Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава шестая спортивные виды физических упражнений





 

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

В целях всестороннего развития детей дошкольного возраста применяются следующие спортивные виды физических упражне­ний: передвижение на лыжах, катание на сапках, коньках, ве­лосипеде, плавание и др. Они способствуют укреплению основ­ных групп мышц, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыха­тельной, нервной систем, а также формированию в той или иной мере всех физических качеств (ловкость, быстрота, сила, вынос­ливость и др.) эмоциональная окраска занятий помогает детям.

Наряду с описанием техники упражнений, включенных в «Программу воспитания», мы приводим и более сложные, с тем, чтобы при наличии благо­приятных условий и общей физической подготовленности детей воспитатели могли использовать их в старших группах детского сада более длительное время выполнять упражнения, не испытывая усталости, что в свою очередь обусловливает развитие силы и выносливости.

Так как эти занятия проводятся в специальной одежде при различной температуре воздуха, увеличивается эффект закаливании. Спортивные виды физических упражнений приближают детей 'к природе, помогают полнее познавать ее явления (свойства сне­га, ветра, льда, воды и др.), развивать эстетические чувства, по­ложительные эмоции.

Коллективные занятия, особенно прогулки за пределы участ­ка детского сада, воспитывают товарищескую взаимопомощь, коллективизм.

Проведение спортивных видов физических упражнений в раз­личных условиях способствует воспитанию волевых качеств (сме­лость, выдержка, решительность и др.)-

Уход за лыжами, коньками, санками, велосипедом и другим инвентарем приучает детей к аккуратности, трудолюбию.

 

§ 2. ЛЫЖИ

 

Общая характеристика передвижения на лыжах. Исследования, проведенные в дошкольных учрежде­ниях1, показали возможность обучения детей дошкольного воз­раста передвижению на лыжах, положительное влияние этих за­нятий на организм ребенка.

Передвижение на лыжах — циклическое движение, благопри­ятно влияющее на развитие костного аппарата и всех групп мышц. Исследование М. П. Голощекиной показало, что у детей, кото­рые систематически занимались ходьбой па лыжах, не наблю­далось отклонений в развитии попы.

Ходьба на лыжах укрепляет сердечно-сосудистую, дыхатель­ную, нервную системi,i. По данным М. П. Голощекиной, спиро­метрия у девочек 6 лет увеличилась в результате занятий лыжа­ми на 40% (1000—1400 куб. см), у мальчиков 6 лет — на 41,5% (1070—1544 куб. см).

Выбор места для занятий. Для начального обуче­ния передвижению на лыжах выбирается место, где можно про­ложить небольшую лыжню и где имеются невысокие горки с от­логими скатами. В дальнейшем следует проводить занятия на уд­линенной лыжне (от 80 и более метров) и более крутых горках. Когда дет освоят способы передвижения, научатся делать пово­роты, подниматься па небольшие горки и спускаться с них, необ­ходимо проводить лыжные прогулки в парке, в лесу, выбирая средне пересеченную местность.

Одежда и обувь ребенка. Одежда детей должна быть плотной, хорошо защищающей от ветра и не стесняющей движений. Во избежание перегревания не следует одевать детей слишком тепло. Для передвижения на лыжах можно рекомендо­вать комбинезон из водоотталкивающей ткани на утепленной подкладке или лыжным костюм. Под комбинезон или лыжный костюм одевается теплое белье или шерстяной костюм. Из головных уборов наиболее удобны вязаные шапки, шапки-ушанки (в ветреную погоду).

На руки следует надевать шерстяные варежки, а поверх их кожаные или брезентовые рукавицы.

Для катания на лыжах используются ботинки на утепленной подкладке, с широкой носовой частью. В более холодную погоду следует надевать две пары шерстяных носков. Валяная обувь нежелательна: нога в ней перегревается, вес обуви и лыж с креплениями давит на слабым мышечный свод стопы, что может привести к его уплощению.

Подбор лыж, палок и уход за ними. Необхо­димо, чтобы лыжи и палки соответствовали росту ребенка. Если лыжи поставить вертикально, то они должны доходить до кончи­ков пальцев вытянутой вверх руки, а палки достигать подмышек. Петли на палках делаются такого объема, чтобы в них проходи­ли кисти рук лыжника в рукавицах.

Дли крепления лыж к ноге пользуются различными креплениями: для валенок употребляется мягкое кожаное креп­ление, для обуви с жестком подошвой — металлическое (полу­жесткое) крепление. Крепления подгоняются по обуви. Кожаное крепление состоит из ремни, вставленного в прорезь лыж. Оно должно быть расположено на уровне основания большого паль­ца и плотно охватывать носок обуви. Для более плотного фикси­рования лыжи используется пяточное крепление из резиновых трубок. Лыжи следует хранить вместе с палками в специальных стой­ках в сухом прохладном месте.

Для сохранения нормального прогиба носовая и пяточная час­ти лыж после каждой прогулки связываются, а посередине у грузовой площадки ставится распорка шириной 3—4 см.

За лыжами необходим уход. Чтобы древесина не изнашива­лась и в нее не проникала влага, чтобы лыжи лучше скользили и сохраняли гибкость, надо через 1—1,5 месяца пропитывать смо­лой их скользящую поверхность. Для этого ее очищают от ста­рой мази, затем наносят растопленную смолу и держат над ог­нем, пока вся смола не впитается. Ремни лыжных креплений и па­лок смазывают мазью (вазелином).

Отправляясь на прогулку, лыжи следует смазать мазью, под­бирая ее в соответствии с погодой и состоянием снежного покро­ва. Прежде чем встать на лыжи, надо, чтобы они промерзли ми­нут 10 - тогда они будут лучше скользить.

Непосредственно после прогулки лыжи надо очистить от сне­га, поставить между ними распорки и убрать на место.

Методика обучения. В «Программе воспитания» за­дача обучения передвижению на лыжах ставится только со сред­ней группы. Но это не означает, что нельзя использовать лыжи с детьми более раннего возраста, если в детском саду имеются соответствующие условия.

Обучение детей ходьбе на лыжах совершается в определен­ной последовательности: сначала детей учат подбирать лыжи и палки по росту, показывают и объясняют, как правильно при­креплять лыжи к ноге, как ухаживать за лыжами и палками, как переносить их и ставить в стойки. 3атем переходят к постепенно­му обучению передвижению на лыжах.

Ходьба на лыжах организуется на утренней и вечерней про­гулке в форме занятий со всей группой, с небольшими группами и индивидуально.

Прежде всего, воспитатель учит детей, как брать лыжи из стойки, скреплять их и снова ставить в стойку, надевать и сни­мать лыжи, ухаживать за ними.

Ребенок берет лыжи за середину двумя руками и ставит их пятками у носка правой ноги скользящими поверхностями впе­ред и держит их сбоку выше грузовых площадок четырьмя паль­цами с наружной стороны, а большим пальцем к себе. При рав­нении в шеренге лыжи прижимаются к плечу. При поворотах на месте лыжи приподнимаются и одновременно с приставлением ноги опускаются к ней.

Чтобы встать на лыжи, нужно взять их в левую руку, а пра­вой рукой открепить палки и поставить их в снег или положить кольцами назад с правой стороны. Затем разъединить лыжи и положить их грузовыми площадками у ступней справа и слева, прикрепить лыжи, разъединить палки, надеть их на руки петля­ми и поставить около ноги.

Чтобы спять лыж п, нужно поставить или положить палки справа, открепить лыжи и сойти с них, сделав полшага влево.

Для удобства переноски лыжи скрепляются. Для этого надо палки соединить, продев одну палку в кольцо другой, и обе палки поставить в снег или положить их справа от себя кольцами назад на линии носков обуви. Очистить лыжи от снега, взять их за грузовые площадки, левую лыжу одноименной (левой) рукой снизу, а правую —сверху. Продеть носком правую лыжу под ремни крепления левой лыжи, верхние концы скрепленных палок пропустить под носковые ремни и надеть кольцами на носки лыж. Для длительной переноски палки прикрепляют к лыжам рем­нем (веревкой). Лыжи с металлическим креплением скрепляют скользящими поверхностями друг к другу. Палки надо крепить на одной из лыж.

Переносить лыжи можно разными способами: на плече, под рукой и в руке.

Для переноски лыж на плече следует правой рукой перенес­ти лыжи к левому плечу, левую руку подать несколько вперед, повернув ее ладонью к себе, поставить лыжи пятками на ладонь так, чтобы большой палец лежал на скользящей поверхности, а остальные пальцы были обращены к бедру. Затем энергично опустить правую руку, одновременно левой рукой отвести пятки лыж от себя так, чтобы лыжи легли на плечо под небольшим уг­лом, скользящей поверхностью вперед.

Чтобы спять лыжи с плеча, необходимо левой рукой подать пятки лыж к бедру, одновременно правой рукой взять лыжи на высоте плеча и поставить их отвесно у левого плеча. Затем пере нести лыжи правой рукой вниз, к правой ноге, придерживая их левой рукой выше грузовых площадок, и держать вдоль правой ноги так, чтобы пятки касались носка правой ноги, и быстро опус­тить левую руку, а правой плавно опустить лыжи.

Для переноски лыж под рукой нужно взяться правой рукой за палки около скоб крепления, а левой рукой — со стороны скользящей поверхности лыжи, ниже грузовой площадки, пос­лать верхние концы вперед-вниз. Затем, поворачивая лыжи сле­ва направо скользящей поверхностью вверх, прижить их лок­тем правой руки сбоку, одновременно левую руку энергично опус­тить. Носки лыж держать на высоте колен. Чтобы опустить лыжи к ноге, надо взяться за лыжи левой рукой со стороны скользящей поверхности у грузовых площадок, а правой, удерживая за пал­ки, повернуть лыжи влево, скользящей поверхностью вниз, под­нять носки лыж держать их отвесно вдоль правой ноги, одно­временно правой рукой перехватить сбоку у грузовых площадок, опустить левую руку, а правой плавно поставить лыжи пятками у правой ноги.

Для недлительной переноски лыжи можно переносить в руке, держа их за крепления.

Воспитатель все это показывает и объясняет детям, затем следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его требования и закрепляли приобретенные навыки.

^После этого приступают к обучению передвижению на лыжах без палок. Этот вид ходьбы является упражнением, развиваю­щим равновесие, ритм и одновременно подготавливающим к ос­воению более сложных способов передвижения. При ходьбе па лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, координировать движения рук и ног. Несвоевременное ис­пользование палок приучает детей «висеть» на них.

Прежде всего надо научить детей принимать исходное поло­жение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельно, тулови­ще немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены вниз, взгляд обращен вперед.

Помогает освоению передвижения на лыжах выполнение под­готовительных упражнений как без лыж, так и на лыжах (поочередное поднимание ног с лыжами, переступание в стороны и т. д.), а также имитация выполнения разных способов передвижения на лыжах без палок.

Ступающий шаг — самый простой способ передвижения на лыжах. Он применяется на рыхлом снегу равнины и при подъемах па горку.

При ступающем шаге туловище наклонено несколько вперед. Правая нога сгибается в коленном суставе, поднимается и выно­сится вперед. Это позволяет приподнимать носковую часть лыжи, пяткой прижимать задний конец лыжи к снегу, делать шаг впе­ред с легким прихлопываемом и переносить тяжесть тела на пра­вую ногу. Затем так же долги-то и шаг левой ногой вперед. Дви­жения рук согласуются с движением ног: когда выдвигается правая нога, выносится левая рука и, наоборот, с выставлени­ем левой ноги выносится правая рука.

При обучении следует обращать внимание на правильную по­садку лыжника, на поочередное перенесение тяжести тела с од­ной ноги на другую, а также на удлинение шага. После показа и объяснения детей строят в шеренгу и дают задание пройти до условленного места (8—10 шагов). Для закрепления навыка в ступающем шаге проводятся подвижные игры («Идите ко мне», «Догоните меня» и др.).

Скользящий шаг выполняется из стойки лыжника н начинается о того, что тяжесть тела переносится на правую лыжу и делается толчок правой ногой до полного ее выпрямления. Од­новременно с толчком правой ноги выдвигается на шаг вперед левая нога, вес тела переносится на левую лыжу и на ней про­изводится скольжение. Правая нога, закончив толчок, расслаб­ляется и, слегка сгибаясь в коленном суставе, по инерции продол­жает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лы­жи от снега, затем маховым движением она подтягивается впе­ред. В момент, когда правая нога поравняется с левой, произво­дится толчок уже левой йогой до полного ее выпрямления.

Одновременнос толчком левой ногой правую ногу следует выставить на шаг вперед, перенести вес тела на правую лыжу и скользить на ней. Таким образом производится скольжение то на правой, то на левой ноге. Движения рук согласуются с движени­ями ног. С шагом левой ногой правую руку, согнутую в локтевом суставе, маховым движением нужно вынести вперед до уровня плеча, а левую отвести назад до отказа. С шагом правой ногой левую руку, слегка согнутую в локтевом суставе, нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую — отвести назад до отказа. В дальнейшем движения повторяются в этой последовательности.

В процессе обучения дети иногда допускают такие ошибки: скользят на выпрямленных ногах или, сгибая их в коленях, не­достаточно переносят тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу.

Важно своевременно исправлять эти ошибки. Чтобы дети де­лали более широкий шаг и переносили тяжесть тела с ноги на ногу, дается задание передвигаться, заложив руки за спину, наклоняясь в сторону опорной ноги; преодолеть расстояние за меньшее количество шагов; скользить до предметов, удлиняя шаг при скольжении; скользить в медленном темпе с увеличенным пе­реносом тяжести тела с одной ноги на другую.

Чтобы выработать сильный толчок, следует передвигаться на лыжах под небольшой уклон, отталкиваясь под некоторым углом к направлению движения (15—20°). При этом лыжа опирается на внутреннее ребро, и толчок усиливается Для развития быстроты дается задание преодолеть рассто­яние 25—30 м как можно быстрее.

Воспитатель указывает детям, чтобы они сильнее сгибали ноги в коленях и переносили тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Когда ребенок освоит скользящий шаг, он может чередовать его со скольжением на двух ногах: ребенок делает разбег (2—3 скользящих шага), а затем скользит па двух лыжах одновремен­но. Разбег и скольжение повторяются.

Чтобы дети научились сгибать пот, им предлагается поглуб­же присесть и проехать в «воротики», составленные из двух лыж­ных палок. Палки детям дают тогда, когда они научатся уверенно ходить на лыжах (примерно с 6 лет). Отталкивание палками помогает достичь большей скорости при передвижении и оказывает боль­шое эмоциональное воздействие на детей.

Прежде всего детям предлагают походить с палками, держа их за середину на весу, по но опираясь на снег. Это упражнение помогает привыкнуть к весу палок и приучить проносить их впе­ред и назад. После этого детей учат ходить ступающим шагом с палками. При этом следует обращать внимание на то, чтобы дети не выно­сили палки далеко вперед и широко не расставляли их.

Детей обучают попеременному двухшажному ходу (обычный ход), когда движение на лыжах совершается с попеременной ра­ботой палками, а также бесшажному ходу, когда толчок совер­шается одновременно двумя палками, а дальше ребенок скользит

на двух ногах.

Попеременный двухшажный ход с палками выполняется так: с переносом веса тела на правую лыжу произ­водится толчок правой ногой и левой палкой, выдвигается левая нога вперед на шаг, на нее переносится тяжесть тела и произво­дится скольжение на левой лыже. Толчок делается до полного выпрямления ноги. Правая нога после толчка расслабляется и, сгибаясь в коленном суставе, продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега.

Когда правая нога подтягивается к левой, в момент сближе­ния ступней обеих ног, не дожидаясь замедления скольжения, нужно поставить правую палку на снег на уровне носка левой но­ги, начать толчок левой ногой и правой палкой. При этом правая нога выносится на шаг вперед и на ней производится скольжение, одновременно выносится левая рука с палкой вперед. Левая но­га, расслабляясь, сгибается в коленном суставе, продолжает дви­жение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега. В дальнейшем движения повторяются в той же последовательности.

При обычном ходе на лыжах движение ног и рук чередуются, как при обычной ходьбе. С шагом левой ногой вперед выносится правая рука, а с шагом правой йоги —левая рука. Рука при вы­носе палки вперед слегка согнута в локте, а при окончании толч­ка полностью выпрямляется.

Бесшажный ход с палками характерен тем, что пе­редвижение достигается. За счет толчков двумя руками одновре­менно. Полусогнутые руки выносятся вперед, палки ставятся на снег па уровне носков ног, ноги слегка сгибаются. С наклоном туловища вперед, тяжесть тела переносится на носки, произво­дится толчок палками до полного выпрямления рук сзади и скольжение на обеих лыжах. Постепенно выпрямляя корпус, вы­нося руки вперед, палки ставят на снег под острым углом у гру­зовых площадок, готовясь к очередному толчку. В дальнейшем движения повторяются в той же последовательности. Бесшаж­ный ход применяется при спусках с гор и па ровной местности при хорошем скольжении.

Обучать -грому ходу следует на укатанной лыжне, идущей под уклон, чтобы ребенку было легче скользить- Одновременному бес­шажному ходу обучают детей тогда, когда они освоят ступающий, скользящий шаги, а также попеременный двухшажный ход (при­мерно в 5—6 лет).

В процессе обучения необходимо следить за тем, чтобы дети энергично наклоняли туловище вперед при толчке. Для этого с ними проводятся упражнения на месте (без лыж и на лыжах), имитирующие толчок: дети выносят руки вперед, слегка подни­маются на носки п подают туловище вперед, руки опускают вниз и отводят назад, становятся на всю ступню так, чтобы тяжесть тела приходилась на переднюю часть стопы, а пятки едва каса­лись опоры.

Повороты на лыжах совершаются на месте и в движении. Они применяются для изменения направления, замедления ско­рости или для остановки.

Для поворота на месте используются следующие способы — переступанием (вокруг задников и носков), махом (через ногу), прыжком.

При повороте переступанием вокруг задников лыж, если по­ворачиваются налево, то поднимают носок левой лыжи, прижи­мают задний конец ее к снегу и отставляют (отводят) лыжу не­много влево, перенося на нее тяжесть тела. После этого подни­мают правую лыжу и приставляют ее к левой (ширина шага мо­жет быть различной). Так постепенно делается поворот на любое расстояние и кругом - при повороте на снегу остается след в ви­де веера.

Поворот на месте переступанием вокруг носков лыж совер­шается следующим образом: приподнимаются и отводятся в сто­рону пятки лыж, носки прижимаются к снегу. Если поворот вы­полняется с палками, их переставляют вместе с соответствующей лыжей.

Поворот махом позволяет сделать поворот на 180°. Для пово­рота махом надо поднять согнутую в колене левую ногу с лыжей вперед-вверх, одновременно переставить левую палку назад за пятку правой лыжи, повернув ногу с лыжей носком налево-назад и опустить лыжу на снег. Перенося вес тела на левую ногу, обнес­ти правую ногу с лыжей вокруг левой ноги и поставить на снег рядом с левой ногой. Поворот может выполняться и через пра­вое плечо.

Поворот прыжком совершается в любом направлении- Следу­ет, подпрыгивая, рывком повернуться в желаемом направлении и опуститься на снег. Этот способ выполняется как с опорой, так и без опоры на палки. Повороты в движении выполняются переступанием, «плугом»,«полуплугом».

Поворот переступанием выполняется на небольшой скорости, на неглубоком снегу и на пологих склонах. Поворот производит­ся из основной стойки перестановкой лыж в нужную сторону. При повороте налево нужно оттолкнуться правой ногой, одновре­менно левую лыжу слегка приподнять и переставить носком вле­во и, скользя на ней, перенести на нее вес тела. После этого при­ставить правую лыжу к левой. Дальнейший поворот производить в той же последовательности. При повороте направо выполня­ются такие же движения, но в другую сторону. Этому способу поворота сначала обучают на ровной поверхности, а затем при спусках с небольших гор.

Поворот «плугом» выполняется на средних и крутых склонах для замедления скорости. Для поворота направо левую лыжу нужно поставить на ребро и перенести на нее вес тела. Затем, усиливая давление на пятку лыжи, повернуть и наклонить туло­вище в сторону поворота. Следует сохранить это положение до тех пор, пока не будет достигнуто нужное направление. После этого следует перенести вес тела на правую лыжу и начать по­ворот налево. Руки нужно вынести вперед, палки держать коль­цами назад.

Поворот «полуплугом» (упором) выполняется на склонах средней крутизны при небольшой скорости. Для поворота налево надо правую лыжу выдвинуть носком вперед в положение «полу­плуга», поставить на внутреннее ребро под углом и плавно пере­нести на нее вес тела, оставляя левую лыжу скользить по направ­лению спуска. Таким же образом делается поворот направо.

Подъемы на горку. При подъемах на горку использу­ются различные способы: обычным шагом, «елочкой», «полуелоч­кой», «лесенкой», «зигзагом».

Подъем обычным шагом применяется на пологих склонах. Движения такие же, как при обычном ходе, но с несколько боль­шим наклоном туловища вперед и более сильной опорой на пал­ки. После толчка лыжа проносится вперед и опускается на снег с прихлопывавшем. При этом увеличивается сцепление лыж со снегом и они не скользят назад. Движения рук согласуются с движениями ног. В тех случаях, когда скользящим шагом идти невозможно, подъем совершается ступающим шагом.

Подниматься на горку можно прямо, а также наискось, зиг­загом. Сначала детей учат подниматься без палок, так как они вызывают излишнюю напряженность и скованность движений.

Подъем «елочкой» применяется на склоне средней крутизны. При этом носки лыж разводятся в стороны, и лыжи твердо ста­вятся па внутренние ребра. Чем круче подъем, тем шире разво­рачиваются носки лыж и лыжи ставятся больше на ребро. Пятки лыж при шаге переносятся одна через другую. Задний конец пе­ренесенной вперед лыжи опускают па склон против ботинка стоящей ноги. Палки для опоры ставятся поочередно сзади лыж.

Подъем «полуелочкой» применяется при подъеме (передви­жении) наискось. Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится по направлению движения, а другая — с разворотом носка в сто­рону поперек склона. Обе лыжи ставятся на ребро.

Подъем «лесенкой» применяется на крутых и обрывистых склонах и выполняется с продвижением только вверх или вперед-вверх. Стоя боком к склону, нужно сделать шаг в сторону подъе­ма и поставить лыжу на внешнее ребро, чтобы она не соскаль­зывала, и одновременно переставить палку. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро, и затем переставить палку. В дальнейшем движение нужно повторять в той же последователь­ности, пока не закончится подъем. Верхняя палка ставится не­сколько впереди от крепления лыжи, а нижняя — позади ноги. Подъем «лесенкой» выполняется правильно, если крепление плот­но удерживает ногу ребенка на лыже. Сначала детей учат перес­тупать на ровном месте, затем при подъемах на горку.

Подъем «зигзагом» применяется на длинных склонах, когда подниматься прямо бывает утомительно. Движение производится обычным ходом или «полуелочкой» наискось с переменой направ­ления.

Спускам с гор (склонов) детей обучают одновременно с подъемами. Для этого подбирается пологий и ровный склон, не слишком твердая и накатанная поверхность, иначе у детей будут разъезжаться ноги и они могут упасть.

Спускаться с гор можно скольжением в разной стойке (низ­кой, средней, высокой), а также «лесенкой». Выбор способа спуска зависит от крутизны склона. С пологих склонов спускаются прямо, наискось, а с более крутых — прямо.

Спуск в низкой стопке применяется на длинных и крутых склонах или на ровных склонах для увеличения скорости движе­ния. При этом ноги ставятся па всю ступню, сильно сгибаются в коленях, голова и корпус несколько наклоняются вперед, руки выносятся вперед.

Спуск в средней (основной) стойке применяется на склоне средней крутизны и при выполнении поворотов. Для этого лыжи надо расставить на ширину одной — двух ступней, одну лыжу слегка выдвинуть вперед (на полступни) или поставить рядом (одна нога может быть слегка выдвинута вперед), полуприсесть, слегка наклонить корпус вперед, руки, полусогнутые в локтях, немного вынести вперед, палки держать на весу, кольцами назад, почти параллельно склону. Для сохранения большей устойчивос­ти одну ногу нужно выдвинуть несколько вперед. При спуске наи­скось вес теля переносится больше на нижнюю лыжу.

Спуск в высокой стойке применяется па отлогих склонах и для уменьшения скорости спуска за счет увеличения тормозящей си­лы сопротивления воздуха. По сравнению со средней сгонкой но­ги ставятся ближе одна к другой и выпрямлены больше, но ос­таются слегка согнутыми в коленях, корпус меньше наклонен вперед. Руки вниз, палки кольцами назад.

Спуск «лесенкой» применяется на крутых склонах. Стоя бо­ком к краю склона, надо переставить палку вниз по склону, сделать шаг в сторону, врубая лыжу ребром в снег. Опираясь на палки и лыжу, стоящую ниже по склону, приставить к ней другую лыжу и затем палку. В дальнейшем движения повторя­ются в той же последовательности. При рыхлом снеге с крутого склона можно соскальзывать боком к склону с опорой на обе

лыжи.

Обычно в детских садах сооружаются невысокие горки, с которых дети спускаются в средней стойке. Но с детьми, кото­рые часто ходят на лыжах, можно провести прогулку по хол­мистой местности, где приходится менять способ передвижения, подъемов и спусков. Поэтому воспитателю необходимо знать, в каких случаях применяются те или иные способы передвижения, и показывать их детям. Надо следить, чтобы дети во время спусков не наклонялись слишком сильно вперед и не расставля­ли широко ноги. Палки разрешается использовать только тем детям, которые овладели техникой спусков разными способами.

Торможение. Чтобы замедлить движение или остановить его, прибегают к торможению. При спусках с гор торможение производится разными способами: «плугом», «полуплугом» и др.

Торможение «плугом» применяется при спусках на открытых некрутых склонах. При этом надо из средней стойки развести задние концы лыж в стороны, поставить лыжи на внутренние ребра носками вместе, колени несколько свести внутрь, вес тела перенести на пятки, руки, слегка согнутые в локтях, вынести вперед. Палки держат на весу параллельно склону. Для усиле­ния торможения необходимо шире развести задники лыж в стороны и больше поставить лыжи на внутренние ребра. Сле­дует помнить, что сильное торможение может привести к паде­нию вперед, вследствие движения лыжника по инерции.

Торможение «полуплугом» (упором) применяется для неболь­шого замедления скорости движения при спусках прямо и наис­кось или на равнине после раската. При этом пятка одной лыжи выдвигается несколько вперед — и сторону, другая лыжа про­должает скользить по направлению движения, вес тела в боль­шей мере находится на ней, и нога на этой лыже сильнее сгибает­ся в колене. Ста пи па ребро отведенную в сторону лыжу, произ­водят торможение. Носки лыж сведены, колени несколько сбли­жены, руки полусогнуты в локтях. При спуске наискось вес тела переносится больше на верхнюю лыжу, торможение производит­ся нижней лыжей, поставленной под углом к направлению дви­жения. Во избежание падения вперед торможение следует про­изводить путем постепенной постановки лыжи на ребро, особен­но в условиях глубокого снега. Нога с лыжей, сохраняющая прямолинейное движение, должна быть согнута и колене, тормо­зящая нога — почти прямая. Необходимо следить, чтобы дети не слишком сгибали и колене отведенную в сторону ногу и не выпрямляли опорную.

Торможение палками между лыжами применяется при спуске, когда невозможно тормозить лыжами, среди деревьев, кустар­ников и т. п. Не вынимая рук из петель, надо поставить палки наклонно между лыжами, подтягивая кисти рук к груди и нем­ного приседая, тормозить.

При торможении слева, надо перенести правую палку на ле­вую сторону, не вынимая руки из петли, левой рукой взяться за нее на расстоянии 30 — 40 см от кольца и, нажимая на палку, производить торможение.

Детей необходимо приучать передвигаться по холмистой (пересеченной) местности, преодолевая неровности. При этом скорость движения и устойчивость лыжника обеспечиваются наиболее рациональной для данных условий стойкой. Приближаясь к кочке, бугру, следует принять более высокую стойку, в момент въезда (для устранения толчка) надо присесть, при спуске — выпрямиться.

При спуске во впадины сначала присесть, а с выходом на ровное место больше выдвинуть одну лыжу вперед и уменьшить наклон корпуса. На небольших неровностях необходимо «пру­жинить» (амортизировать) на согнутых ногах, плавно сгибая и разгибая ноги, наклоняя и выпрямляя корпус, балансируя ру­ками (покачиваясь на согнутых ногах), смягчать толчки при спуске. На выкате после спуска для сохранения устойчивости следует одну ногу выдвинуть вперед.

Детей следует научить преодолевать встречающиеся препят­ствия: неширокие канавы прямо или боком; широкие канавы — спуском и подъемом «лесенкой».

При спусках с гор детям даются различные задания: позво­нить в колокольчик, попасть снежком в цель, поднять шишки, лежащие на снегу, проехать с различным положением тулови­ща, ног, рук и движениями рук (подбрасыванием мяча и др.), спускаться с попоротом, вдвоем и т. д.

Дети в дошкольном возрасте легко овладевают основными способами передвижения, поворотов, подъемов на горку и спус­ков с псе, торможения. Необходимо этому научить всех детей, проводя занятия с группой в целом, с маленькими группами и индивидуально с отдельными детьми. Рекомендуется проводить занятия 2—3 раза в неделю продолжительностью от 15 до 40

минут.

При обучении следует использовать показ и объяснения. Кро­ме того, уточнению Представлений с) технике передвижения на лыжах помогает рассматривание рисунков, проведение бесед

и т. д.

Для закрепления приобретенных навыком проводятся под­вижные игры, прогулки за пределы участка (в парк, на ста­дион, в лес). Длительность прогулок на лыжах постепенно уве­личивается (от 30 минут до 1—1,5 часа). Важно, чтобы приоб­ретенные в детском саду навыки закреплялись в выходные дни под руководством родителей.

 

§ 3. КОНЬКИ

Общая характеристика, Катание на коньках разви­вает основные группы мышц, особенно ног, укрепляет сердечно сосудистую, дыхательную системы, закаляет организм, повыша­ет обмен веществ, способствует воспитанию физических качеств (быстрота, ловкость, равновесие, ориентировка в пространстве, выносливость), а также волевых качеств (смелость, решитель­ность и др.).

Заливка катка. Площадка для катка должна быть дос­таточно просторной (150—200 кв. м) и ровной. С нее следует счистить снег и сделать из него валик (высота 40—50 см). Заливка катка проводится при температуре от—5 до—10°. В снегопад заливать каток не рекомендуется. Шланг для заливки надо держать вверх под углом 35—40°, тогда вода будет падать дождем. Чтобы лед был гладкий и ровный (без наплывов), сле­дует заливать каток рядами, идя по площадке медленно, не ос­танавливаясь. Если воду носят ведрами, то выливать ее надо на лист фанеры, который следует держать так, чтобы один его край лежал на снегу. Заливают каток до тех пор, пока ледяной покров достигнет 5—8 см и сгладит все неровности.

Типы коньков, одежда и уход за ними. Для детей дошкольного возраста рекомендуются коньки: фигурные, сне­гурочки, простые.

Шнуровать ботики следует на подъеме ноги (голеностопном суставе) туго, и на пальцах свободно, так как при тугой шнуровке пальцы будут замерзать. Детей надо научить надевать и правильно шнуровать ботинки, вытирать их и убирать после ка­тания на место.

Рекомендуется кататься на коньках в лыжном костюме, под который надеваются шерстяной свитер и рейтузы. Но в начале обучения можно надевать пальто и теплую шапку, так как движения детей еще недостаточно энергичны и возможны падения.

В безветренную погоду дети могут кататься на коньках при температуре— 10 12°.

Методика обучения катанию на коньках. Дети дошкольного возраста очень рано (с 3 лет) могут научиться скользить по льду и выполнять простые элементы фигурного катания. Но в условиях детского сада трудно организовать обу­чение катанию на коньках с детьми младших возрастов: у них слишком слабые голеностопные суставы и ноги могут подвер­тываться, и требуется квалифицированноеруководство, чтобы предотвратить возникновение травм; маленькие дети не мо­гут надеть ботинки и зашнуровать их без помощи взрослых, поэтому в детских садах проводится обучение катанию на конь­ках с детьми более старшего возраста (5—б лет).

Чем лучше общая физическая подготовленность детей, тем быстрее они овладевают этим видом движения. В процессе обу­чения большое место занимают физические упражнения, укреп­ляющие мышцы ног, в частности стопы, а также помогающие воспитанию таких физических качеств, как равновесие, ловкость, глазомер и др. С этой целью уже в младших группах (3—4 лет) проводится скольжение без коньков на ледяных дорожках или плотно утоптанному снегу. Ширина дорожки 50—70 см, длина 6—10 м. Сначала дети катаются с помощью взрослых, затем самостоятельно. Воспитатель показывает и объясняет, что надо сделать энергичный разбег по снегу и скользить по ледяной до­рожке на двух ногах, отставив одну ногу назад, примерно на ширину плеч, корпус держать прямо или немного присев. Дети старшего дошкольного возраста могут скользить по прямой дорожке и одновременно выполнять различные задания (при­сесть и снова выпрямиться, скользить боком, на одной ноге и др.), а также скатываться с ледяной горки. Скат горки шири­ной примерно 1 м, длиной 15—20 м.

Воспитатель следит, чтобы дети выполняли правила пове­дения, определяет дозировку нагрузки.

Большое внимание уделяется подготовительным упражне­ниям, которые проводятся в помещении без коньков и на коньках. Эти упражнения следует делать на резиновых дорожках, ковриках или не снимая с коньков чехлы. Рекомендуются следующие упражнения: ходьба на коньках с поддержкой и без поддержки; стойка на одной ноге, с попеременным подниманием правой и левой ноги; пружинистые полуприседания и приседания, отве­дение ноги в сторону, назад до полного выпрямления, выпады вперед—в сторону; наклоны корпуса (наклонять оба конька то вправо, то плево, внутрь, наружу); подскоки (прыжки) на месте на двух ногах; повороты направо, налево, кругом (переступанием), имитация скольжения и т. д. Эти упражнения раз­вивают равновесие, укрепляют голеностопные, коленные, тазо­бедренные суставы, а также облегчают освоение техники пере­движения.

В дальнейшем занятия переносятся на участок. Катание на коньках проводится в начале прогулки. Обучение сначала орга­низуется небольшими группами (5—6 человек), затем всей

группой.

Катание на коньках не проводится в дни, когда запланиро­ваны физкультурныеили музыкальные занятия. Если дети во время катания на коньках получили большую нагрузку, то игры большой подвижности на прогулке проводить уже не рекоменду­ется.

На снегу и на льду сначала можно повторить упражнения, которые давались в помещении, и другие, а затем научить «по­садке конькобежца», разбегу с последующим скольжением, скольжению с поочередным отталкиванием правой и левой но­гой, поворотам, торможению.

Необходимо объяснить детям, что кататься надо в одну сторону — против часовой стрелки.

При правильном исходном положении («посадка конькобеж­ца») туловище немного наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях, стопы немного разведены в стороны и наклонены внутрь; руки согнуты в локтях и расставлены в стороны, взгляд обращен вперед. Чтобы запомнить это положение, следует его повторять после выполнения различных упражнений. Например, дети делают из этого положения приседания или полуприседа­ния и снова возвращаются к нему.

Правильное исходное положение создает благоприятные условия для выполнения разбега. При разбеге движения рук такие же, как при обычном беге. Чем сильнее размах рук, тем сильнее движение ног при разбеге.

Из исходного положения делается 3—4 быстрых шага на внутренних ребрах коньков (при этом носки коньков сильно развернуты наружу, что обеспечивает лучшее отталкивание) и
последующее скольжение на поставленных параллельно конь­ках. При скольжении руки опущены вниз или слегка разведены в стороны. Скольжение происходит благодаря приобретенной от разбега скорости. Как только скольжение прекращается, снова повторяется разбег. С увеличением скорости разбега носки коньков все меньше отводятся в стороны. В начале обучения следует указывать детям, чтобы они не спешили при разбеге, а при скольжении не расставляли широко ноги и не сильно выпрямля­ли корпус.

Когда дети освоят разбег со скольжением, им дается задание во время скольжения на двух коньках несколько раз чередовать полуприседание или приседание с выпрямлением. Это задание приучает детей сильнее сгибать ноги, сохранять равновесие при изменении положения корпуса.

Скольжение с поочередным отталкиванием производится так: делается сильный толчок внутренним ребром левого конька в сторону-назад, носок немного разворачивается наружу и на него перемещается опора и конце толчка, а правая нога сколь­зит вперед на обоих ребрах конька. После толчка левая нога вытягивается сзади, оставаясь в 10—15 см над льдом. В начале шага (скольжения) правая нога сильно согнута в колене. В конце шага она выпрямляется, а левая нога подтягивается к правой, пяткой к пятке. Затем толчок производится внутренним ребром правого конька, а скольжение — на левом коньке. Пра­вая нога после толчка вытягивается сзади, а левая — сначала сильно сгибается, а в конце шага выпрямляется, правая же под­тягивается к левой. И так происходит поочередное скольжение то на правом, то мл левом ноге. Нa льду остается рисунок «елоч­ка». При выполнении толчка левой ногой левая рука в соответ­ствии с толчком идет из нижнего положения вперед-вправо и вверх кистью к правому плечу. Правая рука продолжает дви­жение по дуге назад — в сторону.

В процессе обучения нужно добиваться, чтобы дети сильнее делали толчки ногами и увеличивали длительность скольжения на одной ноге. Этому помогает задание пройти указанное рас­стояние, сделав меньшее количество шагов, увеличивая дли­тельность поочередного скольжения то на одном коньке, то на другом. Можно использовать и такое упражнение: скольже­ние на одном коньке, а отталкивание другим коньком.

По мере усвоения навыка детям разрешается кататься с за­ложенными за спину руками. Для этого нужно ноги слегка согнуть, туловище немного наклонить вперед, плечи расслабить, запястье левой руки за спиной придерживать кистью правой руки; голову держать прямо, смотреть вперед.

При обучении передвижению на коньках следует применять различные методы: показ, объяснения, а также помощь. Двое детей, которые умеют передвигаться по льду, помогают другим учиться отталкиваться и скользить (держа за руки). Можно использовать сани-кресло, специальные стулья, держась за ко­торые ребенок совершает поочередные толчки ногами и пере­двигается по льду (кресло следует держать к себе поближе, но не прислоняться к нему грудью). Когда у ребенка ноги не разъезжаются, он уже может кататься без поддержки.

Поворот на месте совершается перестиланием. Ребенок пе­реставляет поочередно ноги, пока не достигнет желаемого на­правления.

Поворот в движении при скольжении на двух коньках, не снижая скорости, совершается так: ребенок слегка наклоняется к центру круга и переносит вес тела на левую ногу (если поворот налево) и отирается на внешнее ребро левого конька, а пра­вой, опираясь на внутреннее ребро конька, отталкивается в сто­рону-назад и продолжает движение по дуге. Правая нога дви­жется но кругу несколько большего радиуса и поэтому отстает от ноги, в сторону которой совершается поворот. Таким же об­разом делается поворот направо. Если дети хорошо подготов­лены, с ними можно разучивать и более сложные повороты

(перебежкой и др.).

Торможение применяется, чтобы снизить скорость движения, приостановить его пли изменить направление. Оно выполняется разными способами. При торможении «плугом» надо медленно разводить в стороны пятки, опираясь па внутренние ребра конь­ков; ноги слегка согнуть при этом в коленях, прижать колени друг к другу; корпус слегка отклонить назад (для сохранения равновесия), вес тела распределяется равномерно на обе

ноги.

При торможении «полуплугом» (упором) во время скольже­ния по прямой па двух параллельных коньках одна нога, слег­ка сгибаясь в колене, продолжает скользить по прямой, на нее переносится вес тела, другая поворачивается носком внутрь и упирается внутренним ребром конька о поверхность льда, туло­вище немного отклонено назад.

Остановку можно производить торможением одновременно двумя ногами с поворотом туловища. Для этого ступни ног нуж­но соединить вместе и сделать резкий поворот на 90°. В момент поворота ноги в коленях надо согнуть, а туловище слегка откло­нить назад и развернуть в сторону так, чтобы оба конька ока­зались поперек линии только что законченного движения. Оста­новка производится на полном ребре конька.

При обучении катанию па коньках следует научить детей па­дать без ушибов. Для этого нужно быстро присесть и сгруппиро­ваться, чтобы высота падения была минимальной. Падая вперед, нужно подставлять руки, чтобы смягчить удар. При па­дении назад нужно стараться сгруппироваться (подтянуть под­бородок к груди) и повернуться боком в сторону возможного

падения.

На занятиях нужно следить за дозировкой упражнений. В начале обучения занятия проводятся каждый день, в дальней­шем— 2—3 раза в неделю (через 5—10 мин. надо дать возмож­ность детям отдохнуть на скамейках 2—3 мин.). Длительность за­нятий с возрастом увеличивается от 8 мин до 25—30 мин в под­готовительной группе,

Как только дети научатся передвигаться на льду, следует предлагать им кататься парами, тройками, взявшись за руки (держа руки скрестно или поддерживая ребенка за одну руку); выполняя различные задания (объехать предметы и др.); пере­двигаться но кругу, змейкой; участвовать в играх («Мышелов­ка», «Ловишки», «Перемени флажок» и др.)- С наиболее под­готовленными детьми можно разучить элементы фигурного ката­ния («пистолетик», «ласточка» и др.).

Во время объяснения упражнений и игр дети должны стоять, слегка наклонив туловище вперед, ноги поставить носками по­ближе друг к другу под небольшим углом, несколько согнув их в коленях. Такое положение более устойчиво и позволяет без напряжения сохранять равновесие.

 

§ 4. РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ

 

Общая характеристика. Эти коньки применяются весной и летом. Они помогают закрепить навыки, которые дети приобрели зимой, а также физические и волевые качества.

Рекомендуются коньки на двух и четырех роликах (на четы­рех роликах сохранять равновесие легче-). Роликовые коньки прикрепляются к ботинкам при помощи клепок. Ботинки должны плотно облегать ногу н легком бумажном носке и быть акку­ратно зашнурованы.

Одежда рекомендуется обычная: весной — легкое пальто и шапочка, летом — платье.

Методика обучения. Дети, у которых сформирова­ны навыки катания на льду, быстро овладевают передвижени­ем на роликовых коньках.

Детям, не катавшимся зимой па коньках, требуется больше времени на овладение навыками.

Воспитатель обучает катанию на роликовых коньках одно­временно двух-трех детей.

Сначала надо показать и объяснить технику передвижения.

Для преодоления чувства страха и развития равновесия по­лезно с помощью товарищей прокатывать детей по прямой. Двое товарищей берут за руки ребенка и помогают продвигаться впе­ред. При этом ноги должны быть немного расставлены парал­лельно друг другу, корпус слегка наклонен вперед. Так надо пов­торять несколько раз в течение 3—4 дней по 5—8 мин.

На роликовых коньках трудно сохранить равновесие, поэто­му в начале обучения надо стоять спокойно, не переступать но­гами, не делать резких движений, пользоваться поддержкой.

Затем детей учат передвижению, отталкиваясь то правой, то левой ногой. Для этого нужно туловище слегка наклонить впе­ред, ноги немного согнуть в коленях, стопы несколько развести в стороны, руки чуть согнуть в локтях, слегка отвести в стороны,

Из этого исходного положения дети делают толчок левой ногой и передвижение (скольжение) на правой, затем толчок правой и передвижение на левой. При этом происходит согласование движения рук и ног, как при катании на льду. В начале обуче­ния дети делают робкие шаги, затем их движения становятся все более энергичными и прокатывание более длительным.

После этого детей учат сочетать разбег (поочередное оттал­кивание то одной, то другой ногой) с прокатыванием на двух коньках. Для этого следует сделать несколько энергичных по­очередных отталкиваний ногами (3—4), затем поставить ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии и катиться до замедления хода или полной остановки. После этого нужно снова сделать поочередные энергичные отталкивания.

Дети должны научиться делать повороты. Самый легкий изних — переступанием — выполняется следующим образом; ре­бенок наклоняет корпус немного в нужную сторону и делает небольшие переступания ногами до тех пор, пока не происходит поворот, после чего продолжает движение в новом направлении. Перед тем как сделать поворот во время движения, ребенок замедляет ход и производит переступания до нужного направ­ления, слегка наклонив корпус в ту же сторону.

Когда дети достаточно хорошо овладеют навыками, надо давать им возможность кататься самостоятельно, выполнять до­полнительные падания, участвовать в играх.

Следует установить правила: кататься в порядке очередно­сти в отведенном для этого месте не более 10—15 мин, после катания протирать ботинки и коньки тряпочкой и только чистые передавать товарищам или класть ни место.

 

§ 5. САНКИ

Общая характеристика. Катание на санках включа­ет различные движения: ходьба или бег с санками, катание дру­гих детей; бег с санками до лестницы (горки), поднимание по лестнице на горку и скатывание с нее и др. Эти движения спо­собствуют укреплению основных групп мышц, развитию сердечно сосудистой, дыхательной систем, усилению обмена веществ, закаливанию; воспитанию навыков правильной осанки. Кроме того, у детей развиваются физические и волевые качества и по­ложительные эмоции.

Типы санок. Для детей дошкольного возраста используют­ся санки различной конструкции: детей до года катают на сан­ках «колыбель», с 1,5 лет применяются санки «метеор» со спин­ками, а для более старших детей—санки без спинок. Могут использоваться санки-ледянки, которые хорошо скользят по ука­танному снегу, а при спуске с горки вертятся и доставляют де­тям большое удовольствие. К санкам привязывается веревка.

После катания дети считают санки от снега и ставят их на место. Катание на санках проводится па прогулках в утренние ч вечерние часы по ровной местности и с горок.

Подготовка горки. Для скатывания на санках необхо­димы горки: деревянные, земляные, снежные. Деревянные гор­ки хороши тем, что с них можно скатываться даже при неболь­шом снежном покрове, а весной при утренних и вечерних замо­розках, когда снежные горки еще не готовы или теряют свою форму. Деревянная горка должна иметь скат, лесенку и лоток, по которому дети везут санки на горку. Желательно скат, лесен­ку, лоток располагать с одной стороны. Это даст возможность разместить горку в одном из углов площадки. Рекомендуется делать скат длиной Г> (> м и шириной!М) см. Высота горки до площадки 1 —1,5 м. Длина площадки — 2 м, ширина — 1,5 м. К скату прилетает лоток (справа или слева) с бортами для ввоза санок ширимой м 42 см. Борта необходимы у ската и лотка, что­бы самки не скатывались. Ширина борта — 10 см. К лотку примы­кает лесенка шириной 50 см. Высота перил у площадки и лесен­ки—70 см. Высота ступенек лестницы — 12—14 см, ширина ступенек — 23—25 см.

Земляные горки также используются с первых морозных дней: как только они покроются снегом, их наполняют водой со стороны ската. На участке для малышей надо иметь небольшие пригорки. Нужно также использовать естественные горки, которые имеют­ся в лесу, в поле, в парках. При этом следует определить место для подъема на горку с санками.

Снежные горки делаются следующим образом: снег сгребают в большую кучу, утрамбовывают (ногами и лопатой), придают форму горки. Высота горки для малышей 1 м, для детей средней и старшей групп—1,5—2 м. Наверху делается площадка, пере­ходящая в скат, по краям площадки,п ската устраивают снеж­ные валы (барьеры). Сзади горки или сбоку сооружается лесен­ка с нешироким лотком, Лесенка должна быть слева, а лоток — справа, чтобы ребенку было удобнее ввозить на горку санки.

Горка слегка обрызгивается холодной водой, которая, замер­зая, образует ледяную корочку. На второй день горка поливает­ся водой более сильно (начиная сверху). Ступеньки лестницы и площадку после поливки засыпают немного снегом, чтобы не образовалась скользящая поверхность. В дальнейшем ступеньки лестницы и площадку посыпают песком (ступеньки можно де­лать из досок). Целесообразно делать горку во время оттепели. Тогда легко складывать снег комьями и придавать ему нужную форму.

Скат горки делается более пологим (наклон 20—30 гра­дусов), лоток для ввоза санок—более крутым. Чем горка выше и длиннее, тем увлекательнее катание с нее. Дорожку ската (проката) поливают водой. В конце проката насыпают песок или сугроб снега, чтобы санки вовремя остановились.

Следует старших детей привлекать к подготовке горки и при­учать следить за ее состоянием, очищать ступеньки от снега, по­сыпать их песком.

Методика обучения катанию на санках по ров­ной местности. В раннем возрасте детей на санках катают взрослые. Дети 3—4 лет сами возят санки за веревку, катая ку­кол, перевозя снег. В более старшем возрасте (5—6 лет) дети катают на санках друг друга по дорожкам. Необходимо следить, чтобы одного ребенка возили двое или один, но более сильный (равный по силе).

Воспитатель объясняет, как нужно сидеть на санках и как возить их: голову и корпус надо держать прямо, смотреть вперед, ноги вытянуть вдоль санок и ставить рядом (сомкнуто) или рас­ставить на ширину плеч, руки положить на ноги (ближе к живо­ту) или держаться ими за санки.

Ребенок, который везет сапки, держим веревку в двух руках и идет или бежит прямо вперед или одной (правой, левой) рукой (меняя их время от времени).

Катать друг друга можно по прямой, по кругу, змейкой. Для этого на снегу обозначают круг или ставят предмет, вокруг которого возят санки и рисуют змейку.

Катание на санках нередко проводится в игровой форме. Двое санок привязывают друг к другу. На каждые санки садится один ребенок. Двое детей, взявшись за веревку первых санок, везут все сапки, а сидящие на санках, изображают вагоны поез­да, передвигают ногами но снегу, помогая движению вперед. Прибыв в условленное место «пассажиры» встают, а на их мес­то садятся другие дети.

Можно проводить катание на санках с элементами соревно­вания. Например, ребенок, опираясь, на конец санок, везет их до какого-либо ориентира (предмет, снеговик), обегает его и возвращается на исходную позицию. Или ребенок садится на конец санок спиной вперед и, отталкиваясь ногами, продвигается вперед до указанного места как можно быстрее.

Воспитатель отмечает (определяет), кто из детей выполнил

задание первым. Расстояние до ориентира может увеличиваться в зависимости от возраста детей и их подготовленности.

Катание друг друга на санках целесообразно чередовать с упражнениями около санок и на санках (обегание вокруг своих санок с выполнением различных заданий — присесть и перело­жить предметы, сесть, встать на санки, перешагнуть через них и др.). Задания постепенно усложняются.

Методика обучения катанию на санках с горки. Прежде чем воспитатель начнет обучать детей скатыванию с горки, он знакомит их с правилами: скатившись, не останавли­ваться с санками внизу ската или на дорожке, а отойти в сторо­ну; скатываться после того, как отойдет в сторону впереди едущий ребенок; не носить санки на площадку в руках, а везти их за веревку вверх по лотку; не входить с санками по скату горки.

Скатываться с горки на санках можно в разных исходных положениях: сидя, стоя на коленях, лежа на животе.

Воспитатель объясняет и показывает, как надо сесть, куда поставить ноги и как управлять веревкой. При спуске с горки сидя, ребенок располагается посередине санок, спину выпрямляет, голову держит прямо, ноги вытягивает вперед, упираясь ими в полозья, или слегка расславляет их в стороны, обеими руками держится за веревку, натягивая ее. Чтобы санки ехали прямо, надо натянуть обе веревки одинаково. Если нужно сде­лать поворот направо, то сильнее натягивается правая часть веревки, все тело переносится на правую часть санок, если вле­во— левая. Управлять санками можно и ногами (если в этом возникает необходимость).

Детям младшей группы воспитатель помогает скатываться на санках с горки. Вместе с малышами он поднимается на пло­щадку, усаживает их на санки и осторожно спускает вниз. Если ребенок боится, то воспитатель берет веревку в руки и бежит около горки, направляя санки, или предлагает скатываться вдво­ем и впереди сажает более смелого. Постепенно дети становятся смелее и скатываются с горки самостоятельно. На небольших горках дети катают в санках своих кукол и скатываются с ними вместе.

Когда скатываются двое детей, то впереди сидящий ребенок вытягивает ноги и упирается ими в переднюю закругленную часть полоза, а сзади сидящий ставит их на полозья; он же и управляет санками с помощью веревки и ног. Детям старшего возраста разрешается сзади стоять на коленях и держаться за плечи впереди сидящего.

При скатывании на санках с горки на коленях ребенок вста­ет посередине сапок па колени, ноги слегка расставляет, спину и голову держит прямо, веревку держит в обеих руках и упра­вляет ею; в случае необходимости при управлении санками наклоняет туловище вправо или влево.

Скатываясь на санках с горки, лежа на животе, необходимо поднять голову, смотреть вперед, расправить плечи, руки со­гнуть в локтях и держаться руками сбоку-снизу за переклади­ны спереди. Управление санками может осуществляться с по­мощью веревки и ног.

Скатывание с горки па сапках в положении стоя на коленях, и лежа па животе — трудные и опасные упражнения, поэтому их следует разрешать только дисциплинированным и достаточно подготовленным детям.

Спуск с горок на санках можно усложнять различными зада­ниями. Для этого над скатом на его середине протягивается ве­ревка на высоте вытянутой вверх руки сидящего на санках ребенка. На эту веревку вешают несколько разноцветных лент или колокольчики. Проезжая на санках, ребенок снимает одну из лент или звонит в колокольчик.

Можно предложить детям скатываться с вытянутыми в сто­рону руками, попасть снежком в стоящий сбоку горки ящик, взять один из предметов, положенных вдоль спуска (еловые шишки и др.) проехать в «ворота» (между флажками), повер­нуть в конце спуска направо или налево и др. Задания постепен­но усложняются.

Воспитатель следит, чтобы дети долго не ждали очереди, но и не скатывались с горки беспрерывно, так как в первом случае они могут озябнуть, а во втором — переутомиться. Если с горки катаются 6—8 человек, то дети успевают отдохнуть. Через 20—30 мин детям следует предложить другие виды деятельности.

 

§ 6. ВЕЛОСИПЕД

 

Общая характеристика. Езда на велосипеде отно­сится к скоростно-силовым упражнениям циклического типа и оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыха­тельную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. При систематических занятиях ездой на велосипеде у детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмич­ность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчи­вость. Кроме того, у детей развиваются волевые качества, соз­даются положительные эмоции. Дети приобретают знания о технике механического передвижения, устройстве велосипеда и навыки по уходу за ним.

Для детей дошкольного возраста рекомендуются трехколес­ные и двухколесные велосипеды. Очень удобен комбинирован­ный велосипед, который можно ставить на три и два колеса; благодаря тому, что сиденье его поднимается и опускается, велосипед легко приспособить к росту ребенка. Но седло не должно быть поднято слишком высоко, чтобы ребенок не нак­лонялся сильно вперед и не сутулился.

Удобнее пользоваться велосипедами, если для их хранения отведено определенное место на участке. После пользования дети сами очищают их от пыли, проверяют состояние деталей, смазывают и ставят на место.

Целесообразно обучение езде на велосипеде проводить в брюках.

Для езды на велосипеде следует выделить специальное мес­то. Дорожка должна быть ровной и достаточного размера (длиной примерно в 50 м, шириной в 3 м), а также площадку

размером 10X10 кв. м.

Методика обучения езде на велосипеде. Обу­чение езде на велосипеде организуется во время утренней и вечерней прогулки на участке весной и летом. Прежде всего, детей знакомят с правилами езды на велосипеде: ездить по до­рожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны; помимо выделенной дорожки выезжать на велосипеде никуда нельзя; ездить нужно осторожно, чтобы никого не столк­нуть; если случайно на дорожке встретится кто-нибудь из детей пли взрослых, его надо объехать; при катании на велосипедах по дорожке никто из детей не должен выходить на нее и не пе­ресекать ее.

Сначала обучают детей езде на трехколесном велосипеде. Обучение езде на трехколесном велосипеде начинают с двух­летнего возраста. Сначала детей знакомят с велосипедом и пра­вилами езды на нем;затем учат садиться на велосипед и схо­дить с него. Детям объясняют, что нужно подойти с левой сто­роны, взяться за ручки руля руками, правую ногу, слегка сог­нутую и колене, перенести (занести) сзади или спереди сиденья (через седло) и поставить на правую педаль. Можно сесть на ве­лосипед и другим способом: перенести правую ногу через седло и поставить на землю, сесть на седло и поставить ноги на педали. Для вращения колес поочередно нажимают на педали ногами. На велосипеде следует сидеть прямо, смотреть вперед на до­рожку. При сильно наклоненном корпусе езда на велосипеде может отрицательно повлиять на осанку детей.

Детей учат ездить на велосипеде по прямой, а потом с по­воротами направо, налево. При поворотах направо руль нужно повернуть в ту же сторону. В дальнейшем следует научить детей ездить по кругу, змейкой, делать поворот кругом и вы­полнять различные задания (позвонить в колокольчик, снять подвешенную ленту и т. д.), ездить с ускорением па скорость, ездить по слегка неровной местности.

Обучение езде на двухколесном велосипеде начинают с че­тырехлетнего возраста, Ели дети умеют ездить на трехколес­ном велосипеде и имеют хорошую общую физическую подготовленность, обучение идет быстрее. Труднее осваивают езду на велосипеде дети, у которых слабо развито равновесие, которые нерешительны, боятся упасть, а также дети с недостаточной ко­ординацией движений.

Целесообразно сначала обучать детей более смелых: они своим примером положительно повлияют на сверстников, и, кроме того, их можно в дальнейшем привлекать к помощи при обучении других детей.

Обучение езде па двухколесном велосипеде в детском саду проводится в индивидуальном порядке. К этому следует прив­лекать и родителей, познакомив их с методикой обучения. Овла­дение навыками езды па велосипеде в семье позволит более полноценно использовать данный вид движения в детском саду.

Сначала детей знакомят с велосипедом: объясняют его уст­ройство, назначение частей и технику передвижения.

Последовательность обучения: ведение велосипеда в пря­мом направлении, с поворотами направо, налево, кругом, веде­ние его по кругу, змейкой; езда по прямой с поворотами: напра-во, налево при поддержке взрослого; посадка на велосипед и слезание с него; езда на велосипеде самостоятельно по прямой, с поворотами направо, налево, кругом, езда по кругу, змейкой, езда с дополнительными заданиями.

Детям показывают и объясняют, как надо держать велоси­пед и водить его по прямой: велосипед нужно поставить с пра­вой стороны, руки положить на ручки руля (руль держать дву­мя руками), немного отодвинуться в сторону, чтобы не мешала педаль при ходьбе. При поворотах направо, налево руль сле­дует поворачивать в ту же сторону, в которую надо повернуть велосипед. В дальнейшем дается задание: водить велосипед по кругу, змейкой, делать повороты кругом.

Разнообразные упражнения с вождением велосипеда, прово­димые в течение нескольких запятим, формируют у детей навы­ки и качества, которые необходимы им для езды па велосипеде. Затем детям показывают и объясняют, что при езде па ве­лосипеде сидеть надо прямо, непринужденно (не напряженно), слегка наклоняясь вперед (не сутулясь), руль держать без на­пряжения, смотреть вперед на дорожку -выбирая себе путь. Ез­да на велосипеде длительное время при сильно наклоненном туловище может привести к образованию сутуловатости. Осо­бенно нужно следить за прямой посадкой детей на первом этапе обучения. Детей следует учить ступени и колени ног держать па­раллельно раме велосипеда, слегка развернутыми носками в стороны, педалировать плавно без резких толчков. Воспитатель берется левой рукой за левую ручку руля, правой рукой дер­жит седло сзади и передвигает велосипед по прямой, а ребенку предлагает равномерно нажимать на педали передней частью ступни и активно передвигать велосипед. Чтобы научить детей устойчиво сидеть па велосипеде вовремя движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, воспитатель, держась за руч­ку руля и сзади за седло, производит раскачивание велосипеда то вправо, то влево. Ребенок, преодолевая боязнь, старается хорошо держаться за руль и приучается сохранять равновесие. Это упражнение помогает быстрее научиться сохранять равно­весие в движении.

После того как ребенок научится вращать ногами педали, воспитатель уменьшает усилия по передвижению велосипеда. Когда же ребенок научится устойчиво держать руль, то воспи­татель постепенно передает управление ребенку.

Освоив прямое управление рулем, ребенок едет увереннее, увеличивая скорость. Чем больше скорость, тем легче удержи­вать равновесие (в случае потери равновесия необходимо руль поворачивать в сторону наклона). Воспитатель незаметно на некоторое время отпускает велосипед, и ребенок продолжает ехать самостоятельно без поддержки. Воспитатель, обеспечивая страховку, постепенно подводит ребенка к самостоятельной езде по - прямой.

После этого следует научить делать повороты направо, на­лево: ребенок должен правильно сидеть, сохраняя равновесие, одновременно выполнять движения ногами, держаться за руль руками, наклоняя туловище в сторону поворота. Перед поворо­тами направо следует выехать к левому краю дорожки и пос­тепенно поворачивать руль направо, перед поворотом налево выехать к правому краю дорожки и постепенно поворачивать руль налево. При выполнении ребенком поворотов воспитатель в начале обучения подсказывает ему, как надо повернуть руль. В начале обучения воспитатель поддерживает ребенка за руль и сиденье велосипеда во время всего поворота, помогая сох­ранить равновесие. В дальнейшем, ослабляя усилия, передает управление ребенку, поддерживая велосипед за сиденье, а за­тем отпускает и сиденье, и ребенок делает поворот самостоятельно. Детей следует научить садиться на велосипед и сходить с него:

Чтобы сесть на велосипед (для девочек), девочка, держась за ручки руля, наклоняет его на себя, правую но

Date: 2016-11-17; view: 630; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию