Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физкультурные занятия





 

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ.

 

Физкультурныезанятия — основная форма организованного, систематического обуче­ния детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является последовательное обучение детей всех возраст­ных групп правильным двигательным навыкам и их совершен­ствование.

Значение занятий заключается в систематическом осуществ­лении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и вос­питательных задач, выполнение которых обеспечивает физиче­ское развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и элементам спорта, всестороннее развитие его личности.

Осуществление оздоровительных задач достигается на заня­тиях путем определенной двигательной деятельности детей, со­действующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению общей его жизнедеятельности, в оптималь­ных гигиенических условиях.

Воспитательно-образовательные задачи решаются путем постепенного и неуклонного формирования морально-волевых черт личности ребенка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, выработки правильных двигательных навыков. Все это направлено на развитие познавательных, волевых и эмоциональ­ных сил ребенка, его умственных способностей, нравственных качеств и творческой активности. Занятия способствуют воспи­танию дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся з окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро и уверенно в соответствии с поставленной задачей.

Таким образом, систематическое выполнение в процессе за­нятий всех поставленных задач формирует духовные и физиче­ские силы детей, подготавливает их к школе, занятиям спортом и дальнейшей полезной общепит нон деятельности.

Содержание и структура занятий.

Физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы и выражающиеся в двигательной деятельности детей, составляют содержание занятий.

Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Одна­ко при этом обязательно сохранение ясных и четких задач, соблюдение последовательности прохождения программы, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура занятия заключается в последовательности выполне­ния детьми физических упражнений, соответствующих задачам данного занятия.

Структура физкультурных занятий для детей дошкольного возраста определяется поставленными задачами и особенностя­ми работоспособности нервной системы и всего организма ребен­ка на каждом отдельном этапе его возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребенка и его психики на занятии — одна из основных обязанностей воспита­теля: от этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания.

Определение возможностей ребенка основывается на данных физиологии и психологии. Изучение состояния работоспособно­сти детей в процессе двигательной деятельности на занятии по­казало постепенное возрастание ее в начале занятия, последую­щее колебание около наиболее высокого уровня и постепенное снижение к окончанию занятия. Такая последовательность фаз (кривая работоспособности) обусловливается, с одной стороны, показателями пульса, отражающего деятельность системы крово­обращения и свидетельствующего о состоянии работоспособно­сти организма; с другой — протеканием психических процес­сов— внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений. В течение занятия измене­ния, происходящие в организме и психике, осуществляются под контролем центральной нервной системы. При этом усиливается ее собственная работоспособность, которая выражается в повы­шении возбудимости нервных центров, подвижности нервных процессов. В ходе занятия, при все большей врабатываемости всего организма (постепеннее вхождение в работу) улучшается согласованность деятельности работающих органов и систем, появляется возможность нахождения правильного ритма работы и в связи с этим повышение эмоционального состояния. По дости­жении наиболее высокого уровня работоспособность колеблется в связи с изменением характера отдельных сторон деятельности (выполнение движении, наблюдение образца движений воспита­теля, осмысливание его указаний и т. п.) и, наконец, к окончанию занятия постепенно снижается, вследствие определенной затраты физических и психических сил.

Конкретизация структуры, задач и содержания физкультур­ных занятий. В соответствии с кривой работоспособности орга­низма физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи — образовательные, воспитательные и оздоровитель­ные. Только при условии выполнения всех этих задач может быть достигнуто всестороннее воздействие на детей и их физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие.

Реакция ребенка на задания, связанная с активной работой мысли, чувствами, приобретаемыми навыками, должна про­являться в любой части занятия и во всем разнообразии деятель­ности.

Задачи и содержание вводно-подготовительной части занятия. Задачи что и части заключаются в том, чтобы вызвать у детей интерес и эмоциональную настроенность, собрать и проверить степень готовности внимания, уточнить двигательные навыки, подвести организм ребенка к интенсив­ной работе (путем постепенной врабатываемости организма) и подготовить его функционально к большей физиологической нагрузке в основной части занятия.

С этой целью детям предлагается два-три знакомых упраж­нения или их несложные варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия; упражнения, связанные с ориентировкой в пространстве и в коллективе, и другие, не требующие много времени на подготовку и выполне­ние, рассчитанные на быстрое физиологическое и психическое врабатывание.

К таким упражнениям обычно относятся: ходьба с различны­ми заданиями (повороты с указанием направления, сменой веду­щих и др.). легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т. п.; ходьба с измене­нием характера шага — на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, ребристой лесенке и другие упражне­ния. После этого включаются упражнения общеразвивающего типа, играющие роль подготовительных, обеспечивающих готовность организма к выполнению более сложных задач, связанных с большей затратой сил. Они выполняются в колоннах, в кругу, врассыпную.

Обще развивающие упражнения даются обычно с мелкими физкультурными пособиями — флажками, палками, обручами, лентами, шпуром. Подбор их обусловливается задачей постепен­ного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на эффективность функционального состояния всего организма.

Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса в целях формированияправильной осан­ки и упорядочения процессов дыхания (например, разведение рук в стороны и сведение их перед грудью). Вторыми — упраж­нения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая и стопу, — приседания, поднимание ноги, согнутой в колене, и др. Третьими — упражнения для развития и укрепле­ния мышц спины и гибкости позвоночника— прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево (вращение туловища).

При выполнении этих упражнений осуществляется ознаком­ление с двигательными действиями, разучивание и совершен­ствование их, предусматривающие постепенное подведение орга­низма к большей нагрузке в следующей части занятия. Заканчи­вается подготовительная часть переходом к разучиванию основ­ных движений,

Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия намечаются задачи по обучению детей основным движениям: ознакомление их с новым двигательным материалом, разучивание уже известного детям и совершенство­вание движений, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение,

Учитывая непродолжительность оптимальной психической работоспособности детей, более трудные задачи намечаются в начале основной части (например, ознакомление детей с новым материалом и его воспроизведение или выполнение упражнений с более сложной координацией). В то же время некоторые упражнения в основной части занятия требуют предварительного выполнения подводящих к ним упражнений, способствующих налаживанию темпа, ритма, общей слаженности движений. По­этому решение, например, задачи: «совершенствовать навык прыжка в высоту с разбега», требует предварительных, кратко­временных однотипных и менее сложных подготовительных упражнений (непродолжительных прыжков на месте, с продвиже­нием вперед, с доставанием предметов), после этого — прыжок в высоту с разбега. Такая легкая непродолжительная подготовка (разминка), обязательно чередующаяся с непродолжительной ходьбой в целях активного отдыха, имеет важное значение для достижения лучшего качества в основном задании.

Целесообразность такой предварительной подготовки имеет физиологическое обоснование: «От всякого раздражения в нерв­ной системе остается некоторое время след; во всех отделах нервной системы мы встречаемся с явлениями так называемого последействия».

Исследования в области физиологии о влиянии предыдущей работы па последующую показывают, что следовые явления в центральной нервной системе носят как общий, так н специфиче­ский характер. Общий характер выражается в повышении воз­будимости нервной системы, а специфический — в установке нервных координационных механизмов в соответствии со струк­турой, темпом, ритмом выполняемых движений и их усилиями. При совпадении характера и темпа движений следовые явления, образующиеся в центральной нервной системе в процессе предва­рительных движении, являются благоприятным условием для правильности выполнения последующих движений.

Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, повышает в значительной степени функцио­нальное состояние организма и подводит его к наиболее высоко­му подъему в подвижной игре, характерной быстрыми, энергич­ными, целеустремленными движениями.

Подвижная игра, завершающая основную часть, выделяется наиболее высокой степенью эмоционального и физиологического подъема. Увлечение детей содержанием и процессом игры, не­редко с наличием соревновательных моментов, быстрота и точ­ность двигательных реакций на сигналы игровой обстановки, требующих сообразительности и самостоятельности регуляции движений, — все это является кульминацией подъема жизненных сил ребенка.

Задачи и содержание заключительной части занятия. Следующая за игрой заключительная часть занятия дается с учетом всей динамики предыдущей деятельности для постепенного перехода к снижению возникшего перед этим подъема и подведения детей к намеченной за занятием деятельности.

Эта часть занятия выражается обычно в ходьбе интенсив­ного темпа с постепенным замедлением, способствующей сниже­нию общей возбудимости и приведению пульса к норме. Ходьба в некоторых случаях может быть заменена малоподвижной игрой, включающей всех детей в умеренное движение и исклю­чающей противопоказанные организму после активных действий статические положения (игры «Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» и хороводного типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится итог проведенного занятия.

Воспитание в процессе физкультурного занятияодновременно с развитием двигательных навыков у детей воспитываются физические качества: быстрота, сила, выносливость, ловкость.

Воспитание этих качеств связано со всей деятельностью детей и с выполнением отдельных двигательных заданий, в которых они должны проявляться (например, в беге, метании и других упражнениях).

Постепенное развитие физических качеств осуществляется с учетом возможностей детей дошкольного возраста и индивидуаль­ными особенностями каждого ребенка.

Механизм развития физических качеств связан со сложными процессами, происходящими в организме. Ведущая роль в этом принадлежит центральной нервной системе и ее высшему от­делу- коре головного мозга. Одним из основных моментов в совершенствовании физических качеств является процесс развития и уточнения характера нервных процессов, т. е. силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и т. п.

Сложность внутренних процессов при воспитании физических качеств выявляет необходимость строго постепенного усложне­ния двигательных задании на развитие скорости, выносливости, ловкости и силы.

Посильные детям упражнения содействуют тренировке орга­низма, развитию физических и психических сил ребенка, под­готовке его к более сложным требованиям школы.

Date: 2016-11-17; view: 713; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию