Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль Античной Греции





Платон. Отрицательное отношение к торговле и идеализацию жесткой общественной структуры, напоминающей индийскую, мы находим в сочинениях одного из самых влиятельных мыслителей, крупнейшего греческого философа Платона (ок. 427—347 до н.э.).

В своих сочинениях «Государство» и «Законы» Платон изложил схему идеального общественного устройства, основанного на идее справедливости. Справедливость Платон истолковал как гармоническое соединение в государстве трех начал — совещательного, оборонительного и делового. Они соответствуют трем началам человеческой души — разуму, пылу (смелости, ярости) и вожделению, которые следует закрепить в специализации трех групп свободных граждан: философов-правителей, воинов-стражей и совокупности тех, кто сообразно природным задаткам занят различными сферами хозяйственной деятельности.

Справедливость состоит в том, чтобы каждый совершенствовался в своем деле, не вмешиваясь в другие. Правящий слой, согласно Платону, должен формироваться из стражей, умудренных образованием и тренированных телесно, прошедших проверку в трех возрастах и убежденных в единстве своей и общественной пользы. Труд рабов и налог на свободных простолюдинов должны были обеспечить жизнь правителей и стражей, для которой, однако, предусматривалась жесткая регламентация. Чтобы вожделенное начало не овладело философами и воинами, Платон рекомендовал им не просто отказаться от частной собственности и денег, но совместно питаться и владеть женами.

«Сребролюбие» и наслаждения, покупаемые за деньги, он порицал как недостойные истинно свободного человека, рабские и скотские по своей природе.

Ксенофонт. Политик и писатель Ксенофонт (ок. 430—355 до н.э.) посвятил, как и Платон, свою деятельность поискам государственного строя, где бы добродетель стала реальной силой. Ксенофонт изложил свои представления в разных жанрах — от назидательной, с явным художественным вымыслом, истории иранского (персидского) царя Кира Ахеменида как образцового правителя («Киропедия») до конкретных рекомендаций по увеличению отчислений в казну афинского полиса («О доходах»).

Заглавие сочинения Ксенофонта «Ойкономия» (от слов «ойкос» — «домохозяйство» и «номос» — «закон») можно переводить и как «Домострой».

Ксенофонт ратовал за рачительное хозяйствование, которое обеспечивало бы усиление отечества и телесную крепость, необходимую для владения оружием, и прибыль. Примечательно, что если в «Домострое» такое хозяйствование он связывал исключительно с земледелием в рамках индивидуального землевладения, то в других своих произведениях уделил пристальное внимание ремеслу и торговле. В «Киропедии» Ксенофонт подчеркнул гораздо более высокое качество продукции в крупных городах по сравнению с малыми городами вследствие углубленного разделения труда, обеспеченного большим количеством заказов. Там, где каждый работник находит многих покупателей, ему достаточно знать одно ремесло, чтобы прокормиться, а зачастую даже нет необходимости владеть ремеслом в целом: один может делать только мужскую обувь, а другой — лишь женскую, один заниматься исключительно кройкой, а другой — только пошивом. «Неизбежно тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Таким образом, разделение труда способствует его производительности, но оно определяется размерами рынка.

Элементы «макроэкономии». В сочинении «О доходах» Ксенофонт обосновал такое направление, как государственное предпринимательство. Он предлагал афинскому государству: 1) взять на себя инициативу в новых разработках серебряных месторождений, поскольку частные владельцы рудников не рискуют делать этого; 2) составить из добровольных взносов граждан общественный фонд и расходовать его средства на строительство и сдачу внаем грузовых кораблей для торговых перевозок, оборудование гостиниц и торговых помещений. Как следствие, содействовать расширению товарооборота и, тем самым, увеличению поступлений в казну от внешней торговли.

Можно подытожить, что Ксенофонт, исходя из политических соображений, поставил вопрос о рациональном хозяйствовании как на микроуровне «ойкоса», так и на макроуровне полиса.

Аристотель. Ученик Платона Аристотель Стагирит (384—322 до н.э.), заимствовав у Ксенофонта понятие «ойкономия» («экономия»), сделал первый шаг к описанию хозяйственной жизни в системе взаимосвязанных абстрактных категорий. Аристотель был наставником великого полководца Александра Македонского.

Свои экономические взгляды Аристотель изложил в сочинениях «Политика» и «Этика». Он исследовал мотивы хозяйственной деятельности человека как общественного существа («политического животного»), исходя из философского представления о добродетели как «обладании серединой». В даянии и приобретении имущества обладание серединой — щедрость, а избыток и недостаток — мотовство и скупость. Добродетельной серединой является и «правосудность» — справедливость при обмене и распределении.

Правосудность в толковании Аристотеля двойственна. С одной стороны, она проявляется в пропорциональном воздаянии работникам в соответствии с затратами труда, соизмеряемыми при помощи номисмы (монеты). С другой стороны, она предполагает удовлетворение потребностей людей в соответствии с различиями общественного положения. Таким образом, Аристотель дал основание для разноречивых суждений о «стоимости» и «полезности» благ в экономической мысли последующих веков.

Характеризуя монету как основу сопоставления «всего, что участвует в обмене», Аристотель, по существу, подразумевал три функции денег: 1) единица соизмерения; 2) средство обращения; 3) запас ценности — «залог возможности обмена в будущем», поскольку монета более других благ «тяготеет к постоянству». Аристотель указывал на искусственный характер монеты, в частности на то, что «она существует не по природе, а по установлению, и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления». Это замечание являлось предпосылкой нового понятия, введенного в сочинении «Политика», — хрематистика (от слова «хремата» — «запасы»).

В этом произведении Аристотель охарактеризовал богатство как совокупность средств, необходимых для жизни и полезных для семьи и государства. Домохозяйство — наименьшее, а полис — наибольшее вместилище запасов благ, накапливаемых для обеспечения самодостаточности и справедливости человеческих сообществ, скрепленных отношениями взаимности. Хрематистика — это умение обеспечивать себя запасами, но они могут быть естественными — продуктами, необходимыми для поддержания жизни и доброй воли в сообществе, и искусственными — в денежных знаках. Естественные запасы имеют пределы, поскольку ограничены наличием места и сроками хранения. Напротив, в «искусстве наживать состояние» денежными операциями «никогда не бывает предела в достижении цели»; стремление к умножению денег доходит до бесконечности и уводит от «благой жизни». Это искусственная хрематистика, крайним выражением которой является ростовщичество.

Аристотель считал, что стремление умножать деньги в торговле «по справедливости вызывает порицание»; а деятельность по выдаче денежных займов под проценты «с полным основанием вызывает ненависть», поскольку этот род наживы противоестествен, ибо деньги утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы — обслуживать обмен продуктов, — и начинают плодить сами себя. Следует иметь в виду, что ростовщичеством занимались, как правило, неполноправные жители полиса и отпущенные на волю рабы, поэтому враждебность Аристотеля к этому занятию отражала пронизывающий всю его философию дуализм возвышенного и низкого, разумной формы и грубой материи; убежденность в природном неравенстве людей и предрасположенности одних к господству, а других к рабству.

В учении о хрематистике (которую позднейшие толкователи целиком отождествили с искусственной хрематистикой) Аристотель сформулировал понятие, до сих пор остающееся одним из главных в экономической науке: монополия (по-гречески «моно» — «один», «полео» — «продаю»). В смысле наживы она особенно выгодна как для отдельных лиц, так и для разных государств. Аристотель приводил историю самого первого из греческих философов — Фалеса Милетского, который, предвидя на основе своих познаний в астрономии богатый урожай оливок, дешево законтрактовал зимой все окрестные маслобойни, а во время сбора урожая стал отдавать их на откуп за высокую плату, собрав много денег.

 

Date: 2016-11-17; view: 163; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию