Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения корригирующего характера





Эти упражнения используются в работе с детьми по назначению врача, когда у ребенка обнаруживаются признаки деформации осанки или стопы. Основная задача воспитания осанки заключается в своевременном ее формиро­вании. Поэтому корригирующие упражнения являются уже необходимостью при обнаружении признаков деформаций, воз­никающих вследствие различных причин.

Нарушения осанки могут возникать на почве заболевания ребенка рахитом и при туберкулезной интоксикации, т. е. иметь патологический характер.

В нашей стране эти причины наиболее редки. Значительно сложнее для выявления причины, связанные с непродуманными условиями жизни детей: недостаточность двигательного режи­ма, в который должны обязательно входить утренняя гимнасти­ка, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, насы­щенные движением; нарушение гигиенических требований при занятиях — несоответствие мебели росту отдельных детей. Сидя в неправильной позе, ребенок в силу имеющейся возраст­ной особенности — хрящеобразности позвоночника, легко под­дающегося патологическим искривлениям, и слабости мышц, которые должны удерживать позвоночник в правильной форме, привыкает к неправильному положению туловища.

Одной из причин нарушения осанки следует считать также, по мнению врачей-гигиенистов, мягкую постель, в которой тело ребенка принимает неправильную форму. Учитывая, что позво­ночник ребенка весьма восприимчив, а сои в такой постели систематически повторяется, искажение формы позвоночника может закрепиться.

Помимо этого, развитию деформаций благоприятствует недостаточное пребывание детей на воздухе, неудобная для движений, чрезмерно теплая и тесная одежда, неправильна по­добранные или недостаточно используемые физические упраж­нения на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, необ­ходимые для укрепления отдельных групп мышц и, в частности, осаночных мышц туловища, которые играют основную роль в соблюдении правильной позы при стоянии и сидении.

Рекомендации врачей, имеющиеся исследования и лучший опыт дошкольных учреждений показывают, что профилактика деформаций заключается в выполнении основных требований к создаваемому для детей режиму и окружающей обстановке: повышение двигательной активности детей в течение дня и максимальное использование воздуха, благотворно влияющих на общее состояние организма, систематическое целенаправлен­ное формирование правильных двигательных навыков, постоян­ное внимание к позам детей и их длительности в течение дня на занятиях и в играх и создание обстановки, обеспечивающей строгий учет индивидуального состояния здоровья, роста всех и отдельных детей.

У детей наблюдаются функциональные нарушения симметрии тела — сколиотическая установка, сутуловатая осанка, а также плоская спина, лордоз и лордокифоз. Указанные типы наруше­ния ос пики определяются соответствующими признаками.

При круглой спине (кифоз) нарушение осанки выра­жается в увеличении грудной кривизны, которая появляется вследствие слабости мышц спины. При этом у ребенка голова имеет наклон вперед, грудная клетка уплощена, плечи опущены с наклоном вперед, лопатки приобретают крыловидную форму; заметно выступает круглая спина, живот выдастся вперед, коле­ни согнуты.

Такое нарушение влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистойи дыхательной систем и ухудшает питание мозга.

Боковое искривление позвоночника (сколиоз) выра­жается в боковом наклоне влево или вправо или имеет общую боковую кривизну. При этом физиологические кривизны позво­ночника сглажены, лопатки, имеющие крыловидную форму, отделяются от грудной клетки; держание корпуса напряженнее, движения мало координированные, происходит много лишней траты мышечной энергии ввиду статического положения мышц и, главным образом, мускулов спины.

Кругло-вогнутая спина (лордоз) характерна уси­ленным прогибом в поясничной области.

При этом искривлении все физиологические кривизны очень усилены. Слишком большой наклон таза и живота вперед, а грудная клетка уплощена и талия укорочена.

Эти недостатки появляются вследствие неравномерного раз­вития различных групп мышц, как сгибателей, так и разгиба­телей. Кроме того, причиной может быть малое пребывание ребенка на воздухе, неправильное питание, отсутствие необхо­димых физических упражнений и закаливания.

Все перечисленные типы нарушения осанки влияют на пси­хику ребенка, понижают общий жизненный тонус, активность, живость повседневного поведения.

При обнаружении того или иного типа деформации осанки с детьми проводятся упражнения корригирующего характера по назначению врача и создаются необходимые условия в течение всего дня.

По данным А. В. Уваровой, при обнаружении у детей ран­него возраста ослабленное™ с гипотрофией и заболеваниями рахитом, ведущих к деформации, целесообразно облучение ультрафиолетовыми лучами, массаж и гимнастика.

В результате происходит улучшение физического развития, роста и веса детей, укрепление их здоровья и повышение жиз­нерадостности. Рекомендуется проводить игры, способствующие

движениям с широкой амплитудой и расширяющими грудную клетку. Для детей дошкольного возраста при деформации осан­ки полезны прежде всего движения на свежем воздухе, а в про­цессе утренней гимнастики и фузкультурных занятий — введе­ние корригирующих упражнений на сближение лопаток и расширение грудной клетки, выпрямляющие спину, расправляю­щие плечевой пояс, усиливающие работу мышц-разгибателей. Эти упражнения должны проводиться в положении стоя и лежа с различными предметами (палки, обручи и т. д.) и без них, около гимнастической стенки, на скамейках и т. п.

Они организуются как с небольшими группами детей, объеди­ненных по обобщающим признакам деформаций, так и индиви­дуально, в зависимости от имеющихся дефектов в осанке.

В каждом отдельном случае корригирующие упражнения отбираются с помощью врача с учетом типа деформации (ско­лиоз, кифоз, лордокифоз), а также и их степени (сколиоз 1-й степени, 2-й степени и т. д.).

При особенно серьезных нарушениях лечение детей проводится методистом лечебной физкультуры при поликлиниках в присут­ствии родителей, которые должны быть осведомлены об этих уп­ражнениях. Курс индивидуальной гимнастики включает 15—25 занятий с перерывом в 2 месяца.

Индивидуальная гимнастика сопровождается массажем мыши спины, грудной клетки, живота, шеи (по назначению врача).

Нарушения осанки бывают связаны с заболеванием опорно-двигательного аппарата плоскостопием.

При правильном развитии опорно-двигательного аппарата формируется правильная осанка. В организме происходит нор­мальное кровообращение, внутренние органы и головной мозг защищены от сотрясения при сильных движениях, благодаря амортизационной роли нормального свода стопы. Правильное, удобное положение стоп придает позвоночнику и всему телу прямое положение, вызывая соответствующий тонус мышц спи­ны и положительные эмоции.

Деформация стопы бывает связана с ослаблением мышц, поддерживающих ее свод, и в силу этого перегрузки связок, выполняющих ту же роль; растягивает их и ведет за собой уплощение стопы. При этом положение таза и позвоночника смещается, они искривляются, осанка нарушается. Все это в свою очередь может вызывать нарушения в работе грудной клетки, брюшной полости, сопровождаться болезненными ощу­щениями. При наличии плоскостопия ребенок устает при дви­жении, чувствует недомогание, головную боль, тонус его пони­жается. При этом могут возникать боли в коленных суставах и в области поясницы, в центре свода стопы, во внутреннем крае пятки, под лодыжками. Все это связывается с ухудшением кровообращения, понижением опорной роли нижних конечностей.

В детских учреждениях состояние осанки и опорно-двигательного аппарата контролируется путем систематических меди­цинских осмотров. Плоскостопие может иметь врожденный характер, возникающий в процессе неправильного внутриутроб­ного развития. Оно может возникать как патологическое явле­ние напочве рахитического заболевания, характерного общим ослаблением организма и в связи с этим ослаблением мышеч­ною, связочного и костного аппаратов; паралитического состоя­ния, характерного параличом всех мышц стопы, как следствия тяжелого заболевания (энцефалит, полиомиелит); травмати­ческого, порожденного несчастным случаем — переломом кос­тей, разрывом мышц и связок; статического, возникающего при слабости мышц и связок стоны и ее перегрузке. Поэтому необ­ходимо учитывать возрастные возможности детей и нормиро­вать длительность их ходьбы по твердой поверхности (асфальт), следить за характером обуви детей. Следует исключить из употребления сандалии с твердой и плоской подошвой, заменив их обувью, плотно облегающей ноги, с удобным небольшим каблучком 1,5—2 см. В случае уплощения стопы обувь ребенка должна иметь супинатор по назначению врача-ортопеда. Очень вредны и недопустимы неоправданные стояния детей в очереди к умывальнику, в ожидании музыкального занятия и т. д. Ре­бенок, утомляясь от стояния, старается изменить положение тела и нередко принимает такое, которое искривляет позво­ночник.

Одним из неправильных и вредных является требование «твердого шага», являющегося по существу топанием, активно уплощающим стопу.

В целях профилактики деформации стопы следует исполь­зовать прежде всего общеукрепляющие средства: воздух, солн­це, водные процедуры, хождение летом босиком по земле с рыхлой поверхностью пли по скошенному лугу. Кроме этого, полезно на ежедневной утренней гимнастике использовать уп­ражнения профилактического характера—ходьбу на пятках и на носках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп, по ребристой лесенке, обхватывая пальцами ее рейки и, т. п. Однако при нарушениях необходимо применять специальные корригирующие упражнения. Они должны быть направлены к тому, чтобы содействовать наиболее энергичному повороту сто­пы внутрь в голеностопном суставе и наибольшим поворотом книзу наружной стороны ступни с вытягиванием носков.

Корригирующие упражнения включают активные движения стопы и пальцев ног, например передача мяча с отталкиванием его ногой (правой, левой и обеими), хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, соби­рание пальцами йог веревки, притягивание к себе палки, балан­сирование, стоя на большом мяче, и др.

Корригирущие упражнения назначаются врачом и индиви­дуальном порядке и выполняются ежедневно в строго опреде­ленное время. Дети с однотипными деформациями объединяют­ся в Небольшие группы.

В процессе работы, через определенные периоды врач осмат­ривает каждого ребенка и с помощью сравнительных данных следит за эффективностью применяемых корригирующих уп­ражнений.

Таким образом, правильно организованная окружающая детей обстановка, строго выполняемый полноценный двигатель­ный режим в течение дня в соответствии с «Программой воспи­тания в детском саду», забота и внимание воспитателя и врача к каждому ребенку могут предотвратить возникновение дефор­маций осанки и стопы и обеспечить ребенку правильное физи­ческое развитие и здоровый положительно-эмоциональный жиз­ненный тонус.

Date: 2016-11-17; view: 634; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию