Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательная область





«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Содержание образовательной области «Речевое развитие» на второй ступени коррекционно-образовательной работы направлено на формирование у детей с ТНР потребности в речевом общении и элементарных коммуникативных умений (интеграции с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»). Основной целью работы в рамках данной образовательной области является формирование связной речи.

В этот период большое значение придается стимулированию речевой активности детей с ТНР, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности: восприятия внимания, памяти, мышления. Одна из важных задач обучения детей в этот период — формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становятся базой для развития активной речи детей.

В ходе совместной образовательной деятельности взрослых и детей, направленной на ознакомление детей с ТНР с окружающей действительностью, они начинают понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни, учатся выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.

Немаловажное значение в этот период приобретает обучение ситуативной речи детей с ТНР, в процессе которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами. При этом важную роль играет пример речевого поведения взрослых. Речь взрослых должна быть естественной, грамматически правильно оформленной, доступной пониманию детей. Взрослые стимулируют желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряют даже минимальную речевую активность детей в различных ситуациях.

Для формирования коммуникативных способностей ребенка среднего дошкольного возраста с ТНР важно определить насколько та или иная предметно-игровая ситуация будет стимулировать использование доступных ему средств общения (вербальных и невербальных). Учитель-логопед на логопедических занятиях а воспитатели в ходе реализации задач образовательной области «Речевое развитие» должны учитывать особенности развития игровой деятельности каждого ребенка: сформированность игровых действий, умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками в игре, используя различные средства коммуникации.

Большое внимание на второй ступени обучения все также уделяется работе с литературными произведениями. Воспитатели рассказывают детям сказки, читают стихи, короткие рассказы, организуют театрализованные игры по их сюжетам.

В группах оформляются специальные книжные выставки (книжные уголки), где размещаются книги, отпечатанные полиграфическим способом, и книжки-самоделки, которые дети изготавливают вместе со взрослыми. Содержание книжных уголков обновляется по мере знакомства детей с новыми литературными произведениями.

 

Педагогические ориентиры:

¾ преодолевать неречевой и речевой негативизм у детей (чувства неуверенности, ожидание неуспеха), формирование устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками;

¾ формировать у детей навыки взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок»;

¾ развивать потребность в общении и формировать элементные коммуникативные умения, обучая детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

¾ обучать детей элементарным операциям внутреннего программирования высказывания с опорой на реальные действия на невербальном и вербальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации;

¾ разыгрывать с детьми ситуации, в которых необходимо использовать звукоподражание, элементарное интонирование речевых звуков, имитацию неречевых звуков (смеха или плача ребенка, кипения чайника, льющейся воды, движения или сигнала автомобиля, звука, сопровождающего зеленый сигнал светофора), произнесение отдельных реплик по ситуации игр с образными игрушками;

¾ уточнять и расширять активный словарный напас с последующим включением его в простые фразы;

¾ стимулировать желание детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми);

¾ формировать элементарные общие речевые умения детей;

¾ учить детей задавать вопросы и отвечать на них, формулировать простейшие сообщения и побуждения, то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний;

¾ воспитывать внимание детей к речи окружающих и расширять объем понимания речи;

¾ формировать усвоение детьми продуктивных и простых по семантике грамматических форм слов и словообразовательных моделей;

¾ учить детей использовать простые структуры предложений в побудительной и повествовательной форме;

¾ закреплять владение разговорной (ситуативной) речью в общении друг с другом и со взрослыми;

¾ стимулировать спонтанную речевую деятельность детей, речевую инициативность, потребность задавать вопросы;

¾ учить детей задавать вопросы и отвечать на них, строить простейшие сообщения и побуждения, то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний;

¾ расширять предметный, предикативный и адъективный словарный запас детей, связанный с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом;

развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор;

— знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями) и учить их разыгрывать содержание литературных произведений по ролям.

Основное содержание

Формирование связной речи. В специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе проведения настольно-печатных игр и т. д.) учить детей диалогической речи (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»).

Пересказ хорошо знакомых и незнакомых сказок и рассказов детьми. В специально созданных ситуациях учить детей самостоятельно составлять описательные рассказы (по игрушке, по картинке) (интеграция с логопедической работой).

В специально созданных ситуациях учить детей самостоятельно составлять повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно) (интеграция с логопедической работой).

Учить детей составлять рассказ из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни и т.п.) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»).

Включение в повествование элементов описаний действующих лиц, природы, пересказа диалогов героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания (интеграция с логопедической работой).

Работа с литературными произведениями. Чтение литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений). Разучивание стихотворений. Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй детьми с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, серий картинок, наглядных моделей, символических средств на основе использования иллюстративного плана, вопросного плана и элементов эйдо-рацио-мнемотехники (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).

Вместе со взрослым разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) (интеграция с логопедической работой и образов а тельной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).

Изготовление книжек-самоделок из рисунков, аппликации выполненных вместе со взрослыми, показ и называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода. (В процессе «превращения» необходимо следовать технике создания выразительного образа: изменение позы, общих движений, голоса, мимики) (Интеграция с образовательными областями «Художественно-эстетическое развитие» — «раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Труд»),

Коллективный рассказ-рисование по содержанию произведения (вместе взрослыми и детьми).

Формирование интереса к слушанию и отображению содержания детских литературных произведений. Чтение детям сказок, песенок, потешек, стихов. Совместные с детьми игры на узнавание и называние персонажей этих произведений, воспроизведение их действий (по подражанию действиям взрослого и по образцу).

Показ, называние детьми (совместно со взрослым и самостоятельно) персонажей сказки, отражение наиболее характерных особенностей их поведения (подражание голосом, имитация движений).

Знакомство с иллюстрациями детских книг и картин по содержанию литературных произведений. Совместное с детьми рассматривание иллюстраций к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года, соответствующих содержанию литературных произведений.

Работа с произведениями искусства (картины, иллюстрации детских книг и т. п.). Рассматривание картин с содержанием, доступным детям: иллюстраций к сказкам, изображений игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и т. п. Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах Рассказывание по картинам с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта». Моделирование ситуации, изображенной на картине, с использованием игрушек и реальных предметов.

Театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации) при активном участии взрослого в роли ведущегои режиссера игры. Использование детьми вербальных и невербальных средств общения по ходу разыгрывания по ролям содержания иллюстраций к сказкам, рассказам и т. д. Рассказывание содержания картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей (интеграция с логопедической работой и образовательной 'частью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»).

Коллективные работы на темы картин: диорамы, коллективные рисунки-аппликации и т. д. (интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»).

Рассматривание картин художников, составление детьми кратких рассказов по сюжету картины на основе использования иллюстративного плана, вопросного плана и элементов эйдо-рацио-мнемотехники (интеграция с логопедической работа).

Экскурсии в музеи, картинные галереи (вместе с родителями). Создание в детской организации картинных галерей из картин, выполненных профессиональными художниками и из детских работ. Экскурсии с детьми в картинные мини-галереи детской организации. Создание образовательных ситуаций: дети в роли экскурсоводов в картинной галерее или у одной из картин (интеграция с образовательными областями «Художественно -эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество», «Социально- коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

 

Date: 2016-11-17; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию