Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 8-9. Фигуры речиПлан 1. Семантические фигуры (фигуры мысли). Антитеза и ее виды: акротеза, амфитеза, диатеза, парадиастола, синкризис, антанагога, мукабала. Коррекция. Градация и ее виды. Сравнение. Каламбур. 2. Синтаксические фигуры. Фигуры прибавления. Фигуры убавления. Фигуры перестановки. Фигуры размещения. 1.
Фигура [ лат. ‘расположение частей, строение, положение, поза’ ] – это акт использования языка в целях усиления выразительности речи или воздействия на ее адресата. Термины фигура и прием для нас синонимичны. Главное назначение фигур – усилить впечатление от чего-нибудь, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. Старинные грамматики и риторики называли эти своеобразные формы «движения речи» фигурами по аналогии с фигурами в танцах (танец доставляет удовольствие, если он не беспорядочен и хаотичен, а ритмичен, гармоничен, повторяем в определенных красивых фигурах). Именно определенная группировка слов, их определенное положение в тексте способны во много раз увеличивать эмоциональное воздействие произведения на читателя. К семантическим фигурам относятся антитеза и ее виды, градация и ее виды, сравнение. Антитеза ‑ это фигура контраста между сопоставляемыми явлениями. Она реализуется в виде высказывания, содержащего 2 слова, связанных между собой отношениями лексической или контекстуальной антонимии: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь. Лексической основой антитезы, как правило, являются антонимы: контрарные, контрадикторные и конверсивные. Контрарные антонимы обозначают противопоставленность предметов, признаков, процессов, отношений. Они допускают включение в свой состав «среднего» члена парадигмы ‑ слова с нейтральным значением, от которого отсчитываются позитивные и негативные члены парадигмы: Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут. Между смехом и плачем есть третье состояние – спокойствия. Контрадикторные (противоречащие) антонимы обозначают противопоставленность предметов, признаков, процессов, отношений, наличие одного из которых исключает существование другого: Красивая женщина разъединяет мужчин и сплачивает женщин (Жв.). В данном примере представлена контрадикторная пара «разъединяет ‑ сплачивает». Конверсивные антонимы обозначают противоположность разнонаправленных действий или признаков. В произведениях М.М. Жванецкого они являются одним из наиболее ярких приемов создания контраста: (1) На дверях КГБ: «Прием граждан круглосуточно». – А выдача когда? (2) Я тот же геолог, который ищет-ищет, хотя ничего не потерял. Часто для образования антитезы авторы используют контекстуальные антонимы, что позволяет наиболее ярко продемонстрировать авторскую индивидуальность: Если тебе трудно грызть гранит науки — попробуй пососать (Жв.).
Способы усиления антитезы: 1. Разного рода повторы, например, корневые, основанные на однокоренных антонимах: Здоровому и нездоровье здóрово, нездоровому и нездоровье нездóрово (Пословица). Такую антитезу называют антиметаболой. Силы есть – времени нет; есть время – да сил не хватает. 2. Синтаксический параллелизм (повтор конструкции): Познай, где свет, - поймешь, где тьма (А. Блок). 3. Парономазия (использование фонетического или семантического подобия употребляемых слов, в данном случае антонимов): Умный научит, дурак наскучит (Пословица). Сопоставление компонентов антитезы может иметь три основные цели. Виды антитезы: 1) Ярче и нагляднее представить один из них, выделив на фоне другого: не черный, а белый. Такой вид антитезы называется акротезой. Акротеза – представляет собой утверждение, усиленное отрицанием противоположного: Нет, не слабость – великая жизненная сила и твёрдость нужна для того, чтобы оборвать свою жизнь так, как он оборвал! (Ю. Казаков) 2) Нагляднее охарактеризовать оба компонента как крайние проявления целого множества явлений и тем самым яснее представить себе всё множество: и черные, и белые. Это амфитеза ‑ приём описания целого путём указания на крайние точки: От Москвы до самых до окраин, С южных гор до северных морей (Лебедев-Кумач). Амфитеза допускает замену однословным синонимом: и стар и млад (= все), вдоль и поперёк (= полностью). Это отличает амфитезу от собственно антитезы, которая такой замены не допускает. 3) Наконец, чтобы четче изобразить промежуточные, средние звенья множества (не белый, но и не так чтобы черный), используется диатеза ‑ фигура, основанная на использовании антонимов в конструкциях с двойным отрицанием: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок: нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Н.В. Гоголь). 4) Наряду с контрастом антитезу можно использовать как дополнительный признак и сходство. такова особая разновидность антитезы – парадиастола, характеризуемая еще и тем, что ее компоненты связываются еще и синонимическими отношениями: не глаза, а очи: Запретных вещей нет, есть вещи нерекомендованные (Жв).Антитеза строится как с помощью антонимов (нет, есть), так и синонимов (запретных ‑ нерекомендованные). 5) Аллойза связана с подчеркиванием несхожего в том, что предварительно определено как сходное. Это сложная антитеза. состоящая из нескольких антнимических пар: Ты учитель, я – ученик; ты – писец, я – начальник; Ты – актёр, я – зритель: свищу – и ты сходишь со сцен ы (Демосфен). 6) Антитеза может быть построена на противопоставлении не только слов, взятых в прямом значении, но и переносных значений, например, на резком контрасте сопоставляющих компонентов двух сравнений: Вы солнце – я похож на тьму. Это синкризис. 7) Антанагога представляет собой уравновешивание какого-либо утверждения противоположным аргументом: И один глаз, да зорок, не надо и сорок. 8) Мукабала – сочетания аллойзиса с синтаксическим параллелизмом. Изобразительные функции, близкие к антитезе, но как бы усиленные врéменной, мнимой уступкой, выполняет более сложная и реже встречаемая фигура, называемая коррекцией: Однако же этот человек, ходивший в галошах с зонтиком, держал в руках гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию? Весь город. (Чехов. Человек в футляре). Одной из наиболее распространенных и известных фигур, связанных с антитезой и коррекцией, является градация – фигура, сочетающая сопоставление по сходству и контрасту. Состоит из ряда словесных компонентов (не менее 3-х), имеющих нечто общее в значении и в то же время противопоставленных друг другу по интенсивности проявления этого общего. Противопоставление усиливается или падает от компонента к компоненту. Имеет несколько интонационных центров с характерным повышением или понижением тона. Различают восходящую (климакс) и нисходящую (антиклимакс) градацию: (2) Рыбу ловят в океанах, морях, озерах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах (Чехов. Рыбье дело ); Дама, не боящаяся ни самого черта, ни даже мыши (Дост.) – антиклимакс; Город грабил, греб, грабастал (Маяк.) – климакс. Нарастание или снижение эмоционального настроя не всегда связано с масштабностью внешних явлений. Иногда возрастающая насмешливость, резкость оценок благодаря соответствующему интонационному контуру изображаются еще и нагляднее по мере уменьшения значимости, престижности описываемых явлений: (2а) Оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, «урезал» какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности марш (Булгаков. Мастер и Маргарита). Сравнение – один из самых распространенных способов усиления изобразительности. В отличие от метафоры как тропа, у сравнения есть оба компонента сопоставления. Грамматически сравнение оформляется 5-ю способами: - в состав сопоставляющего вводится форма сравнительной степени (компаратива): Тени вечера волоса тоньше (Пастернак); - сопоставляющее оформляется как существительное в творительном падеже: …И боль, что скворчонком стучала в виске… (Окуджава); - с помощью союзов и союзных слов: В том квартале асфальт, как шелк (Инбер); - с помощью лексических средств: У Ивана Никифоровича нос в виде спелой сливы (Гоголь); - сопоставляемое и сопоставляющее описываются как 2 параллельных, формально не связанных явления, при этом сопоставляющему может предшествовать отрицание (отрицательное сравнение): То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит, то мое сердечко стонет, как осенний лист дрожит. Каламбур – фигура речи, включающая нарочитую или невольную двусмысленность, которая возникает благодаря использованию в одном контексте двух или более значений одного и того же слова (любого речевого отрезка) или использованию сходства в звучании разных слов: Пенелопа порола сотканное, а заодно и сына Телемаха (Теффи). Языковыми средствами ее создания являются многозначные слова, омонимы, парономазы (Лампа чадила – исчадие ада), фразеологизмы (Раздался характерный треск. Это лопнуло терпение Мардония. ‑ Тэффи).
|