Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструкция по выполнению работы





Вариант

контрольных измерительных материалов

единого государственного экзамена 2016 года

по обществознанию

 

Линия «Человек и общество»

 

 

Подготовлен ИП «Битюков Константин Олегович»

 

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Линия «Человек и общество»

 

При ознакомлении с вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2016 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2016 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2016 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2016 г. по обществознанию.

Назначение варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности, об содержании линии «Человек и общество». Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

 


Вариант

контрольных измерительных материалов

единого государственного экзамена 2016 года

по обществознанию по линии «Человек и общество»

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 2 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответом к заданиям части 1 является слово (словосочетание) или последователь­ность цифр. Ответ запишите по приведенным ниже в поле от­вета в тексте работы без пробелов, запятых и других допол­нительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объ­яснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер зада­ния и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содер­жании, которое для вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. До­пускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. За­писи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, сумми­руются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и на­брать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

1 За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА ЗА­НЯ­ТОСТЬ НА­СЕ­ЛЕ­НИЯ
... Боль­шин­ство ра­бо­та­ю­щих за­ня­то в сель­ском хо­зяй­стве
Ин­ду­стри­аль­ное Боль­шин­ство ра­бо­та­ю­щих за­ня­то в про­мыш­лен­но­сти

Ответ: ____________________________

 

2 Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) игра, 2) об­ще­ние, 3) труд, 4) де­я­тель­ность, 5) уче­ние.

 
 


Ответ:

 

3 Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ны­ми ка­че­ства­ми че­ло­ве­ка.

1) по­ря­доч­ность; 2) со­об­ра­зи­тель­ность; 3) за­ко­но­по­слуш­ность;

4) тру­до­лю­бие; 5) на­чи­тан­ность; 6) быст­ро­та ре­ак­ций

 
 


Ответ:

 

 

4 Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты че­ло­ве­ка, обу­слов­лен­ные био­ло­ги­че­ски, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) воз­раст­ные и по­ло­вые раз­ли­чия

2) тем­пе­ра­мент

3) осо­бен­но­сти нерв­ной си­сте­мы

4) са­мо­оцен­ка

5) опыт

6) осо­бен­но­сти ми­ро­воз­зре­ния

 

Ответ: ____________________________

 

5 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры де­я­тель­но­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ   ЭЛЕ­МЕН­ТЫ СТРУК­ТУ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ
А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции Б) ор­кестр В) те­ат­раль­ная труп­па Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры   1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти 2) сред­ства де­я­тель­но­сти

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

 

  Ответ: А Б В Г Д
         

 

6 Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти школь­ни­ка. Какие от­ли­чи­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти ха­рак­те­ри­сти­ки ука­за­ны.)

1) на­це­лен­ность на по­лу­че­ние зна­ния, но­во­го для всего че­ло­ве­че­ства

2) на­це­лен­ность на раз­ви­тие соб­ствен­ных во­ле­вых ка­честв

3) на­це­лен­ность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний

4) на­це­лен­ность на раз­ви­тие фи­зи­че­ских воз­мож­но­стей

5) на­це­лен­ность на овла­де­ние опре­де­лен­ны­ми уме­ни­я­ми

6) на­це­лен­ность на при­об­ще­ние к опыту че­ло­ве­че­ства

 

Ответ: ____________________________

 

 

7 Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке черты, при­су­щие толь­ко на­уч­но­му по­зна­нию. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий

2) ло­ги­че­ское вы­ве­де­ние умо­за­клю­че­ний

3) экс­пе­ри­мен­таль­ное под­твер­жде­ние ре­зуль­та­тов

4) от­кры­тость ра­ци­о­наль­ной кри­ти­ке лю­бо­го по­ло­же­ния

5) опора на дан­ные опыта чув­ствен­но­го по­зна­ния

6) знания, принимаемые только на веру

 

Ответ: ____________________________


 

8 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕР­НЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВ­НИ НА­УЧ­НО­ГО ПО­ЗНА­НИЯ
A) фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ных за­ко­нов Б) объ­яс­не­ние сущ­но­сти изу­ча­е­мых яв­ле­ний B) вы­дви­же­ние ги­по­тез Г) на­блю­де­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний Д) про­ве­де­ние ко­ли­че­ствен­ных из­ме­ре­ний   1) эм­пи­ри­че­ский 2) тео­ре­ти­че­ский

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам.

  Ответ: А Б В Г Д
         

 

9 Члены клуба «юный археолог», по­се­тив рас­коп­ки ряда древ­них го­ро­дищ, вы­дви­ну­ли соб­ствен­ную вер­сию их воз­ник­но­ве­ния. Од­на­ко про­фес­си­о­наль­ное со­об­ще­ство ар­хео­ло­гов и ис­то­ри­ков при­зна­ло дан­ную вер­сию не­на­уч­ной.

Какие из при­ведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки уче­ных?

1) вер­сия опро­вер­га­ла по­ло­же­ния, при­ня­тые в науке

2) вы­во­ды чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обос­но­ва­ний

3) пред­по­ло­же­ния лю­би­те­лей древ­но­стей не по­лу­чи­ли прак­ти­че­ско­го под­твер­жде­ния

4) вер­сия со­дер­жа­ла по­ло­же­ния, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие до­ка­за­тельств

5) участ­ни­ки рас­ко­пок, ар­хео­ло­ги и ис­то­ри­ки, не яв­ля­ют­ся чле­на­ми клуба

6) раз­ра­бот­чи­ки вер­сии при­зна­ют вме­ша­тель­ство не­зем­но­го ра­зу­ма

 

Ответ: ____________________________

10 За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

МЕТОД ПО­ЗНА­НИЯ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
На­блю­де­ние Це­ле­на­прав­лен­ный про­цесс вос­при­я­тия яв­ле­ний окру­жа­ю­ще­го мира, пред­ме­тов дей­стви­тель­но­сти
Вы­дви­же­ние... Вы­дви­же­ние до­га­док, пред­по­ло­же­ний для объ­яс­не­ния фак­тов, не укла­ды­ва­ю­щих­ся в су­ще­ству­ю­щие тео­рии

 

Ответ: ____________________________

 

11 Найдите в приведенном списке неверные высказывания об общественном прогрессе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие прогресса в совместных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками.

2) Прогресс современного общества видится в создании благоприятных условий для человека и его существования.

3) Общественный прогресс в одних сферах жизни всегда сопряжён с регрессом в других

4) Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.

5) Стагнация – главный двигатель прогресса

6) Прогресс всегда противоречив и относителен.

 

Ответ: ____________________________

 


 

 

12 В стра­не Z учёные про­ве­ли опрос граж­дан раз­ных воз­рас­тов на тему: «Как гло­баль­ные про­бле­мы от­ра­жа­ют­ся в вашей по­все­днев­ной жизни?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в %) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В каж­дой груп­пе доля тех, кто ни­че­го не знает о гло­баль­ных про­бле­мах, боль­ше доли тех, кто уве­рен, что гло­баль­ные про­бле­мы не могут по­вли­ять на их жизнь.

2) В каж­дой груп­пе доля опро­шен­ных, еже­днев­но ощу­ща­ю­щих про­яв­ле­ния гло­баль­ных про­блем, боль­ше, чем тех, кто уве­рен, что гло­баль­ные про­бле­мы не могут по­вли­ять на их жизнь.

3) Чет­верть опро­шен­ных 40-лет­них граж­дан счи­та­ют, что гло­баль­ные про­бле­мы не могут по­вли­ять на их жизнь.

4) Почти треть опро­шен­ных 20-лет­них граж­дан знают о гло­баль­ных про­бле­мах, но никак их не ощу­ща­ют.

5) Менее трети опро­шен­ных обеих групп еже­днев­но ощу­ща­ют про­яв­ле­ния гло­баль­ных про­блем.

 

Ответ: ____________________________

 

 

13 Ком­по­зи­тор на сюжет из ан­тич­ной ми­фо­ло­гии со­здал оперу, ко­то­рая была от­не­се­на ис­кус­ство­ве­да­ми к про­из­ве­де­ни­ям эли­тар­ной (вы­со­кой) куль­ту­ры. Что поз­во­ля­ет им сде­лать такой вывод? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) уста­нов­ка на сле­до­ва­ние об­раз­цу

2) ком­мер­че­ская цель со­зда­ния оперы

3) ис­поль­зо­ва­ние ши­ро­ко из­вест­ных ми­фо­ло­ги­че­ских пер­со­на­жей

4) труд­ность вос­при­я­тия про­из­ве­де­ния не­под­го­тов­лен­ны­ми слу­ша­те­ля­ми

5) ори­ен­та­ция на мас­со­во­го по­тре­би­те­ля

6) слож­ность формы му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния

 

Ответ: ____________________________

 

14 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и ти­па­ми куль­ту­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕР­НЫЕ ЧЕРТЫ   ТИПЫ КУЛЬ­ТУ­РЫ
A) ано­ним­ность про­из­ве­де­ний Б) ори­ен­та­ция на за­про­сы максимально ши­ро­ко­го круга по­тре­би­те­лей B)ком­мер­ци­а­ли­за­ция ду­хов­ной де­я­тель­но­сти Г) при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жан­ров Д) слож­ность со­дер­жа­ния и понимания   1) на­род­ная 2) мас­со­вая 3) эли­тар­ная

 

  Ответ: А Б В Г Д
         

 


 

15 К про­из­ве­де­ни­ям эли­тар­ной (вы­со­кой) куль­ту­ры ис­кус­ство­ве­ды от­но­сят клас­си­че­скую му­зы­ку: ор­ган­ные про­из­ве­де­ния Баха, скри­пич­ную му­зы­ку Ви­валь­ди, кон­цер­ты для фор­те­пи­а­но с ор­кест­ром Рах­ма­ни­но­ва. Что поз­во­ля­ет ис­кус­ство­ве­дам сде­лать такой вывод?

 

1) са­мо­вы­ра­же­ние и сво­бо­да твор­че­ства ав­то­ров

2) слож­ность вос­при­я­тия про­из­ве­де­ний не­под­го­тов­лен­ным слу­ша­те­лем

3) уста­нов­ка на сле­до­ва­ние об­раз­цу, ко­то­рый пе­ре­ни­ма­ет­ся от пред­ше­ству­ю­щих по­ко­ле­ний.

4) вы­со­кая сте­пень обоб­ще­ния кол­лек­тив­но­го опыта

5) сте­рео­ти­пи­за­ция от­ра­же­ния че­ло­ве­ком ре­аль­но­го мира в му­зы­ке

6) ори­ен­та­ция му­зы­ки на ши­ро­кую ауди­то­рию

 

Ответ: ____________________________

 

16 Телеканал транслировал телесериал о жизни школьных друзей. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.

 

1) Телесериал был номинирован на премию «Тэфи» в номинации «Комедийные сериалы и ситкомы».

2) Понимание телесериала требует специальной подготовки.

3) Телесериал интересен узкому кругу знатоков.

4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.

5) Одной из главных целей создателей телесериала было извлечение коммерческой прибыли.

6) Авторы сериала используют народную музыку и эпические сюжеты.

 

Ответ: ____________________________

 

 

17 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми про­яв­ле­ния и ха­рак­те­ри­сти­кой гло­баль­ных про­блем: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ   ГЛО­БАЛЬ­НЫЕ ПРО­БЛЕ­МЫ
А) по­сте­пен­ное ис­то­ще­ние за­па­сов нефти и ме­тал­лов Б) ак­ти­ви­за­ция де­я­тель­но­сти экс­тре­мист­ских групп (за­хват за­лож­ни­ков, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взры­вов в ме­стах мас­со­во­го скоп­ле­ния людей)  В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Аме­ри­ки Г) уве­ли­че­ние раз­ры­ва в уров­не ва­ло­во­го на­ци­о­наль­но­го до­хо­да на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран Д) рост за­бо­ле­ва­ний, вы­зван­ных от­хо­да­ми вред­ных про­из­водств   1) угро­за ми­ро­во­го тер­ро­риз­ма 2) угро­за эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са 3) про­бле­ма «Север — Юг»

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам.

 

  Ответ: А Б В Г Д
         

 


 

 

18 Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ос­нов­ные при­зна­ки мо­раль­ных норм. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) уста­нов­ле­ны го­су­дар­ством

2) вы­ра­жа­ют­ся в об­ще­ствен­ном мне­нии

3) обя­за­тель­ны для ис­пол­не­ния

4) ре­гу­ли­ру­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния с по­зи­ций добра и зла

5) дают боль­шой про­стор для тол­ко­ва­ния

6) под­дер­жи­ва­ют­ся силой го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

 

Ответ: ____________________________

 

19 Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) Голод и не­до­еда­ние части на­се­ле­ния Земли без пре­уве­ли­че­ния можно счи­тать гло­баль­ной про­бле­мой со­вре­мен­но­сти. (Б) Воз­рос­шая вза­и­мо­связь и вза­и­мо­за­ви­си­мость на­ро­дов придаёт ряду про­блем об­ще­ства гло­баль­ный ха­рак­тер. (В) Каж­дые трое из пяти детей Юго-Во­сточ­ной Азии стра­да­ют от не­до­еда­ния, а к югу от Са­ха­ры это участь 30% детей. (Г) Уси­лия от­дель­ных стран пока не­до­ста­точ­но эф­фек­тив­ны и не дают нуж­но­го ре­зуль­та­та. (Д) К со­жа­ле­нию, су­ще­ству­ю­щие бла­го­тво­ри­тель­ные фонды и про­грам­мы яв­ля­ют­ся ма­ло­эф­фек­тив­ны­ми.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

 

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

 

  Ответ: А Б В Г Д
         

 

20 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Успехи____________ (А) тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую__________(Б), она — высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную _______(В) людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Каждая наука имеет свой (Г). Под ним подразумевается то, что исследуется. Также каждая наука имеет свой метод — т. е. как, каким способом осуществляется это исследование. Наука — результат общественного развития, она всемерно способствует становлению и развитию_________(Д), одна из главных её задач — удовлетворение общественных_______(Е).»

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) культура

2) цель

3) деятельность

4) мировоззрение

5) познание

6) способности

7) потребности

8) предмет

9) способ

  Ответ: А Б В Г Д Е
           

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (28–36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

 

Date: 2016-11-17; view: 373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию