Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура Кодекса 1810 г. 7 page





Возник острый политический кризис. Депутаты Национально­го собрания подавляющим большинством голосов одобрили резо­люцию порицания Правительству, которая явно была направлена против Президента. В ответ на это решение нижней палаты Пар­ламента Президент распустил Национальное собрание, назначил досрочные выборы и воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы вынести на референдум предложенный им проект, вопреки требованиям конституционной процедуры. Формальным основани­ем для проведения референдума явилась ст. 11 Конституции, пре­дусматривающая, в частности, возможность реформы системы государственной власти. И хотя, по мнению большинства специа­листов в области конституционного права, подобное решение было неправомерным, воспротивиться ему распущенный Парламент был не в состоянии. Референдум был проведен, и проект реформы был одобрек большинством голосов избирателей. Начиная с выборов 1965 г. Президент стал избираться прямым всеобщим голосованием.

Последующие конституционные пересмотры касались менее важных, хотя и существенных вопросов конституционно-правового развития Французской Республики. Так, путем конституционных поправок были изменены даты и сроки парламентских сессий. Изме­нен круг субъектов, пользующихся правом обращения с запросом в орган конституционного контроля, несколько изменен порядок замещения поста Президента Республики в случае досрочной ва­кансии. Четырежды изменения в Конституцию вносились в 90-е гг.

Пожалуй, один из наиболее значительных конституционных пересмотров был осуществлен в связи с введением в действие Маастрихтского договора о создании Европейского Союза. Орган конституционного контроля, куда был направлен запрос Прези­дента Республики, констатировал невозможность ратификации без внесения изменений во французскую Конституцию в силу несов­местимости текста Маастрихтского договора и основного закона Республики. Ситуацию урегулировали путем внесения изменений в Конституцию, использовав для этого процедуру Конгресса.

Однако, исходя из ситуации, сложившейся в стране, и при­нимая во внимание некоторые события за пределами Франции, Президент Республики, несмотря на положительное заключение Конгресса, принял решение о вынесении проекта Договора о создании Европейского Союза на референдум, используя постанов­ление ст. 11 Конституции. В результате всеобщего голосования, прошедшего 20 сентября 1992 г., Договор был одобрен незначи­тельным большинством голосов (51,05%). Соответственно в Кон­ституции Франции появился новый раздел XIV, посвященный Европейским Сообществам и Союзу. Центральное положение это­го раздела гласит, что "Республика, участвуя в Европейских Со­обществах и Европейском Союзе, образованным государствами на основе добровольного выбора и в силу договоров, которые их уч­реждают, осуществляет определенные принадлежащие им пол­номочия совместно". Показательно, что в отличие от ФРГ, где также имел место пересмотр основного закона в связи с вхожде­нием в Европейский Союз, в соответствии с которым эта страна предусматривает возможность передачи Союзу части суверените­та на основе закона, во Франции была принята иная формула: здесь речь идет не о передаче части суверенитета, а лишь о со­вместной компетенции.

Осуществленные за годы существования Пятой республики конституционные пересмотры внесли определенные изменения и в структуру государственных органов, и в порядок их функциони­рования, и даже в определенной степени в международно-право­вой статус Французской Республики. Однако основные принципы демократии, построения и функционирования системы государ­ственных институтов не претерпели радикальных изменений. Речь идет, скорее, о том, что в условиях Пятой республики намети­лась тенденция к некоторому повышению роли Парламента и ав­торитета Правительства как коллегиального органа.

 

Конституционный контроль

Французская Пятая республика использует систему квазису­дебного конституционного контроля. На протяжении довольно дли­тельного периода в стране шла острая полемика по вопросу о легитимности введения конституционного контроля.

По мнению многих специалистов конституционного права, создание органов конституционного надзора или контроля проти­воречит концепции национального суверенитета, признанию на­рода в качестве единственного источника власти, осуществляю­щего эту власть как непосредственно, путем референдума и вы­боров, так и опосредованно — через своих представителей. Концепция, которая восходит еще к трудам Жан Жака Руссо, длительное время считалась незыблемой, а следовательно, ис­ключала возможность осуществления ревизии каким бы то ни было органом решения, принятого представителями, избранными на­селением страны путем всеобщего голосования. Однако по мере развития концепции прав и свобод как главной системообразую­щей части конституционного права, по мере того как признава­лось, что не исключается возможность нарушения основных прав и свобод путем принятия неправомерного закона, подход к про­блеме конституционного контроля начал изменяться. И уже в 1958 г. появляется сравнительно эффективный орган конституционного надзора в лице Конституционного совета. Аналогичный по назва­нию орган существовал и во Франции Четвертой республики. Но он оказался неэффективен и практически не функционировал. Со­вершенно иное положение занимает Конституционный совет, со­зданный в соответствии с основным законом Пятой республики. Он наделен реальными и достаточно эффективными полномочиями, позволяющими ему активно влиять на законотворческий процесс в стране. Он приобрел также и некоторые другие, весьма важные функции, выступая, в частности, в качестве судьи по выборам.

Конституционный совет представляет собой независимый государственный орган, который осуществляет свою деятельность на коллегиальной основе. Он состоит из девяти членов, назначае­мых сроком на 9 лет. Три члена Конституционного совета назнача­ются Президентом Республики, три — Председателем Националь­ного собрания, три — Председателем Сената. Помимо назначае­мых членов Конституционного совета в состав Конституционного совета входят также ex officio все бывшие президенты Француз­ской Республики. (Из ныне живущих экс-президентов Франции только Валери Жискар д'Эстен мог бы войти в состав Конститу­ционного совета. Однако согласно органическому закону о Кон­ституционном совете всем его членам запрещено заниматься по­литической деятельностью. Поскольку бывший Президент Фран­ции предпочел активную политическую деятельность пребыванию в Конституционном совете, он официально объявил о неучастии в работе этого органа.)

На сегодняшний день Конституционный совет состоит только из назначаемых членов. Обновление состава Совета производится по третям каждые три года. Мандат члена Конституционного со­вета по истечении срока полномочий не возобновляется. Член Кон­ституционного совета вправе подать в отставку до истечения сро­ка своих полномочий. Он может быть освобожден Конституцион­ным советом от своего мандата в случае, если он не исполняет должным образом своих обязанностей или если его физическое состояние не позволяет продолжать работу в Совете.

Председатель Конституционного совета назначается Прези­дентом Республики. Он руководит работой Конституционного со­вета и представляет его на официальных церемониях, назначает докладчиков по делам, рассматриваемым в Конституционном со­вете, определяет дату и порядок дня заседаний. В случае разде­ления голосов поровну голос председателя дает перевес. Предсе­датель Конституционного совета занимает пятое место в офици­альной иерархии должностных лиц Республики после Президента, Премьер-министра и председателей палат. Действующий органи­ческий закон не только запрещает политическую активность чле­нам Конституционного совета, но и предусматривает целый ряд ограничений в отношении занятия адвокатской и иной профессио­нальной деятельностью.

Конституционный совет Франции осуществляет только пре­вентивный контроль за соответствием законопроектов и законо-предложений Конституции. В случае получения соответствующе­го обращения от официальных лиц, наделенных правом принесе­ния протеста в Конституционный совет, последний должен вынести свое решение в течение одного месяца. Правительство может объя­вить о необходимости экстренного вынесения решения, и тогда срок рассмотрения сокращается до 8 дней. Если законопроекты или законопредложения признаны противоречащими Конституции, они не могут быть вотированы в качестве закона, обнародованы и введены в действие. Решение, вынесенное в этом случае Консти­туционным советом, является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно обязательно для всех государственных властей, административных и судебных органов. Если запрос направлен Президентом Республики относительно закона, вотированного Парламентом, то течение срока промульгации закона приоста­навливается вплоть до вынесения решения Конституционным со­ветом. Автоматически передаются на рассмотрение Конституци­онного совета, независимо от того, имеет место обжалование или нет, такие акты, как регламенты палат и все органические зако­ны, то есть такие законы, которые принимаются на основе пря­мого уполномочия Конституции и в развитие конституционных постановлений.

Практика работы Конституционного совета показала, что он проявляет определенную активность и в связи с такой специфи­ческой деятельностью, как ратификация международных дого­воров и соглашений. В частности, в этот орган может поступить запрос о том, соответствует ли международный договор или международное соглашение Конституции. В том случае, если Кон­ституционный совет признает наличие расхождения или несовме­стимости, закон, уполномочивающий ратифицировать междуна­родный договор, может быть принят только после внесения изме­нения в Конституцию. В связи с рассмотрением таких вопросов Конституционный совет вправе высказать также определенные соображения по поводу условий принятия и осуществления меж­дународных обязательств. Ни Конституция, ни законодательство прямо подобное полномочие не оговаривают. Больше того, из тек­ста Конституции видно, что при принятии закона о ратификации Парламентом, внесение каких-либо оговорок запрещено. Однако Конституционный совет правомочен снабжать свое решение о кон­ституционности или неконституционности международного дого­вора определенными разъяснениями и комментариями, приобре­тающими иногда характер оговорки.

Конституционный совет не имеет права принимать к своему рассмотрению вопрос о конституционности того или иного зако­на, уже вступившего в законную силу. Однако поскольку Конституция 1958 г. ввела ограничение сферы применения закона, Пра­вительство может просить Конституционный совет определить, является ли действующий закон, принятый до вступления в силу Конституции 1958 г. подпадающим под ограничительное постанов­ление или нет. Если Конституционный совет признает, что дей­ствующий закон относится к регламентарной сфере, он может быть изменен и заменен актом исполнительной власти.

Конституционный совет во Франции наделен и некоторыми другими полномочиями, непосредственно не связанными с осу­ществлением функций конституционного надзора. Этот орган яв­ляется судьей по выборам. Он осуществляет надзор за правильно­стью проведения президентских выборов, производит официаль­ную регистрацию кандидатов, подтверждая тем самым законность их выдвижения, определяет результаты голосования и проклами­рует избрание Президента Республики. Он же рассматривает жа­лобы, подаваемые относительно правильности проведения выбо­ров Президента Республики.

Те же надзорные функции осуществляются Конституцион­ным советом и при проведении референдума.

Конституционный совет рассматривает также жалобы, при­носимые на правильность выборов депутатов и сенаторов. В Пятой республике, в отличие от Четвертой, сами палаты не решают вопрос о правильности избрания своих членов. Эта функция пере­дана Конституционному совету. Именно он и решает окончательно вопрос о правомерности предоставления парламентского мандата. В случае, если Конституционный совет констатирует грубое на­рушение, допущенное в ходе выборов, он может отменить ре­зультаты голосования. Опыт Пятой республики показывает, что если в первые годы после принятия Конституции 1958 г. актив­ность Конституционного совета была сравнительно невысока, то в настоящее время он прочно утвердился в качестве высшей го­сударственной инстанции, которой принадлежит решающее сло­во в сфере конституционной законности.

 

69.В1945 годуЯпонияпотерпелапоражениевВтороймировойвойне. 3ноября1946 года, поддавлениемоккупационныхвластей, японскоеправительствопринялоновуюдемократическуюконституциюЯпонии. Онавступилавсилу3мая1947 года. Конституцияпровозглашаласьосновнымзакономстраны. Носителемгосударственногосуверенитетаопределялсяяпонскийнарод, осуществляющийуправлениестранойопосредованно — черезпредставителейвПарламентеирегиональныхсоветах, избираемыхголосованием. СтатусИмператорабылснижен. ОнстановилсясимволомЯпонскогогосударстваиединстваяпонскойнации, нолишалсяправауправлятьстраной. РольИмператорасводиласькцеремониальнымфункциям — подписаниюзаконов, правительственныхпостановлений, приемуглавиностранныхгосударств. Новаяконституцияпризнавалаверховенствоосновныхправчеловека, ихнезыблемостьинеприкосновенность. Одновременносэтимустанавливалсяинститутгражданства, определяласьобязательностьуплатыналогов, труда, образования. Парламентстраныоставалсядвухпалатным. Всепривилегированныесословияиолигархическиеинститутыотменялись. Особенностьюновойконституциибыла9-ястатья, котораяпровозглашала пацифизм основнымпринципомгосударственнойполитики. Японияотказываласьотвойныкаксредстварешениямеждународныхпроблемиотменялаинститутвооруженныхсил.

Конституция1947годаостаетсявсилеивначале21века. ВслучаенесоответствияеёположенийреальномусостояниюделвстранеимирепредусматриваетсямеханизмпринятияпоправоквКонституцию. СначалапроектпоправкипринимаетсявобеихпалатахПарламентадвумятретямиголосовдепутатов. Послеэтогопоправкавыноситсянанациональныйреферендум, гдееедолжныодобритьболееполовиныгражданстраны, имеющихправоголоса. ПринятуюпоправкуобъявляетИмператоротименияпонскогонарода.

 

В начале ХХ веке в Китае начался новый революционный подъем. В 1902- 1904 гг.в ряде провинций произошли стихийные выступления крестьян и ремесленников. В 1905- 1906 гг. по всему Китаю прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместно возникали пока еще разрозненные революционные организации, усиливалась антиправительственная агитация. В 1905 г. Разрозненные революционные общества объединились в революционную партию - Китайский революционный объединенный союз (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). Президентом был Сунь Ятсен. Политическая программа Тунмэнхуэя предусматривала: свержение маньчжуйской династии, учреждение республики, уравнение права на землю, что соответствовало содержанию «трех народных принципов» Сунь Ятсена- национализм, демократия, народное благоденствие.

Стремясь сдержать рост революционного движения, маньчжурское правительство пообещало провести реформы и установить со временем конституционную монархию. Летом 1908 г. Правительство опубликовало программу предварительных мероприятий по созыву парламента. В октябре 1910г. Маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов будущей конституции. Однако все это не могло остановить усиления недовольства в стране.

10 октября 1911 г. В Учане восстал саперный батальон, все провинции страны были призваны присоединиться к восстанию. Так началась Синьхайская революция.

25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран президентом Китая. Он сформировал временное республиканское правительство, представляющий собой блок революционеров со старой бюрократией и либералами.

Правительство Сунь Ятсена осуществило ряд реформ умеренного характера. Не было произведено коренных социально- экономических преобразований.

При участии Сунь Ятсена была разработана «временная конституция» Но эта конституция не была реализована.

В это время главнокомандующими силами выдвигают Юань Шикаем и буржуазия склонилась к компромиссу с ним. Вследствие компромисса была ликвидирована монархия. Китай становился республикой. Но Сунь Ятсену пришлось оставить свой пост. Президентом стал Юань Шикай.

10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную конституцию, в соответствии с которой Китай представлял собой республику во главе с президентом. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из двух палат: сената и палаты представителей.

Союз либеральной буржуазии с Юань Шикаем был вызван стремлением к скорейшему завершению революции. Либералы потребовали роспуска партии и объединения с умеренными буржуазными партиями, в ответ на это Сунь Ятсен организовал Гомильдан (Национальная партия).

Руководители Гомильдана подняли восстание, против реакционной политики Юань Шикая, восстание было подавлено. Партия запрещена. Юань Шикай хотел восстановить монархию, но эти попытки вызвали возмущение в стране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе в восстановлении монархии и после его смерти президентом республики стал Ли Юаньхун, объявивший о сохранении республиканского строя.

Следует отметить положительный результат революции - свержение монархии.

За годы мировой войны в Китае вырос национальный капитализм. Развитие национальной промышленности углубляло противоречия между национальной и иностранной буржуазией, укрепившийся в экономике Китая. Вместе с тем формировался китайский пролетариат и включался в политическую борьбу.

Непосредственным толчком к первому после окончания мировой войны выступлению китайских народных масс послужили внешнеполитические события. Общественность связывала с окончанием войны надежды на освобождение от чужеземного господства, но этого не произошло.

Постепенно образовался единый национальный фронт, для борьбы с иностранным капиталом, занимавшим еще достаточно прочные позиции в Китае. Борьба принимала форму гражданских революционных войн, в ходе которой решались задачи буржуазно - демократической революции. Первая гражданская революционная война(1924- 1927) закончилась поражением революционных сил.

В августе 1927 г. Началась вторая революционная гражданская война. Она осложнилась вторжением в северо - восточный Китай японских войск. Гомильдан не сумел дать отпор агрессору, и Япония оккупировала значительную часть Восточного Китая.

В ходе гражданской войны под руководством коммунистической партии создавались революционные базы- отдельные территории, контролируемые революционными силами.7 ноября 1930 г. Открылся 1 съезд советов рабочих и крестьянских депутатов, он принял проект временной конституции, утвердил законы о земле, труде, избрал первое центральное правительство революционных районов во главе с Мао Цзэдуном(1893- 1976) - руководителем КПК.

Гражданская война прекратилась в 1937г. Органы власти строились по принципу «трех третей»: одну треть мест занимали члены компартии и по одной трети- представители мелкой буржуазии, представители национальной буржуазии и патриотически настроенных помещиков.

Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае все более обострялась.

В1945г. После поражения Квантунской армии Япония и освобожденная советскими войсками северо - востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гомильданом своего поражения, был выработан проект мирного соглашения.

21 сентября 1949г. Открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий т групп. Была принята,которая до принятия конституции должна была выполнять роль основного закона. Центральное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.

Общая программа провозгласила КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая».

Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы.

В стране начинается восстановительный период, в течении которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953г. в качестве своей генеральной линии Компартия Китая провозгласила социалистическое направление развития.

В 1953- 1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти. 15 сентября 1954 г. в Пекине была принята первая конституция КНР, она юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства.

В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета.

Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию.

В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большого скачка». Политика «большого скачка» распространялась на все сферы.

В начале 60- х гг. были приняты чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзедун отмечая ошибки, в целом признавал правильность курса, но часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка». Разногласия по вопросам политики привели к тому, что Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом культурной революции развернули компанию тотальной чистки партии, чтобы избавиться от своих противников.

Попытка официально закрепить политику «культурной революции» была сделана путем принятия Конституции 1975г. Были ограничены полномочия Всекитайского собрания народных представителей; учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов.

В 1978 г. была принята Конституция, восстановившая ряд положений Конституции 1954 г. В стране активизировалась правотворческая деятельность, был издан ряд кодексов, приняты законы, направленные на совершенствование системы государственных органов.

В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнув при этом, что, по существу диктатура народа является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоукладность в экономике: наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной, государственно- капиталистической собственности. Значительные изменения произошли в государственном строе: восстанавливался пост председателя КНР, постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием; создавался Центральный военный совет. Были расширены права и обязанности граждан.

Конституция 1982 г. явилась основой для дальнейшего совершенствования законодательства.

 

70. Научно-техническая революция и во многом связанные с ней структурные изменения в производственных отношениях современных наиболее экономически развитых стран обусловили важные изменения в их праве, особенно в гражданском и торговом праве - отраслях права, в наибольшей степени связанных с экономикой. Эти взаимосвязанные процессы (преобразования в праве в свою очередь оказывают важное влияние на эволюцию социально-экономических отношений) продолжаются и поныне.

Главными тенденции в развитии права в новейшее время можно считать следующее:

  1. Ослабление грани между публичным и частным правом в континентальной ветви. Этому способствуют меры государственного регулирования экономики. В связи с этим наблюдается вторжение в гражданское и торговое право императивных норм административного права.
  2. Межгосударственная унификация национальных норм гражданского и торгового права, обусловленная расширением международных экономических связей (ЕЭС), хотя национальные различия в праве сохраняются, в т.ч. между ветвями права.
  3. Выделение в ХХ в. из гражданского права новых отраслей - трудового права, социального права, а в последние десятилетия - множества новых отраслей и подотраслей права, таких как компьютерное право, банковской право, таможенное право и т.д.
  4. Демократизация основных институтов права и большая степень учета интересов общества в целом (например, экологическая защита); создание новых механизмов правового регулирования.

Источники права.

Структурные изменения в праве повлияли на источниковую базу. В Европе доминирует закон и подзаконные акты, а гражданское и торговое право кодифицировано. В англосаксонских странах действует судебный прецедент, хотя закон в принципе считается главным.

Унификация права отразилась на источниках: в англосаксонской системе возросла роль законов и подзаконных актов, а в странах континентального права важную роль стала играть судебная практика (суды низшей инстанции в большей степени стали руководствоваться решениями высших судов по аналогичной категории дел). Происходит сближение источников права, что проявилось в международных соглашениях, обязательных к исполнению в странах, их подписавших, а также в составлении на межгосударственном уровне проектов типовых нормативных актов, которые затем принимаются отдельными странами в качестве национального закона.

 

71.В статусе физических лиц в последние десятилетия наблюдается демократизация, выражающаяся прежде всего в утверждении равенства граждан без различия национальности, пола, вероисповедания перед гражданским законом. Отменяются почти все ограничения в гражданских правомочиях женщин. В области дееспособности произошло снижение возраста до 18 лет. Происходит гуманизация института опеки и попечительства.

Развивалось законодательство о юридическом лице, как организационной структуре, имеющей собственную правосубъектность и имущественную обособленность. Сохраняется различие между юридическими лицами частного права и юридическими лицами публичного права.

Юридические лица частного права - это банковско-коммерческие, промышленные и другие структуры (организации), создаваемые частными лицами, которые на основании юридического акта определяют задачи организации, создают ее материальную базу. Их статус фиксируется нормами гражджанского права и носит диспозитивный характер. Они наделены общей правоспособностью, то есть правом приобретать и нести гражданские права и обязанности, как и правоспособные физические лица.

Юридические лица публичного права (государственные органы, предприятия и организации, государство в целом) создаются на основе публично-правового акта, имеющего императивный характер. Им присуща публичная природа целей и наличие властных полномочий, а также особый характер членства.

Наиболее заметные национальные особенности в классификации сводятся к следующему. В США законы федерации и штатов в качестве юридических лиц имеют в виду, прежде всего корпорации (компании), которые делятся на публичные (правительственные), предпринимательские, включая закрытые предпринимательские, и непредпринимательские. Законодательство Германии разграничивает юридических лиц на публичные и частные, а последние - на учреждения и союзы (хозяйственные и нехозяйственные). Во Франции к юридическим лицам частного права относятся, прежде всего, товарищества и ассоциации, близкие по юридическому статусу германским хозяйственным и нехозяйственным союзам. Имеют место и другие особенности, но они не являются принципиальными. В главном доминирует тенденция к унификации. Это особенно проявилось в законодательстве относительно наиболее распространенных видов юридических лиц частного права - акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Именуемые в национальных законах по-разному, они, тем не менее, в главном основываются на идентичных принципах.

Акционерные общества
Это особая организационно-структурная форма объединения, созданная его участниками (акционерами-учредителями), обладающая собственной правосубъектностью, наделенная имущественной обособленностью, несущая имущественную ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества. Уставной капитал создается за счет продажи акций. Акционерам выплачиваются дивиденды, соразмерно вложенным средствам и стабильности основного капитала, размер которого определяется учредителями акционерного общества и указывается в его уставе. Основной капитал - это материальная база и денежная гарантия, в границах которой акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам. Соответственно среди акционеров распределяется только такая прибыль, которая составляет разницу между достигнутым в результате деятельности общества фактическим капиталом, с одной стороны, а с другой - основным капиталом плюс долгами, выплатами по налогам и облигациям, отчислениями в фонды (страховой, экологический, амортизационный и некоторые другие). В случае уменьшения основного капитала в результате понесенных убытков доходы, полученные в следующем финансовом году, направляются в первую очередь на его восстановление до уставных размеров.

В законодательствах зарубежных стран большое внимание уделяется правовому режиму акций. Наделенные по закону свойствами ценных бумаг акции являются объектом права собственности. Номинальная цена указана на акции, а реальная цена определяется биржевым курсом. Курс зависит от многих причин: размеров компании, дивидендов, прогнозов, общего состояния экономики, конъюнктуры и т.д. С учетом названных факторов определяются усредненные курсы акций крупнейших акционерных обществ, так называемые индексы курсов акций (Dow Jones, NASDAQ и другие), которые не без основания считаются важным показателем состояния экономики. Определение курса акций (котировка) и их публикация осуществляются на фондовых биржах, которые обычно имеют статус частных акционерных обществ (США, Англия и некоторые другие страны) или государст-венных учреждений (Франция, Германия). Они управляются, как правило, биржевым комитетом, избираемым членами биржи: брокерами (маклерами-посредниками, которые содействуют заключению сделок между сторонами по поручению и за счет клиентов, получая за это вознаграждение) и дилерами (осуществляющими перепродажу ценных бумаг за свой счет и от своего имени, их доходы составляются главным образом за счет разницы от покупки и продажи).

Date: 2016-11-17; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию