Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диоген Лаэртский (1 пол. III в.)





"Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассирян -халдеи, у индийцев - гимнософисты, у кельтов и галлов - так называе­мые друиды и семнофеи (об этом пишут Аристотель в своей книге "О ма­гии" и Сотион в XXIII книге "Преемств"); финикийцем былОх, фракий­цем - Замолксис, ливийцем - Атлант...

И все же это большая ошибка - приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афи­нян родился Мусей, а среди фиванцев - Лин.

Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар: он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином...

Лин, по преданию, был сыном Гермеса и музы Урании; он учил о происхождении мира, о путях солнца и луны, о рождении животных и растений. Поэма его начинается так:

Было время, когда все в мире явился вместе...

Отсюда и взял Анаксагор свое учение, что все в мире возникло со­вокупно и лишь потом явился Ум и внес в это порядок...

Вот таким образом началась у эллинов философия, самое имя ко­торой чуждо варварской речи...

Сторонники варварского происхождения философии описывают и то, какой вид она имела у каждого из народов.

Гимнософисты и друиды, по их словам, говорили загадочными из­речениями, учили чтить богов, не делать зла и упражняться в мужестве; гимнософисты презирали даже смерть, как свидетельствует Клитарх в XII книге.

Халдеи занимались астрономией и предсказаниями.

Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужского и женского пола...

Египтяне в своей философии рассуждали о богах и о справедливо­сти. Они утверждали, что началом всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа... Они считают, что мир шарообразен, что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле; что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень земли; что душа переживает тело и переселяется в другие; что дождь получается из превращенного воздуха; эти и другие их учения о природе сообщают Гекатей и Аристагор— Полезных для человека жи­вотных они считают богами; говорят также, что они изобрели геомет­рию, астрономию и арифметику. Вот что известно об открытии филосо­фии.

Философию философией (любомудрием), а себя философом (лю­бомудром) впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта...; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы фи­лософию называть "мудростью", а упражняющегося в ней - "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ("любо­мудр") - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости. Мудрецы назывались также софистами ("мудрствователями"), и не только муд­рецы, но и поэты: так называет Гомера и Гесиода Кратин в "Архилохах", желая похвалить этих писателей.

Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского. Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тиранна Писистрата. Вот кто были мудрецы.

Некоторые философы получили наименование по городам, на­пример, элейцы, мегарики, эритрейцы и киренаики; некоторые по мес­там занятий, например, академики и стоики; некоторые по особенно­стям занятий, например, перипатеки-гуляющие; некоторые - в насмеш­ку, например киники-собаки; некоторые по предрасположению, напри­мер, евдемоники - искатели счастья; некоторые по образу мыслей, на­пример, филалеты-правдолюбцы; некоторые по именам своих наставников, например, сократики, эпикурейцы и прочие.

Наконец, одни философы называются физиками, за изучение при-- роды; другие - этиками, за рассуждения о нравах; третьи - диалектика­ми, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии: физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика - о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики. До Архелая (включительно) существовал толь­ко один род - физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало эти­ка; от Зенона Элейского - диалектика" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. С. 63-68).

 

1. Какие проблемы интересовали первых философов?

2. Что такое философия с точки зрения Пифагора?

3. Какие части в философском знании выделяет Диоген Лаэртский?

Date: 2016-11-17; view: 468; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию