Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность учащихся





Этап 3

Задание I. «Община в Древней Руси». Прочитай внимательно текст и ответь на вопросы.

Главным занятием восточных славян было земледелие. У славян существовала подсечно-огневая система земледелия. В лесу сначала подрубали деревья, оставляя их сохнуть на корню, и ждали до следующего лета. Затем деревья выкорчевывали, сжигали, удобряли золой землю и рыхлили почву.

Историки пришли к выводу о том, что подсечное земледелие поддерживало родоплеменной строй.

1). Почему историки пришли к выводу, что подсечное земледелие поддерживало родоплеменной строй?

Ответ:

Подсечное земледелие очень трудоемкий процесс (Из текста: В лесу сначала подрубали деревья, оставляя их сохнуть на корню, и ждали до следующего лета. Затем деревья выкорчевывали, сжигали, удобряли золой землю и рыхлили почву). Один человек или одна семья не может быстро справиться с такой работой. Подсечное земледелие требует сплоченности и общих трудовых усилий всего коллектива.

Деятельность учащихся

Доказательство, аргументация с опорой на текст. Вопрос имеет проблемный характер и направлен на проверку умения формулирование доказательств на основе информации, содержащейся в тексте. Необходимо было доказать утверждение о котором явно не говорилось в первоначальном тексте.

Решение различного рода задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

Решение проблемных заданий при введении (поиске) дополнительной информации.

Умение обосновывать собственную позицию с помощью фактов. Выстраивать собственную систему аргументации

Задание III. «Община в XIX начале XX вв.». Прочитайте внимательно тексты и ответьте на вопросы.

Текст 1. Из произведения А. И. Герцена «Россия».

«Сельская община представляет собой, так сказать, общественную единицу, нравственную личность; государству никогда не следовало посягать на нее; община является собственником и объектом обложения; она ответственна за всех и каждого в отдельности, а потому автономна во всем, что касается ее внутренних дел....Она представляет каждому без исключения место за своим столом. Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам, последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины: эта земля предоставлена ему в пожизненное владение; он не может, да и не имеет надобности передавать ее по наследству. Его сын, едва он достигает совершеннолетия, приобретает право, даже при жизни своего отца, потребовать от общины земельный надел. Если у отца много детей – тем лучше, ибо они получают от общины соответственно больший участок земли; по смерти же каждого из членов семьи земля опять переходит к общине.... Вследствие этого сельский пролетариат в России невозможен...

Каждый из владеющих землею в общине, то есть каждый совершеннолетний и обложенный податью, имеет голос в делах общины. Староста и его помощники избираются миром. Так же поступают при решении тяжбы между разными общинами, при разделе земли и при раскладке податей.

Из всего этого вы видите, какое счастие для России, что сельская община не погибла, что личная собственность не раздробила собственности общинной».

Текст 2. Из произведения историка В. Дякина.

«Об общине нельзя говорить однозначно. В жизни крестьян она играла огромную роль. Вместе, всем миром, было легче защищаться от стихийных бедствий, от барина и начальника. Деревне было выгодно иметь общий луг и лес, общие места водопоя для скота. Община приглядывала за сиротами и бездетными стариками. Но, именно община, а не отдельный крестьянин или крестьянская семья, распоряжалась и пашней. Пахотные земли периодически делились по «душам», по числу работников-мужчин. Стремление к справедливому дележу перерастало в мелочную уравнительность. Несколько десятин, приходившихся на двор, отводились в разных местах – в низинке и на пригорке, на песке и на глине, ближе к деревне и дальше. Число таких полосок иногда измерялось десятками, а ширина – аршинами и даже лаптями. На этих полосках был возможен только общий севооборот: сей тоже, что все, и тогда же, когда все, убирай одновременно со всеми. Иначе выпущенный на поле скот затопчет твою полосу. Нет смысла удобрять и обихаживать землю – при переделе она может достаться другому. Община мешает сельскохозяйственному прогрессу, она не дает умереть с голода, но и не позволяет развернуться более предприимчивому и оборотливому».

 

Date: 2016-11-17; view: 434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию