Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Положение об организации медицинского осмотра (обследования) лиц, занимающихся физической культурой и массовыми видами спортаСтр 1 из 5Следующая ⇒ ОСНОВЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЛФК) И МАССАЖА Раздел 1 Врачебно-педагогический контроль. Тема 1.1. Педагогический контроль в процессе физкультурно-спортивных занятий ЛЕКЦИЯ №1 Ø История и организация врачебно-физкультурной службы. Ø Положение об организации медицинского осмотра (обследования) лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Ø Виды и формы ВПК В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании. Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией — врачебный контроль составляет спортивную медицину. ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СЛУЖБЫ Связь медицины и физической культуры уходит корнями в глубокую древность. На протяжении многих веков врачи рекомендовали своим пациентам, кроме прочего, различные движения, называемые в наше время физическими упражнениями. В Древнем Риме в школах гладиаторов и борцов работали медики. Описание гимнастики содержится в рукописях индийских и китайских врачей. Значение гимнастики как лечебного и гигиенического средства высоко оценивал Гиппократ (460–377 гг. до н.э.). Научные основы врачебного контроля в нашей стране были заложены П.Ф. Лесгафтом. В конце XIX века по его инициативе впервые в России были организованы в Петербурге трехгодичные курсы для подготовки преподавателей физического воспитания. Первая кафедра врачебного контроля была создана в Московском институте физической культуры. В 1951 году созданы врачебно-физкультурных диспансеры (ВФД) — учреждения нового типа, объединяющих решение задач по профилактике и лечению, а также участие в подготовке сборных команд СССР к Олимпийским играм 1952 г (15 - летние в Хельсинки, Финляндия).
В настоящее время за Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА РФ) закреплены полномочия по медико-санитарному и медико-биологическому обеспечению спортивной медицины (рис. 1). В свою очередь в ФМБА РФ образована служба Управления организации спортивной медицины, в которую входит Центр спортивной медицины и лечебной физкультуры, осуществляющий организационно-методическое руководство и координацию деятельности по спортивной медицине Центров лечебной физкультуры и спортивной медицины; врачебно-физкультурных диспансеров; профильных отделений ЛПУ субъектов федерации и муниципальных образований. Приложение №1 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА (ОБСЛЕДОВАНИЯ) ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И МАССОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА 1. Целью медицинского осмотра (обследования) для допуска к занятиям физической культурой и к участию в массовых спортивных соревнованиях является определение состояния здоровья физкультурника, оценка уровня его физического развития и функциональных возможностей с целью его допуска к занятиям массовым спортом и физической культурой. 2. Задачи медицинского осмотра (обследования) для допуска к занятиям массовым спортом и физической культурой: • оценка уровня физического развития; • определение уровня общей тренированности; • выявление пограничных состояний как факторов риска возникновения патологии (в том числе угрозы жизни) при занятиях физической культурой; • выявление заболеваний (в том числе хронических в стадии ремиссии) и патологических состояний, являющихся противопоказаниями к занятиям физической культурой; • определение целесообразности занятий избранным видом физической культуры с учетом установленного состояния здоровья и выявленных функциональных изменений; • определение медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой с учетом выявленных изменений в состоянии здоровья. 3. Обследование лиц, занимающихся физической культурой и массовыми видами спорта, проводится на основании программы, виды и объем медицинских исследований определяются с учетом: • пола; • возраста; • сбора анамнеза жизни и спортивного анамнеза; • уровня физического развития; • уровня полового созревания (для детей и юношей); • осмотров врачей-специалистов: травматолога-ортопеда, хирурга, невролога, оториноларинголога, офтальмолога, кардиолога, акушера-гинеколога и других врачей-специалистов в соответствии с медицинскими показаниями; исследований электрофизиологических • показателей (ЭКГ, в том числе с нагрузочными пробами); • ЭХО-кардиографических исследований, в том числе с нагрузкой; • рентгенографических исследований органов грудной клетки; • клинических анализов крови и мочи; • осмотра специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине. 4. По результатам медицинского осмотра (обследования) специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине составляется медицинское заключение, где функциональное состояние оценивается как недостаточное, удовлетворительное, вполне удовлетворительное или хорошее. 5. На основании медицинского заключения специалистами по лечебной физкультуре и по спортивной медицине определяется принадлежность к функциональной группе: • 1 группа — возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях, • 2 группа — возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в соревнованиях, • 3 группа — возможны занятия физической культурой со значительными ограничениями физических нагрузок, • 4 группа — возможны занятия лечебной физической культурой. 6. По результатам медицинского осмотра (обследования) физкультурника даются рекомендации о необходимости дополнительного обследования. Лица, отнесенные к 3 и 4 группам, подлежат дополнительному обследованию не реже 1 раза в 3 месяца. 7. Результаты медицинского осмотра (обследования) заносятся во врачебно-контрольную карту физкультурника и спортсмена или во врачебно-контрольную карту диспансерного наблюдения спортсмена. Врачебный контроль – это постоянное врачебное наблюдение и медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании — содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности. В соответствии с этим, задачами врачебного контроля являются: * наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом; * наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся; * предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.); * надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий, * предупреждение спортивных травм, также их лечение. Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Задачи педагогического контроля: • оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки; • выполнить план тренировки; • установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов; • выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов; • отобрать талантливых спортсменов. Под врачебно-педагогическими наблюдениями (контролем) понимают совместную работу врача и тренера в процессе занятий физической культурой и спортом с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса. В спорте ВПК являются составной частью комплексного контроля, включающего в себя педагогические, медицинские и психологические исследования. В процессе ВПК продолжается изучение воздействия на организм физических упражнений, начатое во врачебном кабинете. Во время выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок могут проявиться скрытые отклонения в состоянии здоровья, которые не удалось обнаружить при исследовании в кабинете врача. Изучение влияния нагрузки на организм занимающегося физической культурой, имеющего отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет проверить правильность отнесения его к определенной медицинской группе.
ВИДЫ И ФОРМЫ ВРЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Врачебно-педагогический контроль имеет различные формы организации проведения и включает огромный перечень методов обследования. С учетом этих особенностей выделяют следующие виды контроля (обследований): 1) этапные; 2) текущие; 3) оперативные; 4) самоконтроль.
1. Этапный — оценка состояния спортивно-технической и тактической подготовки, а также физиологических показателей, занимающихся на конкретном этапе. Позволяет оценить эффективность тренировочного процесса на разных этапах подготовки. Проводятся через каждые 2-3 месяца, после дня отдыха, утром, через 2 часа после легкого завтрака.
2. Текущий — определяет повседневные изменения в подготовке занимающихся. Проводятся с целью определения степени восстановления после различных тренировок, выбора наиболее напряженных тренировочных дней в микроцикле и т.д. Формы наблюдений: а) ежедневно утром или перед тренировочными занятиями; б) ежедневно утром и вечером в течение нескольких дней; в) в начале и в конце одного или двух микроциклов (утром или перед тренировкой); г) на следующий день после тренировки.
3. Оперативный — экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент. Проводятся с целью оценки правильности построения тренировочного занятия: варианты чередования различных упражнений, количество повторений и интенсивность упражнений; рациональность интервалов отдыха; соответствие нагрузки решению запланированной задачи и т.д. Формы организации контроля: а) исследование непосредственно на тренировочном занятии – после отдельных упражнений, после различных частей занятия; б) исследование до тренировочного занятия и через 20-30 мин после него (в покое и с применением дополнительной нагрузки); в) исследование в день тренировки, утром и вечером. 4. Самоконтроль -регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом. Самоконтроль включает субъективные (самочувствие, активность, настроение, желание тренироваться, степень усталости, переносимость нагрузок, характеристику сна и аппетита и т.д.) и объективные сведения о состоянии организма (ЧСС, АД, масса тела, ЖЕЛ, проба с задержкой дыхания, ортостатическая проба и другие простые пробы, объем и интенсивность нагрузок и т.д.) Все данные, полученные в результате самоконтроля, должны ежедневно вноситься в дневник самоконтроля, который ведется в произвольной форме. Таблица. Примерная форма ведения дневника
Контрольные вопросы 1. Виды врачебно-педагогических наблюдений (контроля). 2. Формы организации врачебно-педагогических наблюдений (контроля). ЛЕКЦИЯ №2 Ø Функциональная диагностика Ø Функциональные пробы, их виды Ø Требования ВОЗ, предъявляемые к тестирующим нагрузкам Ø Противопоказания к проведению функциональных проб Ø Типы реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
Функциональная диагностика — такой подход, когда в оценке состояния здоровья учитывается не только тяжесть патологического процесса (местные, локальные изменения), но и общее функциональ- ное состояние (ФС), позволяющее предсказать ведущие тенденции в развитии патологического и компенсаторного процессов. Цели функциональной диагностики у практически здоровых лю- дейж • Оценка резервов и качества здоровья. • Оценка текущего функционального состояния и адаптацион- ных резервов. • Профессиональный отбор (космонавты, летчики, спасатели, ра- ботники силовых структур, спортсмены и др.). • Индивидуализация двигательного режима, выбор оптимальных нагрузок, построение индивидуальной программы тренировки. • Выявление ранних признаков физического перенапряжения и состояния перетренированности. • Оценка эффективности индивидуальной оздоровительной про- граммы. Функциональные пробы — это нагрузки, задаваемые обследуемому для определения функционального состояния и резервных возможно- стей какого-либо органа, системы или организма в целом. Требования ВОЗ, предъявляемые к тестирующим нагрузкам: · должны подлежать количественному измерению; • точно воспроизводиться при повторных тестах; • вовлекать в работу не менее 2/3 мышечной массы и обеспечи- вать максимальную интенсификацию работы физиологических систем; • быть простыми (исключать сложнокоординированные движения); • обеспечивать возможность регистрации физиологических пара- метров.
|