Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о потребностях





____________________________________________________

 

Изучив эту темы, вы можете узнать:

· определение понятия «потребность»;

· основные теории и классификации потребностей.

 

 

Выше мы не раз говорили о том, что «развитие заболевания вызывает нарушение удовлетворения потребностей пациента», «уход за пациентом осуществляется в соответствии с его индивидуальными потребностями» и т.д. Что же такое потребность? Потребность – это состояние нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования.

В мировой психологической науке существуют различные теории потребностей. Это теория потребностей H. Murray (1938); теория потребностей D. McClelland (1961); теория иерархии потребностей A. Maslow (1954); двухфакторная теория F. Herzberg (1959); теория ожидания V. Vroom (1964); ERG-теория C. Alderfer (1967) и др. Исследования H. Murray были одними из первых исследований личностной мотивации. Им были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в принятии другими.

 

 

8.1 Основные положения теории потребностей А. Маслоу

 

В плане рассмотрения структуры потребностной большой интерес представляет «потребностный треугольник» американского психолога Абрахама Маслоу (1908-70). Он считал, что, в отличие от животных, человек не стремится к равновесию со средой, а наоборот, пытается взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности.

Изучая лучших представителей человеческой породы, среди которых были его современники и исторические личности (А. Линкольн, А. Эйнштейн, Б. Спиноза, В. Джеймс и т.д.), А. Маслоу пришел к выводу о существовании определенной иерархии потребностей человека [24, с.150].

Существующие в мире потребности он первоначально разделил на 5 групп и расположил в определенном порядке. Его последовательность была основана на порядке появления потребностей в процессе индивидуального развития. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление 5 групп потребностей, которые Маслоу расположил в восходящем порядке – от низших физиологических к высшим духовным. В работе "Мотивация и личность" (1954) он выделяет потребности дефицита и потребности развития. Первоначально 5-уровневая пирамида Маслоу выглядела следующим образом:

Потребности дефицита:

— физиологические потребности: дышать, есть, пить, выделять и т.д.;

— потребности, позволяющие защититься от природной стихии, болезни, жизненных неудач; потребности в сне и отдыхе; потребность быть здоровым, чистым и т.д.;

— потребность в принадлежности и любви: принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, общаться с ними;

— потребность уважения (почитания): потребность быть компетентным специалистом, потребность быть признанным среди себе подобных, потребность к достижению успеха и одобрению.

Потребности развития:

— потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей; развитие собственной личности через работу, учебу, игру.

Позднее А. Маслоу добавил еще два уровня до самоактуализации:

— познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать;

— эстетические потребности: в гармонии, красоте, порядке;

и наивысший уровень (над самоактуализацией): потребность помогать другим реализовывать свой потенциал. Таким образом, пирамида Маслоу стала 8-уровневой [63].

Но главное в теории Маслоу все же заключается не в схеме иерархии потребностей, а в схеме их движения. Потребности каждого последующего уровня становятся актуальными, т.е. требующими своего удовлетворения, лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. В состоянии сытости вступают в действие в качестве мотивов поведения уже другие потребности.

В то же время и критики, и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении остаются доминирующими и определяют поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не удовлетворены [24, с.151].

 

 

8.2 Общество и самоактуализация личности

 

А. Маслоу считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств и способностей, которые составляют сущность его «Я», и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Однако это стремление к самоактуализации нередко наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих, на собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики – это чаще всего люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации [24, с.152].

Какова здесь роль общества? Общество, с одной стороны, дает человеку возможность проявить себя, так как это возможно только среди людей. В то же время общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как оно стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, лишает личность ее сути, ее индивидуальности. Значит, самоактуализация связана и с умением понять себя и свою внутреннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с ней, направлять свое поведение, исходя из нее. Это, конечно же, не одномоментный акт; это процесс, не имеющий конца; это образ жизни.

 

 

8.3 Основные жизненно важные потребности

 

Авторы по-разному определяют количество основных жизненно-важных потребностей. В. Хендерсон, например, выделяет 14 основных жизненно-важных потребностей: дышать, есть и пить, выделять, двигаться и поддерживать осанку (позу), спать и отдыхать, одеваться и раздеваться, поддерживать температуру тела, поддерживать чистоту, избегать опасности, общаться, отправлять культ, работать (заниматься чем-нибудь), развлекаться (играть), учиться (узнавать что-то новое) [64, с.9-10]. Их связь с теорией потребностей А. Маслоу требует специального исследования (глава 4).

B.Kozier, G. Erb выделяют 8 физиологических потребностей: в кислороде, жидкости, пище, температуре, выделении, жилище, отдыхе, сексе; потребность в физической безопасности, потребность в психологической безопасности; потребность в принадлежности и любви; потребность в уважении и самоуважении; потребность в самоактуализации, т.е. всего 13 потребностей (68).

С.А. Мухина и И.И. Тарновская сократили этот перечень до 10 [32, с.114].

Авторы учебника для ВСО при описании сестринского процесса вообще не упоминают о жизненно-важных потребностях пациента и их удовлетворении [46, с.55-73].

Подобное многообразие взглядов позволяет каждому сделать выбор той модели, которая ему кажется наиболее убедительной. Мы полагаем, что на теперешнем этапе развития сестринского дела в России возможно использование потребностного подхода к пациенту как в обучении, так и в практической деятельности медсестер. Вследствие этого здоровье можно рассматривать как состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет свои потребности. Пациент – это человек, который не может самостоятельно удовлетворить одну и более из 14 основных потребностей.

К 14 основным жизненно важным потребностям будем относить следующие:

 

1 дышать 2 есть 3 пить 4 выделять 5 спать, отдыхать 6 быть чистым 7 одеваться, раздеваться 8 поддерживать температуру 9 в сексе 10 избегать опасности 11 двигаться 12 общаться 13 в уважении и самоуважении 14 в самоактуализации

Например, при травме позвоночника у пациента может страдать удовлетворение потребностей: двигаться, одеваться и раздеваться, быть чистым, общаться, самоактуализироваться и т.д. (при установлении приоритетов можно пользоваться пирамидой потребностей А. Маслоу).

ВЫВОДЫ:

1. В мировой психологической науке существуют различные теории потребностей. В теории и практике сестринского дела наиболее упоминается иерархическая теории потребностей А. Маслоу.

2. Первоначально пирамида потребностей А. Маслоу имела 5 уровней, а затем 7 и 8.

3. С точки зрения А. Маслоу, человек, например, ощущает потребность в уважении только тогда, когда он удовлетворил потребности в пище, сне, безопасности, общении и пр., т.е. потребности более низких уровней.

4. Общество может как способствовать, так и мешать личности самоактуализироваться.

5. Разные исследователи по-разному определяют количество основных жизненно-важных потребностей.

6. В рамках потребностного подхода к организации ухода пациента можно рассматривать как человека, который не может самостоятельно удовлетворить одну и более из 14 основных потребностей.

7. К 14 основным жизненно важным потребностям будем относить следующие: дышать; есть; пить; выделять; спать; отдыхать; быть чистым; одеваться, раздеваться; поддерживать температуру; в сексе; избегать опасности; двигаться; общаться; в уважении и самоуважении; в самоактуализации.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: потребность, пирамида потребностей А. Маслоу, самоактуализация, основные жизненно важные потребности.

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «потребность»?

2. Дайте характеристику основным группам потребностей по А. Маслоу.

3. Каким образом общество способствует самоактуализации человека?

4. Что может мешать самоактуализации человека?

5. Почему существует разное количество жизненно важных потребностей?

6. Каким образом теория потребностей А. Маслоу может быть использована в сестринской практике?

Заполнить пробелы:

1. Самоактуализация – процесс, не имеющий конца, это _____ жизни.

2. Потребность – это состояние _____ организма в чем-то.

3. А. Маслоу выделял потребности дефицита и потребности _____.

Верно или неверно:

1. На основе пирамиды А. Маслоу выделил 14 основных жизненно важных потребностей.

2. Болезнь – состояние, при котором человек не может самостоятельно удовлетворять свои потребности.

3. Самый низкий уровень пирамиды потребностей – это потребности быть здоровым и чистым.

4. Когда человек голодный, он не думает о самоактуализации.

Выбрать один ответ:

 

1. Первый уровень в пирамиде потребностей А. Маслоу 1. в принадлежности и любви 2. физиологические потребности 3. достижение успеха 4. в безопасности  
2. Вершиной иерархии потребностей человека, по А. Маслоу, является   1. социальная потребность 2. потребность в самоуважении и уважении окружающих 3. потребность в самореализации личности 4. потребность в безопасности  
3. Понятие «жизненно важная потребность человека» означает 1. любое осознанное желание 2. способность функционировать независимо 3. дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека 4. потребность человека в доминировании  
4. Автор модели ухода, основанной на 14 потребностях человека   1. Абрахам Маслоу 2. Доротея Орем 3. Флоренс Найтингейл 4. Вирджиния Хендерсон  
5. Иерархию основных человеческих потребностей предложил американский психолог   1. H. Murray 2. D. McClelland 3. A. Maslow 4. F. Herzberg 5. V. Vroom  
6. Наиболее важной проблемой пациента в соответствии с иерархией потребностей по Маслоу является   1. риск получения травмы 2. неэффективное дыхание 3. недостаточный комфорт 4. выраженное беспокойство, связанное с изменением образа жизни  
7. Первый вариант пирамиды потребностей А. Маслоу имел   1. три уровня 2. пять уровней 3. семь уровней 4. восемь уровней  

 

 

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Выберите одного из ваших родственников, знакомых, друзей в качестве примера самоактуализирующиеся личности. Почему вы отнесли его к этой категории? Проанализируйте известные вам факты его биографии и приведите их в качестве обоснования вашего выбора.

2. Согласны ли вы с мнением А. Маслоу, что невротики – это чаще всего люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации?

3. Подумайте, какие из 14 основных жизненно важных потребностей могут быть нарушены при таких заболеваниях как грипп, воспаление легких, аппендицит, аднексит?

4. Проанализируйте, какая из 14 основных потребностей сейчас является наиболее актуальной для населения России.


Глава 9

СТАНДАРТЫ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

____________________________________________________

 

Изучив эту темы, вы можете узнать:

· значение стандартизации в здравоохранении;

· цели, задачи и принципы стандартизации в здравоохранении.

9.1 Понятие о качестве сестринской помощи

 

Роль и функции сестринского дела в обществе требуют, чтобы сестринский персонал брал на себя ответственность за качество предоставляемой сестринской помощи и располагал бы требуемыми полномочиями для этого. Ответственность в данном случае означает способность держать ответ за свои действия или бездействия. Ответственность за качество является одним из основополагающих принципов Глобальной стратегии достижения здоровья для всех и имеет первостепенное значение в профессиональной практике. Чтобы эффективно выполнять свою роль, сестринский персонал должен четко знать границы своих полномочий и своей ответственности.

Пример. Ответственность медработника при раздаче лекарственных средств выше, чем просто дать больному лекарство. Практика простой раздачи лекарства без понимания того, что получает пациент, и без знания того, что представляет собой человек, которому оно назначено, является неприемлемой.

В данном случае ответственность выходит за рамки простой исполнительности. Например, если полагать, что медсестра должна знать обычную дозу какого-либо средства, вполне логично считать ее ответственной хотя бы частично за прием пациентом неправильной дозы, даже если она была назначена врачом. В этом случае медсестра не несет полной ответственности за ошибку, однако долю ответственности за то, что не распознала ее и не поставила назначение под сомнение, несет.

Рамки ответственности должны быть разумными и справедливыми, и включать ответственность не только сестринского персонала за качество его работы, но и лиц, обеспечивающих службы здравоохранения необходимыми кадрами и оборудованием.

В 1994 г. Международный стандарт ISO[1] 8402 определил качество следующим образом: «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» [33, с.12]. К основным характеристикам качества медицинской помощи можно отнести: результативность, эффективность, оптимальность, приемлемость, законность и справедливость [там же, с.13-14].

Каким образом сестринский персонал может определить, соответствует ли его деятельность требуемому уровню качества? Чтобы ответить на эти вопросы, он должна пользоваться стандартами.

Стандарты сестринского дела это основополагающие принципы или правила, в соответствии с которыми сестринский персонал может определить, отвечает ли оказываемая сестринская помощь установленному уровню качества. Отраслевой стандарт № 91500.01.0005-2001 "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении"[2] определяет стандарт следующим образом: нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Date: 2016-11-17; view: 2013; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию