Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Божественная литургия во временном храме святителя Спиридона, епископа Тримифунтского в Новороссийске





30 ноября 2016 г. в неделю 19-ю по Пятидесятнице во временном помещении прихода храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского в Новороссийске была совершена первая Божественная литургия архиерейским чином. Богослужение возглавил глава Новороссийской епархии Преосвященнейший Феогност епископ Новороссийский и Геленджикский.

Владыке сослужили: настоятель прихода храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского иерей Игорь Гайдаев, протоиерей Николай Бичев, протодиакон Евгений Габов, диакон Александр Лысенко.

За Божественной литургией Преосвященнейший Владыка причастил молящихся Святых Христовых Тайн.

По окончании богослужения архипастырь обратился к собравшимся со святительским словом.

 


[1] Одни источники утверждают, что святитель был изгнан царем Иваном Грозным и умер в заточении, а другие – что он сам удалился на покой в 1571 году (то есть, оставил управление епархией сам) в основанный им Преображенский Казанский монастырь, где провел последние 5 лет своей жизни. (Литература XIX века добавляет, что он принял там великую схиму, но житие святителя, написанное священномучеником Ермогеном, этого не сообщает). Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению.

[2] О них сообщает Евсевий Кесарийский: Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина, известная красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой. Двух своих дочерей воспитала она в правилах истинной веры; были они в расцвете юности и красоты. Злобные завистники всеми силами старались выследить, где они скрываются. Узнав, что они живут в другой стране, их хитростью вызвали в Антиохию, и они попали в ловушку, расставленную воинами. Мать, видя в безвыходном положении себя и детей, изобразила дочерям все те же ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угроза непотребным домом. Она сказала дочерям, что ни они, ни она и краем уха не должны слышать об этом, сказала, что предать свою душу в рабство демонам страшнее всякой смерти и хуже всякой гибели, и предложила единственный выход — бегство к Господу. Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались своими плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую рядом.

[3] Память св. Дионисия, епископа Александрийского совершается 5 / 18октября ^

[4] Традиционные древнерусские жития святых относят их смерть ко времени императора Декия…

[5] Например, см. греч. сайт "Православный месяцеслов" - http://www.saint.gr/2590/saint.aspx

[6] Например, см. греч. сайт "Православный месяцеслов" - http://www.saint.gr/2590/saint.aspx

[7] Ямь, емь (фин. jäämit) — название, которым новгородцы называли в средние века некоторые, очевидно проживавшие в Фенноскандии, народности. В соответствии с наиболее устоявшимся толкованием ямь была наиболее близка к жителям Хяме (фин. Häme) и вообще к западным прибалтийско-финским племенам, составившим финский народ Финляндии[1]. По другой теории ямь была карельским племенем с северного побережья Ладоги[2]. В разных упоминаниях название может указывать на разные народности, а не означать единую географическую или этническую цельность. В хрониках говорится о войнах, которые новгородцы и карелы, конкретнее, жители района Корелы (Приозерск), вели против ями в XII веке. Источники также упоминают об ответных набегах ями на Приладожье.

[8] Из воспоминаний дочери Ольги Дмитриевны о расстреле отца.

[9] Аршин - старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м, таким образом, размеры дома 5,6896х6,4008 м.

[10] Не раньше августа 1918 г.

[11] Справедливости ради отмечу, что святитель Киприан, будучи гоним князем Димитрием Донским, желавшим поставить митрополитом своего ставленника, действительно долгое время управлял Русской митрополией из Киева.

[12] Волы́нь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[13] Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (тат. Үзбәк, Üzbәk, ок. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте.

Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды.

В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк».

[14] Тохтамы́ш (тат. Туктамыш хан, Tuqtamış xan; каз. Тоқтамыс, ум. 1406) — хан Золотой Орды в 1380—1395 годах, хан Тюменского ханства с 1400 года[1]), один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана. Сын Туй-Ходжи оглана, правителя Мангышлака, влиятельного царевича при хане Урусе.. После казни отца бежал. Позже Тамерланом был поставлен во главе войск и впоследствии захватил восточную часть Орды, а после падения темника Мамая – и западную. Именно по его приказу и был убит Мамай. Хан захватил и сжег Москву. Это произошло уже после победы русских над войсками правящего до него Ордой темника Мамая и бегства последнего…. После этого татары взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города.

После того, как один из ордынских отрядов был разбит Владимиром Андреевичем под Волоком, Тохтамыш ушёл в Орду, разграбив на обратном пути Рязанскую землю. Преемник Дмитрия Донского, его сын Василий I Дмитриевич купил в Орде ярлык на княжество нижегородское. Предпринимал езще несколько набегов на Русь, хоть больших набегов на Москву больше не начинал ввиду соперничества с Тамерланом, в ходе которого он был разгромлен и свергнут. Впоследствие убит в сражении с эмиром Едигеем в 1406 году.

[15] Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409) называют святителя Алексия в крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи – Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в некоторых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у святителя Алексия так называемого прямого имени (соответствующего святому, память которого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христианских княжеских имен).

[16] Богоявленский мужской монастырь с деревянным храмом Богоявления и приделом в честь Благовещения был основан в 1296 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским. Одним из первых игуменов обители был Стефан, брат прп. Сергия Радонежского. Монастырь несколько раз подвергался опустошению: как во время нападения татар, поляков (в Смутное время), так и от частых пожаров, бывших в Москве в XVI-XVII вв. (в 1687 и 1737 гг.). В монастыре погребены князья Голицыны, Долгорукие, графы Шереметевы и другие представители дворянских родов. В 1812 г. монастырь был разграблен французами, однако богатая ризница, вывезенная перед приходом Наполеона из Москвы, уцелела.

Первый деревянный монастырский собор был выстроен в конце XIII - начале XIV в., а каменный - в 1342 г. боярином Протасием. Его сменил собор постройки 1624 г. В 1693-1696 гг. было возведено ныне существующее здание собора, включающее в подклетной части предшествующую постройку. Собор стоит на высокой арочной подклети (позднее арки были заложены). Кровля трапезной имеет барочный фронтон. В 1747, 1749 и 1754 гг. собор получил три придела и колокольню. В 1782 году церковь была отремонтирована снаружи, оштукатурена внутри, расписана и украшена лепниною.

В 1918 г. монастырь был упразднен, Спасская церковь и Богоявленский собор преобразованы в приходские храмы. Спасская церковь монастыря с колокольней была сломана в 1920-х гг. Богоявленский собор был закрыт в 1929 г. и передан под склад "Союзхлеба", в 1931 г. - под общежитие Горного института. Была сломана глава храма с маковкой и крестом.

В мае 1991 г. главный храм монастыря был возвращен Церкви, к концу года возобновились богослужения.

[17] Волы́нь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[18] Джанибе́к /Чанибек/[1] (тат. Җанибәк, Canibäk, ум. 1357) — третий сын Узбек-хана, хан Золотой Орды (1342−1357). В результате успешной войны с Персией присоединил Азербайджан, в результате чего Золотая Орда достигла своих максимальных размеров, включая Западную Сибирь, Булгарский Улус (Среднее Поволжье), Русский Улус (находящиеся в вассальной зависимости русские княжества), Белую Орду (Казахстан, Хорезм), Синюю Орду (Кубань, Дон, Крым), Кавказский Улус (включая Азербайджан).

Пришел к власти, в результате убийства его сторонниками братьев — хана Тинибека и Хизра.

[19] Имеется в виду Галич Костромской. Также имеется утверждение, что на самом деле он родился близ другого города – Солигалича. (др.-рус. Соль Галичьская) — город (с 1938) в Костромской области, административный центр Солигаличского района, образует городское поселение город Солигалич. Солигалич расположен в верхнем течении реки Костромы (левый приток Волги), на Галичской возвышенности (отрог Северных Увалов, приурочена к тектоническому поднятию — Солигаличско-Сухонскому мегавалу) в 95 км к северу от железнодорожного узла Галич, в 216 км к северо-востоку от Костромы. Назван так из-за месторождений поваренной соли, имеющихся в его окорестностях.

[20] Святитель Фотий – преемник святителей Московских Алексия и Киприана, но в собор Московских святителей не входит. Память святителя Фотия 27 мая / 9 июня в день перенесения мощей, 2 / 15 июля в день преставления, в Соборах Галицких, Киевских и Московских святых.

[21] В других источниках утверждается, что поставление митрополита, вообще, не было согласовано с Константинополем, так как там на престоле был патриарх Григорий (Маммас), принявший унию. Была между самими русскими партия, не признававшая законности поставления митрополита Ионы. Известно о преподобном Пафнутии Боровском, что он соблазнялся поставлением митрополита Ионы, не позволял в своей обители называть его митрополитом и исполнять его указы. Позванный по этому делу в Москву, он объяснялся с митрополитом "негладостно и неподобательно, яко же подобает гладостно и подобательно великовластным глаголати", за что митр. Иона бил его своим жезлом и посадил его в оковах в темницу для покаяния. Некий боярин Василий Кутуз также не признавал архипастырской власти св. Ионы и не хотел принимать его благословения. Вскоре воцарившийся император Константин XI изгнал патриарха-униата и объявил о восстановлении православия и по версии источника (https://drevo-info.ru/articles/12878.html) Великий князь затеял восстановление отношений, но загнивающая империя, гибнущая под натиском турок-османов, снова бросилась под их натиском в объятия унии, что отбила охоту восстанавливать отношения. По версии источника, никаких официальных решений по придании Русской Церкви автокефалии не было, но со временем фактический статус был признан Вселенской Церковью. Формально автокефалия была признана в 1589 году, когда Московский митрополит получил достоинство патриарха. Впрочем, до XVII века киевская митрополия, входящая в состав Речи Посполитой, по-прежнему относилась к Константинопольскому патриархату.

[22] Поса́д (подо́л) — первоначально населённая (посадские люди) территория (область) за пределами княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря, центрального укрепления) под защитой стен последних; та часть, которой будущий город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы; заштатный безуездный город[1].

Во время нашествий или войн укрепления монастырей, крепостей служили убежищем для населения посадов (слобод), и по мере увеличения территорий посадов, уже посады (слободы) окружались укреплениями (рвами, валами или стенами (деревянными, каменными и так далее), образуя круги укреплений, вокруг укреплений, то есть стали появляться города-крепости. Например, у московского кремля возникли посады, обратившиеся в укреплённые города: Китай, Белый и Земляной. В посаде проживало особое сословие жителей — посадские[2], позднее ставшее городскими сословиями — ремесленники, купцы, мещане, цеховые. По Уложению царя Алексея Михайловича посадские были прикреплены к своим посадам, как и крестьяне к своим пахотным землям, хотя первоначально на Руси, посадские, подобно крестьянам имели свободу перехода в иные сословия.

[23] Эве́нки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары манегры, солоны. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.

[24] Исторически этим словом именовали обедневших испанских дворян, переселившихся в Южную и Центральную Америку, но ныне так часто именуются метисы - помесь белых и индейцев.

[25] Ныне Вильнюс, столица Литвы.

[26] Cовместная память с учениками - сщмч. Гаием и др. См. сайт "Ορθόδοξος Συναξαριστής" ("Православный месяцеслов"): http://www.saint.gr/2582/saint.aspx.

[27] Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale. Fol. 108

[28] Dion. Alex. Ep. ad Germanum - ap. Euseb. Hist. eccl. VII 11

[29] Dion. Alex. Ep. ad Philemonem - ap. Euseb. Hist. eccl. VII 7

[30] Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale. Fol. 108

[31] Euseb. Hist. eccl. VI 29; ср.: Hieron. De vir. illustr. 69

[32] Дружинин. 2007. С. 108

[33] Euseb. Hist. eccl. VI 44

[34] Euseb. Hist. eccl. VI 46

[35] ap. Euseb. Hist. eccl. VI 45

[36] Dion. Alex. Ep. ad Fabium - ap. Euseb. Hist. eccl. VI 44

[37] Dion. Alex. Ep. ad Cononem

[38] Хилиазм – учение о Царстве Божием на земле с буквальным пониманием ветхозаветных пророчестве о Христе, как о царе Израилевом (и всего мира)

[39] Euseb. Hist. eccl. VII 2-9

[40] Дружинин. 2007. С. 321

[41] ap. Athanas. Alex. De sent. Dionys. 4

[42] Basil. Magn. Ep. 9. 2

[43] Idem. De Spirit. Sanct. 29

[44] Euseb. Hist. eccl. VII 21

[45] Hieron. De vir. illustr. 69

[46] Euseb. Hist. eccl. VII 27

[47] Ibid. VII. Praef.

[48] καθολικῆς ἐκκλησίας διδάσκαλος - Athanas. Alex. De sent. Dionys. 6

[49] κανονικός - Basil. Magn. Ep. 188

[50] Euseb. Hist. eccl. VI-VII

[51] Idem. Praep. evang. VII 19; XIV 23-27

[52] Athanas. Alex. De sent. Dionys.

[53] Basil. Magn. Ep. 9, 188; De Spirit. Sanct. 29

[54] Hieron. De vir. illustr. 69

[55] ap. Phot. Bibl. 232

[56] Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale / Ed. L. Cheikho. Louvain, 1955r. Fol. 108. (CSCO; 46. Arab.; 2)

[57] Le synaxaire arabe jacobite (réd. copte) / Ed. R. Basset // PO. T. 16. Fasc. 3. (= N 79). P. 224-228

[58] Успенский сборник, 102.

[59] С XIX века 1071 год был принят датой преставления преподобного. Однако, согласно статье Православной энциклопедии, эта дата необоснованна, почему кончину святого можно датировать лишь периодом настоятельства преподобного Феодосия.

[60] Древнерус. патерики, 42. См.: Артамонов, Ю. А., "Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского," Средневековая Русь, М., 2001, вып. 3, 23-24, 67-69.

[61] Шахматов, А. А., Киево-Печерский патерик и Печерская летопись, СПб., 1897, 5; Абрамович, Д. И., Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике, СПб., 1902, 27-32.

[62] Sylvestr (Kosov), metr., Patericon, abo Żywoty ss. oyców Pieczarskich, K., 1635, 68-69; на церковнославянском языке - в Киево-Печерском патерике, К., 1661, л. 142 об.-144 об.

[63] Там же, 146.

[64] РГБ. МДА. Фунд. № 201. Л. 304 об.; середина 1650-х годов.

[65] Панченко, О. В., "Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)," ТОДРЛ, 2003, т. 53, 578.

[66] Службы преподобным отцам Печерским К., 1763, л. 1, 10). Преподобный Дамиан упоминается в 3-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер [[Минея (МП), сентябрь, 822.

[67] БАН, 34. 5. 30, л. 110.

[68] Радзивиловская летопись, СПб.; М., 1994, т. 1: "Факсим. воспроизв. рукописи", Л. 110; т. 2: "Текст, исслед., описание миниатюр," 343.

[69] Патерик, или Отечник, Печерский, К., 1661.

[70] Ровинский, Народные картинки, т. 3, 627.

[71] БАН, Строг. 66, л. 312, «правая страна».

[72] Филимонов, Иконописный подлинник, 167.

[73] Большаков, Подлинник иконописный, 36.

[74] монограмма «АК», ДМКДУ

[75] УИХМ

[76] Горстка, А. Н., "Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича," ПКНО, 1999, М., 2000, 301-314.

[77] ГВСМЗ

[78] "Искусство земли Владимирской: Кат. выст.," ГВСМЗ, М., 2002, 83, кат. 41.

[79] См., напр.: Ровинский, Народные картинки, т. 3, 621.

[80] РГБ

[81] ЦМиАР

[82] Cобр. В. А. Бондаренко.

[83] И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат., М., 2003, 497-504, кат. [57].

[84] ГРМ. Опубл.: "Рус. мон-ри: Искусство и традиции," ГРМ, СПб., 1997, 169.

[85] РГБ

[86] Мостовский, М. С., Храм Христа Спасителя [Сост. заключ. части Б. Споров], М., 1996п., 85.

[87] Живопись конца 1860-х-70-х годов работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970-х годах.

[88] Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

[89] Алдошина, Н. Е., Благословенный труд, М., 2001, 231, 236.

[90] Дата по http://www.patriarchia.ru/db/text/1409335.html

[91] Жизнеописание на официальном сайте Кузнецкой епархии: http://eparhia-kuznetsk.ortox.ru/blagochiniya/svyatye-i-svya...sk/

[92] Мафорий (греч. μαφοριον) – напомню, это подобие плаща, также покрывавшего и голову. Носился греческими женщинами. У других народов античности имел свои названия.

[93] Акмолинск - нынешняя Астана, столица Казахстана.

[94] Управляет обителью наместник, епископ Троицкий Панкратий.

[95] Текст взятый с сайта: http://nrnews.ru/news/kultura/81518-hora-valaamskogo-monastyrya-provel-koncert-v-novorossiyske.html

[96] Ныне Террачина, город на юге Италии. Был основан не позднее VI века до Р.Х.. Происхождение названия восходит к этрусскому слову, имещему тот же корень, что и название знатной династии Тарквиниев. Упоминается у Плиния Старшего и в истории Готской войны.

[97] Белоезерский – некоторые из предыдущих поколений, не понимая значения слова, сократили его, обратив в «Белозерский», а оно расшифровывается просто - «с Белаго езера» - «Белого озера». В современном болгарском, как и в славянском языке, «езеро» - «озеро».

[98] Махароблидзе, Е., «Некролог епископа Ионы», Церковные ведомости, Сремски Карловцы, №21-22, 1925 г., http://www.russian-inok.org/page.php?page=way1&dir=way&month=0404

[99] «Материалы к военной биографии святителя Ионы Ханькоуского», Военная быль, Москва, №9, 1997 г., http://www.russian-inok.org/page.php?page=way1&dir=way&month=0404

[100] По распространившемуся мнению, о. Иона был уже в 1916 году назначен «главным священником 11-й Армии», однако, по заключению исследователей, такое наименование должности не соответствует терминологии Российской Императорской Армии и не подтверждается документами. См. «Материалы к военной биографии святителя Ионы Ханькоуского», http://www.russian-inok.org/page.php?page=way1&dir=way&month=0404

[101] Журавский А. В., Жизнеописания новых мучеников Казанских. Год 1918-й., Москва: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 1996, 25-26, по «Материалы к военной биографии святителя Ионы Ханькоуского», http://www.russian-inok.org/page.php?page=way1&dir=way&month=0404

[102] Крупенин, Иоаким, «Преосвященный Иона, епископ Ханькоуский», Personal Reminiscences of Bishop Jonah – A Text in Russian (Originally printed in China in 1925), San Francisco, 14-15.

[103] Епископ Мелетий, «Памяти Преосвященного Ионы», Харбин, специальный выпуск, 1992, 3.

[104] «Свидетельства архиепископа Мелетия и епископа Димитрия о свят. Ионе» в Русскiй Инокъ, Апрель 2004, №20 (183).

[105] «Свидетельства архиепископа Мелетия и епископа Димитрия о свят. Ионе» в Русскiй Инокъ, Апрель 2004, №20 (183).

[106] Фролов, В., «Преосвященный Иона, епископ Ханькоуский», Personal Reminiscences of Bishop Jonah – A Text in Russian (Originally printed in China in 1925), San Francisco, 33.

[107] По воспоминаниям Будеева, А. И., цитата по “The Life of St. Jonah of Hankow,” http://pages.prodigy.net/frjohnwhiteford/stjonah_life.htm.

[108] по воспоминаниям архимандрита Поликарпа, цитата по “The Life of St. Jonah of Hankow,” http://pages.prodigy.net/frjohnwhiteford/stjonah_life.htm.

[109] Крупенин, 15.

[110] Епископ Иона, «Письмо свят. Ионы владыке Нестору, написанное за несколько дней до кончины», Православная Русь, №2, 1960.

[111] Архиепископ Мефодий, «Кончина Преосвященного Ионы, епископа Ханькоуского», Памяти Преосвященного Ионы (брошюра, изданная после смерти епископа Ионы, содержащая в себе собрание статьей о святителе, место и год издания не указаны).

[112] Киклович, Н., свящ., «19-я годовщина памяти Преосвященного Ионы, епископа Ханькоуского», Хлеб Небесный, 1944, № 11-12.

[113] Этот мальчик, Николай Дергачев, достигнув преклонных лет и на всю жизнь исцелившись от былого недуга скончался лишь летом 1994 года в Кургане. См. Ган, Серафим, диакон, «Краткое жизнеописание святителя Ханькоуского Ионы (к 10-летию церковного прославления)».

[114] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

[115] По другим сведениям - тройкой УНКВД Красноярского края назначено 8 лет ИТЛ - "Служители религиозного культа, подвергшиеся необоснованным репрессиям в период 30-40-х и начала 50-х годов на территории Красноярского края".

[116] Главное – невоспринимать этот текст, как оправдание самоубийства….

[117] Остяки́ — обобщающий экзоэтноним народов, проживающих в Сибири: хантов, кетов (также енисейские остяки), югов (также сымские остяки), селькупов (также остяки-самоеды). Впервые этноним остяк встречается в русских документах в 1499 году и употребляется первоначально по отношению к населению бассейна Средней Камы (Пермский край). С начала 80-х гг. XVI века с колонизацией Сибири название остяк распространяется на жителей Сибири.

Заимствован из тюркских языков, где служил для обозначения инородческого языческого населения: ср. кирг. иштяк — башкир; каз. истяк — башкир, сибирский татарин; барабинско-татарское иштяк — хант; тат. уштяк — варвар.

[118] Вогулы – устаревшее название народа манси (в переводе – «человек»), финно-угорского народа, одного из ближайших по родству с венграми.

[119] Хлынов. – Нынешний Киров, столица Кировской области. При основании в 1181 году был назван Хлыновым, впоследствии именовался то Хлыновым то Вяткой. В 1455 году в Вятке для оборонительных целей построили деревянный кремль с земляным валом, которому дали имя протекающей неподалёку речки Хлыновицы. Впоследствии название Хлынов распространилось на посадскую часть города, а с 1457 года весь город стали именовать Хлыновом.

В 1780 году высочайшим указом императрицы Екатерины II городу было возвращено имя Вятка, а Вятская провинция была преобразована в Вятское наместничество и перешла из состава Сибирской губернии в состав Казанской. Нынешнее название город обрел в 1934 году….

[120] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область, в 1937 году разделенную на Архангельскую и Вологодскую области, а также Коми АССР, нынешнюю Республику Коми.

[121] Вероятно, иеросхим. Аристоклий (Амвросиев)

[122] "Похищена чудотворная икона Божией Матери Корсунская-Шпилевская", сайт Джанкойской епархии УПЦ - http://crimea.eparhia.org/index2.php?option=com_content&task...d=1

[123] Элам (Елам) (шум. Ним, аккад. Эламту, самоназвание Haltamti) — историческая область и древнее государство (3 тысячелетие — сер. VI в. до н. э.) на юго-западе современного Ирана (провинции Хузестан и Лурестан). Центр (столица) — город Сузы.

[124] Хе́тты (др.-греч. Χετταΐοι, самоназвание Nesili, Kanesili) — индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где основал Хеттское царство (Хатти). Хетты (хеттеи, ивр. ‏חתי‎‏‎‎ HTY, или ивр. ‏בני-חת‎‏‎‎ BNY-HT) неоднократно упомянуты в Библии. Народ этот считался у египтян, да и у евреев «варварским», но по технологическому развитию на деле превосходил их, в частности, владея техноолгией производства стали, чего в те времена ни египтяне, ни евреи не имели.

В последние века своего существования хетты создали могущественное Новохеттское государство, при Суппилулиуме I существенно распространившее своё влияние на Ближнем Востоке и вступившее в военную конфронтацию с региональным гегемоном — Египтом. При Тутмосе III хетты ещё присылали египтянам богатые дары, но от фараона Хоремхеба до Рамсеса II (XIV—XIII век до н. э.) две конкурирующие силы вели войны за контроль над Сирией (частью которых была битва при Кадеше). После уничтожения Хеттского царства под ударами «народов моря» (во время так называемой «катастрофы бронзового века») народ хеттов пришел в упадок. Отдельные неохеттские государства продолжали существовать на периферии Хеттского царства в Сирии и на юге Анатолии, пока не были разгромлены ассирийцами.

[125] Ше́кель или сикль (ивр. ‏שקל‎‏‎‎) — мера массы золота и серебра у древних евреев и других семитских народов; шекель серебра (монета массой около 11,4 граммов) служил стандартной денежной единицей на Ближнем Востоке.

[126] Амореи (амориты) (самоназвание «сутии», то есть потомки легендарного праотца Суту; он же Сиф в синодальном переводе Библии, Шет в еврейских текстах) — кочевой западносемитский народ древней Передней Азии, говоривший на аморейском языке. На арену мировой истории амореи выходят в III тыс. до н. э. как скотоводы-семиты, кочующие в Сирийской степи между Ханааном и Шумером. Старейшим аморейским городом считается Угарит[1]. По одной из версий, амореи пришли из Аравии, куда они попали из Северной Африки через Красное море еще в V тыс. до н. э. Помимо амореев (северо-западных семитов, предков евреев, хананеев и финикийцев) из прасемитов обособились аккадцы, протоарабы и савеяне[2]. Первоначально амореи жили патриархальными родами. Ок. начала 22 в. до н. э. сутии широко расселяются вдоль Евфрата на северо-запад, занимая нагорье Джебель-Бишри (ставшее теперь их центром) и сопредельные области Сирии, где ассимилируют местный западно-семитский народ эблаитов, надломленных аккадскими (см. Аккад) походами предыдущего столетия; после этого на сутиев и переходит месопотамское название «амореи» (букв. «западные люди»), как ранее называли именно эблаитов. В ходе этого расселения выделилось три племенных союза сутиев: собственно сутии (они же диданы) на северо-западе, ханеи в центре и бини-ямина на юге и юго-востоке.

[127] Филисти́мляне (ивр. ‏פלישתים‎‏‎‎, араб. فلستيون‎ или فلسطيون‎) — древний народ, населявший приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива[1] до Газы), начиная с XII века до н. э. Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт. 10:14), а также в ассирийских и египетских источниках. На Ближнем Востоке только филистимляне (пеласги) и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало Железного Века. Согласно недавним открытиям, филистимляне в XII—IX вв. также проживали в Сирии (долина Амук). Согласно книге Бытия, они являлись потомками Мицраима, сына Хама (Быт. 10:13). Более поздние определения (Втор. 2:23, Иер. 47:4 и Амос. 9:7) сообщают, что филистимляне происходили с острова Кафтор (Крит). По-видимому, как потомки Мицраима, они населяли область у горы Касиос, расположенную восточнее дельты Нила. Позднее они достигли южных границ Ханаана (Израиля), пройдя через область у горы Касиос. Другая же часть филистимлян, известная как «народы моря» и сыгравшая также роль в формировании этноса, переселилась в Ханаан непосредственно с острова Крит. Тем не менее, на землях, где когда-то жили Авраам и Исаак, ко времени исхода из Египта уже расселились филистимляне, и территория уже называлась «Филистимская земля» (Быт. 21:32,34; 26; Исх. 13:17; 15:14; 23:31).

[128] Моави́тяне — родственное евреям семитское племя на восточном берегу Мёртвого моря (Моав). Согласно Библии, моавитяне происходят от племянника Авраама, Лота, и старшей дочери последнего. Помимо Библии, сведения о моавитянах содержатся в ассирийских летописях, у Иосифа Флавия [1], а также в собственно моавитянских памятниках, главным образом в надписях царя Меши[2].

[129] Аммонитяне (ивр. ‏עַמּוֹן‎‏‎‎, также аммониты) — семитский народ, живший в древности на восточном берегу Иордана до пределов Аравии (на территории современной Иордании). Их главным городом был Раббат-Аммон (ныне Амман), известный грекам и римлянам под именем Филадельфии. В Библии упоминается, что главным божеством аммонитян был Малк (Молох), которому приносились человеческие жертвы.

Согласно Библии, аммонитяне происходили от Аммона, сына Лота от его собственной дочери, вступившей в сожительство с опьянённым отцом (Быт. 19:30—38).

Согласно Библии, аммонитяне истребили великанов замзумимов и взяли их страну, на восток от Иудеи (Втор.2:19-21), между реками Арноном и Иавоком, и поселились к востоку от Иордана и Мертвого моря до самой Аравии. Их столица Равва (Равва Амонитская), была расположена близ реки Иавока.

При завоевании Ханаана евреи, вышедшие из Египта, не сталкивались с аммонитянами, но раньше того ещё соседние амореи отняли у них часть их владений до реки Иавок, а евреи при Моисее, победив амореев, завладели и прежними аммонитскими городами, которые в числе других достались двум с половиною коленам. Это послужило причиною возникшей между аммонитянами и евреями вековой вражды и постоянных столкновений. В столкновениях с евреями аммонитяне всегда терпели поражение. Их побеждали последовательно Иефай (Суд. 11), Саул (1Цар. 11), Давид (2Цар. 10), Иосафат (2Пар. 20) и Иоафам (2Пар. 27:5). Побеждённые аммонитяне платили дань победителям, но окончательно не покорились и при удобных случаях прибегали к мести. Так, они помогали ассирийцам при разрушении Израильского царства (720 г. до н. э.) и халдеям при уничтожении Иудейского царства (598 г. до н. э.) (4Цар. 24:2); когда Гедалия стал собирать вокруг себя остатки разгромленного народа, Ваалис, царь аммонитян, подослал к нему убийц (Иер. 40:14) и после его убийства скрыл их у себя (Иер. 41:15). Далее, аммонитяне были в числе враждебных народов, противившихся реставрации Иерусалима (в 585 г. до н. э.) по возвращении евреев из Вавилона (Неем. 4:7) и сражались с евреями еще во время Маккавеев (1Мак. 1:6). Имя аммонитян упоминается еще во II веке н. э. неоднократно в Мишне и у Иустина Мученика в его Dialogus cum Tryphone ludaeo, 272; затем имя аммонитян исчезает из истории и уже Ориген (к Иов. 1) обозначает страну аммонитян общим именем Аравии.

[130] Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времен Константина Великого это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите

[131] Монастырь Дафнеон находился около Антиохии Сирийской и получил свое наименование от предместья города Дафны, где был расположен

[132] О́львия (др.-греч. Óλβια — счастливая, богатая) — античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в первой четверти VI века до н. э.[1][2][3] на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева и современного села Парутино Очаковского района Николаевской области, Украина. Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. — первая половина III века до н. э.) город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами[4], численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек[5]. Древние греки, заложившие город в VI веке до нашей эры, сменили киммерийцев и скифов (впрочем, греки постепенно ассимилировались с местным населением: спустя некоторое время они начали говорить на смеси греческого и скифского и носить скифскую одежду)[6]. Ещё в VI веке до н. э. в Ольвии вместе с храмом Зевса появились святилища и теменосы Аполлона Дельфиния и Врача[7]. В 450 году до н. э. Ольвию посетил Геродот[8]. Он сделал первое описание истории, географии и обычаев народов, которые в те времена населяли территорию северного побережья Чёрного моря. В VI—V веках до н. э. тут правили олигархи, в начале IV в. до н. э. была установлена демократическая форма правления. В 331 году до н. э. Ольвию неудачно пытался завоевать полководец Александра Македонского Зопирион. В 55 году до н. э. была завоёвана гетским царём Буребистой. Со временем государство возобновило своё существование, но на значительно меньшей территории. В 198 году н. э. Ольвия вошла в состав Римской империи. Полностью погибла во время нашествия гуннов в 70-е годы IV века н. э.[9].

[133] Симбирск – нынешний Ульяновск.

[134] Яса́к (монг. засаг «власть»; тат. ясак — натуральная подать, башк. яһаҡ «подать, налог») — в России XV — начала XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XVIII в. взимался также с народов Поволжья.

[135] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территории нынешних Архангельской и Вологодской областей и республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область, в 1937 году разделенную на Архангельскую и Вологодскую области, а также Коми АССР, нынешнюю Республику Коми.

[136] Напомню, пейсах, праздник освобождения евреев от египетского плена, отмечается в 14 день месяца нисан еврейского календаря (приблизительно соответствует марту – апрелю). Этот день всегда приходится на полнолуние.

[137] Лев III Исавр — византийский император (717—741), основатель Исаврийской династии. При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества. Как утверждается, он был армянского или исаврийского происхождения.…. Ко времени его воцарения арабы уже окончательно захватили Сирию и Египет и наводняли Малую Азию, так что оборона от них продолжалась весь период его правления.

[138] Наследие петровских времен, когда западные учения поплыли в России. Множество трудов Восточных Богословов были забыты. Но особенно деструктивно время Екатерины II, когда в нашу страну потоком хлынул масонский мистицизм.

[139] Никомидия (греч. Νικομήδεια, ныне Измит, İzmit, с советских времен в отечественных текстах названия намеренно искажено на «Никомедия», вопреки, кстати, греческому звучанию, дабы не быть сходными со старинными христианскими текстами) — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря.

[140] Историческая армянская территория, юго-восточное побережье Малой Азии, ныне Турция….

[141] Раскопки проводились в октябре 1988 г. По благословению Святейшего Патриарха Пимена ими руководил канд. ист. наук С.А. Беляев

[142] Тивериа́да (Τιβεριάς, Tiberias, позже - Табарийе), город на том же западном берегу Геннисаретского озера, от которого и самое море получило название Тивериадского, несколько южнее Капернаума. Находился на северо-востоке нынешнего Израиля.

По свидетельству Иосифа Флавия, город построен в 17 году по Рождестве Христовом правителем Галилеи Иродом Антипою в узкой равнине, в самой лучшей и красивейшей части Галилеи, и назван в честь тогдашнего римского императора Тиверия.

Ирод сделал Тивериаду своею столицею, построил великолепный дворец, храм, синагогу, амфитеатр и окружил город стеною. Была и еще причина, почему правители Галилеи любили жить здесь: близ города был целебный горный ручей. Так как местность, поступившая под город, была покрыта древними гробницами, которые при постройке домов были срыты, то евреи считали город нечистым, боялись селиться в нем, и в первое время он имел вполне языческий характер. После разрушения Иерусалима в 70 г. и особенно после основания на месте Иерусалима Элии Капитолины иерусалимские евреи во множестве переселяются в Галилею, населяют ее города и основывают здесь центр иудейства. В Тивериаде устраивается 13 синагог. Тивериадский синедрион становится для евреев высшею инстанцией в религиозных делах; высшая еврейская школа, перенесенная сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учености. В школах Тивериады были собраны те постановления, которые образуют Мишну, главную часть талмуда.

При Константине Великом основал церковь чудесно обращенный в христианство еврей Иосиф; императрица Елена воздвигла здесь церковь о 12 престолах. Император Юстиниан I обвёл Тивериаду крепкими стенами. При халифе Омаре (637 год) город перешёл под власть мусульман. В 1099 году Тверию захватили крестоносцы и город стал частью Иерусалимского королевства. Здесь была основана кафедра католического епископа и насаждалось католичество. Город превратился в важный административный и военный центр. Крестоносцы построили в Тверии замки и оборонительные сооружения. В 1187 году крестоносцы были разбиты армией Салах-ад-Дина возле Карней-Хитин (недалеко от Тверии). После разгрома крестоносцев город снова подпал под власть сарацин и с 1247 года постоянно находился под их властью. Тверия долгое время была малозначительным и разрушенным городом.

В более поздние времена город, получивший название Табарийе, был построен на развалинах прежней Тверии; со стороны озера он был открыт, а со всех остальных сторон был окружён высокими стенами и 20 башнями из чёрного базальтового камня.

Ныне на этом месте находится город Тверия.

[143] Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем.

[144] Тонкая льняная одежда, надеваемая священником или архиереем для совершения литургии.

[145] Омофор (греч.: носимый на плечах) – не головной покров, а элемент облачения архиерея, символ еписмкопской власти, носимый на плечах и символизирующий заблудшую овцу, которую Пастырь берет и возвращает в стадо. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор – длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим – на спину. Малый омофор – широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса.

[146] Напомню, рипиды - это диски с изображением Херувимов, закрепленные на длинных шестах. В древности вместо них носили опахала, коими отгоняли от святынь мух….

[147] Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница. Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон (Левшин) и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита Платона, затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители дились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова "университет для русского народа". Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.

[148] Са́жень, или саже́нь (сяжень, саженка, прямая сажень) — старорусская единица измерения расстояния. В XVII в. основной мерой была казённая сажень (утверждённая в 1649 году «Соборным уложением»), равная 2,16 м, и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков. Ещё во времена Петра І русские меры длины были уравнены с английскими. Один аршин принял значение 28 английских дюймов, а сажень — 7 английских футов, то есть 213,36 см. Позже, 11/ 24 октября 1835 года, согласно указанию Николая I «О системе российских мер и весов», длина сажени была подтверждена: 1 казённая сажень приравнена к длине 7 английских футов, то есть к тем же 2,1336 метра.

[149] Разные источники указывают разные даты от 843 до 847 годов.

[150] Тарс - Располагался в Киликии (юго-восточное побережье Малой Азии). Ныне это город Тарсус в Турции. Поселения на территории Тарса существовали с неолита. В древности Тарс был главным городом Киликии; построен ассирийским царем Сеннахирибом (705—681 до н. э.) на месте уничтоженного им самим в 696 до н. э. средиземноморского порта, связывавшего Анатолию и Сирию. С 607 г. до н. э. был резиденцией киликийских царей, позднее находившихся в вассальной зависимости от Ахеменидов. Славы и блеска город достиг в правление Селевкидов (297 до н. э. — 190 до н. э.), когда в нем поселилось множество греков, которые вели обширную торговлю и основали высшую школу грамматики и философии, процветавшую особенно в период Римской империи. Важное значение имел Тарс во время войн римлян с парфянами. При арабах он был еще значительным и многолюдным городом; позднее его благосостояние слабеет и падает. Тарс — родина св. апостола Павла[2]. В 1080—1186 годах город был столицей Киликийского армянского царства.

[151] Ныне Таллинн – столица Эстонии.

[152] Второй сын Ирода Великого. Не путать с Иродом Агриппой – племянником и конкурентом за власть, в пользу которого у Ирода Антипы была отторгнута Иудея. Ирод Агриппа, как повествуют Деяния Апостольские, был поражен болезнью: "Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер".

[153] Это был царь государства, называемого у ученых Набатейским царством (от еврейского «Набатим»). Это было государство, образованное набатеями — группой семитских племён, существовавшее в III в. до н. э. — 106 н. э. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства — Петра в долине Вади-Муса (Иордания). Вероятно, набатейцы были арабским племенем, но писали они по-арамейски, используя при этом набатейское письмо, развившееся из арамейского. До нас дошло большое количество набатейских надписей. Впоследствии набатейское письмо стало той основой, на которой сформировалось классическое арабское письмо.

[154] На него поступил донос от племянника – Ирода Агриппы с обвинением в сговоре с парфянами (ираноязычное племя, родственное персам, самоназвание «пахлаван», создали крупное государство, включавшую территории между Евфратом и Индом, Каспийским и Аравийским морями, которое римляне пытались разгромить, но не смогли, однако впоследствии оно было поглощено персами).

[155] Пе́тра (араб. البتراء‎) — древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского царства. Сами Набатеи называли свой город Rqm (Ракму). Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик (англ.). Опустел еще в начале нашей эры, после того, как перестал использоваться сухопутный торговый путь, проходящий через него.

[156] После захвата Константинополя крестоносцами иноземцы разделили территорию империи на мелкие государства и в их числе «Латинская империя» с центром в Константинополе, где управлял марионеточный правитель. Законная власть империи в это время находилась в Никее. Болдуин же – представитель древнего фландрского рода (да Фландрэ). В 1204 году граф был поставлен во главе провозглашенной крестоносцами «Латинской империи». Этот «император» в 1205 году попал в плен к болгарам и как полагают – казнен. Следующим «императором» был прозвоглашен его брат – Генрих (Анри). Элитой этой империи, вообще, были ставленники из крестоносцев, поддерживаемые венецианцами, грабившими теериторию бывшей Византии. Генриха вскоре сменил Пьер де Куртена, а затем – Роберт. Упоминаемый в статье Болдуин – Болдуин II, последний «император»….

[157] Русское название Таллинна, столицы Эстонии. Строго говоря, похожее название городу дали скандинавы (швед. и нем. устар. Reval), от названия прежнего мааконда (княжества) Rävala, столицей которого в древности был этот город.

Русское название города Ре́вель было заимствовано из немецкого (шведского) языка и стало официальным после присоединения завоёванной в ходе Северной войны территории современной Эстонии к Российской империи. В 1719 году была учреждена также Ревельская губерния. Сами эстонцы всегда называли крепость, а потом город именно так, как мы его знаем сейчас.

[158] Панно́ния (лат. Pannonia; Юлиус Покорный выводит название Pannonia из иллирийского языка, использующего протоиндоевропейский корень *pen — влага, вода, сырость) — регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины, римская провинция.

[159] Тур (фр. Tours, лат. Turones, Caesarodunum Turonum, Augusta Turonum) — город в центральной Франции на реке Луара, в месте слияния её с рекой Шер. Название города произошло от галльского племени туронов, поселения которых находились на правом берегу Луары. После завоевания Галлии римлянами, на левом берегу был основан город, который назывался Туронемсис или Цезародунум («Холм Цезаря»). Современное имя города созвучно французским словам «экскурсия» и «башня», что вполне символично. Тур является наиболее удобной отправной точкой для экскурсий по знаменитым замкам, расположенным в долине Луары. Что касается второго значения, то в гербе города красуются три старинные башни. При франках Тур составлял особое графство.

[160] Нике́я (греч. Νίκαια) — древний и средневековый город на северо-западе Малой Азии, близ Мраморного моря, на месте современного турецкого города Изник.

[161] Сарды (по-лидийски Сфарда, др.-перс. Спарда, др.-греч. αἱ Σάρδεις, на ионическом наречии Σάρδιες, кратко греч. Σάρδῑς) — один из великих городов древнего мира, наиболее известный как столица Лидии. Был расположен в Малой Азии на золотоносной реке Пактол, у подножия горы Тмол, откуда открывается вся долина реки Герм. Руины Сард можно видеть в окрестностях современного Измира, неподалеку от города Салихлы.

[162] Статья "Νικήτας Πατρίκιος" на сайте Энциклопедия эллинского мира указывет 761 год; на сайте Dumbarton Oaks Research Library and Collection указываются 761/2 годы; в Библиотеке Якова Кротова - 763 год.

[163] На сайте Dumbarton Oaks Research Library and Collection указано 6 / 19 октября 836 года.

[164] No. 2504.

[165] Заявление православного населения г. Житомира в Волгубчека. ЦАФСБ Российской федерации. Дело по обвинению Успенского И.В. Архив № Н-1539.

[166] 3. Протокол допроса Успенского Ивана Васильевича. Центральный архив федеральной службы безопасности Российской федерации. Дело по обвинению Успенского И.В. Архив № Н-1539, л. 1-4.

[167] Нынешняя Республика Коми.

[168]. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Архиепископ Фаддей (Успенский). - "Москва", август, 1996, с. 192-203.

[169] За́падно-Сиби́рский край — административно-территориальная единица РСФСР с 1930 по 1937 год. Включал в себя территории нынешних Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. В 1937 году был разделен на Новосибирскуюо область (в 1943 году из нее была выделена Кемеровская, а в 1944 году – Томская область) и Алтайский край (в 1991 году от нее была отделена Горно-Алтайская область, ставшая современной республикой Алтай).

[170] Ныне Румыния, центр румынской части Молдовы…

[171] Ура́льская о́бласть — административно-территориальная единица РСФСР СССР, существовавшая в 1923—1934 годах. Включала в себя территории нынешних Сверджловской, Челябинской областей, пермского края и частично Омской области. В 1934 году область была разделена на Свердловскую, Пермскую и Обско-Иртышскую области с центром в г.Тюмень. Поседняя в декабре того же года была упразднена с включением ее территории в состав Омской области.

[172] Зыряне. – Коми.

[173] Остяки́ — устаревшее название народов, проживающих в Сибири: хантов (финно-угорский народ), кетов (также енисейские остяки), югов (также сымские остяки), селькупов (также остяки-самоеды).

[174] [Жития святых Димитрия Ростовского: Пятнадцатый день (28.10), С. 42. Жития святых, С. 11867 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 415)]

[175] [Жития святых Димитрия Ростовского: Пятнадцатый день (28.10), С. 52. Жития святых, С. 11877 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 417)]

[176] [Жития святых Димитрия Ростовского: Пятнадцатый день (28.10), С. 57. Жития святых, С. 11882 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 418)]

[177] [Жития святых Димитрия Ростовского: Пятнадцатый день (28.10), С. 63. Жития святых, С. 11888 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 420)]

[178] Нынешняя Анкара, столица Турции.

[179] Житие по книге: Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М.: «Отчий дом», 2000. С. 3-21.

[180] Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Գամիրք (Гамирк), тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, 'Кападо(у)кья', предположительно от др.-перс. Katpatuka — «Страна прекрасных коней») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель илов Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан.

[181] В БД ПСТГУ - деревня Дакищи

[182] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя нынешние Архангельскую и Вологодскую области и Республику Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделенную на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР.

[183] В позднем житии прп. Симеона Метафраста упоминается лишь, что он жил на острове Крит, ведя монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон.

[184] "Выпускники Рижской духовной семинарии 1911 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/rigasem.html

[185] "Выпускники Московской духовной академии 1915 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html

[186] Имеются в виду его блистательные выступления на диспутах против невежественных безбожных лекторов.

Date: 2016-11-17; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию