Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В музыкальном театреЕще одним направлением творчества русских композиторов, с которым учащиеся знакомятся на уроках в IV классе, является так называемый русский Восток. На уроках музыки предполагается освоение жанровых, языковых особенностей музыки тех сочинений, в которых ярко проявилась тенденция использования восточных мотивов. Прежде чем приступить непосредственно к освоению музыкального материала разворота Учебника «Сезам, откройся!», можно предложить школьникам внимательно рассмотреть живописные произведения русских художников: репродукцию с картины В. Верещагина «Двери Тимура» и эскиз костюма И. Билибина «Шамаханская царица». Какие особенности увидят четвероклассники на этих изображениях? На картине В. Верещагина с фотографической; точностью передан замысловатый орнамент тяжелой резной двери, детали красочной восточной одежды стражей, их воинского обмундирования (луки, стрелы, щиты, копья, сабли). Эскиз костюма «Шамаханская царица» И. Билибина, выполненный к опере «Сказка о золотом петушке» Н. Римского-Корсакова (по сюжету А.Пушкина), отличается яркостью красного тона, на котором тонко выписаны узоры. К каким деталям следует привлечь внимание юных зрителей? Вероятно, к царственной позе молодой женщины (в раскинутых руках скипетр и волшебный цветок), восточным чертам лица, необычности костюма (тяжелому тюрбану со звездой на голове, шароварам, многослойности и орнаментальной росписи верхней одежды, к характерной (с загнутыми вверх носами) обуви. Художник изобразил восточную царицу в ярко-красных, праздничных тонах. Информация для учителя. Русский художник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — ученый, этнограф, путешественник, репортер — известен как автор батальных картин («Апофеоз войны», «Скобелев под Шипкой», «На Шипке все спокойно!», «Смертельно раненный», «Панихида» и др.), серии исторических полотен о войне 1812г. Главной целью художник ставил обличение «великой несправедливости, именуемой войной». Он и погиб на посту во время Русско-японской войны на взорванном броненосце. Из поездок в Среднюю Азию и Индию художник привозил помимо батальных композиций документально точные изображения архитектурных памятников, местных жителей, свидетельства о типах, обычаях, нравах народов, ценные в ту пору, когда не существовало ни кино, ни цветной фотографии. Имя Тимура или Тамерлана (1336—1405), прозванного в народе Железным Хромцом, среднеазиатского полководца и завоевателя, уже известно учащимся. В конце XIV в. чудотворная икона Богоматерь Владимирская во время нашествия войск хана Тимура спасла Москву от гибели. Русский график, живописец, художник театра Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) создал свой неповторимый праздничный стиль русской иллюстрации, который он сам называл «облагороженным лубком». Наиболее значительными следует считать серии иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Василиса Прекрасная», к сказкам А. Пушкина «Сказка о паре Салтане...», «Сказка о золотом петушке», а также незаконченный цикл иллюстраций к русским былинам. Среди театральных работ Билибина — оформление оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», эскизы костюмов для оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», для дягилевских Русских сезонов в Париже. Вслед за восприятием живописных образов можно обратиться к нотной записи двух фрагментов из знакомых учащимся опер — «Пляске персидок» из «Хованщины» Мусоргского и «Персидского хора» из «Руслана и Людмилы» Глинки (с. 103). Пусть школьники с помощью учителя попытаются пропеть эти музыкальные темы, выявляя характерные восточные интонации и причудливые пунктирные ритмы, узорчатость мелодики, обилие распевов. Можно также предложить учащимся спеть русскую народную песню «Исходила младешенька», которую они начали разучивать на предыдущем уроке, и сопоставить два типа мелодики — русский и восточный. После вокализации разнотипных мелодий и выявления между ними сходства и различия можно предложить четвероклассникам послушать последовательно два фрагмента из опер, останавливая их внимание на красочности оркестровки, необычности тембров голосов и инструментов, вариационном типе развития музыки. Прослушивание «Пляски персидок» можно сопровождать танцевальными движениями рук, корпуса; хлопками, отмечающими акценты; звучанием треугольника, румбы, которые подчеркнут ритмический рисунок. Восприятие «Персидского хора» из сцены в волшебном саду Наины может также сопровождаться пластическим интонированием. Предложите учащимся плавным движением рук отмечать фразировку, вступления высоких (сопрано) и низких (альты) голосов хора, их сочетание. Целесообразно предложить четвероклассникам пропевать «про себя» темы хора, стараясь брать дыхание там, где это делают певцы. Разворот Учебника «Восточные мотивы» (с. 104—105) посвящен знакомству с фрагментами из балета «Гаянэ» армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна (1903-1978). Гаянэ — имя главной героини балета, простой девушки, которая живет в горной деревушке. Композитор, рассказывая о простых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни. На этом уроке предлагается познакомить четвероклассников с сольным номером из балета — «Колыбельной Гаянэ». Прежде чем послушать «Колыбельную Гаянэ», необходимо спеть ее основную тему, ориентируясь на нотную запись (с. 104), подчеркивая в ней необыкновенную песенность, задушевность, лиричность. Следует обратить внимание исполнителей на ритмический рисунок мелодии, наличие в ней мелких длительностей (мелизмов), которые выполняют роль своеобразного орнамента, украшения, словно оплетающего основную тему «Колыбельной Гаянэ». Убаюкивающий ритм сопровождения учащиеся могут исполнить мягкими движениями кистей рук, имитируя игру на фортепиано. Украсят звучание колыбельной и звуки треугольника, который может исполнять окончания фраз (в оркестре звучат колокольчики). Прослушивание «Колыбельной Гаянэ» в записи позволит школьникам услышать, как из нежной и спокойной эта музыка, набирая силу, становится в средней части взволнованной и страстной. Таким образом, сопоставление звучания крайних частей колыбельной даст возможность подвести четвероклассников к самостоятельному определению трехчастной формы. Сочные краски оркестрового звучания «Колыбельной Гаянэ» можно сравнить с яркими красками картины «Армения» художника Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880—1972). Что видят школьники на этой картине? Пейзаж, в котором есть и голубая гладь озера, и спрятавшаяся в дымке горная гряда с вершинами, уходящими в небо, и поля, и небольшие селения. Чтобы усилить впечатления школьников от знакомства с восточной музыкой, можно предложить учащимся разучить и спеть «Мелодию» А. Хачатуряна, «Утро» А. Парцхаладзе1, вспомнить грузинские народные песни «Солнце, в дом войди» и «Светлячок»2 из программы IV класса. Урок № 6 (22)
|