Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление оборотными активами





Оборотные средства – наиболее подвижная часть капитала предприятия, которая в отличие от основного капитала является более текучей и легко трансформируемой в денежные средства. Оборотный капитал (собст. оборотные средства) может быть определен как разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. В состав оборотных средств входят: запасы (товарные и материальные), дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения (легкореализуемые ценные бумаги), денежные средства.

Оптимальное управление оборотными средствами ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании. Основные задачи в области управления оборотными средствами: определить правильно структуру активов; стремиться иметь минимум товарно-материальных запасов; обеспечить своевременный оптимальный объем заказов; своевременно получать деньги у покупателей и заказчиков; увеличить объем продаж; ускорить приток денежных средств.

Политика управления оборотными активами заключается в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их формирования. Этапы процесса разработки политики управления оборотными активами:

§ Анализ состава и состояния оборотных активов в предшествующем периоде

§ определение общих принципов формирования оборотных активов

§ оптимизация объема оборотных активов

§ оптимизация соотношения постоянных и переменных частей оборотных активов

§ обеспечение повышения рентабельности оборотных активов

§ обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования

§ разработка принципов и оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов.

Оборотные средства - это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые, как ми кратно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает год. Под оборачиваемостью вложений в данном случае подразумевается трансформация оборотных средств, происходящая на предприятии циклически, один цикл которых может быть представлен следующим образом:

«а»-средства вкладываются в производственные запасы; (б) запасы поступают в производство; (в) произведенная продукция поступает на склад; (г) готовая продукция отгружается покупателю; (д) денежные средства за проданную продукцию поступают на счет продавца; (е) денежные средства вновь используются для приобретения сырья и материалов и т. д.

Выделяют следующие укрупненные компоненты оборотных активов, имеющие значение в системе финансового менеджмента: производственные запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства и их эквиваленты. Как и в отношении других объектов управления, входящих в сферу интересов финансового менеджера, речь идет не о предметно-вещностном составе оборотных активов, а о политике оп­тимального управления вложениями в эти активы. Рассмотрим по­следовательно особенности управления отдельными элементами обо­ротных активов.

Производственные запасы. В системе управления финансами этот объект понимается в более широком аспекте, нежели просто сырье и материалы, необходимые для производственного процесса. К нему также относятся незавершенное производство, готовая про­дукция, товары для перепродажи и др. Для финансовых менеджеров и аналитиков предметно-вещностная природа запасов не имеет особого значения; важна лишь общая сумма денежных средств, «омертвленных» в запасах в течение технологического «производственного» цикла; именно поэтому можно объединить эти на первый взгляд однородные активы в одну группу.

Управление запасами имеет огромное значение как в технологическом, так и в финансовом аспекте. С позиции управлениямифинансами предприятия запасы — это иммобилизованные средства, т.е. средства, в известном смысле отвлеченные из оборота. Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было бы получить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект «например альтернативой «омертвлению» средств в запасах является размещение некоторой их части в банке под проценты или приобретение ликвидных ценных бумаг). Кстати, эти косвенные потери при определенных обстоятельствах могут стать и прямыми. Исследования показывают, что при вынужденной реализации активов, например, в случае банкротства компании, многие оборотные средства «вдруг» попадают в разряд неликвидов, а вырученная за них сумма может быть гораздо ниже учетной стоимости.

Формализация политики управления запасами требует ответа на следующие вопросы: (а) можно ли в принципе оптимизировать политику управления величиной запасов; (б) какой объем запасов является минимально необходимым; (в) когда следует заказывать очередную партию запасов; (г) каков должен быть оптимальный объем закупаемой партии.

Дебиторская задолженность. В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые достаточно статичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной степени определяются сутью технологического процесса, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т. е. в принципе она невыгодна предприятию, поэтому с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции, продажа может быть выполнена одним из трех способов: (а) предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом), (б) оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т. е. происходит как бы обмен товара на деньги), (в) оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю). В рыночной экономике именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо, расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукцией предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:

-срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих пределы срока оплаты продукции);

-стандарты кредитоспособности «критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда варианты оплаты»

-система создания резервов по сомнительным долгам «предполагается, что, как бы не была отлажена работа с дебиторами всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

-система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о готовности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

-система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

Эффективная система установления взаимоотношений с покупа­телями подразумевает: (а) качественный отбор клиентов, которым предоставлять кредит; (б) определение оптимальных условий кредитования; (в) четкую процедуру предъявления претензий; «г» контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразумевает: (а) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.; (б) минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов; (в) направление платежных документов по надлежащим адресам; (г) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; (д) четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Денежные средства. В условиях рыночной экономики значимость денежных средств и их эквивалентов определяется следующими причинами: рутинность (необходимость денежного обеспечения текущих операций), предосторожность (необходимость погашения непредвиденных платежей), спекулятивность (возможность участия в заранее непредусмотренном выгодном проекте). Система эффективного управления денежными средствами подразумевает выделение четырех крупных блоков процедур, требующих определенного внимания финансового менеджера: (а) расчет финансового цикла денежных средств, (б) анализ движения денежных средств, (в) прогнозирование денежных потоков, (г) определение оптимального уровня денежных средств.

Анализ движения денежных средств. Смысловая нагрузка этого блока определяется, прежде всего, тем обстоятельством, что с пози­ции контроля и оценки эффективности функционирования предпри­ятия необходимо иметь представление о том, какие виды деятельно­сти генерируют основной объем денежных поступлений и оттоков. Анализ движения денежных средств позволяет определить сальдо денежного потока в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Наиболее распространен в анализе так называемый прямой метод, предполагающий идентификацию всех операций, затрагивающих дебет денежных счетов «приток денежных средств» и кредит денежных счетов (отток денежных средств). Идентификация соответствующих проводок в системе бухгалтерского учета обеспечивает помимо прочего группировку оттоков и притоков средств по важнейшим видам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая).

Прогнозирование денежных потоков. Многие решения финансового характера, например инвестиции и выплата дивидендов, нередко предполагают единовременные оттоки крупных объемов денежных средств, которые должны быть своевременно накоплены. Прогнозирование денежных потоков является непременным атрибутом бизнес-планирования и вообще взаимоотношений с потенциальным и (или) стратегическим инвестором.

Опре деление оптимального уровня денежных средств. В мировой практике разработаны методы оптимизации остатка денежных средств, в основе которых заложены те же идеи, что и в методах оптимизации производственных запасов.

Эквиваленты денежных средств. Этим термином описываются «ликвидные рыночные ценные бумаги, которые с минимальным временным лагом могут быть трансформированы в денежные средства. «Живые» деньги нужны любому предприятию; вместе с тем, поскольку перечисленные выше модели оптимизации остатка денежных средств весьма теоретизированы, на практике обычно руководствуют­ся здравым смыслом, выбирая, какую часть мобильных активов держа­ть на расчетном счете, а какую временно разместить в ценных бумагах. В результате такой политики у предприятия на балансе формируются краткосрочные финансовые вложения.

Любая самая сложная финансовая операция представляет собой нацию двух элементарных действий — инвестирования и заимствования, причем эффективность операции оценивается процентной ставкой. Инвестирование означает вложение средств в надежде в будущем получить достаточный денежный поток; заимствование — привлечение средств с намерением выгодно вложить их в известный проект, за счет которого в будущем удастся расплатиться с кредито­ром. Чаще всего подобные операции растянуты во времени, т. е. распространяются на несколько базисных интервалов.

Формирование портфеля ценных бумаг, равно как и любые операции с отдельными финансовыми активами, основано на применении ряда формализованных критериев. В основе этих критериев: (а) понятие временной ценности денег и (б) методы оценки распределенных во времени денежных потоков.

 

Date: 2016-11-17; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию