Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Придайте каждому предложению литературную форму и запишите их. Определите, в чем особенности бытовой разговорной речи. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Мне от головной боли. Два с сиропом. За три рубля и городскую. С собакой за вами? Сейчас модно без рукавов. Через веревочку прыгает / моя внучка. Напротив живет / ушел на пенсию. Дома забыл чем писать. Ты взял на чем загорать? Возьми чем укрыться. Завтра праздничное надену. Зимнее надо брату покупать. Скоро выпускные / потом вступительные / ужас! У мальчика температура. Без слухе в училище не примут. Он и второй завалил. Мы заняли на машину. Задание 3. Выполните упражнение из учебного пособия Русский язык и культура речи для студентов нефилологических специальностей университетов. Учебное пособие / Сост. О.Ю. Машина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009. – 283 с. *Отметьте в тексте просторечные варианты: фонетические, словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические. Замените их синонимами современного литературного языка. А я просто радый за тебя, пришел от души поздравить. Дядя его правда повидал всякого: две войны отломал. Само собой, гоняли на работу, а работать приходилось с ихним же рядом. Работать по-нашенски – чертоломить – он тоже будет. А у нас ведь как: живут рядом, никаких условиев особых нету. Они как раз родня с Климкой-то Стебуновым, они же братья сродные! Аж слеза прошибает иной раз: до того работает, сердешный, до того вкалывает… весь черный (В. Шукшин). Задание 4. Выполните упражнения из учебного пособия Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 240 с. A) *Проанализируйте примеры авторедактирования В. М. Шукшина. Объясните отказ писателя в процессе правки от употребления слов, заключенных в скобки, и лексические замены; дайте стилистическую оценку использованию им разговорной, просторечной и диалектической лексики. 1. Глеб посмеивался и как-то мстительно щурил [свои настырные] глаза. 2. За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде забывать про Глеба… И тут он [попер] пошел в атаку на кандидата. 3. – Петя! - чуть не плачет Лялька. - Я уж и так [смучилась] измучилась. 4. Я их две получил в сберкассе: одну двадцатипятирублевую, другую [полусотельную] полусотенную. 5. – Почему обязательно руками надо [трогать] хватать? – закричал он шепеляво. 6. Тебя, дьявола, голого [почесть] в родню приняли. 7. Ты это… не говори никому, что [стунил] слупил с меня четвертной. 8. Что вы, они вечерами никуда не [ходят] ходют. 9. Отвяжитесь от него, [не тревожьте] не трожьте. 10. Ты знаешь Талицкую [церкву] церковь? 11. Надо только, думал он, собраться, крепко [подумать] обмозговать.
Б) *Дайте стилистическую оценку использованию диалектной и просторечной лексики в отрывке из рассказа Василия Шукшина «Мастер». При этом разграничивайте язык автора и речь персонажей. Жил-был в селе Чебровка Семка Рысь, забулдыга, но непревзойденный столяр. Длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она – в руках… Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они – ровные от плеча до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости, и Семка так, для куража, орет: – Что мы тебе, машины? Тогда иди заведи меня – я заглох. Но подходи осторожней – лягаюсь! Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь – милое дело. Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать… – У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не пил-то. – А я не хочу как сыр в масле. Склизко. …Его даже писатель один, который отдыхал летом в Чебровке, возил с собой в областной центр, и он ему там оборудовал кабинет… Кабинет они оба додумались «подогнать» под деревенскую избу (писатель был из деревни, тосковал по родному). – Во, дурные деньги-то! – изумлялись односельчане, когда Семка рассказывал, какую они избу уделали в современном городском доме. – Шестнадцатый век! – На паркет настелили плах, обстругали их, и все – даже не покрасили. Стол тоже из досок сколотили, вдоль стен – лавки, в углу – лежак. На лежаке никаких матрасов, никаких одеял… Лежит кошма и тулуп, и все. Потолок паяльной лампой закоптили – вроде по-черному топится. Стены горбылем обшили… Шестнадцатый век, – задумчиво говорил Семка. Литература ü Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина – Москва: Просвещение, 1983. – 223 с. С. 209–214. ü Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008. – С. 432–447. ü Плещенко, Т.П. Стилистика и культура речи: Учеб. пособие для филол. специальностей вузов / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. - Минск: НТООО "ТетраСистемс", 2001. - 543 с. § 5. ü Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век», 2001. – С. 49–61. ü Романова Н.Н. Стилистика и стили: учеб. пособие; слов. / Н.Н. Романова, А.В. Филиппов. – 2- е изд., стер. – М.: Флинта, 2012. – С. 116–131. ü Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – Москва: Флинта: Наука, 2003. – С. 319–321. ü Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – Москва: Просвещение, 1990. – С. 567.
Доцент Т.М. Лянцевич
|