Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гори, гори ясно, чтобы не погасло





В начале лета, в июне, на Руси празднуют еще один праздник — Троицу. С древних времен этот праздник связан споклонением людей матушке-природе, ее красоте, силе, щедрости. Разворот Учебника «Народные праздники» (с. 68—69) посвящен описанию обычаев и обрядов, связанных с праздником Троицы.

Белоствольная русская березка — главный символ этого праздника. На уроке предполагается пение знакомой учащимся русской народной песни «Во поле береза стояла» и ее инсценировка, а также прослушивание фраг­мента финала Симфонии №4 П. Чайковского. Пусть четвероклассники задумаются над тем, почему композитор включил мелодию этой песни в свою симфонию, почему она по-разному звучит в оркестре: то светло и нежно, то грозно и взволнованно; какими приемами развития (изменение мелодии, тембра, лада, ритмической основы) достигает композитор изображения народного праздника.

На этом уроке можно прибегнуть к сочинению мелодии на заданный литературный текст (с. 69). При этом вокальная импровизация может быть коллективной и сольной. Для создания коллективной импровизации необходимо выразительно прочитать хором текст народной песни «Березонька кудрявая», сопровождая произнесение дирижерскими жестами учителя, которые зададут метроритмическую основу будущей мелодии. Затем учитель может предложить общую первоначальную интонацию, первоначальный мотив песни, которую класс споет хором вслух, а далее про себя исполнит свой вариант окончания песни. Затем, повторив это задание несколько раз (начало — вслух, окончание — про себя), можно попытаться исполнить эту вокальную импровизацию целиком. Пусть учителя не смущает, что в звучании хора будут встречаться диссонансы, окончания фраз на неустойчивых ступенях, возможные повторы мелодических оборотов. Главное в этой творческой работе — поддержать желание учащихся создать свой вариант мелодии и не потерять его в общем звучании хора. Именно импровизационность, непредсказуемость детских музыкальных высказываний будет как нельзя лучше согласовываться с фольклорными особенностями сочинения песни.

Кроме сочиненной четвероклассниками песни «Березонька кудрявая» на уроке могут быть разучены и другие троицкие песни русского народа: «Ты, березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел», а также песни, которые бытуют в той местности, где живут дети.

Работа с разворотом Учебника «Троица» (с. 70—71) предполагает вдумчивое чтение текста С. Романовского, раскрывающего содержание иконы «Троица» Андрея Рублева, эмоциональное созерцание иконописных образов, испол­нение и слушание фрагментов музыкальных произведений.

Чтение рассказа «Троица» С. Романовского можно организовать «по цепочке» с остановками для восприятия деталей иконы А.Рублева (с. 71) на фоне звучащей церковной музыки: «Богородце Дево, радуйся!» С. Рахманинова или П. Чайковского, «О, Преславного чудесе» (напев Оптиной Пустыни), или фрагментов лирических сочинений русских композиторов: Симфония №4 (II часть) П. Чайковского, Вокализ, Концерт № 3 (I часть) для фортепи­ано с оркестром С. Рахманинова, Пастораль из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова и др.

Важно, чтобы учащиеся поняли, что главная мысль рассказа С. Романовского заключается в словах: «В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова. И благодарить Мать-Природу за то, что она кормит, и поит, и врачует нас. И радует красотой несказанной».

 

Урок № 5 (32)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

При изучении материала разворота Учебника «В каждой интонации спрятан человек» ставиться задача проверить, насколько сформирован у четвероклассников интонационный словарь, насколько они ориентируются в различных жанрах музыки, объединенных единым интонационным стержнем.

Напомним читателям, что слова «В каждой интонации спрятан духовный человек» принадлежат крупнейшему отечественному музыковеду В.В. Медушевскому, который в своих исследованиях развивает идеи интонационной теории академика Б.В. Асафьева.

В начале урока можно вспомнить, что всего семь нот дают возможность композиторам создавать бесчисленное множество музыкальных сочинений. Здесь уместно спеть с классом звукоряд (с названиями нот, на какой-либо слог или гласный звук, используя нотную запись, графическое изображение «лестницы», руку — нотный стан и др.). При этом можно построить этот фрагмент урока в виде игры: «живой звукоряд», пение вслух и про себя, чередование звучания всего класса и групп (солистов) и т.п.

Обратившись к тексту Учебника, учитель предлагает четвероклассникам спеть в разном характере последовательность из четырех звуков (с. 120): до — фа — соль — ля. В процессе исполнения целесообразно определить ладовое наклонение этой интонации (мажор), а затем найти и спеть звук (ля-бемоль), изменение которого повлечет за собой смену лада (минор).

Информация для учителя.

Известный американский композитор и дирижер XX в. Леонард Бернстайн в своей книге «Музыка — всем» пишет: «Четыре... ноты стали девизом бесконечного разнообразия человека, его неукротимого желания творить новое и утверждать свою индивидуальность». Затем он предлагает выписать четыре звука (те же, что предложены в Учебнике) и повесить эту запись над письменным столом. И продолжает: «Это более действенный девиз, чем УЛЫБАЙТЕСЬ или ДУМАЙТЕ. Он говорит нам: РАДУЙТЕСЬ!» Это разнообразие «открывает в музыкальной Вселенной галактику за галактикой, границы которой не поддаются исчислению... Царство музыки — бесконечность», где каждый композитор, его ум и сердце, которым есть что сказать, ищет свой материал, свой способ отбора и формировании. Пусть учащиеся задумаются еще раз над вопросом: «Могут ли иссякнуть мелодии?»'

Можно также предложить учащимся сочинить мелодию (в жанре песни, танца или марша), которая будет начинаться с четырехзвучной интонации (до — фа — соль — ля или до — фа — соль — ля-бемоль). В качестве стихотворной основы для вокальной импровизации можно использовать тексты А. Пушкина, А. Фета, К. Бальмонта, предлагаемые на развороте Рабочей тет­ради «Сочини мелодию» (с. 6—7).

Подготовительный этап урока поможет учащимся через собственное музицирование (пение, сочинение) понять выразительность этой интонации. Это послужит своеобразной психологической установкой на целостное, осмысленно-образное повторное восприятие уже знакомых школьникам классических произведений — финала Сонаты №8 («Патетической») Л.Бетховена; фрагментов из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига («Песня Сольвейг» и «Танец Анитры»); «Песни «Марфы» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского.

Прежде чем приступать к последовательному прослушиванию фрагментов из этих сочинений, необходимо спеть с ориентацией на нотную запись их главные темы, проанализировать особенности музыкальной речи каждой из них (мелодика, ритм, лад, темп, тембр и др.)2, используя пластическое интонирование (например, воображаемый ансамбль скрипачей играет сопровождение к «Песне Сольвейг»), ритмические импровизации (исполнение ритмов к «Танцу Анитры»), свободное дирижирование (учащиеся — дирижеры оперного спектакля руководят пением солистки в «Песне Марфы»)3 и др.

Важно, чтобы учащиеся поняли, что благодаря поиску необходимых средств выразительности каждый композитор создает яркие, неповторимые, запоминающиеся образы. Какой человек «спрятан» в музыке Бетховена, Грига, Мусоргского? Желательно, чтобы ответ на этот вопрос учащиеся искали, прибегая к сопоставлению характера разных сочинений.

В завершение урока можно начать разучивание французской народной песни «Пастушка». Она может звучать с использованием хорового, ансамблевого и сольного пения, с подключением сопровождения простейших музыкальных инструментов (бубны, треугольники, маракасы и пр.), с применением драматизации, которые усилят ее шуточный характер.

На уроках в 4-й четверти необходимо также повторять те песни из репертуара IV класса, которые учитель планирует исполнить на заключительном уроке-концерте, открытом уроке для родителей или выпускном утреннике.

В целях подготовки к следующему уроку можно предложить учащимся дома прочитать одну из арабских сказок о Синдбаде-мореходе.

Информация для учителя.

Сборник сказок «Тысяча и одна ночь» — подлинно народное произведение — появился в XVIII в. во Франции. С французского языка сказки были переведены на многие другие языки. Эти сказки родились в глубокой древности и создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами. Разноцветные шелковые нити этой «словесной ткани» простерлись по всей земле, покрыв ее ковром изумительной красоты. В чарующих переливах сказок оживает древний Восток — шумный, пестрый, мудрый, веселый, темпераментный, жестокий, деспотичный, полный резких контрастов, с его пышной природой, наполненной знойным солнцем, аромата­ми экзотических цветов, пальмами и изменчивым морем.

УРОК № 6 (33)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

Прежде чем приступить к работе с разворотом Учебника «Музыкальный сказочник», где речь идет о сказочных образах композитора Н. Римского-Корсакова, можно активизировать музыкальные впечатления школьников уже знакомой им музыкой этого композитора, которая представлена на разворотах «Что за прелесть эти сказки!» и «Три чуда» (с. 48—51).

Среди знакомых учащимся образов Римского-Корсакова желательно выделить образы моря — вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салта-не...», фрагмент «Тридцать три богатыря» из симфонической картины «Три чуда» из той же оперы, вступление к опере «Садко» («Океан — море синее»). Пусть учащиеся попытаются самостоятельно выделить те характерные интонации главных тем названных фрагментов, с помощью которых композитор создает разные по характеру и настроению образы. При этом нужно подчеркнуть, что эти интонации выполняют выразительную и изобразительную функции.

Разворот Учебника «Музыкальный сказочник» (с. 124—125) продолжает содержательную линию занятий IV класса, которую условно можно назвать «русский Восток». На развороте представлена нотная запись двух главных тем вступления симфонической сюиты «Шехеразада»: тема героини — ска­зочницы Шехеразады и грозного султана — Шахриара. Пусть учащиеся сравнят образы этих героев, выявят те черты, которые их отличают.

Можно на примере симфонической сюиты «Шехеразада», забегая вперед, объяснить школьникам значение понятия программная музыка — музыка, в основе которой лежит определенный сюжет, программа.

Информация для учителя.

«Композитор приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок — казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, по­буждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». В первом издании сюиты каждая часть имела программный подзаголовок: I. Море и Синд­бадов корабль; II. Фантастический рассказ Календера-царевича; III. Царевич и царевна; IV. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником. Впоследствии названия были уничтожены автором из-за «нежелательного... искания слишком определенной программы...». И это неудивительно: композитор вполне мог рассчитывать на выразительность музыки, на ее удивительную пластичность и образность, которая дает богатую пищу для фантазии слушателя»1.

Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Словно тяжелая поступь, мощно играют струнные и духовые инструменты в низком регистре. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.

Образ Шехеразады отличается мягкостью, женственностью. Римский-Корсаков достигает этого благодаря высокому регистру, тембру солирующей скрипки, преобладанию плавных интонаций, ритмической ровности узорчатой мелодики. Усиливает сказочный характер и сочетание тембров таких инструментов, как арфа (аккомпанемент) и скрипка (основная мелодия). Две эти темы составляют вступительный раздел сюиты.

Основной раздел первой части сюиты — одной из сказок Шехеразады — построен на видоизмененных мелодиях вступления. Пусть четвероклассники сами попытаются услышать эти темы, с помощью которых композитор изображает разные состояния моря, по которому плывет корабль Синдбада: то спокойного, безмятежного, то бурного и взволнованного. Основным принципом изложения музыкальной мысли в этой части является принцип вариационного развития. Можно предложить учащимся отмечать во время звучания му­зыки поднятием руки появление знакомых музыкальных тем-образов.

Рассматривая с четвероклассниками живописный ряд разворота «Музыкальный сказочник», можно предложить им задуматься над вопросом: какой, по их мнению, эпизод первой части сюиты «Шехеразада» созвучен иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане...»? Ответ на этот вопрос может быть разным. И это хорошо, так как в сознании слушателей-школьников могут возникать различные зрительные образы и разные художественные ассоциации.

Можно рассказать и о том, что известный русский балетмейстер Сергей Фокин в начале прошлого, XX в. осуществил хореографическую постановку этой сюиты. Зрелищность и живописность музыки «Шехеразады», соединившись с выразительной пластикой танцевальных движений, рельефным рисунком танца, оригинальными костюмами словно дали вторую жизнь этому сочинению. Недавно в Санкт-Петербургском Мариинском государственном театре оперы и балета эта постановка возобновлена и пользуется заслуженной любовью зрителей.

Чтобы продлить эмоциональное состояние детей от встречи со сказкой, желательно вспомнить на этом уроке песни на сказочную тематику: «Сказка по лесу идет» С. Никитина (слова Ю. Мориц)1, «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина (слова М. Пляцковского)2 и др.

Закрепить музыкально-слуховые представления школьников о музыке Н. Римского-Корсакова поможет разворот Рабочей тетради «Мир Римского-Корсакова» (с. 28—29), где предложена серия творческих заданий.

В качестве домашнего задания предлагаются два задания на с. 32 Рабочей тетради. Первое — «Мое любимое музыкальное произведение»: составь небольшой рассказ для радио- или телепередачи о своем любимом произведении. Послушай это произведение дома со своими родными, в классе с друзьями. Расскажите о своих музыкальных впечатлениях. Второе — «Я и музыка»: попробуй нарисовать музыку так, как ты ее чувствуешь, понимаешь. Не забудь нарисовать и себя. Заметим, что второе задание рекомендуется выполнять по желанию.

Анализ творческих работ учащихся даст возможность учителю выявить их музыкальные интересы, степень активизации ассоциативного мышления. Наиболее удачные размышления детей о полюбившемся музыкальном произведении, а также выразительные рисунки можно продемонстрировать перед родителями и гостями на заключительном уроке-концерте.

Урок № 7 (34)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

На развороте Учебника «Рассвет на Москве-реке» состоится новая встреча учащихся с уже знакомой им музыкой —вступлением к опере М.Мусоргского «Хованщина»: симфонической картиной «Рассвет на Москве-реке». Зрительный ряд разворота включает в себя нотную запись вариантов главной мелодии вступления. Учитель может предложить школьникам пропеть эти темы про себя, ориентируясь на нотную запись, а затем вслух. При прослушивании симфонической картины рекомендуется отметить поднятием руки (или свободным дирижированием) их появление в звучании оркестра. Точности узнавания вариантов главной мелодии «Рассвета...» может помочь внимательное вслушивание в голоса инструментов симфонического оркестра (их последовательность обозначена в нотном тексте).

Развивая линию формирования «эмоционального словаря» учащихся, мож­но попросить четвероклассников подобрать слова, наиболее точно выражаю­щих главную мысль симфонической картины (см. слова на цветных плашках на с. 127), а затем обратиться к чтению текста Учебника о том, как звучала эта музыка 9 мая 1945г. по радио в момент объявления об окончании Великой Отечественной войны 1941 —1945гг.

Особенности музыкального развития «Рассвета...», сочетание выразительности и изобразительности (пение петухов, перекличка пастушьих рожков, звон колоколов) можно зафиксировать при выполнении творческих заданий, предложенных на развороте Рабочей тетради «Рассвет на Моск­ве-реке» (с. 30—31). Рисунок, изображающий пять арок, нацелит учащихся на «слежение» за изменениями музыкального образа в пространстве и во времени. Школьники могут отметить развитие пяти вариаций основной темы соответствующим цветом, подобрать названия к каждой из них, найти кульминацию (центральную часть вступления). Учитель может прочитать четвероклассникам отрывок из книги Д. Кабалевского «Про трех китов и про много другое» о музыке вступления к опере «Хованщина»', а также рассмотреть художественную фотографию, на которой изображена кремлевская набережная Москвы — башни Кремля, колокольня Ивана Великого, кремлевская стена.

Так, используя метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (метод перспективы и ретроспективы) — симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке» неоднократно звучала на уроках музыки в начальной школе в разных учебных темах, — учитель подводит учащихся к мысли, что классическая музыка (в данном случае — сочинение М. Мусоргского) во все времена будет рассказывать слушателям о человеке, его думах, мечтах, поступках, отношении к людям, природе, Родине.

Продолжить патриотическую тему «Рассвета на Москве-реке» можно исполнением знакомых песен о родном крае: «Наш край» Д. Кабалевского (сло­ва А. Пришельца), «Моя Россия» Г.Струве (слова Н.Соловьевой), «Родные места» Ю. Антонова (слова М. Пляцковского), «Песня о России» В. Локтева (слова О. Высоцкой) и др. Эти песни наряду с другими могут войти в программу заключительного урока-концерта в конце учебного года. Желательно, чтобы учащиеся вместе с учителем выбрали одну из песен, которую на этом праздничном уроке они могли бы исполнить вместе с родителями2.

На этом или предыдущем уроке можно также провести итоговое тестирование четвероклассников с целью определения уровня развития их музыкальной культуры.

Заключительный урок-концерт

Цель заключительного урока-концерта, который рекомендуется проводить как внеурочное мероприятие, — обобщение музыкальных впечатлений, знаний о музыке и музыкантах, музыкально-практических умений и навыков, которые учащиеся приобрели на уроках музыки в начальной школе.

Примерные требования к составлению сценария урока-концерта изложены в «Поурочных разработках для I класса»1. Приведем вариант сценария урока-концерта в IV классе.

I. Вступительное слово учителя. Приветствие гостей, родителей, учащихся. Цель данной встречи — подведение итогов музыкальных занятий в начальной школе.

II. Вход учащихся в класс (зал) под обработку русской народной песни «Светит месяц» (оркестр русских народных инструментов). Вопросы к учащимся: какое настроение создает эта музыка у слушателей? Кто ее сочинил? Какие народные музыкальные инструменты исполняют эту пьесу? В какой форме написано это сочинение?

III. «Светит месяц» — исполнение всем классом с использованием простейших музыкальных инструментов (ложки, бубны, трещотки, свирели и пр.), имитации игры на гуслях, баянах, балалайках.

IV. Беседа: о значении музыки в жизни человека. Как учащиеся понимают смысл выражения «Жизнь дает для песни образы и звуки...». Учитель играет мелодии знакомых русских народных песен, школьники узнают их, дают словесные определения их содержания («У зори-то, у зореньки», «Сол-датушки, бравы ребятушки», «А мы просо сеяли», «Ты река ль, моя реченька» и др.).

V. Исполнение русской народной песни «Ты река ль, моя реченька» хором с солистами.

VI. Вокальная импровизация учащихся на заданную интонацию или стихотворный текст (примеры интонаций и текста по выбору учителя).

VII. Джазовая импровизация (инструментальная), незнакомое произведение — слушание. Определение стиля музыки: старинная или современная, легкая или серьезная, композиторская или народная.

VIII. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (I часть) С.Рахманинова — слушание. Размышление о характере музыки, средствах выразительности, определение фамилии композитора; сравнение главной мелодии I части с песней «Ты река ль, моя реченька», выявление сходства и различия.

I.. Этюд № 12 («Революционный») — слушание. Определение композитора, размышления о характере музыки. Беседа о сходстве творческих судеб композиторов С. Рахманинова и Ф. Шопена (показ портретов композиторов). Чтение учителем письма Ф. Шопена: «Милая моя, далека, единственная!» Тема родины в музыкальных образах Рахманинова и Шопена.

X. Песня о родном крае (по выбору учащихся) — исполнение всем классом вместе с родителями.

XI. Награждение лучших «композиторов», исполнителей, слушателей класса, показ выставки рисунков учащихся на музыкальную тематику, чтение детских сочинений «Мое любимое музыкальное произведение» (из Рабочей тетради).

XII. Заключительное слово учителя об итогах учебного года, о содержании уроков музыки в V классе. Рекомендации родителям по созданию домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки книг по музыке и другим видам искусства.

XIII. Выход из класса (из зала) под праздничную музыку.


Date: 2016-11-17; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию