Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философииТема 5 Бытие, материя, сознание Онтология как учение о бытии. Категории онтологии: действительность, реальность, природа, космос, вселенная, мир, субстанция. Проблемы бытия в истории философской мысли; единство бытия и множественность его проявлений. Природа как объективная реальность. Природа неживая и живая, естественная и искусственная. Формы бытия материи. Мир вещей и мир идей. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Единство и многообразие материального мира. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. Вещество и поле. Основные формы существования материи. Пространство и время как формы существования реальности. Эволюция философских представлений о пространстве и времени. Естественнонаучные концепции пространства и времени. Понятие многомерного пространства. Представления о биологическом, психологическом и социальном времени. Разновидности философского понимания идеального. Диалектико-материалистическая концепция соотношения материального и духовного; теория отражения. Объективно-идеалистическая трактовка духовного начала мира; религиозные представления о духовно-божественной сущности мира и человека; пантеизм, гилозоизм. Субъективный идеализм о природе духовного, соотношении идеального и материального. Метафизический и вульгарно-материалистический подходы к пониманию сознания. Монизм и дуализм в понимании соотношения материальной и духовной реальности. Субстанциональное единство и структурное многообразие материального и духовного мира. Основные философские подходы к понимаю сущности и происхождения сознания. Естественнонаучный (материалистический) подход: сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание как способ отношения человека к природе, другому человеку, самому себе. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Структура сознания. Чувственное отражение внешнего мира – основа сознания; виды перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление). Абстрактное мышление как возможность обобщения, формализации и аккумулирования опыта человека. Мыслительные процессы; сознание и язык; логика как теория мышления. Образное и понятийное мышление. Эмоционально-психический мир, разнообразие эмоциональных состояний (аффекты, переживания, доверие, любовь, надежда, восхищение). Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности. Принятие решений. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Сознание как познавательная деятельность. Интуиция; понимание, воображение, творчество. Память – способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт. Проблема искусственного интеллекта. Тема 6. Философия развития Единство бытия. Структурность и детерминизм, изменчивость и устойчивость реальности, отношения, связи различных форм и проявлений природы. Движение как всеобщая форма действительности; виды и уровни движения. Развитие как вид и следствие движения; отличительные черты развития: необратимость, направленность преобразований, закономерность, преемственность; типы развития. Понятие закона и закономерности. Диалектика как концепция саморазвития на основе внутренней противоречивости вещей, явлений, процессов. Исторические формы и современное понимание диалектики. Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи, принцип всеобщего развития. Законы диалектики – как отражение диалектического понимания развития природы. Закон единства и борьбы противоположностей. Различие, противостояние, конфликт. Диалектическое противоречие как источник развития. Противоречия внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические. Виды разрешения борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – существенная определенность вещи, совокупность существенных свойств. Количество – выражаемая численно степень развития свойства. Мера – устойчивое единство качественных и количественных характеристик. Скачок как изменение качественного состояния. Закон отрицания отрицания. Понятие тенденции, направленности развития. Отрицание как замена старого новым. Диалектического отрицания как устранение отжившего; сохранение жизненного, перспективного. Переход от старого к новому и от нового к более новому. Соединение тенденций поступательности и цикличности в развитии. Категории диалектики: единичное и общее, их единство и противоречивость в отдельном, особенное; сущность и явление; причина и следствие, каузальная связь, всеобщая обусловленность явлений; содержание и форма, форма как способ существования содержания; возможность и действительность, возможность как потенция бытия, действительность как актуальное бытие, вероятность как количественная мера возможности; случайность и закономерность. Сложность действительности; понятие организации как устойчивой определенности состава и совокупности внутренних и внешних отношений фрагментов реальности. Система. Особенности системы: целостность, неоднородность, сложность, функциональная зависимость составных частей, несводимость качеств системы к сумме свойств ее элементов. Структура; совокупность, характер, интенсивность отношений; иерархия составных частей. Элементы, компоненты, подсистемы. Типология и иерархия систем. Простые и сложные, открытые и закрытые, динамические и статические, стабильные и нестабильные системы. Разновидности материальных, духовных, смешанных систем. Организованность и хаотичность как всеобщие свойства бытия. Флуктуации, неравновесность, энтропия. Типы концепций самоорганизации; концепция неравновесной динамики, теория самоорганизации нелинейных динамических сред, теория катастроф, синергетика. Неравновесность и нелинейность открытых систем. Условия самоорганизации; способность усложнения, открытость, способность собственного воспроизводства, неравновесное состояние. Понятие бифуркации. Поливариантность развития систем. Идеи синергетики в анализе социальных процессов.
Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии Тема 7. Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания. Гносеология в системе философского знания. Понятие познания как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности. Познание как объект философии. Проблема познания в истории философской мысли. Основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм. Условность классификационных оценок гносеологических школ и учений. Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое, интуитивное познание. Чувственное познание как отображение предметов в виде наглядных образов в результате деятельности органов чувств. Основные формы чувственного познания. Логическое познание как отображение внешнего мира в виде абстрактных образов. Основные формы логического познания. Взаимосвязи чувственного и логического познания. Интуиция как способность приходить к очевидно ясным выводам без осознания промежуточных логических построений. Философская полемика по проблеме природы интуитивного познания. Истина как цель познания. Различие философских трактовок истины. Истина – субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Понятия абсолютной, относительной, конкретной, абстрактной, субъективной, объективной истины. Критерии истины; критерий логической непротиворечивости доказательства; практика – главный критерий истины. Практика как опыт, предметно-чувственное преобразование мира, как источник, цель, средство, результат познавательной деятельности. Познание как социальный процесс. Способы познания действительности: миф, религия, искусство; их задачи, приемы, особенности. Научное знание как совокупность объективных истин в конкретно-исторический период социальной эволюции. Понятия объекта и предмета научного исследования. Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Экономические факторы развития науки. Возрастание темпов роста объема научных знаний. Научные революции, расширение и качественное совершенствование научной картины мира. Смена парадигм, научно-исследовательских программ, лидеров в развитии науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Углубление самопознания науки. Цель научного исследования и источники прогресса научного знания. Противоречия между возрастающими потребностями практики и наличным уровнем знаний; между новыми фактами и существующими представлениями; между конкурирующими гипотезами, теориями и др. Формы научного познания;факт, проблема, гипотеза, теория. Факт действительности и факт науки. Проблема как знание о незнании, осознание ограниченности наличных возможностей науки. Гипотеза, ее сущность и роль в развитии научного знания. Вероятностный характер содержания гипотезы. Теория как наиболее развитая форма научного знания. Соотношение предсказания, прогнозирования и планирования. Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки. Сущность и структура методологии. Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Понятие философского метода. Общенаучные подходы. Методы эмпирического познания; проблемы измерения, моделирование. Методы теоретического познания; понятие специальных методов; соотношение метода и методики. Проявление форм научного познания в юридической науке; специальные методы в правовой деятельности; методологическая культура юриста.
|