Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Физкультурные занятия
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ.
Физкультурныезанятия — основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является последовательное обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и их совершенствование. Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и элементам спорта, всестороннее развитие его личности. Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путем определенной двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению общей его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях. Воспитательно-образовательные задачи решаются путем постепенного и неуклонного формирования морально-волевых черт личности ребенка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, выработки правильных двигательных навыков. Все это направлено на развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка, его умственных способностей, нравственных качеств и творческой активности. Занятия способствуют воспитанию дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся з окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро и уверенно в соответствии с поставленной задачей. Таким образом, систематическое выполнение в процессе занятий всех поставленных задач формирует духовные и физические силы детей, подготавливает их к школе, занятиям спортом и дальнейшей полезной общепит нон деятельности. Содержание и структура занятий. Физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы и выражающиеся в двигательной деятельности детей, составляют содержание занятий. Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Однако при этом обязательно сохранение ясных и четких задач, соблюдение последовательности прохождения программы, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура занятия заключается в последовательности выполнения детьми физических упражнений, соответствующих задачам данного занятия. Структура физкультурных занятий для детей дошкольного возраста определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребенка на каждом отдельном этапе его возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребенка и его психики на занятии — одна из основных обязанностей воспитателя: от этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания. Определение возможностей ребенка основывается на данных физиологии и психологии. Изучение состояния работоспособности детей в процессе двигательной деятельности на занятии показало постепенное возрастание ее в начале занятия, последующее колебание около наиболее высокого уровня и постепенное снижение к окончанию занятия. Такая последовательность фаз (кривая работоспособности) обусловливается, с одной стороны, показателями пульса, отражающего деятельность системы кровообращения и свидетельствующего о состоянии работоспособности организма; с другой — протеканием психических процессов— внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений. В течение занятия изменения, происходящие в организме и психике, осуществляются под контролем центральной нервной системы. При этом усиливается ее собственная работоспособность, которая выражается в повышении возбудимости нервных центров, подвижности нервных процессов. В ходе занятия, при все большей врабатываемости всего организма (постепеннее вхождение в работу) улучшается согласованность деятельности работающих органов и систем, появляется возможность нахождения правильного ритма работы и в связи с этим повышение эмоционального состояния. По достижении наиболее высокого уровня работоспособность колеблется в связи с изменением характера отдельных сторон деятельности (выполнение движении, наблюдение образца движений воспитателя, осмысливание его указаний и т. п.) и, наконец, к окончанию занятия постепенно снижается, вследствие определенной затраты физических и психических сил. Конкретизация структуры, задач и содержания физкультурных занятий. В соответствии с кривой работоспособности организма физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи — образовательные, воспитательные и оздоровительные. Только при условии выполнения всех этих задач может быть достигнуто всестороннее воздействие на детей и их физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Реакция ребенка на задания, связанная с активной работой мысли, чувствами, приобретаемыми навыками, должна проявляться в любой части занятия и во всем разнообразии деятельности. Задачи и содержание вводно-подготовительной части занятия. Задачи что и части заключаются в том, чтобы вызвать у детей интерес и эмоциональную настроенность, собрать и проверить степень готовности внимания, уточнить двигательные навыки, подвести организм ребенка к интенсивной работе (путем постепенной врабатываемости организма) и подготовить его функционально к большей физиологической нагрузке в основной части занятия. С этой целью детям предлагается два-три знакомых упражнения или их несложные варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия; упражнения, связанные с ориентировкой в пространстве и в коллективе, и другие, не требующие много времени на подготовку и выполнение, рассчитанные на быстрое физиологическое и психическое врабатывание. К таким упражнениям обычно относятся: ходьба с различными заданиями (повороты с указанием направления, сменой ведущих и др.). легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т. п.; ходьба с изменением характера шага — на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, ребристой лесенке и другие упражнения. После этого включаются упражнения общеразвивающего типа, играющие роль подготовительных, обеспечивающих готовность организма к выполнению более сложных задач, связанных с большей затратой сил. Они выполняются в колоннах, в кругу, врассыпную. Обще развивающие упражнения даются обычно с мелкими физкультурными пособиями — флажками, палками, обручами, лентами, шпуром. Подбор их обусловливается задачей постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на эффективность функционального состояния всего организма. Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса в целях формированияправильной осанки и упорядочения процессов дыхания (например, разведение рук в стороны и сведение их перед грудью). Вторыми — упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая и стопу, — приседания, поднимание ноги, согнутой в колене, и др. Третьими — упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника— прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево (вращение туловища). При выполнении этих упражнений осуществляется ознакомление с двигательными действиями, разучивание и совершенствование их, предусматривающие постепенное подведение организма к большей нагрузке в следующей части занятия. Заканчивается подготовительная часть переходом к разучиванию основных движений, Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия намечаются задачи по обучению детей основным движениям: ознакомление их с новым двигательным материалом, разучивание уже известного детям и совершенствование движений, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение, Учитывая непродолжительность оптимальной психической работоспособности детей, более трудные задачи намечаются в начале основной части (например, ознакомление детей с новым материалом и его воспроизведение или выполнение упражнений с более сложной координацией). В то же время некоторые упражнения в основной части занятия требуют предварительного выполнения подводящих к ним упражнений, способствующих налаживанию темпа, ритма, общей слаженности движений. Поэтому решение, например, задачи: «совершенствовать навык прыжка в высоту с разбега», требует предварительных, кратковременных однотипных и менее сложных подготовительных упражнений (непродолжительных прыжков на месте, с продвижением вперед, с доставанием предметов), после этого — прыжок в высоту с разбега. Такая легкая непродолжительная подготовка (разминка), обязательно чередующаяся с непродолжительной ходьбой в целях активного отдыха, имеет важное значение для достижения лучшего качества в основном задании. Целесообразность такой предварительной подготовки имеет физиологическое обоснование: «От всякого раздражения в нервной системе остается некоторое время след; во всех отделах нервной системы мы встречаемся с явлениями так называемого последействия». Исследования в области физиологии о влиянии предыдущей работы па последующую показывают, что следовые явления в центральной нервной системе носят как общий, так н специфический характер. Общий характер выражается в повышении возбудимости нервной системы, а специфический — в установке нервных координационных механизмов в соответствии со структурой, темпом, ритмом выполняемых движений и их усилиями. При совпадении характера и темпа движений следовые явления, образующиеся в центральной нервной системе в процессе предварительных движении, являются благоприятным условием для правильности выполнения последующих движений. Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, повышает в значительной степени функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, характерной быстрыми, энергичными, целеустремленными движениями. Подвижная игра, завершающая основную часть, выделяется наиболее высокой степенью эмоционального и физиологического подъема. Увлечение детей содержанием и процессом игры, нередко с наличием соревновательных моментов, быстрота и точность двигательных реакций на сигналы игровой обстановки, требующих сообразительности и самостоятельности регуляции движений, — все это является кульминацией подъема жизненных сил ребенка. Задачи и содержание заключительной части занятия. Следующая за игрой заключительная часть занятия дается с учетом всей динамики предыдущей деятельности для постепенного перехода к снижению возникшего перед этим подъема и подведения детей к намеченной за занятием деятельности. Эта часть занятия выражается обычно в ходьбе интенсивного темпа с постепенным замедлением, способствующей снижению общей возбудимости и приведению пульса к норме. Ходьба в некоторых случаях может быть заменена малоподвижной игрой, включающей всех детей в умеренное движение и исключающей противопоказанные организму после активных действий статические положения (игры «Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» и хороводного типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится итог проведенного занятия. Воспитание в процессе физкультурного занятияодновременно с развитием двигательных навыков у детей воспитываются физические качества: быстрота, сила, выносливость, ловкость. Воспитание этих качеств связано со всей деятельностью детей и с выполнением отдельных двигательных заданий, в которых они должны проявляться (например, в беге, метании и других упражнениях). Постепенное развитие физических качеств осуществляется с учетом возможностей детей дошкольного возраста и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Механизм развития физических качеств связан со сложными процессами, происходящими в организме. Ведущая роль в этом принадлежит центральной нервной системе и ее высшему отделу- коре головного мозга. Одним из основных моментов в совершенствовании физических качеств является процесс развития и уточнения характера нервных процессов, т. е. силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и т. п. Сложность внутренних процессов при воспитании физических качеств выявляет необходимость строго постепенного усложнения двигательных задании на развитие скорости, выносливости, ловкости и силы. Посильные детям упражнения содействуют тренировке организма, развитию физических и психических сил ребенка, подготовке его к более сложным требованиям школы.
|