Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнопсихология и национальный менталитет в организационном поведении





Особенности организационного поведения в международном контексте рассматривает этнопсихология — наука, которая изучает этнические особенности психики людей, национального характера, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнические стереотипы.

Базовым понятием этнопсихологии является «этнический стереотип» — относительно устойчивые представления о моральных, социальных, интеллектуальных, физических, психических, деловых и иных качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Данным понятием определяются также предписания к действию в отношении людей какой-либо национальности.

Этнические стереотипы обусловлены социальным восприятием и формируются под воздействием окружающих личность социальных условий и на основе предшествующего социального опыта.

Различают стереотипы двух видов:

1) автостереотипы — мнения, суждения и оценки, приписываемые конкретной этнической общности самими ее представителями и содержащие, как правило, положительные характеристики;

2) гетеростереотипы — аналогичные оценки со стороны представителей других этнических общностей. Могут быть и позитивными, и негативными в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов.

На восприятие особенностей организационного поведения в многонациональной среде влияют две противоположные тенденции:

а) этноцентризм — убеждение в превосходстве модели поведения «своей» (эталонной) этнической группы над всеми остальными;

б) культурный релятивизм — готовность к конструктивному восприятию особенностей поведения индивидов и групп в контексте их национальной культуры.

Проявления этноцентризма ведут к разрушению контактов между деловыми партнерами разных национальных культур и губительны для бизнеса. Эффективная деятельность в сфере международных экономических отношений требует соблюдения принципов культурного релятивизма (полицентризма).

Серьезным барьером к установлению успешных межкультурных коммуникаций является этноцентристская ксенофобия — нетерпимость, отторжение непривычных представлений и ценностей, проявление агрессии по отношению к их носителям.

Крайними формами столкновения различных культур являются:

1) культурный эгоцентризм — помещение себя в центр межкультурных отношений, игнорирование национальных особенностей других культур;

2) культурный терроризм — откровенно враждебное, нетерпимое отношение к любым проявлениям межкультурных различий, выражающееся в агрессивных формах поведения (скандалы, оскорбления, унижения).

Как деструктивная патология межкультурных отношений в организационном поведении рассматривается моббинг — разного рода преследования и притеснения работника, в том числе на поч­ве национальных, расовых различий. Моббинг проявляется в открытых и скрытых формах в травле, ущемлении прав, психотерроре, прессинге, издевательствах морального и психологического характера. Это вызывает у жертвы тяжелые психические расстройства, различные негативные реакции вплоть до суицида.

Таким образом, для успешной деятельности в системе международного бизнеса менеджер должен вырабатывать на всех уровнях организации кросскультурные установки, которые позволили бы адекватно воспринимать многообразные проявления нацио­нальной деловой жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим оптимально действовать в разных условиях. Иными словами, в международном деловом поведении следует исходить из принципа «Когда ты в Риме, поступай как римлянин».

Совокупность этнических особенностей организационного поведения объединяется понятием «национальный менталитет» — присущая национальной общности стабильная совокупность рациональных и иррациональных особенностей индивидуального и общественного сознания, жизненных позиций, мышления, верований, установок, моделей поведения, которые проявляются в материальной и духовной культуре, а также в формах функционирования и жизнедеятельности. Лапидарно менталитет можно определить как «национальный характер» («дух народа»).

В структуре национального менталитета выделяются два компонента:

1) сущность — внутренние, глубинные представления и установки, мыслительные и эмоциональные конструкции;

2) явление — внешнее обнаружение свойств (особенности поведенческих реакций).

Национальный менталитет формируется под совокупным влиянием множества факторов: исторических, демографических, географических, природно-климатических, социокультурных, экономических, религиозных и др. Менталитет проявляется в специфических чертах, самобытности развития, осознании личности как субъекта общественной жизни. Важно, что при характеристике менталитета того или иного объекта (личности, группы, общности) однозначные оценки неприемлемы. Для взрослого человека менталитет выступает статической характеристикой (на его изменение теоретически требуется примерно 100 лет).

Менталитет как своеобразный код детерминирует социальное поведение каждого человека и всей нации в целом, определяет мотивы, установки, отношение к работе, власти, бизнесу. Следовательно, организационное поведение есть форма выражения ментальности. Две названные категории находятся в неразрывной объективно обусловленной, постоянно повторяющейся взаимосвязи, которую можно квалифицировать как закон соответствия организационного поведения менталитету. Значит, конкретной черте национального характера, стороне менталитета в целом соответствуют адекватные формы, виды, модели организационного пове­дения (М. А. Картавый, А. Н. Нехамкин).

В этом качестве менталитет — всеобщая основа поведенческого менеджмента, его ключевой элемент, сущностное наполнение. С этих позиций организационное поведение — форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке.

Задача менеджера состоит в том, чтобы формировать организационное поведейие путем продуктивного раскрытия и использова­ния потенциала национального менталитета, его позитивной со­ставляющей для достижения целей управления. Знание характерных черт национального менталитета позволяет менеджеру эффективно организовывать работу персонала в многонациональ­ной среде, вести результативные переговоры с иностранными партнерами, избегать конфликтов и других осложнений в между­народных отношениях.

 

Date: 2016-11-17; view: 933; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию