Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации





ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Курс «История и культура Чувашии» призван познакомить студентов с основными вопросами истории и культуры чувашского народа и Чувашской Республики с древнейших времен до современности, а также содействовать формированию патриотических качеств и интереса к историческому прошлому чувашского народа и Чувашии.

Задачами курса являются: изучение основных теорий происхождения и этапов истории чувашского народа; рассмотрение истории чувашского народа в контексте истории Волго-Уральского региона и России; знакомство с традиционной духовной и материальной культурой чувашского народа; формирование уважительного отношения к культуре чувашского народа.

Для повышения мотивации студентов к обучению и стимулирования самостоятельной работы со второго семестра 2012/2013 учебного года в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова была введена балльно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов. В рамках этой системы итоговая оценка (дифференцированная или зачёт) складывается из баллов, полученных студентом в процессе обучения.

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Мифологические представления и традицион­ные верования чувашского народа

 

1. Определение мифа. Классификация чувашских мифов.

2. Космогонические мифы. Мифологические представления чувашей о строении вселенной.

3. Антропогонические, этногонические, этиологические и эсхатологические мифы. Числовая символика в мифах.

4. Верования, связанные с обожествлением явлений и предметов реального мира.

5. Иерархия божеств в традиционной религии чувашей.

6. Культ киреметя. Обряд жертвоприношения Чÿк.

7. Служители чувашского религиозного культа.

Методические рекомендации

1. Мифологическое творчество было присуще всем народам нашей планеты на определенных этапах их развития. С помощью мифов люди воспринимали и описывали окружающий их мир, недаром мифологию даже считают первобытной философией людей. Мифам часто придавалось священное значение, они были тесно связаны с магическими обрядами и ритуалами. Мифы оказали огромное влияние на национальное искусство. Мифологические сюжеты находили место и в национальной государственной символике. Необходимо обратить внимание студентов, где в государственной чувашской символике нашли отражение сюжеты мифов, разобрать их смысловое значение.

2. В научной литературе выделяются развитые и неразвитые мифологические системы. К развитым относят те, в которых присутствуют космогонические сюжеты, т.е. рассказывается о возникновении и строении вселенной. К неразвитым мифологическим системам принято относить мифы, в которых данные сюжеты не раскрываются, а повествуется только о появлении животных, отдельных элементов общественной жизни и т.д. В ходе знакомства с вопросами, посвященными мифам, следует выяснить, к какой мифологической системе можно отнести чувашскую мифологию.

3. Мифы, являясь в первую очередь вымышленным, фантастическим объяснением происхождения и сущности какого-либо предмета, явления природы или общественной жизни, содержат иногда и объективную информацию. На нее необходимо обратить внимание, в частности, при рассмотрении космогонических мифов попытаться выяснить, что конкретно о прошлом предков чувашского народа можно узнать из их содержания.

4. Самыми объемными по содержанию являются этиологические мифы, поэтому необходимо привести примеры хотя бы двух-трех этиологических мифологических сюжетов.

5. Одухотворение человеком отдельных, конкретных предметов и явлений природы являлось первоисточником, из которого развивались религиозные представления. Одной из самых древних форм религии является обожествление предметов и явлений природы. При подготовке к занятию следует выделить обожествление огня, водных источников, солнца, звезд, грома и молнии, неба, земли, почитание некоторых животных, душ умерших и формирование культа предков.

6. Чувашский пантеон божеств достаточно сложен по своей структуре. Во главе – верховный небесный бог Турă, который правит всем миром, выступает как основное лицо религиозного поклонения и веры. В традиционной чувашской религии выделяются три помощника Турă, необходимо обратить внимание на происхождение их названий, обязанности, в виде чего они изображались.

Выделялись различные малые божества – хранители людей, жилищ, хлебов, скота, имущества и т.д. Важно привести примеры обрядов, в ходе которых они почитались.

Для традиционных верований чувашей был характерен дуализм: добрым богам и божествам противостояли злые божества и духи во главе с дьяволом Шуйттаном.

7. Из группы злых божеств самыми вредными и опасными считались Киремети. Необходимо привести миф о происхождении Киреметя, иметь представление о строении киреметища, выяснить какие религиозные традиции оказали влияние на формирование культа Киреметя, в каких случаях проводились моления Киремети.

8. Среди служителей традиционного чувашского религиозного культа выделялись мочауры, йомзи, тухатмăш. Необходимо разобраться в их обязанностях, положении в обществе, особенностях поведения.

Рекомендуемая литература

Источники

1. Вишневский В.П. О религиозных поверьях чуваш // Хрестоматия по культуре Чувашского края. – Чебоксары, 2001. С. 231–254.

2. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Собр. в некоторых местностях Каз. губ. В. Магницким, чл.-сотрудником Каз. о-ва археологии, истории и этнографии. Казань: Комис. миссионер. противомусульман. сборника при Каз. духов. акад., 1881 – 268 с. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа // http://old.rsl.ru/table.jsp

3. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. – Чебоксары, 2000. – 360 с.

Основная

1. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959. – 408 с.

2. Культура Чувашского края. учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – Ч. I. – 350 с.

3. Матвеев Г.М. Мифоязыческая картина мира чувашского народа. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 247 с.

4. Салмин А.К. Система верований чувашей. – Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2004. – 206 с.

5. Салмин А.К. Колдуны и знахари. – Чебоксары: Б. и., 2002.–34 с.

6. Салмин А.К. Система религии чувашей. – СПб.: Наука, 2007. – 653 с.

7. Салмин, А.К. Киремет: [о чуваш. обрядах и молениях]: отв. ред. С.А. Арутюнов; Чуваш. нац. акад., Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экон. при Совете Министров Чуваш. Респ. – Чебоксары, 1992. – 27 с.

8. Чувашские легенды и сказки. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. – 190 с.

9. Чувашские легенды и сказки / сост. Е.С. Сидорова; пер. С. Шуртакова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 224 с.

Date: 2016-11-17; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию