый, синий, тогда как по данным Райх предпочтительными являются только оттенки синего[cmxci].

В теориях Элкинда (1967)[cmxcii] о юношеском эгоцентризме содержатся идеи, которые могут облегчить наше понимание того, почему взрослым все же не удается отпугнуть молодежь от расширения своего сексуального опыта, несмотря на все попытки родителй и / или СМИ рассказать детям о риске и опасностях, связанных с сексуальностью. Согласно этой теории, подростки нередко как бы выступают перед воображаемой публикой и / или оглядываются на нее в своих действиях.

Действительно, они вполне могут чувствовать, что реальное окружение практически не интересуется их речами и поступками, навязывая лишь взрослое поведение, для следования которому их личность еще не приобрела объективных предпосылок. Отсюда, вероятно, и возникает этот феномен: подростки считают что находятся в центре всеобщего внимания не реальной, а воображаемой публики, что зачастую и приводит к тому, что они больше заняты сами собой и воображаемой аудиторией, чем друг другом или родителями.

Доминанта сверхсознания проявляется здесь не только на становлении этого виртуального мира, который взрослые — со своих позиций, может быть, и справедливо — называют эгоцентрическим. Здесь же возникает и то, что Элкинд определил как «личная фабула» (персональный миф). А именно, подросток обычно считает, что и он сам, и его мысли совершенно уникальны, непогрешимы, истинны, и никто на свете не может испытывать ничего подобного и переживать также интенсивно как он и / или она.

Оборотной стороной личной фабулы является вера подростка в собственную исключительную неуязвимость: несчастные случаи и катастрофы, нежелательная беременность и венерические заболевания — все это может случиться «с другими, но не со мной». На фоне виртуального существования и этой субъективной исключительности подростков легко понять, что вся та информация, которую взрослые пытаются им внушить, вряд ли может быть воспринята как актуальная для их повседневной жизни. Как было показано выше, язык правосознания, которым оперируют взрослые, не адекватен языку само- и сверхсознания подростков.

Именно поэтому в период отрочества необыкновенно возрастает значение референтных групп сверстников, в которых подростки находят адекватную поддержку для преодоления своих физических, эмоциональных и социальных перемен. Подобное притягивает подобное, и подростки прекрасно понимают тех, кто испытывает то же самое, что и они. Как полагают ученые, социальная компетентность является основной составляющей способности подростка приобрететь новых друзей и сохранять старых.

Согласно результатам исследований 1984 года, у 14–16 летних подростков времяпрепровождение распределено следующим образом: 25 % в семье, 50 % в кругу сверстников и 25 % в одиночестве. При этом количество времени, отдаваемое общению со сверстниками, к 16 годам еще более увеличивается[cmxciii].

Как говорилось выше, полноценное бинокулярное поле зрения окончательно формируется примерно в 15 лет. В этом возрасте девушки выбирают уже синий, пурпурный и красный цвета, тогда как юноши — синий, красный и пурпурный[cmxciv]. Подростки этого возраста теперь могут спокойно рассматривать противоречащие фактам ситуации, поэтому нередким увлечением для них становятся виртуальные миры Интернета и / или научной фантастики, эксперименты с оккультизмом, культами или экстремальными состояниями интеллекта, вызванными любым способом от дискотеки до наркотиков[cmxcv].

Как мне кажется, кризис этого возраста может быть объяснен прежде всего противоречивостью гендерного самоопределения, которая может быть промоделирована данным выбором цветов. Так, мощная доминанта Ид-плана (синий цвет) у обоих полов вступает в противоречие с растущим С-планом у юношей (красный цвет) и М-планом у девушек (пурпурный цвет), которые, наконец, полностью осознают свою женственность

Показательно, что именно в 14–15 лет у девушек наблюдается статистически достоверное снижение интереса к высказываниям о любви и будущей семейной жизни, тогда как у юношей этого же возраста число высказываний на эту тему уменьшается лишь к 16 годам[cmxcvi]. Вероятно, это связано с тем, что например, согласно статистике ФРГ, уже половина девушек 15 лет влюблялась и практиковала петтинг (Васильченко, с. 243). Под петтингом обычно понимается желательное достижение оргазма путем взаимного сексуального возбуждения партнеров, при котором допускается все, кроме интромиссии. Чаще всего петтинг применяется в США для сохранения анатомической девственности. По данным сексологов петтинг может вызывать у таких “полудев” меналгии и дисфункции молочных желез[cmxcvii].

Это противоречие еще более усиливается потребностью 15-летних юношей в обладании уже не только телом (как это было в 14 лет при выборе желтого цвета), а и чувствами женщины, то есть выбором пурпурного[cmxcviii]. Возможно, у девушек это противоречие усиливается уже потребностью в обладании не мужским самосознанием (как это наблюдалось в 13–14 лет при выборе зеленого цвета), а его телом, то есть выбором красного.

И. С. Кон и С. И. Голод обращают внимание на одну важную деталь: девушки в пубертатном возрасте не имеют сколько-нибудь выраженного сексуального влечения. Но вопреки этому природному факту под влиянием физической «оформленности» и искаженной информации (получаемой от средств массовои коммуникации и неформального окружения) у нравственно не сформировавшихся девушек создается образ привлекательности и престижности сексуальных контактов как таковых.

Отсюда появляется и их вовлеченность в эти отношения. Массовые опросы конца ХХ века указывают на тенденцию систематического снижения нижней границы вступления в сексуальные связи как юношей, так и девушек. Так, по данным Кинси, к 15 годам чувство оргазма (при мастурбации, эротических сновидениях и редко — койтусе) испытывали 25% девочек и 95 % мальчиков. Путем мастурбации в возрасте до 15 лет оргазм испытали 20% девочек и 85 % мальчиков[cmxcix].

Во вторую фазу пубертатного периода (14–17 лет) завершают развитие молочные железы и лобковое оволосение, последним заканчивается оволосение подмышечных впадин, которое начиналось в 13 лет[m]. Как сообщает Г. Крэйг, по данным статистики США многие девочки выходят из отрочества в юность с ущербной Я-концепцией, то есть с гораздо меньшей уверенностью в себе, чем мальчики. Так, к старшим классам школы позитивное отношение к себе сохраняется менее чем у трети девушек. Все это позволяет с достаточно большой долей вероятности предположить доминанты право- и сверхсознания в интеллекте девочек, тогда как у мальчиков скорее доминируют под- и самосознание.

Юность

Лет

Примерно к 15–16 годам юноши и девушки начинают сознавать, что большинство людей не обращают никакого внимания на столь уникальный их внутренний мир; и это смирение приводит к тому, что их эгоцентризм и поглощенность самими собой постепенно отступают. Обычно к этому времени устанавливаются и первые сексуальные взаимоотношения, а нередко налаживаются и обновленные взаимоотношения с родителями.

И тем не менее, как весьма точно замечает Грэйс Крэйг, «юность является периодом интеллектуального опьянения». То есть, как мы видели выше, в интеллекте подростков где-то до 15–16 лет существовала сверхдоминанта подсознания, постепенно сменяющаяся теперь сознательной доминантой в их интеллекте — под упорным социальным давлением общественного сознания[mi].

Показательно, что примерно к 16–18 годам снимаются и описанные выше противоречия: девушки выбирают синий, пурпурный (или красный) и голубой цвета, тогда как юноши — синий, зеленый и красный цвета[mii]. В качестве материальных маркеров для подтверждения этих предпочтений можно привести и эмпирические данные сексологии, согласно которым оволосение лобка у девушек 17–18 лет осуществляется по женскому, и у юношей — по мужскому типу[miii]. Согласно рис.1, примерно к 16 годам устанавливается равное соотношение в приросте мозжечка у девушек и юношей, что позволяет предполагать период уравновешивания доминант под- и бессознания.

Поэтому характерным здесь можно считать уже более или менее спокойное отношение к другому полу и обострение ярко выраженного интереса к выбору будущей професии. И юноши, и девушки начинают сопоставлять свои потребности, интересы и ценности со способностями и возможностями, которые, что называется, у них — «от Бога» и / или которых они самостоятельно достигли на более ранних этапах развития.

Так, уже в старших классах школы большинство из них выбирает будущую профессию, а также и следующее — после окончания школы — учебное заведение, начинают готовиться к вступительным экзаменам и / или более углубленно осваивают знакомство с интересующим предметом, специальностью или профессией. Согласно исследованиям асимметрии восприятия, возраст 16 лет и выше является периодом окончательного упрочения сенсорной асимметрии [miv].

Все это позволяет предположить доминирование у девушек сверхсознания, а у юношей — самосознания.

 

Лет

К 18 годам средний юноша физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза. Взрослый мужчина более мускулист (см. красный цвет), а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка (см. желтый цвет).

По теории Эриксона, развитие взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов — обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.

Главной же проблемой этого возраста, по Эриксону, является постоянное достижение идентичности, которая обеспечивает чувство непрерывности опыта взрослой жизни. В связи с поисками идентичности людям приходится определять и переопределять себя, свою Я-концепцию, свои приоритеты и свое место в социо-культурном мире[mv].

Согласно периодизации психосоциального развития по Эриксону у молодых людей возникает чувство близости как психосоциальный результат этой стадии взросления лишь при наличии душевной теплоты, понимания и доверия со стороны окружающих.

 

Взрослость

За 20

Приблизительно к 25 годам вновь изменяется пороговая цветовая чувствительность (по сравнению с периодом 12–15 лет). Наибольший порог остается за синим цветом, тогда как далее цвета располагаются в сторону уменьшения: красный, пурпурный, зеленый, и наконец, желтый цвет[mvi]. Примерно с 20 до 30 лет время реакции на звуковые стимулы у женщин становится весьма близкими (f/m 200/220 мсек в пределах стандартного отклонения) с временем реакции на свет у мужчин.[mvii]

Можно только предполагать, что сама природа заботится об этой близости, ибо для представителей обоих полов этот возраст оказывается наиболее продуктивным во всех без исключения отношениях. И вероятно, та же самая природа сводит их друг с другом во имя любви и всесторонней близости, так что уже к 20–25 годам многие юноши и девушки создают семью.

Говоря о совместимости партнеров, мы постоянно возвращались к понятию любви как системной целостности. Так, любящие как бы обмениваются частицами своих «Я», неосознанно перенимают друг от друга какие-то черточки, свойства душ. То есть к каждому «Я» добавляется какая-то часть другого «Я», углубляя и расширяя его. Так, нередко партнеры перенимают привычки, манеры, мысли другого, иногда приобретая даже свойства другого темперамента.

При этом обмен может быть и неравным: тот, кто слабее, больше получает от того, кто сильнее, а более сильный — меньше от более слабого (особенно если он не хочет этого). Впрочем, здесь есть и свои плюсы: такой неравный обмен уменьшает их неравенство, сближает уровень взаимодействия их интеллектов[mviii].

В этом же возрасте заканчивается их обучение профессиональной деятельности и начинается совершенсствование полученных навыков и знаний на работе. При успешной деятельности появляется авторитет и начинается продвижение по службе, соответстующее увеличение доходов и, возможно, социального статуса.

Семьи в этот период нередко обзаводятся ребенком, с появлением которого могут изменяться их взаимоотношения, отношения с собственными родителями и друзьями (см. семья и дети). Обычно мать ребенка вынуждена оставить свою работу на период грудного кормления, тогда как ее муж продолжает свой профессиональный рост и одновременно обеспечивает положительный эмоциональный тон семьи, по возможности помогая супруге.

Мотивы участия в трудовой деятельности у женщин и мужчин весьма близки, и связзаны преимущественно с увеличением семейного бюджета. В ходе опросов женщины называют практически те же факторы, которые делают работу значимой и для мужчин: интерес, творчество, возможность проявить себя, раскрыть свои способности, материальная обеспеченность, уверенность в завтрашнем дне и т. д. и т. п.

Однако мотивы деятельности у них нередко могут и различаться. Так, женщины много чаще сообщали о возможности социального, культурного и эмоционального общения как об особо важном аспекте своей работы. Как полагает Г. Крэйг, социальное взаимодействие за рамками относительно узкого семейного круга усиливает их чувство общности и единства с людьми. На мой взгляд, это скорее связано с тем ограничением личностной Я-концепции, которое навязывается женщине чисто материнской ролью в семье, ибо чем больше женщина получает комплиментов, тем она — более женственна. Ни маленький ребенок, ни постоянно занятый на службе муж этого обеспечить не могут.

Возможно, что для части женщин межличностные отношения на работе особо значимы из-за оптимизации и своей профессиональной Я-концепции. И здесь прежде всего необходимо привлечение и гендерного, и социального факторов.

Например, согласно рис. 2, у женщин 20–30 лет наблюдается больший прирост именно левого полушария желудочков больших полушарий головного мозга по сравнению как с собственным правым полушарием, так и с таковым у мужчин. Это позволяет предполагать достаточно высокую доминанту сознания относительно подсознательной субдоминанты у женщин по сравнению с мужчинами этого возраста. У мужчин же примерно до 30 лет также доминирует сознание (см. больший прирост левого полушария) при незначительном росте доминанты подсознания.

Возможно, это объясняет тот факт, что маскулинные работающие женщины с удовольствием делают карьеры, оставляя своих фемининных мужей с детьми. Поэтому они реже страдают от депрессий, больше уважают себя как личность. Женщины же с фемининными чертами характера чаще меняют время работы на общение со своим ненаглядным ребенком.

 

За 30

Согласно периодизации психосоциального развития по Эриксону многие взрослые переживают определенного рода социальную активность и генеративность как психосоциальный результат этой стадии жизни лишь при наличии целеустремленности и продуктивности.

Переход 30-летия чреват стрессами как для мужчин, так и для женщин. Так, мужчины и женщины по-разному реагируют на процесс пересмотра жизненных целей, планов и ценностей. Многие мужчины проводят за работой столько времени, что их самоуважение в соответствии с собственной Я-концепцией неразрывно связано с их профессиональной деятельностью.

Весь досуг, все то время, что они посвящают семье, не затрагивает их интеллект настолько глубоко, чтобы они могли забывать о работе. В конце концов при неблагоприятных внешних обстоятельствах мужчины могут сменить работу или изменить образ жизни, но их сосредоточенность на работе и / или карьере не меняется.

Женщины же при переходе 30-летия обычно меняют приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Если раньше они ориентировались на замужество и воспитание детей, то теперь их в большей степени начинают привлекать професиональные цели; в то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака. Об этом может свидетельствовать например, рис. 2, согласно которому у женщин 30–40 лет наблюдается значительно меньший прирост левого полушария желудочков больших полушарий головного мозга по сравнению как с правым, так и приростом у мужчин этого же возраста. Это позволяет предполагать достаточно высокую доминанту подсознания относительно сознательной субдоминанты у женщин по сравнению с мужчинами этого возраста. У мужчин соотношение между доминантами этих компонентов интеллекта остается практически неизменным с 30 до 60 лет и представляет собой весьма незначительный рост доминанты подсознания с уменьшением роли сознательной субдоминанты.

Вообще же говоря, представления мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин. Женщинам, именно вследствие разнородности их устремлений, значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам[mix].

Примерно от 32 до 45 лет наблюдается почти стабилизация расхождений времени реакции и на свет (f/m 350–360/250–260 мсек), и на звук (f/m 300/240 мсек)[mx].

Семьяв этот период является более или менее устойчивым образованием в силу тихого периода у детей. В то же время она оказывает серьезное влияние на выбор детьми будущей профессии, ибо еще весьма почитаемые отпрыском родители служат образцами определенного стиля жизни, который отвечает их Я-концепции.

 

12.3. Зрелость

Зрелость

За 40

Приблизительно к 40 годам вновь изменяется пороговая цветовая чувствительность (по сравнению с периодом 25–30 лет). Наибольший порог остается за синим цветом, тогда как далее цвета располагаются в сторону уменьшения: красный, пурпурный, желтый, и наконец, зеленый цвет[mxi].

В этом возрасте и мужчины, и женщины — как родители — чаще всего сталкиваются с влиянием на них пубертатных и / или покиданием семьи взрослых детей. В трудовой же деятельности обычно возникает некое постоянство, ибо если ранее они могли менять свою профессию или место работы, то теперь стараются упрочить свое служебное положение: появляются определенные достижения и чаще всего их дальнейшее развитие.

Вместе с тем, исследователи изучали влияние на жизнь женщин таких моментов, как начавшийся процесс старения, «опустевшее семейное гнездо», климактерий или чисто мужские проблемы типа «неизбежности смерти и незначительности своих достижений». Оказалось, что многое здесь определяется в индивидуальном порядке — из-за невозможности учета множества взаимозависимых и весьма разнородных параметров. Так, например, нередко психологи упоминают не только женский, но и мужской климактерий.

Объективно у женщины при менопаузе уменьшается выработка женских половых гормонов (эстрогенов), связанных с пассивно-женским типом поведения.[mxii] Вместе с тем, прекращение овуляции субъективно означает для женщины неспособность зачать, выносить и родить человека. Отсюда в Я-концепции женщины может появляться функциональное сближение и, быть может, даже определенная идентификация с мужским типом интеллекта[mxiii].

Интегрально же, и с позиций социума, эти проявления климактерия создают основу для перехода женщины к следующему этапу развития. И здесь-то как раз и проявляется тот климактерий мужчин, о котором говорят психологи. И мужской интеллект — для сохранения партнерских отношений с новым типом интеллекта женщины — должен также перестроиться[mxiv]. Иначе возникают такие известные симптомы «мужского климакса» как импотенция, слабая эрекция и т. п.[mxv] Иначе говоря, климактерий мужчин является следствием женского климакса, хотя внешне может казаться независимым от него.

Общим и для женщин, и для мужчин оказалась необходимость внесения определенных корректив в Я-концепцию, в образ жизни, в свои занятия. Любопытно, что именно в этом возрасте (40–50 лет) наблюдается практически одинаковое стандартное отклонение для времени реакции на оба вида стимулов у представителей обоих полов. Отметим, что эта же одинаковость наблюдалась лишь в возрасте 14–15 лет, который мы характеризовали сверхдоминантой подсознания[mxvi].

Действительно, физические способности человека достигают пика в период юности — ранней взрослости, после чего их развитие переходит в плато с появлением первых признаков физического спада. И женщины, и мужчины иногда уже начинают сталкиваться с теми неуловимыми интонациями окружающих, в которых нет и намека на былое проявление к ним сексуального интереса. Так полагают психологи. В самом деле, согласно рис. 2, у женщин 40–50 лет наблюдается существенно больший прирост именного левого полушария желудочков больших полушарий головного мозга по сравнению с мужчинами. Это позволяет предполагать достаточно высокую доминанту сознания относительно подсознательной субдоминанты у женщин по сравнению с мужчинами этого возраста. У мужчин соотношение между доминантами этих компонентов интеллекта остается практически неизменным с 30 до 60 лет и представляет собой весьма незначительный рост доминанты подсознания.

Любопытно, что несмотря на опытное многознание их, субъективное самовосприятие 40 летних нередко расходится с объективным: если тело на глазах стареет, — о чем говорит хотя бы седина или морщины, — то душа и дух человеческий остаются все такими же вечно молодыми, ищущими приключений и удовольствий. Иначе говоря, многознание сознания и стареющее бессознание внешне начинают доминировать над их подсознанием, тогда как внутренне в их интеллекте существует сверхдоминанта подсознания.

Некоторые психологи находят где-то в возрасте 45–48 лет переход середины жизни и по модели кризиса связывают его с фазой снижения жизненной активности, с психологическими и биологическими кризисами[mxvii]. Однако Г.Крэйг справедливо критикует этот подход с методологических позиций. Действительно: во многих исследованиях, предлагающих модель кризиса, использованы данные, полученные при изучении клинического контингента, а не репрезентативных выборок, отражающих полный состав взрослого начеления.

Кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и в его жизни. Как отмечал Кесслер[mxviii], такие люди ни за что не хотят расстаться со своими иллюзиями; они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока наконец реальность не заявляет о себе в полный голос. Замечу, что чаще всего иллюзии определяются доминантой подсознания.

Модель перехода отвергает представление о том, что кризис середины жизни — это нормативное событие, связанное лишь с возрастным развитием. Согласно этой модели, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий, которые в принципе можно предвидеть и в отношении которых можно строить определенные планы. Благодаря антиципации, то есть знанию того, что эти события неуклонно приближаются, большинство людей успешно к ним приспосабливается — независимо от того, каким наполнением они характеризуются с социальной, психологической или биологической точек зрения.

Результаты исследований взглядов на окружающий мир по картам ТАТ (теста тематической апперцепции) показали, что 40-летний мужчина склонен считать, что окружающая его обстановка находится в сфере его контроля. Поэтому смелость и риск с его стороны вполне оправданы. Вызов же, бросаемый ему окружающим миром, не пугает его, потому что он чувствует достаточно сил для победы[mxix].

 

За 50

В период же от 50 до 60 лет различия во времени реакции у представителей обоих полов постепенно сглаживаются и к 60 годам время реакции на оба вида стимулов достигает значений f=m 550–570 мсек.[mxx] Согласно рис. 2, у женщин 50–60 лет наблюдается незначительный (по сравнению с мужчинами) прирост левого полушария желудочков больших полушарий головного мозга, тогда как у мужчин осуществляется прирост именно правого полушария. Это позволяет предполагать достаточно высокую доминанту подсознания относительно сознательной субдоминанты у мужчин по сравнению с женщинами этого возраста.

Приблизительно к 55–60 годам вновь изменяется пороговая цветовая чувствительность (по сравнению с периодом 40–45 лет). Наибольший порог остается за синим и теперь уже почти сравнявшимся с ним красным цветом, тогда как далее цвета располагаются в сторону уменьшения:, пурпурный, зеленый, и наконец, желтый цвет, пороговая чувствительность к которому остается неизменной после 50 лет[mxxi].

Этот период жизни чаще всего связан с оставлением родительской семьи их повзрослевшими детьми и последующим упорядочиванием новых взаимоотношений между собой. В этом возрасте многие взрослые становятся бабушками и дедушками, что влечет за собой определенный пересмотр взаимоотношений с их детьми (см.бабушки и дедушки).

К этому периоду жизни отношения между родителями и их взрослыми детьми становятся более равными, чем когда бы то ни было ранее. Эти отношения теряют иерархический характер и перерастают в отношения взаимодействия между взрослыми людьми на основе взаимного равенства.

В этом возрасте уже многие взрослые оказываются в дополнительной роли бабушек и дедешек. Для большинства из них выполнение этой роли является деятельностью, приносящей глубокое удовлетворение. Они занимаются воспитанием нового поколения, не неся на себе обязанностей родителей и не вступая в напряженные отношения и конфликты, возникающие между родителями и ребенком.[mxxii]

После прекращения воспитательной деятельности своих детей степень удовлетворенности супружеской жизнью обычно меняется, так же как и отношения с детьми и внуками. К этому времени большинство пар, вырастивших детей и сохранивших брак, утверждают, что испытывают меньшее напряжение и более сильное чувство удовлетворенности и гармонии.

Согласно опросам, брак стал стал занимать более важное место в эмоциональной жизни этих пар, являясь стабильным источником утешения, поддержки и душевной близости.

Профессиональный рост на службе постепенно заканчивается; нередко происходит обучение следующего поколения тем знаниям и мастерству, которых они достигли на предыдущих этапах развития.

 

Старость

За 60

С выходом на пенсию у многих людей появляются новые возможности для пересмотра своих устремлений и потребностей. Иногда физические и умственные возможности этого возраста становятся более ограниченными. Например, согласно рис. 2, у женщин 60–70 лет наблюдается наибольшее падение прироста (по сравнению с мужчинами) именно левого полушария желудочков больших полушарий головного мозга. Это позволяет предполагать достаточно высокую доминанту подсознания относительно сознательной субдоминанты у женщин по сравнению с мужчинами этого возраста.

Так, от 60 до 70 лет вновь изменяется пороговая цветовая чувствительность (по сравнению с периодом 55–60 лет). Наибольший порог остается теперь уже за красным и близким к нему синим цветом, тогда как далее цвета располагаются в сторону уменьшения пороговой величины: пурпурный, зеленый, и наконец, желтый цвет, пороговая чувствительность к которому остается неизменной после 50 лет.[mxxiii]

Одним из главных изменений когнитивных способностей в поздней взрослости является снижение скорости выполнения как физических, так и умственных операций.. Многие исследования подтверждают, что те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрословсти.

У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти эта медлительность объясняется тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ[mxxiv].

С позиций хроматизма это замедление можно интерпретировать как нахождение интеллекта в синем цвете, то есть доминанту подсознания. Одноко точность свидетельствует о неменьшем участии сознания как компонента интеллекта.

Любопытно изменение Я-концепции 60-летних мужчин (ср. его с тем, что видели у 40-летних). В этом возрасте окружающий мир видится уже более сложным и опасным, ибо в нем уже нет места ни для использования власти, ни какого-либо изменения по воле 60-летнего индивида. Вместо этого индивид сам подчиняется требованиям своего окружения и приспосабливается к нему по мере изменения статуса. по.

Date: 2016-11-17; view: 248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию