Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всего максимально для 11 класса может быть 71 балл.





ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

Муниципальный ЭТАП õ 2014-2015


Класс

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить шесть видов заданий, которые отличаются по уровню сложности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.

- Внимательно читайте конкурсные задания.

- Задание № 1 предполагает определение правильности представленных утверждений

(ответ «да» или «нет»). Выбор правильного ответа – 1 балл.

- Задание № 2 предполагает выбор правильного ответа из четырех предложенных. Выбор правильного ответа – 1 балл.

- Задание № 3 предполагает определение правильности представленных утверждений (ответ «да» или «нет») и обоснование правильного ответа. Выбор правильного утверждения ответа «да» или «нет» – 1 балл, обоснование ответа – до 2 баллов (максимально 3 балла за задачу).

- Задание № 4 предполагает выбор и обоснование правильного ответа. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование ответа – до 2 баллов (максимально 4 балла за тест).

- Задание № 5 предполагает выбор и обоснование правильного ответа, а также обоснование ошибочности других ответов. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование каждого ответа – до 2 баллов (максимально 10 баллов за тест).

- Задание № 6 является творческим (максимально 6 баллов за задание).

Время выполнения - 2 астрономических часа (120 минут).

- После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.

- Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

  Задание 1. Определите правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет») (правильный ответ – 1 балл, максимальное число баллов – 10)
1. Национальные парки - особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами
2. Экосистема это совокупность особей одного вида на определенной территории
3. Загрязнение окружающей среды пестицидами относятся к физическому типу.
4. Трофические цепи природных экосистем, как правило, имеют не более 4–5 звеньев
5. Водные организмы обладают меньшей экологической пластичностью, чем наземные
6. Световой режим не оказывает влияния на географическое распространение животных
7. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма, называется экологическим пессимумом
8. Эпифитные лишайники являются примером такого типа биотических отношений, как конкуренция.
9. Чужеродные для организмов соединения (пестициды, препараты бытовой химии, лекарственные средства и т.п.) называются ксенобиотики.
10. Киотский протокол (1997 г.) в отношении присоединившихся к нему стран включает в себя обязательство отказаться от использования в промышленности фтор-, хлорсодержащих растворителей до 2010 г.
  Задание 2. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных (правильный ответ – 1 балл, максимальное число баллов – 25)
1. Термин «биосфера» впервые применил: а) В. И. Вернадский; б) Э. Зюсс; в) В. Н. Сукачёв; г) Э.Леруа.
2. Виды ископаемых растений, животных, сохранившиеся до наших дней, – это: а) виоленты; б) космополиты; в) реликты; г) эндемики.
3.
Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций и сообществ называют: а) абиотическими факторами; б) биотическими факторами; в) экологическими факторами; г) эволюционными факторами.

 

4. Организмы, способные поддерживать постоянную температуру тела при колебаниях температуры, окружающей среды, называются: а) гомойотермными; б) гетеротермные; в) эндотермные; г) пойкилотермные.
5. Население почвы составляют организмы: а) гидробионты; б) атмобионты; в) аэробионты; г) эдафобионты.
6.
Организмы, требующие высокого содержания азота в среде называются: а) нитрофилы; б) ацидофилы; в) кальцефилы; г) эутрофы.

 

7. Функции продуцентов в водных экосистемах могут выполнять некоторые виды а) бактерий; б) грибов; в) моллюсков; г) рыб.
8. Приспособление у растений, обеспечивающее более эффективное и полное поглощение солнечного света: а) листовая мозаика б) мелкие листья в) восковой налёт на листьях г) шипы и колючки
9. К компонентам биогеоценоза (по В.Н. Сукачеву) не относится: а) климатотоп; б) рельеф; в) фитоценоз; г) эдафотоп.
10. Вертикальная мощность биосферы составляет около а) 10км. б) 20км. в) 30км. г) 40 км.
11. Выберите организмы (группы организмов) относящиеся к продуцентам а) зленая сыроежка б) растение повилика в) гладиолус г) криль
12. «Война» с применением химических отравляющих веществ между растениями носит греческое название а) симбиотрофия б) аллелопатия в) консорция г) парцелла
13. Плоды вяза имеют крыло в виде диска. Это является приспособлением к: а) зоохории б) анемохории в) мирмекохории г) орнитохории  
14. По классификации К. Раункиера полукустарник малина относится к следующей жизненной форме: а) криптофиты б) хамефиты в) фанерофиты г) гемикриптофиты
15. Растительное сообщество сосняк лишайниковый относится к: а) темнохвойным лесам б) светлохвойным лесам в) мелколиственным лесам г) широколиственным лесам
16. Требуется выбрать упаковку с сосновыми досками из 4-х упаковок, надписи на которых сделаны по латыни: а) Betula б) Picea в) Pinus г) Quercus
17. Только на острове Экос встречается жук сиреневый короед, который питается исключительно корой дерева актуш, но может переносить колебания температуры от минус100С до плюс400С. Этот жук является: а) эвритермным стенофагом, космополитом б) стенотермным стенофагом, эндемиком в) эвритермным эврифагом, эндемиком г) эвритермным стенофагом, эндемиком  
18. Лимитирующим экологическим фактором для любых зеленых водорослей в океане на глубине 250 м во всех случаях будет а) температура б) свет в) давление г) солёность
19. Замедление сердечного ритма у ныряющих животных – это пример а) поведенческой адаптации б) популяционной адаптации в) физиологической адаптации г) этологической адаптации
20. Многие виды жуков из семейства дровосеков (Cerambycidae) относятся к эколого-трофической группе: а) ризофагов б) копрофагов в) некрофагов г) ксилофагов
21. Более 90% всей современной биомассы бисферы приходится на долю: а) растений суши б) фитопланктона океана в) микроорганизмов г) крупных млекопитающих
22. Химические, физические и биологические агенты, воздействие которых на организм приводит к возникновению уродств (аномалий развития) в результате ненаследственных изменений, называют: а) мутагенами б) канцерогенами в) биогенами г) тератогенами
23. Основным принципом устойчивости экосистем яв­ляется: а) многообразие форм жизни; б) пространственный размер экосистем; в) стабильный климат; г) географическая широта места.  
24.
Из предложенных видов птиц, отметьте вид, внесенный в «Красную Книгу Вологодской области», как вид, находящийся под угрозой исчезновения а) желна (черный дятел) б) кулик-перевозчик в) обыкновенный зимородок г) синица-лазоревка

 

25. Эффект, возникающий в атмосфере при наличии газов, способных пропускать коротковолновое солнечное излучение, но задерживать длинноволновое (тепловое) излучение земной поверхности, носит название: а) эффект ядерной зимы б) парниковый эффект в) эффект холодной ловушки г) эффект конвекции
  Задание 3 Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко письменно его обоснуйте (выбор правильного утверждения «да» или «нет» - 1 балл. Обоснование от 0 до 2 баллов). Всего за каждую задачу – 3 балла, максимальное число баллов за задание – 12
  Рыбы, кальмары, киты являются типичными планктонными организмами.  
  Одна и та же ель не может входить в состав двух различных биогеоценозов. А может ли один и тот же заяц-беляк входить в состав двух различных биогеоценозов?  
  Теплоотдача животного находится в прямой зависимости от его размеров: чем животное мельче, тем меньше относительная поверхность его тела и ниже теплоотдача.
  Численность популяции определяется количеством особей или биомассой на единицу площади или объёма.
  Задание 4 Выбери один правильный ответ из четырех предложенных и его обоснуй (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов). Ответ следует начинать словами: «ответ «а» правильный потому что [далее следует обоснование] Максимальное кол-во баллов за каждый тест – 4, максимальное число баллов за задание – 8.
  Американские ученые получили наноцеллюлозу, которая во много раз прочнее стали и тоньше бумаги. Уже сейчас исследователи говорят о самых разных областях применения чудо-материала, от легких и прочных бронежилетов до ультратонких дисплеев, также ему найдутся дела в медицине, авиастроении, космонавтике и т.д. Науке давно хорошо известны бактерии, которые вырабатывают наноцеллюлозу, но эти микроорганизмы надо постоянно кормить: им требуется огромное количество глюкозы и других питательных веществ. Такое производство наноцеллюлозы было бы убыточным, а о промышленных масштабах и говорить не приходилось. Ученые сумели решить эту проблему. Они взяли у бактерии, которая вырабатывает наноцеллюлозу, несколько генов, которые отвечают за эту замечательную способность, и пересадили их другим организмам, которые можно использовать для промышленного рентабельного производства наноцеллюлозы. В качестве таких рецепиентов были использованы: а) ДНК бактерий кишечной палочки б) ДНК цианобактерий в) ДНК клеток грибов г) ДНК клеток древесных растений
  Ученые из Университета Манчестера совместно со специалистами Национального университета Сингапура разработали «Солнечную краску», в состав которой входит графен. Графен это сравнительно недавно открытое вещество, получаемое из графита.На основе графена можно создавать аккумуляторные батареи. Графеновая краска способна поглощать энергию солнечного света и трансформировать ее в электричество. Изобретатели предложили покрывать этой краской стены жилых домов и офисных зданий. По мнению специалистов, данное предложение является экологически верным решением, т.к. позволит: а) существенно сократить производство электричества, основанного на сжигании ископаемого топлива б) способствовать утеплению домов, и за счет этого снизить экономические затраты на их обогрев в) существенно снизить расходы на покраску и ремонт фасадов домов за счет низкой себестоимости графеновой краски г) снизить производство традиционных токсичных красок, заменив их экологически чистым графеном.    
  Задание 5 Выбери один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуй, почему этот ответ ты считаешь правильным, а также в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа (правильный ответ – 2 балла, обоснование каждого ответа – от 0 до 2 баллов). Ответ следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование] Максимальное кол-во баллов за тест – 10.
  Перспективным сырьем для получения биотоплива представляются стебли древесных растений. Однако их основной компонент – прочная лигноцеллюлоза, плохо поддающаяся переработке. Недавно группой учёных из Университета Миссисипи (США) были обнаружены бактерии, разлагающие лигноцеллюлозу до простых сахаров, которые можно превратить в этанол, что делает производство биотоплива проще и дешевле. Эти бактерии населяют кишечник обитающих в зоопарке Мемфиса (штат Теннесси): а) эвглен зелёных; б) полипов гидр; в) панд; г) белых медведей.  
  Задание 6 Творческое задание Максимальное кол-во баллов за задачу – 6.
    Из-за загрязнения воздуха выбросами угольных предприятий вода в реках Новой Шотландии приобрела повышенную кислотность. Местные экологи добавили в исток одной особенно сильно пострадавшей реки известь и затем несколько лет отлавливали в ней угрей. Этих рыб они сравнивали с угрями из другой, не обработанной известью реки. Угри из реки, где кислотность была погашена, содержали в себе гораздо больше кишечных паразитов (ленточных червей, трематод). Расширив свои исследования, экологи обнаружили, что самые свободные от паразитов угри водятся в самых загрязнённых реках. Таким образом, некоторые паразиты могут служить хорошими экологическими маркерами водных экосистем. С какими особенностями биологии и экологии паразитов это может быть связано? Укажите не менее трёх особенностей. а) …………………………………………………………………… (0-2 балла) б) …………………………………………………………………… (0-2 балла) в) …………………………………………………………………… (0-2 балла)

Всего максимально для 11 класса может быть 71 балл.

Date: 2016-11-17; view: 434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию