Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительное творчество





На этой ступени обучения дети уже имеют достаточный изобразительный опыт, относительно сформированные умения и навыки Их увлекает не только процесс изобразительной деятельности, но и ее результат. Самостоятельная изобразительная деятельность детей становится осмысленной, целенаправленной и доставляет им удовольствие.

Основной формой организации работы с детьми в этот период становятся занятия, в ходе которых решаются более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений. На этих занятиях особое внимание обращается на проявления детьми самостоятельности и творчества.

Изобразительная деятельность детей на третьей ступени обучения предполагает решение изобразительных задач (нарисовать, слепить, сделать аппликацию) и может включать отдельные игровые ситуации.

Для развития изобразительных умений и навыков большое знание имеет коллективная деятельность детей, как на занятиях, так и в свободное время. К коллективной деятельности можно отнести следующие виды занятий с детьми: создание «портретной» галереи группы из изображений, появившихся в результате обрисовывания и дорисовывания контуров тел детей и взрослых, детских ладошек; изготовление альбомов о жизни детей и иллюстраций к сказкам, выполнение коллективных картин и др.

На третьей ступени обучения детей с ТНР продолжается целенаправленное формирование потребностно-мотивационного, целевого, содержательного, операционального и результативвного компонентов изобразительной деятельности. Все больше внимания уделяется развитию самостоятельности детей при анализе натуры и образца, при определении изобразительного замысла, при выборе материалов и средств реализации этого замысла, его композиционных и цветовых решений. Усиливается социальная направленность содержания рисования, лепки и аппликации, расширяется речевая работа с детьми в процессе изобразитель деятельности (в виде словесного отчета и предварительного планирования).

Тематика занятий и образовательных ситуаций отражает собственный эмоциональный, межличностный, игровой и познавательный опыт детей. Руководство изобразительной деятельностью со стороны взрослого приобретает косвенный, стимулирующий «подпитывающий» содержание деятельности характер. В коррекционно-образовательный процесс вводятся технические средства обучения: рассматривание детских рисунков через кодоскоп; использование мультимедийных средств и т. д.

Если на второй ступени обучения декоративное рисование осваивалось в виде простого заполнения геометрической формы, то на третьей ступени обучения дети осознанно наносят узор на вырезанные из бумаги силуэты одежды, посуды, головных уборов и пр. Они начинают творчески подходить к созданию узоров. Рассматривая и анализируя простые по композиции орнаменты дети учатся показывать и объяснять расположение узора (в углах, в середине, по сторонам и т. д.).

 


Педагогические ориентиры:

¾ развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату, стимулируя потребность детей участвовать в ней;

¾ поддерживать стремление детей к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);

¾ уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, учить смешивать и получать оттеночные цвета красок;

¾ расширять умения детей анализировать объекты перед изображением с помощью взрослого и самостоятельно, отражать воспринятое в речи, передавать свойства объектов в рисунке, лепке, аппликации;

¾ учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание;

¾ учить детей оценивать свои работы путем сопоставления с натурой и образцом, словесным заданием;

¾ закреплять пространственные и величинные представления детей, используя для обозначения размера, места расположения, пространственных отношений различные языковые средства;

¾ развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

¾ совершенствовать приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

¾ знакомить детей с доступными их пониманию произведениями искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);

¾ учить детей определять способ лепки (раскатывать, защипывать, оттягивать, соединять части и пр.);

¾ вызывать у детей интерес к лепным поделкам, поддерживать их стремление лепить самостоятельно;

¾ учить детей определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;

¾ закреплять умение детей анализировать образец и воспроизводить его в аппликации, лепке, рисовании;

¾ развивать координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации,

¾ формировать умение детей вместе с педагогом и самостоятельно планировать этапы и последовательность выполнения работы;

¾ расширять представления детей о скульптуре малых форм, выделяя средства выразительности, передающие характер образа;

~~ продолжать знакомить детей со специфическими особенностями жостовской, хохломской и городецкой росписи, учить их узнавать и называть предметы народного декоративно-прикладного искусства;

—развивать у детей художественное восприятие произведем изобразительного искусства, учить их эмоционально отклик; на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений и выражать свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов.

Основное содержание

Рисование.

Предметное рисование. Рисование разных пород деревьев, связывая образ с «характером» дерева (береза плакучая, печальная, опустила ветки; береза радостная, веселая, ветки подняла вверх, «танцует»). Показ приема изображения предметов на разных уровнях (планах): «Дети пришли в березовую рощу», «Зима в лесу. Дети гуляют в лесу», «Мы помогаем взрослым собирать яблоки в саду».

Рисование одного и того же дерева зимой, летом и осенью, передавая основные цвета времен года, рядом свое изображение (одного или с друзьями).

Рисование улицы, парка, участка (по заранее нанесенным пространственным ориентирам — дорожкам). Отражение занятий людей (взрослых и детей) в изображаемой ситуации. Изображение транспортных средств на улице. Рассказывание о содержании рисунка (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Рисование фломастерами и красками зданий разного назначения после прогулки, экскурсии, рассматривания картинок фотографий и рисунков, изображающих здания (жилой дом-башня, детский сад, магазин, деревенский домик). Отражение в рисунке характерных особенностей домов: количество этажей дверей, окон, наличие некоторых деталей, например балконов жилых домах (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Познавательное развитие» — разделы «Элементарные математически представления», «Конструирование»).

Рисование человека (после подготовительных игр с моделью человеческой фигуры). Способы передачи движений рук и ног, наклона туловища, поворота головы в зависимости от действий. Рисование «портретов» друзей, автопортретов, портретов мамы папы и других близких детей и взрослых (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалов»). -

Рисование с натуры кукол (голышей и в разной одежде, девочек и мальчиков). Выбранная игрушка помещается па столе перед ребенком, чтобы он имел возможность ее обследовать и оценивать выполнение рисунка, сопоставляя с натурой. Рисование старинных кукол, кукол в национальных одеждах, древних людей, современных людей в костюмах разных профессий (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» - раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Сюжетное рисование. Рисование по представлению и с натуры натюрмортов, сюжетов литературных и музыкальных произведений, выбирая цветовой фон в соответствии с настроением и характерами героев. Сюжетное рисование, отражающее события из жизни детей и взрослых, сказочные ситуации, ситуации из произведений детской литературы. Предварительные беседы, вызывающие в воображении детей то, что будет нарисовано (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»; «Речевое развитие»).

Композиционные рисунки (персонажи и предметы располагаются на всей плоскости листа). Сюжетное рисование по содержанию сказок, мультфильмов, которые дети хорошо знают и могут свободно пересказывать (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).

Сюжетное рисование по представлению в соответствии с определенным фрагментом (каждому ребенку — свой отрывок) с предварительным повторением содержания сказки и рассматриванием иллюстраций к ней, с последующим рассказыванием интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).

Изготовление книжек-самоделок, в которых отражена жизнь детей и их игровой опыт («Наш день в детском саду», «История о том, как Таня заболела», «Как мы ходили в парикмахерскую», «Переходный переход» и др.) (интеграция с образовательными областями «Социально -коммуникативное развитие»— раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»; «Речевое развитие»).

Декоративное рисование. Рисование ритмичного расположу разнообразных форм: кругов, точек, линий, завитков. Роспись выкроек дымковских игрушек (барыня, лошадка) после рассматривания игрушек. Склеивание расписанных выкроек Выставка детских работ. Использование поделок для театрализованных (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представлю о мире людей и рукотворных материалах», «Труд»).

Знакомство и рисование в технике кляксографии, «опредмечивание» пятен.

Лепка. Лепка фигур человека и животных с передачей характерных движений (лошадка скачет, девочка танцует и т. д.).

Развитие у детей чувства композиции. Лепка скульптурных групп из двух-трех фигур, передача пропорций и динамики действия, соотношение предметов по величине.

Лепка из пластилина и глины по мотивам знакомых сказок или рассказов фигур животных с передачей их характерных особенностей (длинные уши, длинный хвост, короткий хвост и т. п.) (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»). Лепка фигурок скульптурным способом с последующим их обыгрыванием Игры и упражнения на развитие умения сравнивать предметы по форме и умения узнавать их по словесному описанию (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Познавательное развитие» — разделы «Элементарные математические представления», «Конструирование»).

Лепка предметов из глины и пластилина с использованием конструктивного способа (Снегурочка, снеговик, девочка в шубе мишка, зайка, медведица с медвежатами, курочка и цыплята белка с бельчонком и др.). Присоединение меньшей части к большей способом прижимания и примазывания.

Рассматривание деревянных хохломских изделий (миска солонка, стаканчик), керамической посуды для последующей лепки из глины, пата, пластилина. Лепка полой формы (глубокая миска, стакан, чашка): углубление в куске глины (пластилина, пата), загибание края у расплющенного куска, сглаживание поверхности изделия. Раскрашивание лепных изделий. Последующее использование поделок в сюжетно-ролевых играх (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей рукотворных материалах»- «Труд»),

Аппликация. Выполнение узора в круге и в полоске по образцу на основе самостоятельного вычленения принципа чередования элементов (салфетка с вышивкой, отделка на фартучке). Перенос симметричного узора с одной стороны на другую (с левой стороны на правую и наоборот; с верхней стороны в нижнюю и наоборот). Выбор необходимых элементов из предложенных, среди которых есть «лишние» (элементы другого цвета или формы).

Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура: наклеивание изображения различных сборно - разборных игрушек (разрезы плоских заготовок соответствуют форме и местам соединения частей этих игрушек) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Конструирование»),

Выполнение аппликации фигур человека и животных. Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (овощи, фрукты, посуда).

Сюжетно-тематическая аппликация на темы «Осень», «Зима», «Весна», «Лес (осенью, зимой, весной)», «В огороде», «На лугу», «На озере», «В саду цветут яблони», «Цветы на лугу» и др.

Сюжетная аппликация по сказкам. Изготовление книжек-самоделок по сказкам и рассказывание по ним (интеграция с логопедической работой, образовательными областями «Социально - коммуникативное развитие» — раздел «Труд»; «Речевое развитие».).

Коллективная аппликация по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).

Предметная и тематическая аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов композиции), дополнение аппликации раскрашиванием красками или фломастерами.

Аппликация из природных материалов: «Листопад», «Бабочка» из листьев с дорисовыванием усиков) и др. (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие — Раздел «Труд»),

Музыка

Реализация содержания раздела «Музыка» на третьей ступени обучения направлена на обогащение музыкальных впечатлений детей, совершенствование их певческих, танцевальных навыков и умений.

Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. В этом возрасте дети различают музыку разных жанров и стилей. Знают характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Дети понимают, что характер музыки определяется с средствами музыкальной выразительности.

Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассужу о музыке адекватно характеру музыкального образа. Стимулируются использование детьми развернутых, глубоких, оригинальных суждений. Дети соотносят новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.

В этот период музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты продолжают развивать у детей музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый), учить использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью взрослых Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются в ходе занятий учителя-логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре и, конечно же, на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия на третьей ступени обучения проводит музыкальный руководитель вместе с воспитателями. Если необходимо, то к занятиям с детьми привлекается учитель-логопед. Элементы музыкальной ритмики учитель-логопед и воспитатели включают в групповые и индивидуальные коррекционные занятия с детьми. Содержание логопедических и музыкальных занятий по ряду направлений работы взаимосвязано. Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей имеет большое значение для развития слухового восприятия детей (восприятия звуков различной громкости и высоты), развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) и т. п.

Педагогические ориентиры:

— продолжать работу по приобщению детей к музыкальной культуре, воспитывать у них положительное отношение к музыкальным занятиям, желание слушать музыку, петь, танцевать;

—воспитывать интерес детей к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

—обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;

—накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;

— обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;

¾ развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

¾ развивать умение чистоты интонирования в пении;

¾ способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;

¾ обучать детей сольной и оркестровой игре на детских музыкальных инструментах, учить создавать вместе со взрослыми и использовать на занятиях, в играх самодельные музыкальные инструменты:

¾ совершенствовать движения детей, отражающие метрическую пульсацию (2/4 и 4/4), предполагающую изменение темпа движения;

¾ совершенствовать пространственную ориентировку детей: выполнять движения по зрительному (картинке, стрелке-вектору), слуховому и двигательному сигналу;

¾ развивать координацию, плавность, выразительность движений, учить выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки ритме, темпе, чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере 2/4, 3/4, 4/4;

¾ учить детей выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно); бодро, свободно, подняв голову, не сутулясь и не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу снова начинать движение;

¾ совершенствовать танцевальные движения детей;

¾ учить детей выполнять разные действия с предметами под музыку (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч и др.);

— стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;

— развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.

Основное содержание

Прослушивание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен. Прослушивание музыкальных произведений и определение характера музыки, узнавание знакомых мелодий. Прослушивание музыкальных серий, объединенных единым сюжетом. Составление сюжетных рассказов по мотивам мелодий (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).

Прослушивание мелодий разного характера (веселых и грустных, медленных и быстрых), различных музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс). Беседы с детьми о музыкальном произведении с целью выяснения их впечатлений от прослушивания (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).

Узнавание мелодии, исполненной с различной отсрочкой по времени. Узнавание знакомых мелодий при целостном проигрывании, по отдельным фрагментам, по вступлению.

Прослушивание аудиозаписей народных, классических и современных музыкальных произведений (на усмотрение музыкального руководителя и исходя из программного материала)

Развитие восприятия отдельных звуков, сериимузыкальныхзвуков и музыкальных фраз, сыгранных в разных регистрах.

Игры на узнавание в мелодиях образов людей,природного,растительного мираи т. п. (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Игра»).

Музыкальные игры на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха.

Различение и воспроизведение серий звуков, отличающихся по высоте и силе звучания, по длительности, по темпу.

Игры на ориентировку в пространстве зала с учетом динамики музыкального произведения (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»)-

Беседы с детьми о прослушанных музыкальных произведениях, способствующие формированию связных высказываний о чувствах, мыслях эмоциональных ощущениях и т. п. (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Речевое развитие»).

Пение. Формирование у детей понятия о музыкальной фразе, музыкальном и логическом ударении. Пение с четкой артикуляцией слов произведений, насыщенных музыкальными образами, разных по тембровым характеристикам. Пение музыкальных проведений в два-три куплета, с лексикой, доступной для понимания детей и воспроизведения ими на данном этапе логопедической работы.

Пение с различными движениями.

Пение песенок с увеличением и ослаблением силы голоса (громко — тихо), с изменением темпа, с четким проговариванием слов, с точной передачей интонации (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Пение в ансамбле.

Пение с инструментальным сопровождением и без него (вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно).

Самостоятельное пение детей (индивидуальное и коллективное) с музыкальным сопровождением и без него.

Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические движения детей, соответствующие характеру музыки (бодро, энергичношагать под маршевую музыку, выполнять плавные движения под колыбельную или под музыку вальса) (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»),

Музыкально-ритмические движения, выполняемые детьми по собственному замыслу в соответствии с музыкальным образом.

Танцевальные движения с использованием элементов национальных и современных танцев.

Создание различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»)

Разнообразные ритмичные движения под музыку. Различные виды ходьбы, бега, прыжков, импровизации на тему движений людей, животных под музыку (интеграция с образовательными областями «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Упражнения на развитие общей моторики под музыку ход приставными шагами в сторону на носках, приставными шагами с приседанием, переменным шагом вальсовым шагом в сторону, бег с захлестыванием голени, поднимая вперед прямые ноги; скоки на месте (одна нога вперед другая назад, ноги скрестно, ноги врозь, с хлопками перед собой, над головой, за спиной) (ин грация с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»).

Движения в соответствии с динамическими оттенками музыки, с изменениями темпа.

Упражнения на выстукивание различного ритмического рисунка и метра (интеграция с логопедической работой).

Музыкально-ритмические движения, отражающие метрическую пульсацию (2/4 и 4/4), предполагающую изменение темп движения (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»).

Танцевальные движения.

Самостоятельное придумывание детьми движений, отражающих содержание песен, вариации плясовых движений с натуральными и воображаемыми предметами.

Игра на музыкальных инструментах Знакомство детей с музыкальными инструментами: аккордеоном, кастаньетами, цитрами, гуслями, свирелью, электронными инструментами (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — разделы «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Труд»). Музицирование с целью различения музыкальных инструментов по тембру.

Музицирование на различных музыкальных инструментах: пианино, барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, маракасе, свирели, электронных инструментах. Использование для музицирования самодельных музыкальных инструментов.

Подыгрывание на музыкальных инструментах музыкальному руководителю, исполняющему различные мелодии.

Самостоятельная импровизация детей на музыкальных инструментах (музыкальный руководитель подыгрывает детям). Подыгрывание и сопровождение на музыкальных инструментах песен народных мелодий и произведений современных композиторов (в аудиозаписи, в грамзаписи).

Исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах в оркестре и ансамбле.

Date: 2016-11-17; view: 598; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию