Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 29. Аргументация, её структура, виды и роль в научной дискуссии





(И.И.Терлюкевич, Н.И.Мушинский)

Научная дискуссия (лат. - «рассмотрение», «исследование») обсуждение какого-либо научного вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с целью достижения взаимоприемлемого решения относительно истинности некоторого положения. Дискуссия – важнейшее средство интеллектуального общения, способ оптимизации творческого поиска. Продуктивная дискуссия способствует выявлению, постановке и решению конкретных научных проблем, возникновению новых междисциплинарных направлений, поиску и внедрению нестандартных подходов к решению постоянно возникающих в науке противоречий.

Обсуждаемый вопрос – ведущий элемент дискуссии, придающий ей строгое направление. Вопрос – языковое выражение, фиксирующее требование устранения неопределённости в знании или понимании некоторого предмета. В зависимости от того, достаточно или недостаточно наличных знаний адресата для получения ответов, вопросы подразделяют на задачи и проблемы. Изложение решения задачи всегда представляет собой дедуктивный процесс, при котором ответ на неё логически следует из её условий, а знание, получаемое в таком ответе, не может быть более общим, чем знание, зафиксированное в условиях задачи. Поэтому не случайно, что лекции по так называемым дедуктивным наукам (математике, логике и др.) обязательно сопровождаются решением различного рода задач.

Решение проблемы достигается как дедуктивными, так и недедуктивными способами. Вначале используются индуктивные умозаключения, а также редукции, аналогии, результаты которых не снимают проблематического характера намечающегося ответа. Дедукция начинает преобладать на заключительном этапе разрешения проблемы, после того как найдены все недостающие данные, позволяющие обосновать ответ как достоверное знание.

Итак, проблема является «созревающей» или возникающей задачей, а задача – это «вырожденная» проблема. Точки зрения участвующих в дискуссии сторон должны соотноситься с обсуждаемым вопросом и быть предполагаемыми ответами на него.

Аргументация – это речевая процедура, служащая обснованию той или иной точки зрения, с целью её принятия реципиентом (которому она адресована). В структуре аргументации выделяют тезис, аргументы и демонстрацию. Тезис – это исходное суждение, истинность которого раскрывается в процессе доказательства. Как правило, тезис заключает в себе новую идею, оригинальную мысль, которую необходимо аргументировать; именно в силу своей новизны он и нуждается в обосновании. Аргументы (доводы, основания) – это высказывания, из значения которых (истинного или ложного) выводится истинность тезиса. Демонстрация – это логическая взаимосвязь тезиса и аргументов.

Тезис должен быть сформулирован ясно, чётко, в явном виде, не допускать двусмысленностей и разнообразия в его интерпретации. В качестве аргументов могут использоваться:

1) Высказывания о достоверных фактах, установленных посредством непосредственного наблюдения либо в ходе научных экспериментов.

2) Определения, раскрывающие смысл неизвестных терминов через другие, известные ранее.

3) Доказанные ранее научные положения (теории, концепции, теоремы и т.п.).

4) Аксиомы – самоочевидные либо подтверждённые длительной практикой положения, которые не нуждаются в доказательствах.

Аксиоматический метод широко используется в геометрии, некоторых разделах физики, химии, других естественных и точных наук. В рамках аргументации к аксиомам предъявляются следующие требования:

1. Непротиворечивость – аксиомы не могут с одинаковой достоверностью служить обоснованию взаимоисключающих тезисов.

2. Полнота – система аксиом должна охватывать все без исключения положения соответствующей научной дисциплины.

3. Непересечение аксиоматических положений – они имеют фундаментальный характер и принципиально невыводимы из других аксиом того же порядка.

Демонстрация бывает трёх видов:

1) дедуктивная – обосновывает частный тезис более общими аргументами;

2) индуктивная – подтверждает обобщающий тезис наблюдаемыми единичными фактами;

3) по аналогии – из сходства одних частных признаков делает вывод о возможном сходстве других частных принзнаков, выступающих в качестве исходного тезиса. Два последних вида аргументации носят вероятностный характер.

Основные типы аргументации:

а) по характеру обоснования: доказательство, опровержение, подтверждение, возражение, объяснение, интерпретация;

б) по направленности демонстрации: дедуктивная аргументация и недедуктивная;

в) по посталенным целям (достижение истины – научная аргументация, поиск решения проблемы – деловая, победа в споре - полемическая);

г) по эмоциональной насыщенности (беседа, лекция, доклад – спокойный обмен информацией; дебаты, дискуссия – разновидности спора).

В рамках профессиональной деятельности специалиста инженерно-технической квалификации чаще всего используются такие типы аргументации, как доказательство и опровержение. Доказательство – логическая операция, обосновывающая истинность исходного тезиса; опровержение – раскрывает его ложность. В науке доказательство часто основано на проведении наблюдений и экспериментов, использовании частных следствий из основополагающих общепринятых концепций. Доказательства бывают прямые и косвенные. В прямом – истинность тезиса выводится из истинности аргументов, в косвенном – из их ложности. Аналогично в прямом опровержении ложность тезиса следует из ложности аргументов, в косвенном – из их истинности. В качестве прямого опровержения часто используется «сведение к абсурду»: допускается истинность тезиса, из него выводятся логические следствия, ложность которых становится очевидна и служит аргументом в пользу ложности первоначального тезиса.

В рамках научной аргументации кроме опровержения тезиса часто применяется опровержение аргументов (раскрывается их несостоятельность, хотя это ещё не означает ложности тезиса), и опровержение демонстрации (раскрывается отсутствие логической связи тезиса с приведёнными аргументами, хотя это тоже не означает ложности тезиса; необходимо искать новые аргументы, которые будут логически связаны с ним через ту или иную форму умозаключения).

С помощью доказательств наука приобретает новые знания, опровержение позволяет её избавиться от ложных выводов, ошибок и заблуждений. Кроме этих строгих логических операций, научная аргументация широко использует подтверждения (к примеру, в пользу научных гипотез, истинность которых ещё не установлена со всей очевидностью), и возражения, направленные на ослабления тезиса, хотя и не обладающие абсолютной логической достоверностью (например, обращение к личности оппонента, к чувствам слушателей и т.п.). Объяснение раскрывает причину наблюдаемых фактов, поясняет особенности действия фундаментальных законов природы, обобщённых в научных теориях. Интерпретация есть истолкование смысла того или иного высказывания (текста), в строгом логическом значении – приписывание некой формализованной знаковой системе того или иного конкретного содержания. В итоге возникает искусственный язык, описывающий соответствующую предметную область. Формальная теория не обоснована, пока не получила адекватной интерпретации на основе принципа изоморфизма и гомоморфизма между знаковой системой и её моделью.

Целью дискуссии является нахождение исчерпывающего решения по обсуждаемому вопросу, выбор единственно истинной точки зрения среди многих возможных вариантов. На практике обычно достигается лишь определённая степень согласия участников дискуссии. Вместе с тем, их мнения уточняются, знания приводятся в более строгую систему, происходит приближение к объективно истинному окончательному результату.

 

 


Вопрос 30. Методология и методы в естественнх и технических науках

(И.И.Терлюкевич)

Метод — совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объектив­но-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им — необходимое условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества.

История развития науки, свидетель­ствует о том, что новое в познании рождалось не столько благо­даря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования методов работы.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.

Методы, подходящие для одной области научных исследова­ний, оказываются непригодными для достижения целей в дру­гих областях. В то же время многие выдающиеся достижения – следствия переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки. Основа этого переноса – материальное единство мира.

Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных облас­тях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определённые научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методология не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовлекает в свою сферу множество производных вопросов: что такое знание, каковы критерии его отличия от заблуждения, какие формы развития и т.д.

В структуре метода центральное место занимают правила – предписания, устанавливающие порядок действий на пути к определенной цели. В базовом знании правила фиксируется закономерность, проявляющаяся в некоторой предметной области. Базовое знание трансформируется в систему операциональных норм, обеспечивающих «подведение», т.е. соединение средств и условий с деятельностью человека. Истинность базового знания – необходимое условие правильности метода.

В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, общенаучное, конкретнонаучное его содержание. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различного рода методиках.

Философское содержание метода составляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Философия помогает определить правильное направление исследования, т.е., словами, на уровне философской методологии формируется мотивация научно-исследовательской деятельности.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание методов общенаучного характера. Так, методы теоретической кибернетики, семиотики, теории систем и др. наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания, но особая роль принадлежит математике. Ее принято относить к естественным наукам, т.к. она всегда черпала предмет для своего анализа и применения в процессах, изучаемых естественными науками (физикой, химией, биологией и т.д.). В 19 в. Математические методыии систем и др.наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного поз оказались необходимыми в экономике и многих гуманитарных науках (лингвистика, история, социология, политология и др.).

Результаты фундаментальных наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает необходимость своевременного учета в технических науках многообразных и быстроизменяющихся регулятивов социально-экономического характера и не позволяет рассматривать технические науки лишь как сумму прикладных разделов математики, химии и других естественных наук.

Знания, применяемые на предметно-чувсвенном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает экспериментально-производственную деятельность.

Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализиро­ванных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения — инструкции, проекты, стандарты, технические усло­вия и т.д. На уровне методики установки, существующие иде­ально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод пред­ставляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир. В свою очередь, практика исследования невоз­можна без влияния идеальных установок. Хорошее владение ме­тодикой — показатель высокого профессионализма.

Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелогические - присущие познанию в целом, как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование), 2) приводящие к научному позанию. Последние по отношению к опыту делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, описание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико – дедуктивный метод, метод математической гипотезы).

 

 

Date: 2016-11-17; view: 633; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию