Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные факторы, способствующие развитию физической культуры в современном обществе





Факторов, определяющих развитие общества, несколько. К дви­жущим силам этих факторов в социологии относят, в первую оче­редь, деятельность людей, в основе которой лежит их стрем­ление к удовлетворению своих потребностей. Удовлетворенная по­требность, сам процесс ее удовлетворения порождают новые по­требности. Таким образом, изменяется и совершенствуется жизне-


деятельность человека и общества. Однако откуда появляются и как возникают новые потребности, каков механизм их развития?

Современная психология считает, что новые потребности воз­никают в результате саморазвития человека, механизм которого состоит в воздействии на тот или иной предмет. Преобразуя его, человек воздействует на самого себя, он как бы будит дремлющие в нем силы. Вообще жизнь во всех ее формах обязательно предпо­лагает себя в будущем. Это заложено и в строении живого, и в характере потребностей человека. Потребность всегда предполага­ет некоторый объект (свой предмет), который, по существу, еще надо встретить; потребностное состояние «предполагает» свою смену (в случае успешного осуществления потребностного цикла) состоянием удовлетворения. Даже само существование живого в любой данный момент есть опережающее отражение возможности существования в момент последующий. Одним из приоритетных показателей развития человека является его потребностная сфера. В то же время неудовлетворенность человека самим собой, своими делами дает ему импульс к совершенствованию себя, своей дея­тельности, своего окружения. Стремление улучшить ситуацию, устранить помехи, добиться нового качества и движет человеком и обществом.

Механизм формирования потребностей лежит и в основе инди­видуальных, присущих каждому человеку движущих сил, состав­ляя вместе основу движущих сил общества. Такими индивидуаль­ными движущими силами являются ценностные ориентации, мо­тивация, потребности и удовлетворенность результатами деятель­ности.

Социальная жизнь людей развивает общественные потребнос­ти, которые как бы стоят над личностными, регулируют их, де­терминируют их развитие, формируют новые. Удовлетворение об­щественных потребностей требует организации новых социальных структур, образования новых социальных институтов, совокупность которых составляет сферы общества — экономическую, соци­альную, политическую и духовную. В каждой из этих сфер развива­ются и функционируют собственные движущие силы.

Движущими силами социальной сферы общества выступают потребности в подготовке людей к совместной общественной жиз­ни, потребности в социализации и интеграции подрастающего поколения в общественную жизнь, объединение людей в группы и общности для совместной деятельности в той или иной области, потребности в адаптации населения к постоянно изменяющимся условиям жизни, регулирование и социальный контроль обществен­ной жизни.

Физическая культура относится к социальной сфере общества. В ее основе лежат социальные потребности в физическом совершен­ствовании людей, в формировании у них двигательных навыков и


умений, в оздоровлении, реабилитации, рациональной организа­ции свободного времени. Этими потребностями и продиктована необходимость организации особого социального института — физической культуры. Необходимость и стремление людей к удов­летворению социальных потребностей в физкультурной деятель­ности составляет одну из основных движущих сил, определяющих развитие физической культуры.

Общественная жизнь складывается из взаимодействия всех сфер и областей общества, составляющих в целом единый социальный организм. При этом трудно выделить такую область жизнедеятель­ности общества, которая была бы абсолютно приоритетной. Тем не менее такие социальные институты, как экономика, культура, политика, во многом определяют уровень социальной жизни лю­бого общества. Движущие силы этих ведущих сфер общества воз­действуют на другие, существенно детерминируя их развитие, в одних случаях замедляя его, в других, — наоборот, ускоряя. Таким образом появляются интегральные общественные факторы: соци­ально-экономические, социально-политические, социально-культурные, обусловливающие функционирование и развитие как общества в целом, так и каждого его компонента. В физической культуре воз­действие экономических, политических, духовных факторов осо­бенно заметно. Предмет физкультурной деятельности — физичес­кое состояние человека, его телесность, физическое здоровье, т.е. то, без чего не может процветать ни одна сфера общественной деятельности. Любому человеку, независимо от того, какова его профессия, необходимо в первую очередь иметь хорошее, крепкое здоровье. Физическая культура посредством физического совершен­ствования, оздоровительного, рекреативного воздействия оказы­вает влияние и на экономическую, и на политическую, и на ду­ховную жизнь общества. Исследование физической культуры в си­стеме современного социума является одним из важных направле­ний социологических исследований, поскольку они дают ответы на вопросы: какое место занимает физическая культура в обществе, как она взаимодействует с другими социальными институтами?

Представить механизм существования и функционирования движущих сил общества, и в частности физической культуры, до­статочно сложно, мы попытались нарисовать лишь общую карти­ну этого процесса. Детальное рассмотрение роли и значимости ве­дущих факторов позволит оценить их влияние, а значит, и влия­ние общества на процесс развития физической культуры как со­циокультурного явления.

Социально-экономические факторы. Трудно переоценить значе­ние и роль экономики, которую она играет в жизнедеятельности любого человека и общества в целом, поскольку люди прежде всего Должны биологически обеспечивать свою жизнь — есть, пить, оде­ваться, иметь жилье. Чтобы все это иметь, необходимо трудиться,


 




производить материальные блага, распределять их, т. е. сознатель­но преобразовывать окружающую среду в полезные для жизни объекты. Известно, что в процессе труда происходит и формирова­ние самого человека, развиваются его способности, формируются умения и навыки, а вместе с ними возникают и потребности. Это делает производство основой, фундаментом жизнедеятельности людей любого общества.

Экономика влияет на развитие всех компонентов общества, в свою очередь на социальную сферу и через нее — на другие сторо­ны социальной жизни. Своего рода преобразование экономичес­кой деятельности в социальную получило в социологии название социально-экономического фактора. Физическая культура, явля­ясь неотъемлемой частью социума, имеет также социально-эконо­мические факторы, определяющие ее существование и развитие, которые выражаются в ее экономической обусловленности и эко­номическом обеспечении.

Физическая культура интенсивно воздействует на экономичес­кую сферу жизни государства и общества — на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потреби­телей. Для того чтобы повысить благосостояние общества, необхо­димо обеспечить интенсивный рост экономики, зависящий от многих факторов, среди которых ведущие — качественный уро­вень рабочей силы и высокий производительный труд. Системати­ческие занятия физическими упражнениями, существенно повы­шая физическую работоспособность человека, сказываются благо­приятно на умственной деятельности. Во многих случаях это связа­но с влиянием физической деятельности на организм человека, способствующей развитию общей выносливости, совершенство­ванию волевых и моральных качеств, которые при прочих равных условиях делают более успешной трудовую деятельность. Много­численные исследования свидетельствуют, что систематические физкультурные занятия значительно продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В со­временном обществе, когда население многих цивилизованных стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудо­способного возраста имеют первостепенное значение.

Роль физкультурных занятий в здоровье нации, в том числе и в российском обществе, общепризнанна. Доказательством могут слу­жить новые спортивные сооружения, выпуск качественных спортив­ных товаров. Таким образом, именно экономика создает условия для эффективной физкультурной деятельности. Зависимость мате­риальной базы от развития экономики очевидна. Первоначально физкультурная деятельность не требовала организации особых ус­ловий и обходилась естественными средствами — дорожками для бега, водоемами для плавания и т.д. Затем появляются специаль-


ные приспособления, гимнастические снаряды, площадки, ста­дионы, бассейны, залы для спортивных игр, катки, лыжные трас­сы и т.д. Физкультурная практика начинает создавать искусствен­ную среду — тренажеры, приспособления, позволяющие выпол­нять упражнения специальной тренировочной направленности. Развитие экономики обусловило возможность для подготовки и содержания специалистов по физической культуре, а также фи­нансовое, кадровое, научное обеспечение в обслуживании физ­культурной деятельности.

Важнейшими условиями активной самостоятельной физкуль­турной деятельности является экономическое благополучие лю­дей, их удовлетворенность предметами первой необходимости. Эко­номика обеспечивает нужный для человека уровень благосостоя­ния, создает предпосылки для появления свободного времени и средства для его рационального проведения.

При исследовании социально-экономических факторов физкуль­турной деятельности используются социологические методы. Чаще всего — метод анализа документов: всевозможных отчетов, перио­дических изданий, статистических данных.

Одно из первых социологических исследований в сфере физи­ческой культуры было направлено на изучение роли, места и со­циально-экономической эффективности физкультурной деятель­ности в социальной жизни. С 1963 по 1975 г. в Северодонецке — городе, где активно развивалось физкультурно-спортивное движе­ние («Город здоровья и спорта»), были проведены комплексные обследования трудящихся ряда промышленных предприятий, в том числе и массовые социологические опросы, которые позволили научно обосновать экономическую эффективность систематичес­ких занятий физическими упражнениями. Аналогичные исследо­вания и развернутый социальный эксперимент были осуществле­ны в башкирском городе химиков Салавате. При обследованиях на предприятиях подмосковного красногорского механического за­вода, свердловского Уралмаша, Каменск-Уральского металлурги­ческого завода и некоторых других были выявлены новые формы организации физкультурных занятий на промышленных предпри­ятиях типа «Цеха здоровья», «Сектора здоровья», которые способ­ствовали снижению уровня заболеваемости трудящихся и повы­шению их производительности труда. Данные исследования пока­зали, что каждый регулярно занимающийся физкультурной дея­тельностью работник приносил своему предприятию дополнитель­но 440 рублей прибыли в год.

Социально-политические факторы. Политика — это управление обществом при помощи государства, его политических институ­тов. Политическая деятельность связана с обретением, удержани­ем и использованием власти. Суть ее состоит в использовании вла­сти, в способности оказывать определяющее воздействие на пове-


 




дение людей с помощью силовых структур. Отсюда социально-по-литческий фактор — воздействие политики на социальные про­цессы, на те или иные социальные факты, на образ жизни и пове­дение людей, социальных общностей. В сфере политики находится все общество в целом и составляющие его социальные институты. Не является исключением в этом смысле и физическая культура.

Роль политики в сфере физической культуры состоит в регули­ровании правовых и идеологических аспектов физкультурного дви­жения, в определении его статуса в обществе. Таким образом, по­литическая сфера общества создает условия для организации физ­культурной деятельности людей. Она обеспечивает право заниматься ею в соответствии с интересами и потребностями населения. В то же время государственная политика может играть и стимулирую­щую роль, предоставляя льготные условия для развития тех соци­альных функций физической культуры, которые выгодны госу­дарству.

В России, как показывают исследования Н. А. Пономарева [18], специальная физическая подготовка войск впервые была введена в вооруженных силах по инициативе и в интересах правящих клас­сов в конце XVIII в. Вначале специальная физическая подготовка вводится в суворовской армии, а затем организуются занятия по гимнастике в кадетских корпусах. В середине XIX в. были созданы специальные курсы для подготовки преподавателей военно-физи­ческого воспитания. Привилегированные учебные заведения, та­кие, как известный Царскосельский лицей, вводят занятия по гим­настике, фехтованию и танцам. Для этого строятся специальные гимнастические залы.

Физическая культура и спорт широко используются в пропа­гандистских целях, для популяризации политических лидеров, партий, движений, в предвыборных и других кампаниях. Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура служит политике. В современных государственных структурах есть офици­альные организации, управляющие физической культурой, кото­рые контролируют, поддерживают и стимулируют физкультурную активность людей.

Социокультурные факторы. Воздействие духовной сферы обще­ства на общественную жизнь складывается из культурной жизни общества, из социокультурных факторов. К таким факторам отно­сятся общественное сознание, ментальность общества, нравствен­ные нормы, художественные взгляды и предпочтения, религиоз­ные верования, наука и искусство. Духовная сфера общества — это формирование мировоззрения, знаний, идей и взглядов, образ­цов поведения, представлений и верований, их распространение через образование, воспитание, посредством массовой информа­ции, путем проведения массовых мероприятий и другой социаль­ной работы.


В задачи социологии входит изучение социокультурных факто­ров как основных составляющих развития общества. Социология физической культуры, в свою очередь, изучает их воздействие на физкультурную деятельность и обратное воздействие физической культуры на духовную жизнь общества. Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физ­культурной деятельности различных групп населения, в упорядо­чении этой деятельности, придании ей организационно-управлен­ческого характера. Немаловажно для социологии физической куль­туры исследование эффективности этих процессов.

Механизм формирования ценностного отношения во многом обусловлен уровнем общественного мнения в отношении полезно­сти физической культуры и спорта, пропаганды, рекламы, каче­ством физкультурного образования и воспитания, обучения физи­ческим упражнениям. Особое место здесь занимает политическая идеология. Например, призыв к осуществлению лозунга о нацио­нальной безопасности путем оздоровления нации, и в первую оче­редь молодого поколения, является сейчас одним из важнейших стимулов в развитии физической культуры и спорта в обществе.

Институт религии, как показывает история развития общества, играл значительную роль в данном процессе, когда спортивная победа рассматривалась как дар богов. В современном обществе цер­ковь также старается придать религиозную окраску различным со­ревнованиям; религиозные амулеты, молитвы спортсменов перед стартом — обычные явления для нынешних спортивных соревно­ваний

Результаты научных исследований, доказывающие эффектив­ность влияния физических упражнений на здоровье занимающих­ся, их физическое состояние и подготовленность, также могут ори­ентировать людей на положительное отношение к физкультурной деятельности.

Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом.

В то же время и физическая культура оказывает воздействие на духовную жизнь общества. Достаточно вспомнить героев русских сказок, художественных произведений, которые, как правило, от­личаются не только силой духа, но и выносливостью, быстротой, крепким телосложением. Телесная красота во все века ценилась как одна из эстетических ценностей. В основе любого конкурса кра­соты телесность рассматривается как один из главных признаков. Красивые, здоровые люди определяют атмосферу благополучия общества и являются залогом его процветания.

Социология физической культуры дает возможность изучать влияние социокультурных факторов на развитие этой сферы жиз­ни общества, находить количественные характеристики его оцен-


 




ки путем использования социологических методов, от общеизвест­ного — опроса до метода социального эксперимента.

Социологический анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре

Изменения, происходящие во всех областях жизни российско­го общества, в значительной мере влияют и на отношение к физи­ческой культуре. Новые социально-экономические, экономичес­кие и другие условия как результат научно-технического прогрес­са накладывают свой отпечаток на ценностное отношение к физи­ческой культуре. Оно находится в зависимости от цикла и фазы развития жизни человека.

Наиболее мобильной категорией общества является молодежь. Уровень физкультурно-спортивнои активности современной моло­дежи во многом определяет востребованность физической культуры и эффективность ее развития в обществе. Поэтому так важно сделать анализ побудительных сил, которые существенно влияют как на про­цесс вовлечения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность, так и на развитие физкультурно-спортивного движения в целом.

Известно, если у людей сформирован интерес к физкультурно-спортивнои деятельности, то она для них становится источником получения психо-соматического комфорта, того, что П.Ф.Лесгафт называл «возвышающим чувством удовольствия». Только в случае, если участие в физкультурно-спортивнои деятельности вызвано внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно говорить о позитивном влиянии заня­тий физическими упражнениями на развитие личности.

Исходя из этих теоретических предпосылок, попытаемся вы­яснить роль побудительных факторов, активизирующих спортив­ную деятельность студента, определить, что же движет им: чув­ство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потреб­ность или необходимость выполнить норматив учебной програм­мы и получить зачет.

Проведенные анкетные опросы, беседы, наблюдения, анализ состояния учебной и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сибирских вузах позволили представить объек­тивное положение, отражающее уровень охвата студентов различ­ными формами занятий физическими упражнениями, круг их физкультурно-спортивных интересов, потребностей и мотивов в этой сфере деятельности.

Важная роль в социологическом исследовании принадлежит оцен­ке значимости влияния различных объективных и субъективных фак­торов на уровень физкультурно-спортивнои активности студентов. Наибольший интерес представляет взаимодействие таких факто­ров, как пол и возраст студентов, курс обучения и профиль вуза.


Физкультурно-спортивная активность — это совершенствова­ние биосоциальной природы человека средствами физической куль­туры. В то же время ее количественно-качественная характеристика может быть представлена показателями затраченного времени, ре­гулярностью занятий, мотивацией студентов в сфере физкультур­но-спортивнои деятельности.

Принявшие участие в исследовании студенты, в зависимости от их отношения к физической культуре и уровня физкультурно-спортивнои активности, условно были разделены на три типоло­гические группы:

— студенты с низкой физкультурно-спортивнои активностью, затраты времени не превышают 3-х часов в неделю (28,1 %);

— студенты с оптимальной физкультурно-спортивнои актив­ностью, затраты времени 6 часов в неделю (15,1 %);

— студенты, не проявляющие физкультурно-спортивнои актив­ности, не имеющие затрат свободного времени на занятия физи­ческими упражнениями и спортом (28,1 %).

Для того чтобы получить достоверное представление об уровне физкультурно-спортивнои активности студентов необходимо про­анализировать показатели систематичности занятий. Анализ дан­ных табл. 1 характеризует уровень устойчивости физкультурно-спортивнои активности: 21,8% опрошенных студентов системати­чески обращаются к физкультурным занятиям, 50,1 % — от случая к случаю, 28,1 % — не занимаются физическими упражнениями в свободное время. В целом лишь у 15,1 % студентов длительность и регулярность занятий отвечает требованиям рационального двига­тельного режима.

Таблица 1

Отношение студентов разного пола к физкультурно-спортивнои деятельности, %

 

 

Отношение к физкультурно-спортивнои Пол студентов Все студенты
деятельности женщины мужчины
Занимаются систематически 36,9 12,6 21,8
Занимаются эпизодически 44,5 53,5 50,1
Не занимаются в свободное время 18,6 33,9 28,1

Анализ данных конкретно-социологических исследований по­казывает, что отношение студентов к физкультурно-спортивнои


 




 



Таблица 3

деятельности во многом определяется характером интересов и мо­тиваций. Более того, по нашему мнению, уровень сформирован­ное™ интересов и мотивов выступает как один из ведущих пока­зателей личностной физической культуры студентов. Проявление интереса вызывает желание действовать, формирует мотивы пове­дения и потребность реализовывать их на практике.

Результаты данного исследования показывают, что 73,2% оп­рошенных студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека (табл. 2).

Таблица 2

Как показывают данные табл. 2, более 18% опрошенных сту­дентов затруднялись оценить социальную роль физической куль­туры в формировании личности человека. На наш взгляд, такое положение в первую очередь характеризует слабую информиро­ванность студентов о социальной сущности физической культуры.

Интерес к физической культуре — это динамическая социальная категория, которая формируется на протяжении всей жизни чело­века. Так, за время обучения в вузе у 15,7 % опрошенных студентов отмечается повышенный интерес к физкулыурно-спортивной де­ятельности, у 62,1 % он остался прежним, о снижении интереса к физической культуре говорят 18,9% опрошенных студентов трех сибирских вузов (табл. 3).

Настораживает тот факт, что в вузе смешанного профиля более трети студентов говорят о снижении интереса к физкулыурно-спортивной деятельности за период обучения. Это в первую оче­редь характеризует состояние физического воспитания в данном вузе как неудовлетворительное, показывает слабый учет физкуль­турных интересов студентов.


На формирование интереса к физкулыурно-спортивной дея­тельности влияет много внешних факторов (табл. 4).

 

Таблица 4


Анализ проведенного исследования указывает на необходи­мость улучшения качества проведения занятий физическими уп­ражнениями: 40,9% опрошенных студентов считают, что этот фактор существенно влияет на повышение интереса к физкуль-турно-спортивной деятельности, особенно для студентов гума­нитарно-технического профиля, 50,8% которых подтверждают необходимость улучшения качества проведения физкультурных занятий. Повышение уровня профессиональной подготовки пре­подавателей, улучшение материально-спортивной базы, исполь­зование нетрадиционных методик занятий будут способствовать реализации физических возможностей для желающих занимать­ся спортом.

Другим, не менее значимым, для студентов фактором повыше­ния интереса к занятиям физическими упражнениями является возможность выбора вида спорта или вида физической активности, который наиболее приемлем для занимающегося: 35,6% опрошен­ных студентов подтверждают необходимость развития в вузах ши­рокого круга видов и форм занятий физическими упражнениями.

Достаточно значимым для студентов (16,9%) фактором повы­шения их интереса к физкультурно-спортивной деятельности яв­ляется и возможность заниматься на современно оборудованной ма­териальной базе.

Полученные данные свидетельствуют о том, что опрошенные студенты не придают особого значения агитационно-пропаганди­стской деятельности и рекламе занятий физическими упражнени­ями: лишь 2,5% опрошенных считают, что хорошая реклама спо­собствует повышению интереса к физкультурно-спортивной дея­тельности. Видимо, в данном случае сказывается недостаточное внимание к спортивной рекламе, которое в целом присутствует в нашем обществе. Низкий уровень качества существующей рекламы не дает студентам возможности понять и осознать ее истинную ценность и влияние на развитие физической культуры.

Как показывает исследование, уровень сформированное™ ин­тереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности во мно­гом определяется возможностями выбора как вида спорта, так и других форм организации физической активности. Для повышения эффективности организации физкультурно-спортивной деятель­ности следует рассмотреть приоритетность выбора форм занятий физическими упражнениями в вузе (табл. 5).

Полученные данные свидетельствуют о значительном интересе студентов к секционным занятиям по видам спорта: 32,1 % опро­шенных выбрали бы эту форму занятий, если бы были созданы условия для физкультурно-спортивной деятельности. Более всего секционная форма занятий привлекает студентов технических ву­зов: 37,8 % опрошенных выбрали бы для занятий секции по видам спорта. Такое распределение полученных результатов исследова-


ния вызвано тем, что студенческий контингент технического вуза в основном составляют мужчины (74% опрошенных студентов), которые отдают, как правило, предпочтение спортивной направ­ленности занятий. Студентам гуманитарных вузов и вузов смешан­ного профиля, где в основном обучаются девушки (до 82 % опро­шенных), в большей степени свойственны занятия оздоровитель­ной направленности: более 31% опрошенных привлекают лишь прогулки, игры, организованные по свободному регламенту, ку­пание, 18,2% студентов хотели бы заниматься в клубных формах по физкультурно-спортивным интересам. Значительное число сту­дентов хотели бы использовать в свободное время самостоятель­ную форму занятий: 20,9 % опрошенных считает эту форму заня­тий наиболее приемлемой.

Таблица 5

Следует особо подчеркнуть слабую заинтересованность студен­тов в массовых спортивных и оздоровительных мероприятиях, про­водимых в вузах. Организаторам массовой физкультурно-оздоро­вительной работы, спортивным клубам вузов, видимо, следует

ИЗ


перестраивать свою работу, отказаться от изживших шаблонных мероприятий, подобных спартакиадам. Практика показывает, что в них зачастую участвуют слабо подготовленные к соревнователь­ной деятельности студенты, соревнования проводятся по непо­пулярным среди студентов видам спорта, занимают много вре­мени и по существу снижают интерес к физкультурно-спортив-ной деятельности.

Большинство опрошенных студентов готовы использовать для организации оздоровления и активного отдыха платные услуги (табл. 6).

Таблица 6

В свете изменившейся экономической ситуации в стране этот факт особенно важен. Он требует от специалистов поиска новых форм физкультурно-оздоровительной работы в вузе.

Наиболее популярными видами оздоровления у студентов всех вузов считаются сауна, бассейн, массажные процедуры. Такие виды платных услуг уже длительное время используются населением, благоприятно воздействуя на самочувствие и здоровье людей, и, конечно, их развитие требует особой финансовой поддержки. По­этому большинство опрошенных (88,1 %) готовы оплачивать дан­ные услуги и регулярно их использовать в качестве оздоровитель­ных форм и активного проведения досуга.

Социологические исследования последних лет неоднократно доказывали, что социальная активность (в том числе и физкуль-


турно-спортивная) во многом определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, ее мотивов и ценностных ориентации, предпочтений и установок. Анализ данных выявил комплекс объективных (внешних) условий и субъективных (внут­ренних) факторов, характеризующих отношение и мотивацию студентов к физкультурно-спортивной деятельности. По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физ-культурно-спортивную деятельность определяются состоянием ма­териальной спортивной базы, направленностью содержания учеб­ного процесса и организацией массовой физкультурно-оздорови­тельной работы, наличием физкультурных знаний для организа­ции самостоятельных занятий (табл. 7).

Таблица 7

Таблица показывает заметные различия в оценке факторов, которые, по мнению студентов, препятствуют формированию мо­тивации и активного положительного отношения к физкультур­но-спортивной деятельности. Наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени: 48,3% опрошенных указывает этот фактор в качестве главной причины


своей низкой физкультурно-спортивной активности. В то же время большинство социологов, исследовавших бюджет свободного вре­мени студентов, утверждают о наличии значительного количества времени, которое студенты отводят на досуговые формы занятий: от 1,5 до 3,5 часов в учебный день.

По данным нашего исследования, бюджет свободного времени студентов Новосибирского института народного хозяйства состав­ляет 4 час. 46 мин. Анализируя полученные данные и сопоставляя их с другими, можно заключить, что причиной низкой активнос­ти в физкультурно-спортивной деятельности является не количе­ственный недостаток свободного времени, а неумение рациональ­но им распорядиться, и главное — невысокая ценность физкуль­турно-спортивной деятельности в структуре свободного времени студентов. Данный вывод созвучен с ответами 19,8% опрошенных студентов, подтверждающих, что никогда не задумывались о при­чинах своей низкой физкультурно-спортивной активности. Более того, в вузах гуманитарного профиля этот факт подтверждают около 27% опрошенных.

Хотелось бы отметить недостаток физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий: 10,2% опрошенных студен­тов считают его основной причиной своей низкой физкультурно-спортивной активности. Поэтому важно усилить образовательную направленность учебно-воспитательного процесса в вузе.

Около 15 % опрошенных студентов вузов различного профиля говорят об отсутствии возможности выбора вида спорта, недостат­ке инвентаря и спортивной формы для занятий физическими уп­ражнениями. Причем в ходе анализа становится очевидным, что подобное положение характерно для всех вузов, независимо от профиля обучения студентов. Таким образом, значительно снижа­ют физическую активность студентов слабое развитие физкультур­но-спортивной индустрии и не отвечающий объективным требо­ваниям экономический базис физкультурного движения.

Рассмотрев комплекс объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, препятствующих реализации физкультур­но-спортивной деятельности, удовлетворению имеющихся потреб­ностей личности, можно утверждать, что от своевременного уст­ранения объективных причин и усиления образовательного и вос­питательного аспектов во многом зависит уровень физкультурно-спортивной активности студентов.

Анализ факторов, определяющих процесс формирования по­требностей, интересов и мотивов, был бы неполным без рассмот­рения субъективных побуждений личности (табл. 8).

Из таблицы видно, что существенно влияет на уровень физ­культурно-спортивной активности значительный приоритет двух факторов: желание студентов повысить свою физическую подго­товленность (33,5% опрошенных) и необходимость оптимизиро-


вать вес и улучшить фигуру (42,8 % опрошенных студентов). Следо­вательно, 76,3 % студентов считают, что их физкультурно-спортив-ная активность определяется одним из этих факторов.

Таблица 8

Для студентов технического вуза наиболее значим такой фак­тор-побудитель в мотивационной сфере, как повышение физичес­кой подготовленности: 48,5% опрошенных считают его наиболее важным побудителем их физкультурно-спортивной деятельности.

Для студентов гуманитарного и смешанного профилей важней­шим мотивом, побуждающим их к занятиям физическими упраж­нениями, является необходимость оптимизировать вес и улучшить фигуру: соответственно 48,6 % и 52,7 % опрошенных отмечают зна-


чимость данного фактора-побудителя их физкультурно-спортив-ной активности. На наш взгляд, это объясняется наличием в дан­ных вузах преимущественно женского контингента. Для девушек-студенток высоко значимы мотивации, связанные с оптимизацией веса тела и улучшением фигуры путем активных занятий физичес­кими упражнениями. Вто время как для юношей-студентов важен мотив повышения своей физической подготовленности (табл. 9).

Таблица 9

Проведенное исследование показало низкую значимость для студентов всех вузов такого фактора, как достижение высокого спортивного результата: лишь 0,5% опрошенных оценивают его


формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры. Видимо, именно этим обстоятельством объясняется нежелание студентов участвовать в крупных спортив­ных соревнованиях и массовых мероприятиях. Значит, в организа­ции массовой физкультурно-оздоровительной работы в вузе необ­ходимо руководствоваться в большей степени спортивно-оздоро­вительной направленностью: проводить спортивные праздники, «дни здоровья», организовывать клубы по физкультурно-спортив-ным интересам и другие неформальные объединения, способству­ющие развитию самоуправления, творческой активности в сфере физической культуры и спорта.

Тревожным выводом данного раздела исследования является недооценка студентами таких субъективных факторов, формирую­щих мотивацию, как понимание значимости занятий для воспита­ния красивой манеры и культуры движений, воспитания волевых качеств, рационального использования свободного времени: всего лишь 4,6 % опрошенных студентов отмечают их особое влияние на формирование ценностно-мотивационных установок. Сложившее­ся положение социологи связывают с низким образовательно-вос­питательным потенциалом учебных занятий и спортивно-массо­вых мероприятий, акцентированным вниманием к нормативным показателям физкультурно-спортивной деятельности студентов. Подтверждением может считаться мнение 6,3 % студенток и 4,7 % студентов. Положительной мотивацией для них является получе­ние зачета по физической культуре.

Неопределенность мотивационной сферы говорит о том, что важно планомерно и целенаправленно проводить учебно-воспи­тательную работу, побуждающую студентов к деятельному отно­шению в освоении ценностей физической культуры.

Подводя итоги конкретно-социологического исследования, следует подчеркнуть, что непременным условием воспитания физической культуры студента является вовлечение его в физ-культурно-спортивную деятельность. Результаты доказывают, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышается жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм. Среди них больше энергичных, одухот­воренных людей, способных повести за собой коллектив, эффек­тивно управлять производством. Занятия физической культурой способствуют рациональному распределению свободного време­ни, позволяют студенту активно включаться в другие виды дея­тельности и реализовывать свои сущностные силы. Целостный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее общедос­тупность могут стать мощным средством повышения социаль­ной активности студенческой молодежи. Задача педагогов — сформировать у студентов активное отношение к этой сфере де­ятельности.


Полученные в социологическом исследовании данные стали основанием для следующих выводов:

• физкультурно-спортивная деятельность наряду с другими ви­дами деятельности входит в образ жизни студентов. Большинство из них (более 73 % опрошенных) высоко оценивают социальную значимость физической культуры в жизни общества. Однако сис­тематически используют средства физической культуры во вне-учебное время лишь 21,8% опрошенных студентов;

• рассматривая интерес к физической культуре как динамичес­кую социальную категорию, правомерно утверждать, что в сту­денческом возрасте наступает его стабилизация (62,1 % опрошен­ных отметили данный факт). Снижение интереса к занятиям физи­ческими упражнениями у одной пятой части опрошенных студен­тов свидетельствует о низкой эффективности учебно-воспитатель­ного процесса и слабой организации физкультурно-оздоровитель­ной работы в вузах;

• наибольшее влияние на уровень интереса оказывают такие объективные факторы, как улучшение качества проведения заня­тий физическими упражнениями (40,9 % опрошенных) и возмож­ность выбора форм занятий и видов спорта (35,7 %). В то же время низкий уровень качества существующей рекламы физической куль­туры и спорта не позволяет студентам осознать ее истинную цен­ность и влияние на формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности;

• наиболее интересными и привлекательными формами заня­тий для студентов являются секционные занятия по видам спорта (32,1%), для студенток более значимы занятия в формах, имею­щих ярко выраженную оздоровительную направленность в клубах по физкультурно-спортивным интересам и других неформальных объединениях;

• для организации активного отдыха и оздоровления студенты готовы пользоваться платными услугами, наиболее привлекатель­ными из них являются: занятия в бассейне, использование мас­сажных процедур и сауны;

• физкультурно-спортивную активность студентов можно уси­лить при условии устранения объективных причин, которые ме­шают им заниматься физкультурно-оздоровительной деятельнос­тью, обратив особое внимание на неумение студентов распреде­лять свое свободное время, слабое развитие физкультурно-спортив-ной инфраструктуры и в целом не отвечающий современным тре­бованиям экономический базис вузовского физкультурного дви­жения;

• сознательное отношение к физической культуре формируется под воздействием различных субъективных факторов, поэтому ча­сто связывается с желанием студентов повысить свою физическую подготовленность (33,5% опрошенных), возможностью оптими-


зировать вес тела и улучшить фигуру, необходимостью снять уста­лость и повысить работоспособность. В то же время недооценка студентами таких субъективных факторов, формирующих мотива­цию, как понимание духовной ценности занятий, развитие по­знавательных возможностей в процессе физкультурно-спортивной [ деятельности, связана с низким воспитательно-образовательным уровнем и доминирующим влиянием нормативного подхода в орга­низации учебно-воспитательного процесса в вузе. Создавшаяся критическая ситуация требует глубокого анализа уровня физкуль­турной образованности студентов и принятия активных мер для повышения информационно-образовательной направленности учебных и внеучебных форм занятий физическими упражнениями студентов вузов.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику физической культуры как части общей культу­ры общества и личности.

2. В чем вы видите главную цель функционирования физической куль­туры?

3. Проанализируйте основные этапы развития общества и их связь с функционированием физической культуры.

4. В чем суть социального механизма, своеобразной движущей силы
развития общества?

5. Дайте характеристику основным факторам развития физической куль­туры.

6. Сделайте анализ отношения молодежи к физической культуре.

Литература

1. Лубышева Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и
I спорта. — М., 2000.

2. Пономарев Н.А. Социология физической культуры: Учебное пособие. — СПб., 1998.

3. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: (Основ­ные проблемы, новые подходы и концепции). — М., 1999.


Глава V

Date: 2016-11-17; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию