Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение векторов взаимоотношений спорта и физического воспитания, пути его интеграции





В последнее десятилетие, как справедливо замечено В. К. Баль-севичем [2], все заметнее становится тенденция изменения взаи­модействия массовой физической культуры, физического воспи­тания, спорта для всех и олимпийского спорта. Использование высоких спортивных технологий оказывается одним из главных ме­ханизмов, обеспечивающих начало сближения физической и спортивной культур, расходившихся до этого в разные стороны. Интеграция на основе общих интересов оказывается наиболее пер­спективным путем, способным устранить уже ставшее перманент­ным кризисное состояние физической культуры и спорта в совре­менном обществе. Какие технологические и концептуальные ре­шения необходимо использовать для интеграции, какие приори­теты при этом выбрать?


 




Главным инициирующим фактором являются коренные преоб­разования в современном понимании сущности человека, лично­сти и отношении к нему со стороны общества, которые пока еще не везде находят понимание со стороны правительственных и вла­стных структур. Современное представление о приоритете челове­ка как главной ценности во всей духовной и телесной неповтори­мости личности заставляет по-другому взглянуть на физическую и спортивную культуру человека, стимулируя поиск путей разреше­ния этических и правовых несообразностей при взаимодействии физического воспитания и спорта высших достижений.

Использование в физическом воспитании научно-технологичес­ких достижений спортивной культуры оказывается, по нашему мнению, наиболее перспективным путем к интеграции физичес­кой и спортивной культур.

Формирование принципиально новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания и спорта для всех открывает новые возможности их совершенствования и способы выявления спортивного таланта.

Конверсионные проникновения элементов спортивной культу­ры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков.

Результатом такого преобразования в методике физического воспитания дошкольников и младших школьников, согласно дан­ным экспериментальных исследований, оказываются темпы при­ростов показаний их физической подготовленности, соразмерные, а зачастую и превышающие таковые при спортивной подготовке. Таким образом, пространство для поиска и выявления спортив­ных талантов олимпийского уровня расширяется во много раз глав­ным образом за счет совершенно новых и чрезвычайно благопри­ятных условий для их раскрытия в разнообразных видах отдельной спортивной деятельности.

Основой же создания новой прогрессивной технологии физи­ческого воспитания может служить адаптирование известных вы­соких технологий спортивной подготовки к потребностям и усло­виям физического воспитания детей, подростков и молодежи [1].

В методологическом смысле такой подход означает необходи­мость выявления прежде всего таких принципиальных особеннос­тей спортивной подготовки, которые, во-первых, предопределя­ют ее никем не отрицаемую успешность и, во-вторых, могут быть реально использованы в практике физического воспитания.

Помимо этого, необходимо выявить особенности спортивной подготовки, которые хотя и вносят вклад в рост спортивной ре­зультативности, но уже в таких ее зонах, которые не представляют никакого интереса для целей физического воспитания.

Особо следует отметить необходимость уяснения тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют личностную спортив-


ную культуру атлета и являются, вероятно, одним из самых высо­ких достижений спортивной культуры вообще. Сюда можно отнес­ти и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру трени­ровки, восстановления, самоконтроля, а также формирование со­бранности, организованности и упорства в достижении постав-. ленных целей, способности к многолетней систематической рабо­те над своим совершенствованием, умение побеждать и проигры­вать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех.

Важным фактором успешности внедрения спортивных техно­логий в физическое воспитание является освоение методов орга­низации учебно-тренировочного процесса и многолетней физи­ческой подготовки в рамках физического воспитания школьников. В этом смысле большое значение приобретают методы физкуль-турно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной трени­ровки. Важно также предусмотреть механизмы переориентации школьника на другой, более подходящий для него вид спортив­ной или физической подготовки. Категорическим требованием при «спортивных заимствованиях» в физическом воспитании является реализация индивидуального и типологического подходов к физи­ческому воспитанию ребенка, создание условий для свободного выбора им вида занятий; организация такого режима тренировок, который не вызывал бы чрезмерного переутомления, отрицатель­ных эмоций, скуки, а, напротив, постоянно стимулировал бы же­лание заниматься, прежде всего благодаря постоянному и ясно ви­димому успеху в преобразовании физического потенциала учащего­ся, в том числе и его чисто внешних эстетических характеристик.

Такая реализация принципов индивидуального и типологичес­кого подходов требует постоянного соотнесения объемов, харак­тера и интенсивности нагрузок с особенностями биологических возрастных периодов, и прежде всего учета их сенситивности для стимуляции развития того или иного физического качества и мо­торной способности, укрепления и повышения уровня функцио­нального статуса занимающегося [2].

Таким образом, речь идет о творческом переносе передовых методик, наработанных в области спорта, в практику физического воспитания. Ценностный потенциал спортивной подготовки уни­кален, поскольку прошел многократную проверку и отбор на са­мых разных уровнях спортивной подготовки спортсменов. Можно перечислить наиболее яркие и уже доказавшие эффект технологи­ческие решения спортивной подготовки.

Во-первых, это приоритет тренировки как основного спосо­ба физического преобразования потенциала человека. В физичес­ком воспитании, как правило, присутствуют нагрузки оздорови­тельного характера, которые, к сожалению, не могут вывести че-


 




ловека на новый уровень физической подготовленности, но осо­бенно важны для развития детей, подростков и молодежи. Нужно успеть использовать благодатный период возраста для выявления и дальнейшего развития тех или иных физических качеств, чему в спорте уже научились. В физическом же воспитании педагогам еще предстоит освоить новые технологические аспекты и организаци­онные формы для решения этих проблем.

Во-вторых, формирование у спортсменов ценностного отно­шения к процессу спортивной подготовки и участию в нем. Вопрос мотивации — один из сложных в привлечении людей к занятиям физическими упражнениями. В спортивной деятельности он во многом блестяще решен. Само по себе отношение человека к спортивной подготовке является важнейшей личностной ценнос­тью и в то же время общественным, общим достоянием, если рас­сматривать его как образец для подражания.

Спортсмена высокого класса не нужно зазывать на тренировку, он с увлечением сам работает над техникой, находит свои соб­ственные технологические решения, продумывает весь трениро­вочный процесс до мелочей. Часто бывает, что спортсмен являет­ся сам себе и тренером. Следует внимательно проанализировать мотивационные механизмы формирования ценностного отноше­ния спортсмена к спортивной деятельности. Полученные от такого анализа практические рекомендации позволят во многом решить актуальную проблему привлечения людей к регулярным занятиям физическими упражнениями.

В-третьих, установку большого спорта — нет мелочей — нуж­но распространить и на физическое воспитание. Например, спорт­смен должен вести дневник тренировок, серьезно относиться к своему здоровью, быть организованным, сосредоточенным на своем деле. По многим аспектам спортивной подготовки уже написаны солидные научные труды. И адаптировать к процессу физического воспитания можно многое. Конечно, речь идет не о слепом копи­ровании, а о серьезном анализе и выборе наиболее удачных кон­цептуальных идей и технологий, способных в короткое время сде­лать процесс физического воспитания интересным и эффектив­ным. Таким образом, процессы интеграции в самое ближайшее время должны пойти более интенсивно и будут способствовать эффективному оздоровлению людей и достижению высоких спортивных результатов.

Вопросы и задания

1. Каковы различия в происхождении и функционировании спорта и физического воспитания?

2. Рассмотрите понятие «спорт» и дайте социальную характеристику данному феномену.

3. Обоснуйте пути взаимодействия физической и спортивной культур.


Литература

1. Балъсевич В. К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. К. Конверсия основных положении теории спортивной подготовки в процессе физического вос­питания // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6.

2. Балъсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаи­мосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 10.

3. Выдрин В. М. Теория физической культуры: (Культурологический ас­пект): Учебное пособие. — Л., 1988.

4. Ермак И. Р., Пилоян Р. А. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7.

5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М., 1982.

6. Лотоненко А. В., Стеблецов Е.А. Молодежь и физическая культура. — М., 1996.

 

7. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6.

8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М., 1991.

9. Матвеев Л. П., Полянский В. П. Прикладность физической культуры: Понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Тео­рия и практика физической культуры. — 1996. — № 7.

 

10. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. — М., 1974.

11. Сараф М.Я. Спорт и его гуманистическая сущность (исторический анализ) // Ценности спорта и пути его гуманизации / Сост. и ред. В. И. Сто­ляров. — М., 1996.

12. Столяров В. П., ИпатовД.И. Проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения // Ценности спорта и пути его гуманизации / Сост. и ред. В. И. Столяров. — М., 1996.

13. Ortega-y-Casset. Uber des Lebens Sportlichfestlichen Sinn // Leibeser-ziehung. — 1963. — № 10.



Глава IV

Date: 2016-11-17; view: 236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию