Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2 Сущность педагогической технологии





Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной "Педагогической поэме" он писал, что "наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди". Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический.

Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии [1].

:Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:

• возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

• возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Имеются подходы, несколько сужающие понятие педагогической технологии, низводящие ее до "искусства прикосновения к личности", научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром (Н. Е. Щуркова и др.).

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

1. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. Процесс обучения включает ряд этапов:

Восприятие учебного материала

Его осмысление

Запоминание

Применение

2. Теория содержательного обобщения. Процесс обучения должен происходить на основе содержательного обобщения.

3. Теория поэтапного формирования умственной деятельности. Этапы:

Предварительное знакомство с действиями

Материальное действие

Этап внешней речи

Этап внутренней речи (проговаривание)

Этап автоматизированного действия

4. Бихевиоризм. Стимул-реакция-подкрепление = вопрос-действие-оценка.

5. Суггестическая концепция обучения (обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии). Ряд условий:

Высокий авторитет учителя

Мимика, жесты, интонация (двуплановость)

Обстановка доверия, сотрудничества

«Погружение» в учебную дисциплину

Гуманизм. К философии гуманизма относятся учения, которые признают ценность человеческой личности.

Теософия. Основа школ религиозного направления. Теософия связана с народной педагогикой. Сущность: поиск смысла жизни, воспитание морали.

Антропософия Человесеская мудрость, душа. Связана с духовностью человека. Основа Вайдурских школ.

Экзистенциализм. Философия существования. Духовное, нравственное развитие.

Прагматизм. Развитие через опыт, практику.

Сциентизм («наука»). В человеке всё можно измерить в цифрах.

Факторы психического развития и технологии:

Биогенные (наследственность),

Социогенные (общественно-ведущий фактор),

Психогенные (развитие самим человеком),

Идеалистические (нематериальное происхождение личности).

Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии с позиции деятельностного подхода позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения:

Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий Основная идея: ученик учится сам, учитель создает условия.

Диагностическое целеполагание: педагогические технологии формулируются через результаты обучения.

Направленность технологии на развитие личности ребенка в учебном процессе.

Оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности.

Позднее выделились другие основополагающие черты:

Ориентация на учащихся. Цель и задачи этой идеи состоят в объяснении способов, методов обучения, методов контроля и проверки знаний.

Организация хода учебного занятия в соответствии с целями обучения.

Контроль за усвоением знаний и способами деятельности.

Оценка уровня усвоения знаний.

 

Стандартизация.

Массовая разработка технологии обучения и их внедрение наблюдались в 50-х годах XX столетия.

Начало развитию технологии обучения положили американские школы, а затем и европейские.

Первоначально под педагогической технологией понимались попытка технизации учебного процесса. Первым детищем было программное обучение.

Блум, Беспалько, Кларин, Монахов придерживаются такого понятия, как составной части системы обучения, связанной с дидактическим процессом, а так же средствами и формами организации обучения.

Гузеев выделил 4 основных идеи, раскрывающие сущность технологии обучения:

1) Укрупнение дидактических единиц

2) Планирование результатов обучения, дифференциация образования

3) Психологизация образовательного процесса

4) Компьютеризация

Аспекты педагогической технологии:

1) Научный аспект. Педагогическая технология рассматривается как часть науки.

2)Процессуально-описательный аспект. Представлен алгоритм деятельности.

3) Процессуально-действенный аспект. Само осуществление педагогического процесса и взаимодействие составляющих.

По объемности:

1) Общепедагогический уровень (общедидактический и воспитательный). Характреизует процесс в данном регионе, учебном заведении.

2) Частно-методический уровень. В рамках одного предмета, класса.

3) Локальный уровень. Отдельные части образовательного процесса.

Понятие педагогической технологии все больше отождествляется с понятием педагогическая система.

Педагогическая технология иногда сравнивается с методикой (разница в смещении объектов: пед. технология – процессуальная сторона, методика – содержательная).

Структура педагогической техологии:

1. Концептуальная основа.

2. Содержательная часть обучения (цели, содержание).

3. Технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности и работы учителя, диагностика).

Критерии технологичности:

1. Концептуальность

2. Системность

3. Управляемость

4. Эффективность (конкурентоспособность)

5. Воспроизводимость

 

Существует несколько определений понятия педагогической технологии. Каждый автор объясняет его по-своему.

Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Педагогическая технология – содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько).

Педагогичская технология – организационно-методический инструмент педагогического процесса.

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяет реализовать поставленные задачи.

Педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно, а также сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. [ Нефедова Л.В. Инновационные процессы образовании: Учебно-справочное пособие. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2003. 144 с. ].

К определению понятия «педагогическая технология» существует несколько подходов, отраженных в таблице:

 

Подходы к определению
Процессуальный Инструментальный Личностный Системный
Системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата Совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания Компонент педагогического мастерства преподавателя: умение проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс как систему педагогических действий Целостный образовательный процесс в учебном учреждении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания (педагогическая система)

 

Технология отражает процессуальную, деятельностную сторону педагогической системы, всегда опирается на определенную философскую и психолого-педагогическую концепцию, но прежде всего является способом реализации педагогических подходов, целей и принципов, содержания образования. Для технологии характерны: системность (системный способ мышления и организации деятельности), воспроизводимость (может быть воспроизведена другими людьми), результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям, что требует постановки диагностичных целей и разработки соответствующих способов диагностики результатов)

Date: 2016-11-17; view: 1301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию