Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространство и время как атрибуты материи*.

Основные формы движения.

Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения. Это - 1) механическая, 2) физическая, 3) химическая, 4) биологическая, 5) социальная. Б. Кедров кроме общих форм движения материи (механическое, электромагнитное, тепловое, гравитационное, кибернетическое), выделяет и частные формы. В классе ядерно-физических взаимодействий находятся:

· взаимодействие элементарных частиц и полей;

· ядерная форма движения:

· субатомная форма движения.

Разрыв высших и низших форм движения недопустим, как и сведение более высокой формы движения к более низкой (редукционизм).

Пространство и время как атрибуты материи*.

Пространство характеризует протяженность и структурную организацию бытия, наличие, расположение одного возле другого.

Время выражает длительность существования, последовательность смены состояний, протекание, существование одного после другого.

Характеристики: общие (объективность, всеобщность, неуничтожимость и пр.) и особенные (время однонаправлено, пространство многомерно и т.д.)

 

16. Основоположником синергетики является Г. Хакен. Синергетика занимается изучением процессов орг. и самоорг., сложных, открытых и нелинейных систем. Синергетика постулирует роль случая, который привёт систему на тот или иной путь развития. Синергетика переосмысливает представления о порядке и хаосе, о влиянии прошлого на будущее

Диалектика не отменена и до сих пор сохраняет свою актуальность и теор. потенциал, а синергетика - лишь её дополнение, хоть и стала довольно популярной, но не является универсальной теорией. Описание уровней организм. бытия, атрибутивных свойств многообразных объектов мира осуществлялось в рамках отдельных дисциплин и долго не знали как прейти от одного уровня к другому. Это стало возможно лишь в 20-м веке и выражалось в стремлении построить научную картину мира на основе принципа глоб. эв. Наиболее полную разработку эв. принцип получил в теории Дарвина. Биология стояла на появлении всё более сложных живых систем, а физ. – на разрушении и не прерывном росте энтропии. Это противостояние нуждалось в разрешении и стало возможным в 20-ом веке. Гл. эв. можно рассмотреть как соединение идей эв. с идеями системного подхода (анализ уровней организации материи и связей в рамках системы) определяющее значение в теорию внесла теория биол.. эв. и развитая на её основе концепции биосферы и ноосферы, теория нестационарной Вселенной и синергетика. Учение Вернадского об эв. биосферы и ноосферы. Сущ. роль внесла концепция расширяющейся и раздувающейся Вселенной(15 – 20 млрд. лет назад в результате Большого взрыва началось расширении Вселенной из точки сингулярности. Эта теория существенно изменила представления о мире и позволила описать в терминах эв. неорганический мир и тем самым построить целостную картину мира. Не менее важную роль сыграла синергетика. Благодаря синергетике открывались возможности к выяснению взаимосвязей между жив., нежив., соц. материей. С её появлением стало возможно формирование целостной общенаучной картины мира. Таким образом, гл. эв. позволяет выстроить новую картину мира. Он задаёт универсальность эв-го видения мира, создавая возможность рассмотреть взаимосвязь всех уровней материи, позволяет установить существование прогрессивной эв. от Большого взрыва до возникновения жизни и разума, даёт возможность рассмотреть чел. как объект космической эв., закономерно возникающий на определённом этапе развития нашей вселенной. На основе гл. эв. весь мир, его бытие рассматриваются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.

17. Природа - совокупность всех естественных факторов, составляющих сферу жизни и ее поддержания.

Понятие “природа” противоположно понятию “культура”.

Природа и человек - две подсистемы, взаимосвязанные и взамодействующие.

Исторические типы взаимодействия природы и человека (общества).

1) органическое взаимодействие. Адаптация к среде, использование доступных и распространенных природных материалов и богатств (собирательство, рыболовство, охота).

2)Механическое взаимодействие. Выделение из природы (разделение труда, ремесло, земледелие, животноводство, умственный труд).

3)Промышленное взаимодействие. Подчинение и противопоставление природе. Природа как мастерская.

4)Научно-техническое ввзаимодействие. Природа как сырьевой придаток цивилизации.

5)Перспективное взаимодействие. Коэволюция природы и общества. Природа как храм.

Среда обитания человека не только общество, но и природа.

Человек, общественные процессы протекают на Земле в условиях геосферы. Геосфера - часть природы, составляющая необходимый жизненный фактор человека, заключающийся в атмосферрной, наземной и водной сферах его обитания.

Географическая среда - естественный фактор жизни.

Географический детерминизм - учение о предопределяющей роли географической среды в развитии человека и общества.Живая природа сост. биосферу земли (растительный и животный мир), сущ. которой необходимо для жизни чел. и общества. Повышается степень воздействия человека на природу (в связи с развитием науки, техники). Биосфера под воздействием человека становиться ноосферой. В отличие от биосферы она не может формироваться стихийно, основана на разумном распоряжении чел. своими силами. Техносфера - все материальные постройки, созданные человеком. Часто технический прогресс несет разруш. негативный характер, приводит к экологическому кризису.

 

18. Человек - сложная целостная система, которая в свою очередь явл. компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусл. тем, что чел-к явл. существом биосоциальным. Антропогенез - учение о происхождении чел-ка, его формир. как биосоциального существа. До 19 века в Европ. мысли господствовала теистическая антропологич. концепция, согласно которой человек есть сущ-во, сотворенное Богом. Согласно этой теории, чел. не имеет развития и истории. Здесь отсутствует объяснение естеств. причин и закономерностей появления и развития мира и чел-ка. Научное осмысление проблемы антропогенеза нач. в 19 веке. Главное достижение - эволюционная теория Ч.Дарвина. Эволюция осущ. в результате 3 осн. факторов: изменчивости, наследственности, естеств. отбора. Дарвин не включил в нее влияние социального фактора, не затронул роль труда в процессе антропогенеза. На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза (Энгельс) Начало трудовой деятельности привело к изменению телосложения (прямохождение, развитие руки, речи, мозга, мышления). Орудия труда - к сплочению коллектива, закрепл. и передачи коллективного опыта. Возникают соц-нравственные отношения (возникают табу), прорыв в более конструктивное будущее. Итак, становление человека и общества - взаимосвяз. процесс и важнейшая роль принадл. в нём труду. Символический аспект – не менее важна роль символов в ходе стоновл. общества. Сущ. след. теории эволюции: мутационная (Фриз), синтетическая (Четвериков), теория самоорганизации систем и эволюц. Теория антропогенеза (де Шарден - выявил человека синантропа). Природу человека выражают:1)человек-земное творение;2)входя в природу, чел. возвыш. над ней;3)чел.имеет психику,разум,ценности;4)ему присущи противоречия между сознательным и бессознат.5)его бытие социально;6)изменяя условия сущ.,чел.творит мир культуры и совершенствует себя. Человек - сущ. биосоциальное. Соц. и биологич. находятся в чел. в неразрывном единстве, сторонами которого явл. личность как соц. качество, организм как природная основа.

 

 

19. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентирует человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Иными словами – смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

 

20. Природа сознания состоит в определении его как особой разновидности психической деятельности человека.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи – мозга человека, продукт и необходимая сторона трудовой деятельности, существующее на основе общественных форм жизни. Отличие сознания человека от психики животных:

1) целеполагание - целесообразное поведение;2) абстрактное мышление - конкретно-предметное мышление; язык (вторая сигнальная система) звуки (первая сигнальная система)

3) самосознание - отсутствие рефлексивных форм.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи мозга человека, высшая форма психики, которая способна отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся при этом целеполаганием, языковым мышлением и самосознанием.

Способ жизнедеятельности человека отличен от жизни животных. Человек приспосабливается к миру путем изменения внешней среды, приспосабливая ее к своей жизнедеятельности. Формой жизнедеятельности его является труд. Чем активнее человек в этом процессе, тем ярче проявляется его человеческая сущность. Сознание детерминировано практикой человека, его трудом, возникает из практики.

Сознание формируется в онтогенезе. Процесс развития труда – процесс становления человека и его мышления.

Возникновение и генезис сознания составляют три взаимосвязанных и взаимообусловленных историко-генетических процесса:

антропогенез; социогенез; культурогенез.

Концепции происхождения сознания:1. Мифологическая. 2. Теологическая. 3. Идеалистическая.4. Материалистическая.

Сущность сознания заключается в его принадлежности к идеальной реальности.

Специфика сознания как высшей формы отражения действительности состоит в:а)осознанном характере деятельности, б)творческом характере понимания и отражения действительности в виде преобразовательной деятельности;

Сознание имеет сложную структуру, включающую в себя:

- элементы подсознания, бессознательного;

- собственно сознание, состоящего из: а)феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;б)абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения), в)языка как ядра второй сигнальной системыг)памяти; способности воспроизводить информацию.д) самосознания;е) ценностно-целевых установок.

 

21. С позиции общегносеологического понимания сознание предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение), информационнность (физиологическое отражение), субъективность (психика), идеальность (сознание человека). Поскольку же человек – существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измерение – идеологичности.

Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. В индивидульном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание человека приобретает еще большую общественную значимость при сочетании с его собственной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека.

Под идеологией понимается совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений. Иделогия – это сознание, цементирующее массовые действия и канализирующее их в определенном направлении. Идеологию, как правило, вырабатывают теоретики (идеологи), обладающие временем и способностями для специальных занятий духовной деятельностью и обоснования потребностей и интересов соответствующей общности людей. Если идеология – социально-орентированный теоретический компонент общественного сознания, то общественная психология является тем его образованием, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы, так и сравнительно консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера).

 

22. Человек является частью природы; природа и человек устроены так, что человек способен адекватно и с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие. Не существует никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению реальности.

Идея познавательности мира является весьма общей, приемлемой для большинства философов и философских школ, в том числе и для многих идеалистов, при этом, правда, каждый философ конкретизировал ее в соответствие с «духом» своей системы. Например, у позднего Шеллинга эта идея нашла выражение в его теории абсолютного тождества идеального и реального, в которой он пытался пантеистически примирить противоположность духа и материи.

Философы, которые отвергают идею познаваемости, составляют лагерь агностицизма (Юм, Кант и др.). Агностицизм опирается на следующие основные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений (субъективный идеализм); 2) если даже объективный мир существует, то – поскольку все человеческие образы субъективны – мы не можем знать, каков мир на самом деле, каковыц вещи «в себе»; 3) мир бесконечен в своих свойствах, поэтому познать его исчерпывающе и до конца невозможно.

Энгельс отмечал, что самое решительное опровержение этого учения заключается в практике. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем из его условий, заставляем егоу тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец. Химические вещества, образующиеся в телах животных и растений, оставались такими «вещами в себе» до тех пор, пока органическая химия не стала приготовлять их одно за другим; тем самым «вещь в себе» превратилась в вещь для нас.

Конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания. Отсюда следует: познание – это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, конечная цель которого – достижение истины.

 

23. В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. В рамках чувственного познания мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в сфере рационального,с помощью понятий,суждений и умозаключений. Формы чувственного познания: 1) ощущение является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. 2) Восприятие возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. 3) Представление - это опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятий. Немаловажное значение для теории познания имеет и вопрос о соотношении чувственного и рационального, об их роли в познавательном процессе. По этому вопросу сложились две противоположные точки зрения. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. Проблема истины в теории познания. Критерии истины. Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина – это адекватная информ о объекте, получаемая посредством чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Научные знания носят относительный характер. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и тд. Абс истина – это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтв-ся жизнью.

 

24. Научное познание, как все формы духовного производства, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различия явл 1-ым и необх. усл-ем для выявл-я особенностей научного познания.

Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметная структура деятельности – взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представленны в качестве скуственных органов чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «Для чего нужна та или иная деятельность». Цель на вопрос «что должно быть получено в деятельности?» Мы имеем дело с предметной стороной изменения человеком природы, когда в функции предметной деятельности выступают фрагменты природы, а если в функции ее предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной практики, направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического действия.

Для науч. познания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. познания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. познание – это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория – это обобщение практики, опыта или наблюдений.. Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория.

 

25. Общественный организм по степени сложности не уступает природным явлениям, а в известной мере и превосходит их. Потребовался длительный исторический период для того, чтобы приблизиться с помощью разнообразных научных средств к осознанию сущности социума как организованной формы совместной деятельности людей. Значительный шаг вперёд в понимании общества был сделан Марксом. С его точки зрения, общественный организм имеет единую материальную основу и представляет собой совокупность общественных отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Маркс разработал учение об общественно-экономической формации, под которой он понимал единство материальной и духовной сторон жизни общества. Согласно этому учению, в истории общества были возможны антагонистические (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и неантагонистические (первобытные и коммунистические) формации. Смена одной из этих формаций другой составляет содержание процесса общественного развития. Три подхода к понятию общества: 1. Деятельностный - исходным пунктом является то, что общество не есть конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей, объединенных в различные социальные группы, государства. 2. Отношенческий - рассматривает общество как целостность социальных отношений, в основе которых лежат экономические отношения. 3. Институциональный - предполагает рассмотрение общества как совокупность организаций и учреждений, призванных обеспечить его стабильное развитие. В настоящее время существует множество различных теоретических моделей, в которых обнаруживается стремление выявить детерминанты общественного развития, к которым относят Натуралистическую,, Идеалистическую модели.

 

 

26. Соц-ный детерминизм – жесткая предопределенность соц-ных явлений объективными, вне чел-ка положенными факторами и причинами. Фатализм - учение о том, что всякая деят-ть, всякий факт жизни чел-ка и общ-ва в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине (оккультные учения, астрология).Волюнтаризм - учение о том, что основополагающим принципом жизнедеят-ти явл. воля. Субъекты как участники истор-кого процесса, движущие силы - те участники истории, кот. в конкретный период занимают ведущее, значительное место в общ-ве, именно от их деят-ти зависит направленность общ-ного развития. Субъекты и движущие силы истории - народные массы, классы, личности. Специфика действия социальных законов обусловлена и осуществляется под воздействием активной, целенаправленной, сознательной деят-ти людей. Соц-ные действия, протекающие под влиянием соц-ных законов, наз. соц-ной деят-тью. Соц-ная деят-ть непосредственно организуется и осуществляется как сознательная деят-ть людей, поэтому их субъективные интересы и потребности накладываются на объективные соц-ные процессы. Естественным в общ-ве считается, что эти объективные законы могут замедляться, искривляться, задерживаться в связи с чел-скими усилиями и устремлениями.

 

27. Шпенглер. Каждая социальная целостность, "культура" в еготерминологии, является уникальным организмом, который расцветает, подобно полевому цветку, на строго ограниченной местности, к которой он остаётся привязанным навеки. Каждая культура имеет свою душу - некое первоначало, из которого развёртывается всё богатство конкретных социальных явлений. Душа уникальна, следовательно, линейная схеме истории, считал Шпенглер, должна быть заменена на другую историческую реальность, где разнообразие превалирует над единством. Душу культуры, своеобразную программу развития социального организма, нельзя описать прямо, о ней можно судить о её проявлениям. Ритм, такт, повадка - вот проявления культуры. Например, для античной культуры характерным является "евклидовое переживание телесности", отсюда - преобладание пластики в искусстве и геометрии., отсюда - "скульптурные" идеи Платона и обозримые формы города-государства. Европейская культура вырастает из третьего измерения, из времени. Отсюда - доминирование музыки в искусстве, одиночество в этике, учение о бесконечности в физике и политический динамизм. Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. Шпенглер выделил восемь культур: египетскую культуру, культуру майя, Греко-римскую, византийскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую. Культура проходит примерно тысячелетний цикл развития. В процессе развития каждая культура проходит три стадии: юность, расцвет, упадок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию; это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе. Культура уникальна, цивилизация же - утрата индивидуальности. Английский историк и социолог Тойнби рассматривает человечество как совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации, по его мнению, является устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные прежде всего в религии. Нетрудно заметить, что, в отличие от Шпенглера, для Тойнби культура -не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней. Тойнби, оставаясь сторонником замкнутых, локальных цивилизаций, считает возможным их слияние в будущем.

 

 

28. Понимание прогресса связано с более общими категориями, такими, как изменение, движение, развитие Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место восхождение, или прогресс, цикличность, или повторение, деструктивные процессы, или регресс. Абсолютизация какого-либо одного из направлений в социальной жизни приводит к одностороннему восприятию человеческой истории. В действительности же общественное развитие многопланово, хотя, как показывает всемирно-исторический опыт развития человечества, прогрессивная тенденция является преобладающей, но на практике в чистом виде она никогда не существовала Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализации божественно установленной цели. С эпохи Возрождения утверждается прогрессивное понимание истории. При этом прогресс мыслится тоже как реализация цели, только не божественной, а природной, как естественная необходимость становления общества Разума. Поэтому характеризовать прогресс только как поступательное развитие недостаточно, поскольку его восходящая и нисходящая линии имеют место
так- в неживой природе, и в единстве они образуют космический круговорот. Именно сопоставление результата с целью (идеалом) может служить критерием самосовершенствования общества или, наоборот, его дег­радации. И так как всех критериев оптимальности и факторов прогресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. При всем значении и гуманистической направленности мысли о самоценности развития человека нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Эта проблема остро поставлена в работах многих авторов. Человек должен вести диалог с природой, а не бороться с ней. Сегодня же человечество живет за счет природы, биосферы, те. за счет уничтожения растений и животных.По оценкам отечественных и зарубежных футурологов, при экстраполяции нынешних тенденций в развитии земной технологии, ориентированной на потребительское отношение к природе, человечество может погибнуть уже в следующем столетии. Чтобы этого не случилось, техносфера должна тесно вза­имодействовать с ноосферой, а человечество вынуждено будет овладеть автотрофными механизмами, что избавит его от необходимости вытеснять и убивать все живое.

 

29. Общество - система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии.
Общественно-экономическая формация(ОЭФ) — исторически определившийся тип общества,
представляющий собой особую степень в его развитии ОЭФ - социальная система, состоящая
из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Маркс провел научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. Каждая формация- целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения. Критика теории формаций: 1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и
решил, что его законы универсальны для всех обществ.2) рассматривает соц.-экономич. фактор как основной, но показать развитие обш-ва сегодня только экономикой невозможно.3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным. 4) предписывание истории однолинейный тилологич. характер- историч. процесс идет по одной линии и стремится к 1
цели- коммунизм: Цивилизация(Ц)- большие самодостаточные сообщества стран и народов, ее можно уничтожить, но изменить нельзя. Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад- не обязательны. Каждая
цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом, Она должна дать ответ, который заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычая. Общ черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей.для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив. только исходя из себя самой. Ц не коммуникабельна. Цивилизацией подхо д: 1 Ц творится людьми 2.Исследование влияния форм культуры. 3. Анализ по горизонтали(Ц который существует сегодня) 4 Культурологич. анализ (некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его.6.То. что людей объединяет Формацион подход: 1История-закономерный процссс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истории.З. Анализ по вертикали – из древности до наших дней.4.Соц-экономнч анализ общ-ва.5 Внимание акцентрируется на внутренних источниках развития. 6.Больше исследуется то, что разъединяет людей.

 

 

30. Термин культура первоначально означал возделывание почвы, изменение в природе объекта под воздействием чела. Очень важн особенностью культ явл-ся заложенное в ней чел-ое начало. Культура - всё созданное человеком. Культура предстает как сотворенная чел-ом 2-ая природа, надстроенная над природой естественной. Там, где есть чел, его деятельность, отношения м/у людьми, там есть и культура. Нужно различать материалистич и духовн культуру, не противопоставл их друг другу. В материя культуре заключено её духовн начало - в ней всегда есть воплощение идей, знаний, целей чела, что только и делает ее культурой, продукты духовн культуры всегда обличены в материальн форму. Культура — совокупность созданных челом ценностей. Мир культуры - мир материальн и идеальн духовн ценностей, т.е. мир объектов материальн и идеальн, взятых в его отношен к челу, мир, наполнений чел-имн смыслами. Социальные ф-ции культуры выражают субъективно-личност сторону деятельности обществен чела, способы и нормы социальн организац и регулиров процессов жизнедеятельности, изобретения, открытия созидание нового уникальн, дают результаты, кот включаются в исторический процесс. Имеются ввиду и новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность, и материализован результаты чел-ой деятельности, и сама деятельность как посредствующее звено м/у ними. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо возрастала Но имеют глубокие корни и различия культур. Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. И это означает, что в определённом отношении разные культуры равны между собой Многообразие культур - объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Согласно марксистского подхода любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Научно-технический прогресс оказывает воздействие на культуру и общ. жизнь.

 

31. Понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" - "гражданин". По мнению большинства современных исследований цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования человека усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания.

Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья - образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока.

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм человеческого общения. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.

Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества.

 

32. В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в. С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:1)Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;2)качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.); 3)особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура). Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей. Техногенная цивилизация характеризуется: 1)темпы соц развития ускоряются(экстенсивное развитие сменяется интенсивным).2)В культуре ценности-новации, новые идеи, традиция уходит на 2-ой план.3)Активное использование техники.

33. Нынешний этап общественного развития, характеризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ставит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Предвидение будущего продиктовано сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей. Именно поэтому концепции общественного прогресса, его критериев и перспектив развития общества имеют не только и не столько теоретический, но и жизненно практический смысл.

Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, искусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящею торжества разума. Обоснованию этой идеи особое место заняла в творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, представляет собой необходимую ступень в развитии человечества.

Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационною общества. В качестве его характерных черт выделяют: возможность любого субъекта получить на основе автоматизированного доступа и современной технологии необходимую информацию: развитие инфраструктуры обеспечения информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; процессы ускоренной компьютеризации и электронизации общества, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; радикальные преобразования не только в производстве и технологии, но ив социокультурных структурах

Осмыслению возможных путей развития человечества особое внимание уделяется в связи с обострением экологической ситуации. В последнее время появилось множество футурологических концепций, в основе которых лежит глубокий пессимизм и неверие в пути спасения цивилизация. Показательна в этом плане классическая работа Дж.Форрестсра «Мировая динамика», в которой показано, что при сохранении нынешних темпов развития общества примерно с середины следующего века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресу

34. НТР пред­ставляет собой коренной качественный скачок в развитии производи­тельных сил, всего общественного производства. Это — сложнейший соци­ально-экономический феномен. В ходе общественного прогресса он высту­пает кардинальным средством разрешения постоянно возникающего про­тиворечия между потребностями человечества в материальных и духовных благах и возможностью их удовлетворения на современном этапе развития производства.

Революции такого типа уже были в истории дважды. Первая — аграрная, или земледельческая, — была основным звеном неолитической революции, ознаменовавшей переход от собирательства и охоты к земледелию и животноводству. Второй революцией, приближающей нас к НТР, выступил промышлен­ный переворот XVIII—XIXвв., связанный с внедрением машин в производство. Про­мышленная деятельность стала определяющей в общественном производ­стве Сущность же НТР заключается в смене ведущих сфер деятельности, в превращении научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства. НТР, освобождая человека от тяжелых физических операций, от повто­ряющихся монотонных умственных нагрузок в процессе трудовой деятель­ности. Положительными достижениями НТР явля­ются повышение продуктивности сельского хозяйства, развитие средств транспорта и связи, прогресс в области медицинского обслуживания, удов­летворение растущих потребностей людей. Вместе с тем НТР сопровождается и отрицательными последствиями, к числу которых следует отнести, в первую очередь, накопление ядерного оружия, представляющего угрозу существования жизни. Поэтому предотвращение мировой термоядерной войны — единственное условие сохранения и развития цивилизации..

Не менее значимое воздействие на процессы, протекающие в биосфере, оказывает и загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, недо­статок продовольствия в мире, рост численно­сти населения. Предполагается, что к 2100 г. истощатся природные ресурсы и это приведет к катастрофической смертности. Дальнейшее развитие производства будет спо­собствовать нарастанию загрязнения, приводящего к тому же катастрофи­ческому результату. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу человечество должно усилить меры по охране окружа­ющей среды, контроль за ростом народонаселения умерить свои потребительские аппетиты, попытаться установить «глобальное равновесие».

35. Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Первая помощь при отморожениях | Прочее клавирное творчество

Date: 2016-11-17; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию