Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение науки. Основные стадии ее развития.





Наука - это одна из форм общественного сознания. Прежде чем стать социальным институ­том (XVII в.), наука прошла большой путь, начиная с античной эпохи. В античную эпоху существовала одна общая, нерасчлененная область зна­ния - натурфилософия, включавшая в себя знания о природе, обществе, о человеке. Конечно, предпосылки науки складывались и в Древнем Вос­токе, Египте, Индии, Китае: здесь были зачатки астрономии, математики, логики и т. д. Но все-таки наиболее заметным было формирование (появ­ление) преднауки в античном мире. Там зарождалась наука.

Даже в самой глубокой древности складывалась преднаука в своеоб­разном виде каких-то ценностных установок-«делай как я» в соответст­вующих мастерских, где обучали людей ремеслу. По окончании какого-то периода менялся принцип: «делай, как можешь». Скажем, в платонов­ской академии, в аристотелевском лицее был дан простор для самореали­зации способностей.

В. С. Степин в книге «Теоретическое знание» выделяет две стадии в эволюции науки, которые соответствуют двум различным методам по­строения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятель­ности. 1-я стадия относится к зарождающейся науке, 2-я характери­зует науку в собственном смысле слова.

Таким образом, есть преднаука, где лишь зарождаются элементы (предпосылки) науки. Преднаука - это первые, элементарные, простые попытки обобщения опыта. В.С. Степин считает, что этап преднауки завершается тогда, когда «наряду с эмпирическими правилами формиру­ется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости, как следствия из теоретических постулатов».

Итак, если в системе знаний есть теоретическое ядро, - можно гово­рить, что сложилась наука.

Общепризнано, что наука как целостный феномен образуется в ре­зультате отпочкования от философии отдельных отраслей, точнее уже систем научных знаний, т. е. наук.

3 этапа:

1. Классическая наука (ХVII-Х1Х вв.) Господство классической меха­ники (Галилей и Ньютон). Здесь господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе (природа изучаемого предмета, его законы, свойства).

2. Неклассическая наука (конец XIX - 1-я половина XX вв.) Сложилась на основе вероятностных представлений новой физики. Разрабатывается квантовая теория, отвергается объективизм клас­сической науки. В рамках ее рациональности осознается, что содержание научного знания определяется не только самим объектом, но и спецификой методов его исследования.

3. Постнеклассическая наука (2-я половина XX - XXI вв.) формируется на основе осознания серьезной роли социально-гуманитарных факторов в развитии и функционировании современной науки. Научная рациональность вынуждена учитывать не только методы научного познания, но и специфику ценностных факторов, так или иначе влияющих на профессиональную деятельность ученого.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (модель), т. е. совокупность теоретико-методологических установок, картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая наука строится на жестком механическом детерминизме. Неклассическая имеет парадигму относительности, квантования. Постнеклассическая наука обладает парадигмой самоорганизации нелинейных систем. Все три образа науки демонстрируют преемственность в развитии науки: каждый из последующих образов локализует предшествующий, а не уничтожает его. Каждая из предшествующих стадий науки входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую стадию.

Date: 2016-11-17; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию