Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная ответственность и этичность поведения организации





В современных условиях социофакторы и этичность поведения организации привлекают повышенное внимание со стороны контактных аудиторий и становятся одним из важных общественных критериев эффективности деятельности организации. Компании уделяют большое внимание этике поведения в процессе деятельности во избежание появления негативного общественного мнения, подрыва репутации компании в деловых кругах и в глазах общест­венности.

Специалисты утверждают, что с ростом уровня благосостояния внимание и требования к этике бизнеса со стороны общества неуклонно возрастают, и это обусловливает актуальность социально ответственного и этичного поведения организации. Социофакторы и этика менеджмента — мощный рычаг эффективного развития современной компании.

Социальная ответственность означает, что организация несет ответственность за результаты своей деятельности в широком смысле: принятие социально значимых и ответственных решений, направление ресурсов и усилий на решение социальных и эконо­мических проблем общества. В соответствии с концепцией социальной ответственности каждая организация должна соотносить свои материальные выгоды с экономическими и социальными це­лями всех субъектов внутреннего и внешнего пространства.

Принятие на себя социальной ответственности предполагает, что организация действует на рынке в соответствии с общественными ожиданиями и предпочтениями.

В России существуют давние традиции несения социальной ответственности и соблюдения этических норм в бизнесе. Основные из них сформулированы в декларации «Принципы ведения дел в России 1912 года». Газета русских купцов «Биржевые ведомости» выходила под девизом «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Таким образом, благодаря вековым ценно­стям и традициям российской деловой культуры ни богатство, ни бизнес вообще не отвергались, но всегда смягчались нравственно, в них привносились идеалы служения обществу, честности, порядочности, гуманизма — те моральные и этические принципы, в которых так нуждается современная бизнес-среда.

Методологической базой социально ответственного и этичного поведения выступает системный подход, который позволяет развивать масштабное, «панорамное» видение современных бизнес-процессов в их разнообразных взаимосвязях с многослойной внешней средой. Исходным постулатом выступает сформулированный К. Дэвисом так называемый железный закон ответственности, который гласит, что тот, кто устремлен к наживе, руководствуется сиюминутными интересами и «не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, в долговременной перспективе эту власть потеряет». Именно ориентация на перспективу имеет ключевое значение, поскольку, как утверждают специалисты, внимание к этическим проблемам возрастает с ростом уровня экономического благосостояния общества.

Можно назвать следующие основные направления социально ответственного поведения организации:

• забота о благосостоянии персонала, потребителей, клиентов, партнеров, общества в целом;

• развитие личностного, профессионального и квалификационного потенциала работников, улучшение их уровня жизни и благосостояния (обучение, повышение квалификации, качество жизни, участие в управлении);

• содействие развитию некоммерческих социально и национально значимых сфер жизнедеятельности общества (образование, наука, искусство, культура, здравоохранение);

• поддержка социально незащищенных категорий населения (детей, студентов, инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных граждан);

• обеспечение защиты гражданских прав (защита прав потребителей, равноправие женщин, несение юридической ответственности);

• участие в жизни общества (просветительная деятельность, поддержка общественных партий и движений);

• меценатство (поддержка талантов, культурных программ);

• благотворительность (участие в финансировании социальных проектов, спонсорство);

• защита окружающей среды (участие в экологических проектах) и др.

Этичность поведения организации (отдельных работников, групп) означает соблюдение культурных, моральных и этических норм, об­щественных ценностей при осуществлении внешних и внутренних контактов в процессе предпринимательской деятельности.

Этичность поведения формируется в результате взаимодейст­вия множества компонентов, главными из которых являются:

• этика деловых контактов — соблюдение в профессиональной сфере правил и норм делового этикета;

• имидж организации — целенаправленно сформированный образ организации, сложившийся в представлении ее внешнего окружения;

• репутация организации — общественная оценка деятельности организации, выражающая мнение относительно ее достоинств и недостатков;

• связи с общественностью (РК) — социально-экономическая деятельность организации по установлению эффективных связей с контактными аудиториями.

Формирование социально-этичного поведения и всеобщее управление качеством деятельности предполагает осуществление мероприятий по повышению этичности поведения организации:

1) разработка и внедрение этических нормативов — введение в практику корпоративных руководств, этических стандартов, моральных кодексов организации;

2) учреждение комиссий, комитетов, специалистов по этике — придание официального статуса специализированным службам (единицам), обеспечивающим формирование социально-этичного поведения;

3) проведение «социальных ревизий» — обеспечение контроля и полноты соблюдения принятых этических нормативов, оценки межличностных и межгрупповых контактов с составлением соответствующих отчетов;

4) обучение персонала этичному поведению — проведение семинаров, тренингов, выполнение развивающих программ;

5) стимулирование этичного поведения — материальное и моральное поощрение предпочтительных форм поведения персонала;

6) формирование этичной атмосферы — создание и поддержание высокого уровня этики в организации.

Важно, чтобы сами менеджеры всех уровней служили ролевыми моделями надлежащего этического поведения.

В основе социально-этичного поведения должна лежать клиентоориентированная идеология, обеспечивающая направленность действий организации на выявление и удовлетворение потребностей конкретных клиентских групп.

Развитие социально-этичных форм поведения организации и персонала требует формирования созидательного рыночного мировоззрения, социально ответственного типа экономического мышления и предпринимательской культуры, обеспечивающих продуктивную реализацию установок как в сфере профессиональной деятельности, так и в общественной среде.

Социально ответственное и этичное поведение должно проявляться во всех аспектах деятельности организации, которая (по К. Стоуну):

• как гражданское лицо заботится о соблюдении законов, содействует законотворчеству, соблюдает нормы общественной морали;

• как производитель ориентируется на изготовление безопасных и надежных товаров;

• как работодатель заботится о благополучии работников;

• как субъект управления ресурсами обеспечивает их эффективное использование;

• как объект инвестирования защищает интересы инвесторов;

• как конкурент соблюдает «правила игры» на конкурентном поле;

• как участник социальных процессов несет социальную ответственность.

Завоевание общественного доверия должно быть основано на разработке соответствующей стратегии, предусматривающей сознательное и активное поведение организации, ориентированное на общественные запросы и ожидания. Выделяют три основных компонента этой стратегии:

1) ответственное поведение — соответствие деятельности организации общественным потребностям и несение ответственности в широком смысле;

2) коммуникативное поведение — проведение заинтересованного многостороннего диалога со всеми сторонами и контактными аудиториями на принципах сотрудничества, взаимного уважения, доверия и открытости;

3) инновационное поведение — освоение и активное внедрение инноваций, передовых достижений и разработок для нахождения оптимальных решений организационных проблем.

Данные компоненты тесно взаимосвязаны, на комплексной основе они выступают главными элементами интеграционной стратегии достижения доверия со стороны широких кругов общественности.

Современные экономические условия диктуют необходимость согласовывать экономические интересы (экономическое поведе­ние) организации с интересами общества, что изначально находится в разных плоскостях. В связи с этим организации необходи­мо на паритетной основе интегрировать предпринимательскую ориентацию на прибыль и ориентацию на завоевание общественного доверия.

Сервисная экономика предполагает радикальное изменение поведения организации посредством обновления мировоззрения руководителей и специалистов, преобразования менталитета, развития новых форм внутри- и межорганизационного взаимодействия. При этом необходимо установление интерактивных и постоянно отслеживаемых отношений с потребителями, что позволяет максимизировать степень их удовлетворенности; управление от­личается быстротой принятия решений, гибкостью, сетевой организацией, открытостью и свободой маневра и может быть признано инновационным типом организационного поведения.

Социально ответственное и этичное поведение организации помимо неформализуемых преимуществ несет экономические выгоды, что, несмотря на определенные трудности, способствует расширению сферы его действия.

Императивом нового типа экономического мышления является ярко выраженная потребность в достижении социально значимой цели и опосредованного этим решения экономических задач.

Деньги и Дело — два колеса, которые, дополняя и вращая друг друга, продвигают общество по пути цивилизации и прогресса. Деньги нужны для реализации всех идей и намерений, они выступают показателем успеха в достижении поставленной цели, служат мерой оценки каждого со стороны всех. Умножая свою собственность, настоящий бизнесмен и его Дело умножают тем самым национальное богатство страны, а это единственный способ реально улучшить экономическое положение общества. Для бизнесмена Дело — любое, избранное им в качестве своего личного призвания и приносящее ему деньги, — это смысл его существования и нравственный долг, которому он служит самоотверженно и бескорыстно, а Деньги — достойная награда за исполненное предназначение. Таким образом, социальная ответственность и этичность выступают мощными факторами, формирующими поведение организации в высокодинамичной рыночной среде и обеспечивающими конкурентные преимущества организации благодаря более высокой привлекательности для клиентов.

Термины

Организационное развитие

Организационная культура

Субкультуры

Контр культура

Субъективная и объективная организационная культура

Уровни культуры по Шейну

Культурное ядро

Типы организационной культуры

Отраслевые культуры

Профиль культуры

Управление культурой

Корпоративное руководство

Социально ответственное поведение организации

«Железный закон» ответственности

Этичность поведения организации

 

Изречения

Истинная роль главного руководителя состоит в том, чтобы управлять ценностными установками организации (Т. Питере, Р. Уотерман).

Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех (К. Татеиси).

Капитал — это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить наше богатство (А. Маршалл).


Плохих национальных культур не бывает.

Бывают просто разные культуры.

Date: 2016-11-17; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию