Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существуют две основные теории цены.





Раздел 1. Теоретические основы ценообразования

ЛЕКЦИЯ 1

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ЦЕНЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ.

1. Понятие цены, теории цены.

2. Модели ценообразования.

3. Факторы, влияющие на уровень цен

4. Функции цены.

Понятие цены, теории цены.

Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения. Вопросы цен и ценообразования изучаются в разных дисциплинах: экономической теории, маркетинге, экономике, каждая из которых рассматривает свои, специфические аспекты цены. Это обусловлено широким спектром ее действия – цена является одной из сложных экономических категорий, элементом управления и маркетинговой деятельности, влияет на экономические показатели.

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена.

Понятие «цена» весьма многогранно.

Существуют две основные теории цены.

По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость (стоимостной подход). Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

С точки зрения производителя (продавца) цена определяется затратами, необходимыми для производства данного товара. На ранних этапах развития товарного производства такими известными экономистами, как Уильямом Петти, Адамом Смитом, Давидом Рикардо и др., были заложены основы так называемых трудовых теорий цены. Последовательным сторонником таких теорий являлся и Карл Маркс. Он ввел понятие общественно полезных затрат труда, соответствующих средним условиям и квалификации. При таком подходе производственный труд оказывается лишенным конкретных особенностей. Его принято называть «абстрактным» трудом.

Общественно полезные затраты труда на производство товара образуют его стоимость. Согласно этим теориям, цена товара есть денежное выражение его стоимости.

Стоимостной подход к определению цены имеет ряд недостатков:

Ø все затраты признаются необходимыми уже на стадии производства товаров;

Ø не учитывается ценность товара для потребителей;

Ø невозможно определить цену товаров, продукции, не являющихся предметами труда;

Ø категории стоимости и труда носят абстрактный характер и неприменимы для оценки конкретного товара.

С точки зрения потребителя цена товара есть сумма денег, которую он согласен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Эта концепция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, а именно нужда в этом товаре, потребность в нем, запросы, целесообразность обмена и совершение сделок. Чем выше потребительские достоинства товара, тем большую цену готов заплатить покупатель.

Таким образом, сопоставление этих двух концепций цены по существу сводится к вопросу, что считать первичным – предложение (стоимость) или спрос (полезность)?

Современная экономическая теория стремится согласовать оба подхода, исходя из того, что цена отражает как стоимость, так и полезность товара.

Цена, которую готов заплатить покупатель, определяется полезностью товара.

Цена, которую назначает продавец, определяется издержками производства товара.

Рыночная цена устанавливается покупателями и продавцами в результате столкновения спроса и предложения.

Если спрос значительно превышает предложение, то цена растет и становится больше стоимости, а если предложение намного выше спроса, то цена может быть и ниже стоимости.

Рыночная цена, в свою очередь, влияет на величину спроса и предложения, а, следовательно, на поведение покупателей и продавцов.

В соответствии с действующим законодательством РФ (Налоговый кодекс РФ), Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Итак, Цена – это денежное выражение стоимости какого-либо товара или услуги; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени; сумма денег, уплачиваемая покупателем (потребителем) за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или оказанных услуг (выполненных работ).

В общем виде цена:

Ц = С+ П+ Н,

Ц – цена

С – себестоимость (издержки производства) продукции

П – прибыль производителя (предприятия)

Н – налоги, сборы, платежи, отчисления

Существуют также специальные ценовые понятия в зависимости от сферы их использования. Так, тариф – это ценовое понятие, цена в особой отрасли, например, в электроэнергетике, на транспорте. В сфере правовых отношений применяется понятие «сборы», например, лицензионные, таможенные сборы, «арендная плата» - (за аренду недвижимости). Существуют «взносы» - цена участия в общественных организациях. «Заработная плата» – цена рабочей силы.

Мы будем говорить о ценообразовании на продукцию предприятий.

 

Date: 2016-11-17; view: 3690; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию