Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гесихий Ономатол, у схолиаста к Платону «Государство» 600 С.





Протагор, сын Артемона, из Абдеры. Он был носильщиком, но, случайно познакомившись с Демокритом, стал заниматься философией и обратился к ораторской деятельности. Он первый изобрел эристические речи и стал взимать плату с учеников в размере 100 мин. Поэтому то он и был прозван «Платная речь». Его учениками были оратор Исократ и Продик Кеосский. Книги его были сожжены афинянами. Дело в том, что он писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют» (В 4). На него сочинил диалог Платон. Плывя в Сицилию, он вследствие кораблекрушения утонул в 70 от роду, пробыв учителем мудрости 40 лет.

Платон. «Протагор», 317В. (действие происходит около 431 г.). Протагор: «Я иду совершенно противоположным путем, чем они (замаскированные софисты, как Орфей), и (открыто) признаю, что я софист и воспитываю людей… Хотя много лет я уже занимаюсь этим искусством. И вообще мне уже много лет. Из всех вас нет ни одного, кому бы я по возрасту не годился бы в отцы… 318 А. Юноша, если ты станешь моим учеником, то, пробыв со мной день, ты вернешься домой, сделавшись лучшим, и на следующий день (будет) то же самое; и каждый день ты будешь становиться все лучшим и лучшим. 318 Е. Ведь другие приносят вред юношам. Тогда как юноши бегут от наук, они против их желания заставляют их заниматься науками, уча их арифметике, астрономии, геометрии и музыке (при этом он взглянул на Гиппия); приходящий же ко мне будет учиться только тому, ради чего он пришел (ко мне). Наука, (которую я преподаю), есть мудрость в домашних делах, (то есть), как наилучше управлять своим собственным домом, и (мудрость) в государственных делах, (то есть) как искуснее всего действовать и говорить в отношении государственных дел… 319 А. (Сократ): Правильно ля я понимаю тебя? Ты, кажется мне, говоришь о политике и обещаешь сделать своих учеников добрыми гражданами. Вот именно, Сократ, сказал он, это самое обещание я и даю 319 А. Ты публично во всеуслышание перед всеми зллинами назвал себя софистом, учителем науки и добродетели, и первый стал требовать за это вознаграждения.

Платон «Менон» 91 Д. Я знаю одного мужа Протагора, который такой мудростью нажил себе большее состояние, чем Фидий, творивший столь славно прекрасные произведения (искусства), и другие десять (знаменитых) скульпторов… Вся Греция не замечала, как Протагор развращал общавшихся с ним и отпускал их более негодными, чем принимал, (и это он делал) в течение более сорока лет.

Плутарх «Перикл» 36 (из Стесимброта фр. 11). Когда в пентатле кто-то нечаянно попал дротиком в фарсальца Эпитима и убил его (на месте), Перикл целый день потратил в споре с Протагором о том, дротик ли, того ли, кто его бросил, или же распорядителей на состязаниях скорее следует считать истинными виновниками (происшедшего) несчастного случая.

Секст «Против математиков» IX.55,56 (после 81 В 25). Такого же мнения, как эти мужи (Эвгемер, Диагор, Продик и Критий), придерживается и Феодор атеист и, согласно, некоторым, также и Протагор из Абдер… написавший в каком-то своем сочинении прямо так: «О богах я не могу говорить ни о том, существуют ли они, ни о том, каковы они. Ибо многое препятствует мне (в этом)» (В 4). Когда за это афиняне судили его на смерть, он бежал и, (во время бегства) потерпев кораблекрушение на море, скончался. Упоминает об этой истории и Тимон из Флиунта, который во второй из своих «Силл» (фр. 5Д) говорит следующее: «Из всех софистов тогдашних и позднейших самый первый, красноречивейший, умнейший и обходительнейший Протагор. Они хотели сжечь его сочинения за то, что он написал, что не знает богов и не может постигнуть, каковы они и кто они. (Говоря это), он всячески старался сохранить благопристойность (в выражениях о богах). Однако, это ему не помогло, но ему пришлось спасаться бегством, чтобы не погрузиться в Аид, вкусив ужасный Сократовский напиток».

Секст «Пирроновские очерки» 1, 216 след. И Протагор учил, что «человек есть мера всех вещей — существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (В 1), причем он «мерой» называет критерий, «вещами» же дела (то, что делается); таким образом он утверждает, что человек есть критерий всех дел существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. И вследствие этого он принимает только то, что является каждому (отдельному человеку) и таким образом вводит (принцип) относительности (217).

Итак, этот муж говорит, что материя текуча и при течении ее беспрерывно происходят прибавления взамен убавлений ее и ощущения перестраиваются и изменяются в зависимости от возрастов и прочих телесных условий. (218) Он говорит также, что причины всего того, что является, лежат в материи, так что материя, поскольку все зависит от нее самой, может быть всем, что только является всем (нам). Люди же в различное время воспринимают по-разному в зависимости от различий своих состояний. А именно, тот, кто живет по природе, воспринимает то из заключающегося в материи, что может являться живущим по природе, живущий же противоестественно — то, что (может являться) живущим противоестественно. (219)

И совершенно то же самое учение дается и в отношении возрастов и относительно сна или бодрствования и о каждом виде состояния (человека). Итак, согласно его учению, критерием существующего является человек. Ибо все, что представляется людям, то и существует, а то, что не является никому из людей, то и не существует.

Итак, мы видим, и (в своем учении) о текучести материи и (в учении) о том, что причины всех явлений лежат в материи, он держится догматических взглядов, (между тем как) это недостоверно и нам надлежит воздерживаться от суждения (о таких вещах).

Date: 2016-11-17; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию